Введенская церковь (дмитров)

Введенская церковь (дмитров)

ДМИТРОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Первое упоминание о Введенском храме встречается в Конюшенной слободе города Дмитрова в дозорной грамоте 1625 года: «Храм Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе, стоит пуст» из-за сильного обветшания. Здание было деревянным, о чем свидетельствует документ 1707 года.

Каменный храм был возведен «тщанием» прихожан во второй половине XVIII века. Известны крупные пожертвования на строительство храма от Ф.М. Макарова и семьи Толченовых (отца и сына).

24 октября 1764 года освящен придел посвященный святителю Николаю Чудотворцу.

15 июля 1765 года освящен придел посвященный святым мученикам Кириаку и Иулитте.

10 сентября 1768 года епископ Переяславский и Дмитровский Геннадий (Границкий) освятил главный престол храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он имеет необычайно пышное убранство для сельского храма: шестиярусный иконостас с объемной барочной резьбой и витыми колоннами. При храме имелось деревянное здание, в котором размещалось приходское училище.

Настенная живопись принадлежит художнику П.В. Кузяеву, который работал в храме в 1872 и 1879 годах

В 1786 году по проекту Н.П. Осипова была построена трехъярусная колокольня, но за высоким куполом храма звон был плохо слышен и поэтому в 1832 году надстроили четвертый ярус. На колокольне было восемь колоколов. Самый большой из них весил почти три с половиной тонны.

В советское время из храма вынесли всю драгоценную утварь, с некоторых икон были сорваны венцы и оклады, похищены кресты-мощевики. Под слоями извести исчезла роспись на фасаде здания.

В 1937 году власти согнали всех жителей к храму и объявили, что по просьбе трудящихся будут сбрасывать колокола. Храм оцепили вооруженные красноармейцы. В тот день было уничтожено три самых больших колокола. Тем не менее, храм никогда не закрывался.

Во время Великой Отечественной войны всего в километре от храма на горе Волдынской остановились немецкие войска. Отсюда было удобнее обстреливать Дмитров. Артобстрелы велись регулярно. Жители Заречья (современной название Конюшенной слободы) прятались в храме, чтобы спастись. На колокольне находился дозорный пункт советских войск.

5 декабря 1941 года немецкий снаряд влетел в храм, пробил стену трапезной и разорвался в приделе святителя Николая, унеся жизни 11 человек. Погибшие похоронены в двух братских могилах около храма.

20 лет алтарницей храма служила схимонахиня Иоанна (Патрикеева), келейница и духовная дочь священномученика Серафима (Звездинского), сопровождавшая его во всех ссылках вплоть до его мученического конца.

При Введенской церкви действует воскресная школа и библиотека.

Архитектура

Композиционным центром здания с трехчастной схемой служит одноглавый храм типа «восьмерик на четверике» с двусветным основанием, граненой апсидой и высоким сомкнутым сводом с люкарнами. Четырхстолпная трапезная, перекрытая системой коробовых сводов, соединяет его с колокольней в четыре яруса. Фасады церкви имеют развитой, в основном кирпичный декор с сильным рельефом.

Активными элементами убранства служат спаренные лопатки, поярусные карнизы и плоские силуэтные наличники с лучковыми и треугольными фронтонами. На восьмерике декорация становится более легкой и меняет свой характер. Главное место здесь занимает классический мотив палладианского окна. Очень хороши резные, с головками херувимов белокаменные капители угловых пилястр. В архитектуре колокольни обращают внимание изящные, тонко проработанные лепные гирлянды. Настенная роспись церкви сделана художником П.В. Кузяевым.

Интерьер храма украшает великолепный шестиярусный золоченый иконостас второй половины XVIII века с ордерным членением, колоннами, пышными резными картушами и круглой скульптурой. Часть его икон и три паникадила церкви того же времени. На стенах и своде храма — скромная лепная отделка с чертами барокко. Стенная роспись 1788 года поновлялась во второй половине XIX и в XX веков. Малые иконостасы в приделах — конца XIX века.

Введенская церковь Дмитров

Введенская церковь Дмитров

Введенская церковь Дмитрова находится в Конюшенной слободе в Заречье — это район на левом берегу реки Яхромы, ныне фактически «Заканалье», потому как река мельчает, а роль водной артерии взял на себя канал имени Москвы.

Первое упоминание о Введенской церкви — еще деревянной — относится к началу XVII века. Каменный храм строился в несколько этапов — сначала собственно церковь, а потом (1786 год) колокольня; в 1832 году колокольню надстроили четвертым ярусом. Церковь в стиле барокко получилась необычайно роскошной и богато украшенной по меркам слободского храма; особенно поражает резной шестиярусный иконостас.

После революции храм не закрывался, хотя новая власть достаточно над ним надругалась — из церкви изъяли всю драгоценную утварь и мощевики, осквернили несколько икон, сбросили колокола. Ныне храм восстановлен и радует глаз.

Почитаемая святыня — икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, датируемая, по надписи на обороте, 1748 годом. Даритель — купец М. Попов.

Похожие статьи:

  • Церковь Вознесения в Коломенском фото история краткоЦерковь Вознесения в Коломенском фото история кратко
  • Казанский собор в Санкт-Петербурге фото история кратко режим работыКазанский собор в Санкт-Петербурге фото история кратко режим работы
  • Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)
  • Церковь Покрова на Нерли описание фото историяЦерковь Покрова на Нерли описание фото история
  • Успенский собор СмоленскУспенский собор Смоленск
  • Успенский собор Московского Кремля фото описание архитекторУспенский собор Московского Кремля фото описание архитектор
  • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице НовгородЦерковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород
  • Воскресенский собор ТутаеваВоскресенский собор Тутаева
  • Спасо - Преображенский Соловецкий монастырьСпасо — Преображенский Соловецкий монастырь
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках МоскваХрам Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках Москва
  • Георгиевский собор Юрьев ПольскийГеоргиевский собор Юрьев Польский
  • Собор Василия Блаженного в России Покровский соборСобор Василия Блаженного в России Покровский собор
  • Знаменский собор КурскЗнаменский собор Курск
  • Спас-на-Крови Санкт-Петербург (Собор Воскресения Христова)Спас-на-Крови Санкт-Петербург (Собор Воскресения Христова)

Дмитров, Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первое упоминание о Введенском храме встречается в дозорной грамоте 1625 г., которая гласит, что «храм Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе, стоит пуст из-за сильного обветшания. Здание было деревянным, о чем свидетельствует документ 1707 г. Каменный храм был возведен «тщанием прихожан» во второй половине XVIII века. Известны крупные пожертвования на строительство храма от Ф.М. Макарова и семьи Толченовых.

Установить более точную дату постройки не представляется возможным, большинство документов указывают 1766 г., но в храмозданной грамоте сказано, что она выдана 4 июня 1762 г. Преосвященным Сильвестром, епископом Переяславским и Дмитровским. Такое расхождение объясняет клировая ведомость от 1887 г., которая сообщает, что грамота была выдана прежде окончания строительства храма. В 1768 г. 10 сентября епископ Переяславский и Дмитровский Геннадий освятил главный Введенский престол храма. В документах тех лет указывается, что церковь «состоит во всяком благолепии, утварью достаточна», количество дворов в приходе в разные годы колеблется от 89 до 94, число прихожан около 350-ти, «дворянских, приказных и раскольников не имеется, а причта положено по штату издавна: священник – 1, диакон – 1, и два причетника». Церковь владела 2650 кв. саженями земли. К тому времени при храме уже имелось деревянное здание, в котором размещалось приходское училище. В 1786 г. священник Симеон Наумов и «все тоя церкви прихожане» подали прошение, чтобы «при оной церкви вместо деревянной колокольни построить каменную». Колокольня была отстроена трехярусная, по проекту Н.П. Осипова, но за куполом храма звон был плохо слышен в округе, поэтому в 1832г. надстроили 4-й ярус. Имелось 8 колоколов, из которых самый большой был весом в 213 пудов (3400 кг).

Введенская церковь имеет необычайно пышное для сельской церкви убранство. Более всего поражает центральный иконостас – шестиярусный, золоченый, с объемной барочной резьбой. Царские врата вырезаны из цельного куска дерева (нет ни одной накладной детали). Одним из самых старых и почитаемых храмовых образов является образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. На его обороте имеется надпись «1748 г. ноября месяца. купец Михайло Иванов Попов. дал вклад в церковь Божий сей образ». Имеющаяся в храме настенная роспись принадлежит «свободному художнику П.В. Кузяеву», который работал в храме в 1872 и 1879г.г. Из утвари прежде всего обращает на себя внимание семиярусное паникадило в центре храма, украшенное фигурами ангелов, райскими цветами, ветвями райских деревьев, а также трехметровый крест, являющийся наиболее точной копией Яхромского чудотворного креста. В храме имеются три точных списка с чудотворных икон Божией Матери: Казанской, Тихвинской, Феодоровской. Интерес представляет кафельная плитка, которая образует великолепную «ковровую дорожку» от дверей до амвона. Имеется «клеймо производителя» – испанская фирма «Косе и Дюрр», Мясницкая 13.

Советское время началось для Введенской церкви с изъятия ценностей – из храма вынесли всю драгоценную утварь, с некоторых икон были сорваны венцы и оклады, похищены кресты-мощевики. Под слоями извести исчезла роспись на фасаде здания. В 1937 г. власти согнали всех жителей к храму и объявили, что сейчас будут «по просьбе трудящихся» сбрасывать колокола. В тот день было уничтожено три самых больших колокола. Тем не менее, храм никогда не закрывался. Во время Великой Отечественной войны всего в километре от храма на горе Волдынская остановились немецкие войска. Артобстрелы велись регулярно, жители Заречья (современное название Конюшенной слободы) бежали в храм. На колокольне находился дозорный пункт. 3 декабря 1941г. один снаряд влетел в храм, пробив стену трапезной и разорвался в приделе св. Николая. Во время взрыва погибло 11 человек. Погибшие были похоронены на территории храма в двух братских могилах.

О священнослужителях советского периода известно немного. 24 года настоятелем храма был Константин Михайлович Пятикрестовский. Он родился 31 мая 1877г. в Москве в семье священника. 18 октября 1913 г. был направлен настоятелем в Введенскую церковь Дмитрова. 12 мая 1932г. возведен в сан протоиерея. Арестован в ночь на 26 ноября 1937г., 5 декабря того же года осужден на 10 лет исправительных лагерей, без права переписки, за «антисоветскую деятельность и агитацию». Местом заключения определили Мариинские лагеря, где он и скончался 6 июля 1938 г. Реабилитирован 15 мая 1959 г. Причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе 2000 г.

На протяжении 20 лег алтарницей в Введенском храме была схимонахиня Иоанна (Патрикеева), келейница и духовная дочь сщмч. Серафима (Звездинского), сопровождавшая его во всех ссылках до его мученического конца. Владыка называл ее «моя овечка», доверял ей свой архив. В храме как святыни хранятся некоторые личные вещи сщмч. Серафима. В марте 1999 г. настоятелем храма назначен иерей Павел Козлов. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. При храме действует воскресная школа, проводятся встречи с православной молодежью, есть библиотека. Проезд из Москвы с Савеловского вокзала до ост. г. Дмитров, далее автобусы по направлениям: Ново-Синьково, Рогачево. Автополигон Мельчевка до ост. Заречье.

Введенский храм в Дмитрове в Заречье

Церковь Введения Пресвятой Богородицы на западной окраине Дмитрова является одной из двух городских церквей, которая не закрывалась в советское время. Каменный храм 1766 года находится в районе Заречье в бывшей Конюшенной слободе. Неподалеку от храма сохранилась купеческая усадьба хлеботорговца Ивана Алексеевича Толченова, известная по имени следующего владельца как «Тугаринов дом». Храм в Заречье строился и украшался на деньги купцов Ф.К. Макарова, его зятя А.И. Толченова и внука И.А. Толченова. В честь небесного покровителя отца храмоздателя один из приделов Введенского храма был посвящен редкому святому Кирику и его матери мученице Иулитте.

В книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» А.И. Некрасова (1928) давалась высокая оценка архитектуры усадебного дома, флигеля и Введенской церкви, составивших единый комплекс зданий второй половины и конца XVIII века. С 1754 года деревянные церкви в Дмитрове повсеместно заменялись каменными, но, по словам А.И. Некрасова, в архитектурном отношении все они были просты и похожи друг на друга. «Лишь один архитектурный памятник конца XVIII в. стоит на большой высоте искусства, именно: в заречной слободе дом купцов Тугариных… снаружи представляет замечательное произведение в пилястровом стиле Ринальди; выполнение форм первоклассно…Современен Тугариновскому дому исключительно художественный иконостас стиля рокайль в церкви той же заречной слободы».

Дом у Введенской церкви стали называть «Тугариновским» позже, а первым его владельцем и строителем был хлеботорговец Толченов. Справочник «Памятники Архитектуры Московской области» называет дом единственным образцом усадебного комплекса эпохи классицизма в Дмитрове. На 1770-1780 годы пришелся расцвет хлебной торговли Толченовых, во время которого в Дмитрове побывал известный историограф Г.Ф. Миллер. В своих записках он причислял Толченовых к числу самых влиятельных людей города: «Купцы с мещанами состоят в гражданских делах под ведением бургомистров и двух ратманов. Прочие жители, кои под общим званием разночинцев разумеются, принадлежат воеводской канцелярии… Первейший купец Алексей Ильин сын Толченов с сыном составляют первую гильдию. Они платят с обращавшегося у них в торгу ими самими объявленного капитала по 200 рублей». Сын Алексея Ильича Толченова Иван до 1812 года вел записи, которые назвал «Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова». В этом дневнике рассказывается о семье храмоздателей зареченской церкви.

Устроителем сохранившегося Введенского храма являлся тесть Толченова, купец из Конюшенной слободы Федор Кириллович (Кириков) Макаров. Первая жена храмоздателя Марфа Матвеевна (в девичестве Мошарова) родила Макарову единственную дочь Феодосию, которая в 1750 году вышла замуж за упоминавшегося Алексея Ильича Толченова. Молодой купец унаследовал от своего тестя торговое дело и продолжил богоугодное начинание жертвовать деньги на храм в Заречье. Теща Толченова Марфа Матвеевна Макарова скончалась в 1763 году и была погребена в трапезной части строящейся Введенской церкви. Федор Кириллович Макаров скончался в 1771 году при следующих обстоятельствах: старик сильно заболел, находясь на одной из своих мельниц. Толченов поспешил к тестю на лодке, забрал больного и вместе с ним отправился было в Дмитров, но тот скончался по дороге, посреди реки Сестры недалеко от деревни Стрелка. Тело Федора Кирилловича было погребено рядом с первой супругой в трапезе Введенской церкви.

Сам Алексей Ильич Толченов умер от сердечного приступа в 1779 году во время поездки в Переславль к епископу Феофилакту. Ночью в Переславле у дмитровского купца украли коней, и это происшествие сильно расстроило хозяина. На обратном пути в Дмитров при подъезде к Сергиеву Посаду А.И. Толченову неожиданно стало плохо – вскоре он умер. Купец был погребен в склепе у собора Борисоглебского монастыря города Дмитрова.

Иван Алексеевич Толченов – автор дневниковых записок – в 1786 году заложил каменную колокольню храма, который строил его дед Федор Кириллович Макаров и украшал его отец Алексей Ильич Толченов. В это же время началось строительство нового усадебного дома Толченова неподалеку от церкви – одного из первых каменных жилых зданий в Дмитрове. Синхронность возведения обоих построек у одного заказчика дала повод искусствоведу К.А. Соловьеву, инспектировавшему в 1942 году состояние памятников, которые пострадали во время боев в Дмитрове, предположить, что колокольню Введенской церкви и дом Толченова (Тугаринов дом) строил один и тот же архитектор.

В конце 1790-х годов торговая династия Толченовых теряет свои позиции. Неудачная экономическая политика Павла I , плохой урожай хлеба, рост конкуренции и другие факторы привели к разорению многих дмитровских купцов, в особенности хлеботорговцев. В 1796 году Иван Алексеевич Толченов, не имея средств платить многочисленным кредиторам, распродавал свое имущество в Дмитрове, а сам скрывался на мельнице. Финансовые авантюры его главного поверенного в Петербурге и карточные долги ускорили банкротство Толченова. Каменный дом в Заречной слободе возле церкви был продан купцу И. А. Тугаринову, благодаря чему он получил свое имя «Тугаринова дома».

В 1820 году в семье дьякона Введенского храма города Дмитрова родился Дмитрий Иванович Кастальский – известный священник, преподаватель богословских дисциплин, церковный писатель, протоиерей Казанского собора на Красной площади в Москве. Священник оставил после себя девять томов ценных воспоминаний «Семейные записки», которые иллюстрировал собственными рисунками. Вот как он описывал родной дом в Конюшенной слободе Дмитрова: «Наш старый в три окошка дом, сильно севший наперед и упиравшийся на песочную завалинку… Этот дом, такой тесный, был для нас теплым уютным гнездом, который мы не променяли бы на чужие хоромы… Окна нашего дома смотрят на Введенскую церковь, на ее северную сторону, и одно окно – на восточную». Сын дмитровского священника Александр Дмитриевич Кастальский стал известным композитором, дирижером и музыковедом.

В 1913-1937 годах в Введенском храме служил священномученик Константин Михайлович Пятикрестовский. В советские годы храм не был закрыт, но гонения не обошли стороной его служителей. Судьба местного новомученика связана сразу с несколькими уголками Подмосковья. Красивая фамилия отца Константина происходила от имени древнего погоста Пять Крестов в Коломенском уезде, в храме которого издавна служили предки священномученика. Крестили младенца Константина в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (деревня Павлино в г.о. Балашиха). В 1899 году Константин Пятикрестовский был назначен служить в Михаило-Архангельский храм села Коробчеево Коломенского уезда. С 1903 по 1913 годы отец Константин был настоятелем Никольского храма села Летово Подольского уезда. А последние 25 лет жизни отец Стефан был настоятелем Введенской церкви города Дмитрова. В 1937 году священник был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорен к 10 годам лагерей. Отец Константин скончался в Мариинских лагерях. В 2017 году на стене Введенского храма была установлена памятная доска с барельефным портретом священномученика Константина, ставшего небесным покровителем церкви в Заречье.

Патриарший наместник Московской епархии совершил великое освящение Введенского храма города Дмитрова

Патриарший наместник Московской епархии совершил великое освящение Введенского храма города Дмитрова

28 марта 2021 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения Введенского храма в подмосковном городе Дмитрове и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов Московской областной епархии: Дмитровского — протоиерей Афанасий Чорногуз, Балашихинского — протоиерей Димитрий Мурзюков, Яхромского — священник Сергий Бернацкий, Рогачевского — священник Сергий Сафронов, настоятель Введенского храма иеромонах Симеон (Родионов), духовенство Дмитровского благочиния.

За богослужением молились глава Дмитровского городского округа И.И. Поночевный, президент Ассоциации малых и средних городов России В.В. Гаврилов с супругой Е.А. Гавриловой, благотворители и благоукрасители храма.

После сугубой ектении на Литургии Патриарший наместник Московской епархии вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви.

По окончании богослужения с приветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился настоятель Введенского храма иеромонах Симеон (Родионов): «В истории нашего храма были и прекрасные, и страшные годы, когда наш настоятель, священномученик Константин Пятикрестовский, пострадал от безбожных властей. Здесь бывал священномученик Серафим, епископ Дмитровский. И зная, как Вы трепетно и с любовью относитесь к памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы хотели бы преподнести Вам в дар на молитвенную память копию панагии священномученика Серафима. Когда Вы будете надевать ее, вспоминайте наш храм, и поминайте нас в своих святых молитвах».

С архипастырским словом к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:

«Ваше Преосвященство! Дорогой отец настоятель! Уважаемый Илья Игоревич! Дорогой Валерий Васильевич!

Сегодня я вижу много старых друзей, и ко всем с радостью обращаюсь: дорогие братья и сестры! О многом хочется сказать, но сегодня была продолжительная великопостная служба, освящение храма, и если бы я сейчас говорил все, что у меня на сердце, мое слово продолжалось бы по времени как еще одна Литургия. Поэтому хочу кратко обратиться к вам в день, когда мы продолжаем поприще Великого поста. Сегодня многие из вас сподобились причаститься Святых Христовых Таин. Я рад видеть ваше благочестие, рад что многие из вас исповедовались и причастились.

Сегодняшнее Евангелие (Мк. 2:1-12) предлагает нам поразмышлять о взаимосвязи молитвы, покаяния и греховности. Мы слышим рассказ о расслабленном, находящемся в параличе, человеке, которого товарищи спускают к ногам Христа и который получает от Него прощение грехов. На недоумение книжников: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7), — Господь произносит слова, указывающие на прямую связь греха и болезни: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11). Возлюбленные братья и сестры, этот евангельский эпизод научает нас тому, что не случайно Церковь предлагает нам долгие посты для молитвы и покаяния, потому что именно от наших грехов часто появляются немощи и болезни. Во время Великого поста Церковь особенно призывает нас к покаянию, к исправлению нашей греховной жизни. Сегодня я с радостью вижу в этом древнем храме множество людей, собравшихся для молитвы, покаяния, причащения Святых Христовых Таин.

Храм — это место, где православные люди проводят свою жизнь, готовясь к жизни вечной. И я радуюсь, что этот древний храм сохранился, что он предстоит перед нами в прежней красоте. Я сожалею, что долго не мог приехать, чтобы освятить храм, но сейчас, пользуясь этой возможностью, хотел бы бы поблагодарить Валерия Васильевича Гаврилова и всех, кто вместе с ним стремился восстановить эту святыню в прежней красоте и величии. Мы радуемся, что находимся здесь: и те, которые жертвовали на реставрацию, и те, которые помогали, и те, которые ее проводили. Мы радуемся, что Господь дает нам возможность для совместной молитвы. И я еще раз благодарю всех, кто приблизил день освящения храма своими жертвами, молитвами, своим участием!»

В связи великим освящением Введенского храма владыка Ювеналий вручил награды Московской областной епархии особо потрудившимся на благо Церкви. В.В. Гаврилов был удостоен медали «За труды по восстановлению порушенных святынь» I степени; Е.А. Гаврилова — медали «За жертвенные труды» I степени; настоятель храма иеромонах Симеон (Родионов) и настоятель Троицкого храма города Дмитрова протоиерей Максим Брусов — медали «За усердное служение» III степени; А.Ю. Суворов и Г.В. Никонорова — медали «За жертвенные труды» III степени; духовенство, благотворители и благоукрасители Введенского храма — благодарственных и благословенных грамот митрополита Ювеналия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector