Старообрядческие храмы в москве действующие адреса

Старообрядческие храмы в москве действующие адреса

Старообрядческая община города Иркутска

В отличие от Забайкалья, где православные ста­рообрядцы имеют значительный удельный вес и проживают компактно, в Иркутской области они малочисленны – 0,01% верующего населения. Стаообрядчество представлено Русской Православной Старообрядческой Церковью (Белокриницкая иерар­хия) (РПСЦ). Несмотря на то, что 22 октября 2010 г. решением Архиерейского собора РПСЦ была восстановлена Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока с включением в нее Иркутской области (во главе с епи́скопом Патермуфием (Артемихиным), старообрядческая община г. Иркутска предпочла сохранить окормление епископа Новосибирской и Всей Сибири преосвященного Силуяна.

В 1997 г. РПСЦ было передано здание по адресу ул. Баррикад, д.109, став­шее старообрядческим молельным домом. Сейчас там завершается ремонт. Построенная в 2000 г. на Покровском погосте (вблизи с. Пивовариха) часовня 19 июля 2002 г. была освящена владыкой Силуяном, как храм во имя Покрова Божьей Матери, в па­мять о существовавшей в Иркутске в 1911–1936 гг. одноименной церкви, которая находилась при пере­сечении нынешних улиц Байкальской и Советской.

В 1994 г. разрозненные группы православных старообрядцев г. Иркутска были объединены усилиями отца Валерия Сикерина (настоятель Иркутского прихода до 2002 г.). Огромная подвижническая роль в становлении и ук­реплении общины принадлежит ее старосте Иннокен­тию Сергеевичу Поротову и его сыну Руслану.

Не­большие старообрядческие группы имеются в Ангарске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Зиме и др.

Адрес Иркутской общины: Иркутск, ул. Баррикад, д. 109

Тел.: (3952) 68-87-83

Конфессии в 1999 г.

Владыка СИЛУЯН

Владыка СИЛУЯН

(КИЛИН Симон Анфиногенович)

Епископ Новосибирский и Всея Сибири РПСЦ

Родился 15 мая 1939 г. в с. Подойниково Панкрушихинского района Алтайского края. Получил традиционное домашнее воспитание. Церковному уставу и знаменному пению обучался у известного в Сибири уставщика Н.Д. Тимофеева. Детство провел в г. Колпашево Томской области.

В 1953 г. переехал с семьей в Новосибирск. В 1958 г. ремесленное училище в г. Новосибирске. В 1958–1961 гг. служил в радиотехнических войсках ПВО на о. Сахалин, получил специальность радиотехника. Работал слесарем-ремонтником промышленного оборудования. Закончил курсы бухгалтеров.

С 1961 г. – послушник Никодима (Н.Т. Латышева), епископа Кишиневского, секретарь Кишиневской епархии.

В 1966 г. рукоположен в священники Мазаракиевской (Покровской) церкви в г. Кишиневе. В 1987 г. переведен на служение в г. Минусинск Красноярского края.

В 1990 г. возведен в сан протоиерея, назначен советом Митрополии благочинным сибирских старообрядческих приходов.

На Освященном соборе в октябре 1992 г. избран для поставления в сан епископа Новосибирского и всей Сибири и Дальнего Востока. Святительская хиротония состоялась 18 октября 1992 г. С октября 2010 г. – епископ Новосибирский и всей Сибири.

С октября 1998 г. по апрель 1999 г. окормлял Христорождественский приход г. Сиднея (Австралия). По постановлению совета Митрополии от 26 ноября 2004 г. временно исполнял обязанности правящего архиерея Кишиневской и всей Молдавии. При активной поддержке епископа Силуяна открыто большинство ныне действующих приходов Сибири и Дальнего Востока; завершено строительство кафедрального собора в г. Новосибирске (1999 г.).

Летом 2008 г. в Иркутске была зарегистрирована община Русской Древлеправославной Церкви (Новозыбковская иерархия). Ее представителями была подана заявка на строительство храма.

Не имеющие священства старообрядцы поморс­кого согласия (беспоповцы) проживают в с. Хортагна Заларинского района. В основном это люди старшего поколения.

shurov_oleg

Сегодня я начинаю рассказ о старообрядчестве в Подмосковье. В общероссийском сознании принято считать, что после раскола Русской Православной церкви во второй половине XVII века, большая часть старообрядцев бежала от государственной власти в дальние углы России и сопредельных государств. Но уже тогда, в самом центре государства, в Московской губернии, постепенно начал формироваться настоящий старообрядческий анклав. К началу XX века, на немалой по площади территории (от Богородска-Ногинска и Орехово-Зуева, до Егорьевска и Коломенского уезда) жили преимущественно старообрядцы. Наглядно это демонстрирует фрагмент карты того времени, на которой показаны раскольнические населённые пункты.

Карта раскольничьих селений Московской губернии

Недаром этот край называют иногда старообрядческой Палестиной. Еще, очень часто, эту территорию называют Гуслицы. Но географически понятие «Гуслицы» несколько уже. Вот карта населённых пунктов на 1900 год, жители которых считали себя гусляками, т.е. жителями Гуслицы.

1900 Карта Гуслицы - без молелен

Хотя в целом такое понимание правильное, поскольку именно в Гуслицах были сконцетрированны населенные пункты поголовно заселённые старообрядцами. Само же понятие «волость Гуслица» впервые упоминается в 1339 году в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. Владимир Лизунов в своей книге «Старообрядческая Палестина» пишет, что после церковной реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую церковь и особенно после второго стрелецкого бунта 1698 года, в глухие гуслицкие леса бежало много ревнителей старой веры и уже к концу ХVII столетия в Гуслицах насчитывалось уже 46 деревень. «Свою известность и неповторимую самобытность Гуслицы получили именно благодаря старообрядцам. Укрывшись в прежде глухой и малопроизводительной местности, они со временем сделали её одним из крупнейших духовных центров старообрядчества, а также способствовали её экономическому развитию. Будучи очень бережливыми и расчетливыми, лишённые вредных светских привычек и увлечений, многие старообрядцы быстро богатели, выбивались в люди, становились купцами. Возникшая в результате постоянных преследований религиозная сплочённость помогала поддерживать своих единоверцев, помогать и им выбираться в зажиточные слои. Кадровую политику на своих фабриках купцы-старообрядцы также старались строить по религиозному признаку, что способствовало дальнейшему распространению «раскола» на оставшуюся часть гуслицкого православного населения: «одни крестьяне окрестных деревень делались на фабриках приказчиками, конторщиками и т.п., другие стали работать в своих домах по заказам фабрикантов. Ткацкие станки появились чуть не в каждом доме и прежние бедняки-хлебопашцы и лесники превратились зажиточных промышленников. Богачи их поддерживали, давали средства наживаться, богатеть и самим делаться фабрикантами и миллионерами. Но фабриканты — старообрядцы лишь тем из крестьян давали заработки, лишь тем помогали и доставляли возможность самим делаться богачами, которые стояли с ними под одним знаменем». Основная масса гуслицких староверов в XIX столетии принадлежала к приемлющим священство Белокриницкой иерархии. Представителей других согласий было немного. Практически в каждой деревне была своя моленная. На современной карте Гуслицы и окрестностей это хорошо видно. Многие из них во второй половине 1900-х годов были юридически переоформлены в старообрядческие церкви.

Старообрядческое Подмосковье - Карта

Вначале я расскажу и покажу храмы, действующие, восстанавливаемые и строящиеся в настоящее время. И начну со старообрядческих церквей крупных современных городов Подмосковья.

Орехово-Зуево — Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Построена в 1884 г. как «Поморская». Без внешних «оказательств», однако в 1906 г. ограничения сняли, и храм получил свой нынешний облик. В 1936 г. храм был закрыт. В здании долгие годы размещался аэроклуб, затем склады ДОСААФ. В советское время, с 1970 г. у старообрядцев белокриницкого согласия был молельный дом, размещавшийся в обычном деревянном доме у Зуевского кладбища. Решением горсовета от 1 августа 1990 г. белокриницкой общине передан бывший храм поморцев, сейчас он практически восстановлен.

Егорьевск — Старообрядческая Церковь Георгия Победоносца
Храм построен в 1882 году. В 1936 году его закрыли. В здании располагались разные учреждения и дом пионеров. В середине 1990-х храм вернули старообрядческой общине г. Егорьевска. Внешний облик восстановлен. Строится разрушенная колокольня.

Фото 2013 г. Площадка под строительство колокольни

Фото 2015 г. Строительство колокольни

Павловский Посад — Старообрядческая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Корнево
Храм построен и освящён в 1997 на месте деревянной церкви, сгоревшей в 1993. Деревянная церковь была построена в 10-х годах 20-го века в деревне Корнево (ныне — часть Павловского Посада) на деньги Арсения Ивановича Морозова.

Коломна — Старообрядческая церковь Воскресения Словущего, что на Посаде
Церковь построена в 1716 году как «новообрядческая». Храм на подклете, увенчанный горкой кокошников и пятиглавием, выстроен в формах московского зодчества XVII в. Закрыт в 1930-х, сломана шатровая колокольня. Отреставрирован в 1970-х. Открыт в начале 1990-х и отдан старообрядческой общине Белокриницкого согласия Коломны.

Все эти храмы находятся в городах, территориально расположенных на востоке Подмосковья, и возникновение и строительство так или иначе было связано с выходцами и Гуслицы.
В других частях Московской области есть старообрядческие общины, имеющие свои храмы:

В бывшем селе Тураево, а теперь части Лыткарино — Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Тураево
Храм построен в 1905-1907 годах по проекту И.Г. Кондратенко. Принадлежит старообрядческой общине Белокриницкого согласия.

В пригороде Серпухова, в селе Глазово — Церкви Успения Пресвятой Богородицы (старая и новая). Каменная однокупольная церковь с колокольней, выстроенная в 1905-1907 вместо прежде бывшей моленной. Принадлежала старообрядческой общине, приемлющей окружное послание. Закрыта в начале 1960-х, к 1990-м пришла в аварийное состояние, своды обвалились. В сер. 2000-х возвращена верующим, начат ремонт. Рядом построена небольшая деревянная церковь того же посвящения.


Фото не моё — Михаила Ильина

Верея — Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь в псевдорусском стиле, переделанная в 1908 из старого молитвенного дома постройки 1816. Не закрывалась, в советские годы.


Опять не моё фото — Жиляева Евгения

Авторское право НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ! Копирование и публикация фотографий из статьи только с согласия автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector