Старообрядческая церковь в москве адрес

Старообрядческая церковь в москве адрес

Старообрядческая церковь в москве адрес

Церковная лавка

Официальный интернет-магазин отдела рассылки Митрополии ismaragd.ru. Духовная литература и церковная утварь с доставкой.

Адрес лавки: 109052, г. Москва, ул. Рогожский поселок 29, стр. 9. Телефон: 8 (495) 918-13-92

Документы

Полезные ресурсы

Рекомендованные к посещению информационные ресурсы о старообрядчестве:

Президент на Рогожском

31 мая 2017 года Рогожский административно-духовный центр посетил президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Агафья Лыкова

Краткая история жизни и подборка новостей сайта РПСЦ о самой известной таежной отшельнице старообрядчества Агафьи Лыковой.

Контакты

Адрес Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви: 109052, г. Москва, улица Рогожский Поселок, д. 29, стр. 3.
Телефон: 8 (495) 361-51-91
e-mail: mmitropolia@gmail.com
Подробнее →

75-летний юбилей архиепископа Зосимы

75-летний юбилей архиепископа Зосимы

12 января свой 75-й день ангела отметил архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев). Поздравление юбиляру направил митрополит Корнилий.

Зарубежные старообрядцы

Православная миссия в Пакистане: истоки и современность

Очерк посвящён истории и современному состоянию православной миссии в Исламской Республике Пакистан.

Рождественский праздник на Рогожском

Рождественский праздник на Рогожском

Митрополит Корнилий поздравил юных прихожан Рогожских храмов с Рожеством Христовым.

Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым — 2020

Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым 2022 г.

Проявите милосердие и жалость ко всем людям, принося в любви себя в жертву, как это сделал наш Спаситель-Христос. И если мы это исполним, то Христос родится в нашей душе, и мы со всей уверенностью сможем сказать: «Христос раждается, славите!»

Поздравление, поступившее в адрес митрополита Корнилия

Поздравления с Рожеством Христовым, направленные в адрес митрополита Корнилия

Поздравления предстоятеля Церкви от представителей власти РФ.

Храм в Куниче обрел настоятеля

Храм в Куниче обрел настоятеля

Епископ Евмений возвел в сан священника диакона Виссариона Макарова.

Ночное богослужение под 1 января

Ночное богослужение на память св. мч. Внифантия

В Покровском кафедральном соборе на Рогожском в ночь с 31 декабря на 1 января пройдет богослужение, которое возглавит преосвященнейший митрополит Корнилий.

Корабль обуреваемый: Опыт сохранения старой православной веры во времена гонений (в XVII – XХ веках)

Корабль обуреваемый: Опыт сохранения старой православной веры во времена гонений (в XVII – XХ веках)

В тяжелейших условиях гонений Древлеправославная Христова Церковь на земле не разрушилась, но благодаря мудрости и стойкости священников, иноков и миллионов простых христиан сохранила неповреждённой истинную веру.

Памятные даты в жизни московской общины

Памятные даты в жизни московской общины

В Покровско-Успенской общине Москвы отметили 110-летие со дня освящения храма, 4 года с момента возобновления в нем богослужений и 10-летие хиротонии диакона Алексея Титова.

Прошедшие забытыми тропами

Прошедшие забытыми тропами

Община Вятки реализовала проект «Забытые тропы». О паломническо-трудовых десантах на месте исчезнувших храмов выпущен фильм.

Диаконская хиротония в Кишиневской епархии

Диаконская хиротония в Кишиневской епархии

Епископ Евмений рукоположил диакона Виссариона Макарова ко храму свв. мчч. Флора и Лавра в селе Куничи.

Освящение храма в Морозовске

Освящение храма в Морозовске

В Ростовской области освящен храм во имя свт. Николы Чудотворца.

Митрополит Корнилий поприветствовал форум «Право. Религия. Государство»

Митрополит Корнилий поприветствовал форум «Право. Религия. Государство»

Митрополит Корнилий выступил онлайн на форуме «Право. Религия. Государство».

Священническая хиротония в Ярославско-Костромской епархии

Священническая хиротония в Ярославско-Костромской епархии

Епископ Викентий рукоположил в священники Евгения Иванова ко храмам Николо-Улеймского монастыря.

Завершая череду праздничных мероприятий

Завершая череду праздничных мероприятий

В день памяти свщмч. Аввакума митрополит Корнилий совершил литургию в Боровске и вместе с местными властями подвел итог празднования 400-летия протопопа Аввакума.

Память свщмч. Аввакума молитвенно почтили в его родных краях

Память свщмч. Аввакума молитвенно почтили в его родных краях

Старообрядческая община на родине протопопа Аввакума отпраздновала престольный праздник.

Ежегодная научная конференция в МСДУ

Ежегодная научная конференция в МСДУ

Преподаватели и гости МСДУ в рамках научной конференции поговорили об истории и современности Рогожского духовного центра.

Встреча с руководством Россотрудничества

Встреча с руководством Россотрудничества

На Рогожском состоялась встреча митрополита Корнилия с руководителем Россотрудничества Евгением Примаковым.

XVIII Тихоно-аввакумовские чтения в Томске

XVIII Тихоно-аввакумовские чтения в Томске

Богослужение святым, за правоверие в XVII веке пострадавшим, и научно-практическая конференция прошли в центре Томско-Енисейской епархии.

Выступление митрополита Корнилия на заседании Рабочей группы по переселению соотечественников-старообрядцев из-за рубежа

Девиз старообрядцев был и есть: «Благо России — наше благо!»

© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Храм Владимир­ской Пресвятой Богородицы на Остоженке. Турчанинов пер.

Храм Владимир­ской Пресвятой Богородицы на Остоженке. Турчанинов пер.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской общины построена в псевдорусском стиле архитекторами Адамовичем и В. М. Маятом в 1907–1911 гг. на участке земли, принадлежащем старообрядцам Рябушинским. Роспись выполнена А. А. и А. В. Тюлиными. Храм был закрыт в 1932 г. и постепенно разрушался. В 1992 году здание было возвращено Остоженской старообрядческой общине Русской православной старообрядческой Церкви. Долго усилиями активистов делался ремонт, но без больших финансовых вложений, дело с трудом продвигалось.

10 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов на главы восстанов­ленного купола. 12 декабря 1999 года храм был освящен митрополитом Мос­ковским и всея Руси Алимпием. По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве этот храм был переосвящен во имя Владимир­ской иконы Пресвятыя Богородицы. Также в церкви имеется придел во имя Рожества Святителя Николы, престол отмечается 11 августа.

Церковь Остоженской старообрядческой общины стала одним из первых московских храмов, построенных после указа императора Николая II «Об ук­реплении начал веротерпимости». 14 ян­варя 1907 года состоялось собрание прихожан храма Покрова Пресвятой Богородицы, находившегося в доме Павла Павловича Рябушинского по Третьему Ушаковскому переулку. Со­брание решило образовать старообряд­ческую общину, объединяющую при­хожан храма, и дать ей наименование «Старообрядческая Остоженская об­щина в г. Москве». В списке учредите­лей общины значилось более 50 чело­век. В их числе люди различных со­словий и положений: 35 — крестьяне, 13 — мещане, 11 — купцы, потомст­венные и личные почетные граждане. Среди последних такие известные люди, как потомственные почетные граждане братья Павел Павлович, Сте­пан Павлович и Михаил Павлович Рябушинские, Сергей Егорович Трындин, Николай Осипович Сушкин, Симеон Макарьевич Дроздов и другие.

Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. Храм был построен по проекту В.М. Маята в стиле раннего новгородского зодчества. В основе проекта Покровского храма Остоженской общины архитекторами положена композиция новгородской церкви Спаса в Нередицах. Этот мотив особенно четко прослеживается в плане, оставляющем собой греческий равносторонний крест. Храм одноглавый, глава его в форме низкой луковицы, со звонницей, расположенной со стороны входа. Вход на звонницу по узкой каменной лестнице. С левой стороны храма небольшой боковой придел во имя святителя Николы Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. Входная арка низкая, приземистая, так и дышит стариной.

Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается до 300 человек.

В храме была также сделана росп­ись и сооружен иконостас, состоящий из старинных икон, включая редкие образа XV века. До наших дней ни росписи, ни иконы, к сожалению, не сохранились.

17 августа 1908 года состоялось поднятие креста и колоколов на колокольню. Самый большой колокол весил коло 98 пудов и был пожертвован леном общины Н.О. Сушкиным в вечную память об упокоении своего брата.

12 октября 1908 года состоялось освящение храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Богослужение совершал архиепископ Московский Иоанн (Картушин). Ему сослужили священники о. Прокопий Сорокин, о. Иоанн Власов, о. Исаакий Носов, о. Елисей Мелехин, о. Трофим Силантьев и о. Иаков Никулин.

8 ноября 1910 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы было совер­шено освящение придела во имя свя­тителя Николы Чудотворца. Иконо­стас придела изящной стильной рабо­ты сооружен на средства С. П. Рябушинского и С. Е. Трындина.

После революции 1917 года Остоженскую общину и Покровский храм ждали тяжелые испытания. Так, в 1922 году во время кампании по борь­бе с голодом из храма были изъяты значительные ценности. Только сереб­ра была изъято общим весом 1 пуд 10 фунтов 50 золотников. Сам храм был закрыт 15 октября 1932 года. С 1966 года внутри храма помещался Всесо­юзный научно-исследовательский био­технический институт (ВНИИ «Био­техника») Главного управления мик­робиологической промышленности при Совете министров СССР. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны, колокола исчезли, было сделано несколько пристро­ек, внутренность полностью переде­лана, отгорожены этажи. На улице сохранились ограда и чугунная решет­ка, в каменных столбиках ограды — остатки цветных изразцов. Снаружи к зданию были пристроены уродливые кирпичные сараи. В 80-е годы здание храма имело запущенный, неприглядный вид.

В 1991 году Сергием Дурасовым (ныне о. Симеоном), Н. И. Швейкиным и Г. Лаврентьевым была создана инициативная группа по возрождению храма. 16 августа 1991 года была зарегистрирована Остоженская старообрядческая община. Фактически в последующие годы основой общины стали: Б. Н. Родионов, Г. Лаврентьев, Г. М. Черепнёва, В. И. Щеголева, Л. А. Шишкина, А. В. Шишкин.

15 мая 1992 года распоряжением Правительства Москвы Остоженской старообрядческой общине было передано здание храма Покрова Пресвятой Богородицы.

В здании храма в начале 90-х годов XX века продолжали располагаться лаборатории ВНИИ «Биотехника». Внутри храма были возведены три этажа с множеством комнаток, затопленные водой подвалы были завалены битой химической посудой, химикатами и сломанными приборами. Территория храма была превращена в свалку. Дом притча стоял со вскрытым полом и ободранной проводкой.

Активисты Остоженской общины решили начинать восстановление храма с возрождением регулярных богослужений. Назначенным в общину уставщиком Шишкиным А. В. в пригодных для этого помещениях храма стали проводиться уставные воскресные и праздничные службы.

Началась ежедневная кропотливая работа: работа по очистке храма своими силами и с помощью добровольцев, хождение по многочисленным инстанциям с просьбами о материальной помощи. Удалось получить финансирование от Правительства Москвы на реставрацию храма. За шесть лет первому составу Остоженской общины удалось с Божьей помощью заставить ВНИИ «Биотехника» окончательно покинуть храм, очистить его от наружных пристроек и внутренних перегородок, организовать вывоз строительного мусора, очистить и начать осушение подвалов, подключить и оформить электроснабжение, теплоснабжение, водопользование и т. д.

Очень сложным было завершенное общиной в 1995 году официальное оформление земельного участка при храме, согласование границ с соседями. После разборки перегородок и пристроек, вывоза мусора началось восстановление и самого храмового здания, которое стало заметно всем, когда летом 1997 года начал восстанавливаться купол храма. К этому времени община собрала почти всё, необходимое для храма: немало икон, богослужебных книг и утвари, священнических облачений и т. д.

Назначенный осенью 1997 года настоятель, о. Сергий Лисуренко, на отчётно-перевыборном собрании поблагодарил первый состав Церковного Совета Остоженской старообрядческой общины за проделанную работы. На этом же собрании Церковный Совет был полностью переизбран, и в дальнейшем работы по восстановлению храма и налаживанию приходской жизни велись уже новым составом под руководством настоятеля.

12 декабря 1999 года храм был освящен митрополитом Московским и всея Руси Алимпием. По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве этот был переосвящен во имя Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы.

В настоящее время внешние реставрационные работы в храме завершены. Зданию полностью возвращен первоначальный облик.

Старообрядческие согласия утвердились в разногласиях

старообрядцы, древлеправославие, русская православная старообрядческая церковь, митрополит корнилий, протопоп аввакум

Одни организации староверов жалуются на равнодушие или неприятие других. Фото агентства «Москва»

Прошедший в Москве Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию протопопа Аввакума Петрова, который считается идеологом и вождем движения против реформ патриарха Никона, так и не принес ожидаемого многими единства. Принятый по итогам встречи документ можно назвать лишь декларацией о намерениях. Участники собрания, инициатором которого выступила Московская митрополия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), пообещали «быть достойными чадами и учениками протопопа Аввакума», предложили включить в школьную программу «Житие», главное сочинение своего огнепального учителя, и заверили, что будут продолжать «развивать межстарообрядческое сотрудничество в сфере социального служения, сохранения и распространения культурных богатств староверия, защиты и укрепления нравственных устоев, завещанных Господом нашим Исусом Христом».

Эксперты, следившие за собранием староверов, отметили «низкий уровень представительности» мероприятия. «Сей форум был созван ради отчетности, так как были одни теоретики. Без людей с практическими навыками и авторитетом всякие форумы и конференции бесплодны. И главное, без благословения первоиерарха всех древлеправославных христиан Белокриницкой иерархии митрополита Леонтия (Изота. – «НГР») у подобных мероприятий не могут быть богоугодными и естественно полезными плоды», – заметил у себя на странице в Facebook старообрядческий епископ из Грузии Антипа (Схулухия).

«Этот форум должен был состояться еще в октябре прошлого года, но из-за пандемии коронавируса перенесен на май. При этом до сих пор сохранились некоторые ограничительные лимиты, поэтому не все, кто хотел прибыть в Москву, смог это сделать», – пояснил в беседе с «НГР» один из участников съезда, специалист по истории и философии старообрядческой книжности профессор Михаил Шахов. «Зал Дома Пашковых, где проходил форум, вмещает 300 человек, и мы изначально планировали такое число участников. Позже нас ограничили до 170 человек. А участие в форуме приняли 168. Из-за карантинных мер к нам не смогли приехать представители старообрядцев из многих стран. Однако на наш форум прибыли глава поморцев Белоруссии Александр Белов и представительница староверов с Дальнего Востока, которые переселились из Южной Америки. Были представлены Белокриницкая Русская православная старообрядческая церковь (с центром в московской Рогожской слободе. – «НГР») и Российский совет древлеправославной поморской церкви в лице отца Владимира Шамарина, то есть два крупнейших, поповское и беспоповское, согласия. Также были представители Спасовского и Часовенного согласий. Впервые приняли участие руководители беспоповцев-федосеевцев с Преображенского кладбища. Так что у нас было достаточно представительное единение поповских и беспоповских согласий», – заверил собеседник «НГР». Он подчеркнул, что у нынешнего собрания было две задачи – «почтить память протопопа Аввакума и пообщаться».

При этом форум, который староверы ожидали чуть ли не три года (последнее подобное мероприятие прошло в 2018 году), полностью проигнорировали не только представители Белокриницкой митрополии с центром в румынском городе Браила, но и Русская древлеправославная церковь (РДЦ) во главе с патриархом Александром (Калининым), – второе по численности поповское согласие. Последние еще в начале мая заявили о своем выходе из всех межстарообрядческих структур. Поводом для этого, как ни странно, стала в том числе подготовка к празднованию 400-летия Аввакума. В РДЦ заявили, что им «надоело постоянное игнорирование мнения и интересов Древлеправославной церкви, а также уже вполне оформившаяся тенденция к искусственному объединению согласий».

«Еще в прошлом году от имени патриарха Александра появилось подобное заявление о том, что его церковь приостанавливает участие во всех старообрядческих мероприятиях, однако официально оно тогда подписано не было. В конце 2020 года предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий и председатель Российского совета поморцев Владимир Шамарин обратились с совместным письмом к патриарху Александру, призывая не прерывать сотрудничества и продолжить совместную работу, однако никакого ответа получено не было», – рассказал Михаил Шахов.

Одной из причин для прекращения сотрудничества в РДЦ называлась как раз попытка создания Международного старообрядческого союза (МСС). Речь о его необходимости шла и на недавнем форуме. Правда, соборяне так ни о чем и не договорились. «Идея создания старообрядческой общественной организации обсуждается в положительном ключе лет пять», – заверил «НГР» Шахов. «Есть несколько старообрядческих организаций, которые настроены создать такую межстарообрядческую площадку, но дальше этого дело пока не идет. Вероятно, они плохо представляют себе, откуда будут брать силы и средства, а также не понимают, чем конкретно должны заниматься. Никто активно против международного старообрядческого союза не выступает», – добавил он.

Главным идеологом МСС считается заместитель главы «Международного евразийского движения» Валерий Коровин, которого также часто называют спичрайтером главы РПСЦ митрополита Корнилия (Титова). Провал с созданием собственной организации он объясняет помехами со стороны зарегистрированного в 2019 году Минюстом РФ Всемирного союза староверов (ВСС) и его главы Леонида Севастьянова. «Появление этой организации очень сильно смутило многих старообрядцев и представителей согласий и даже вызвало некоторую волну отторжения в принципе самой идеи создания какой-то подобной общественной организации. Некоторые открестились и даже вышли из группы по созданию общестарообрядческой организации, как, например, Древлеправославная церковь», – заявил Коровин на нынешнем форуме.

«Наш союз был создан по решению Международного всемирного съезда староверов, который состоялся в 2018 году, когда на него съехались все староверы, включая Латинскую Америку и Румынию, – пояснил «НГР» Леонид Севастьянов. – Мы следовали всей процедуре, которая на том съезде была оговорена, учли интересы всех согласий, и на основании этого и был создан наш союз. Однако потом некоторые согласия, в частности РПСЦ, посчитали, что им необходимо контролировать такой орган. А мы сразу стали себя позиционировать независимыми и неподконтрольными какому-либо согласию. Международный старообрядческий союз, создание которого предлагает Коровин, задумывается как раз под эгидой Московской митрополии РПСЦ. То есть они хотят создать полностью подконтрольный им союз. Именно поэтому скорее всего эта идея пока не находит понимания и одобрения у других согласий».

«По официальным данным, Леонид Севастьянов как физическое лицо и созданная им фирма являются единственными членами Всемирного союза староверов. Мне не известен ни один старовер, который также был бы членом этого союза», – в свою очередь, утверждает Шахов.

«Мы работаем со всеми согласиями, включая незарегистрированные, – парирует Севастьянов. – Например, согласие неокружников. Когда-то оно было очень большим и входило в состав Белокриницкой иерархии. Потом произошло разделение на официально зарегистрированных окружников (тех, кто принял «Окружное послание российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. – «НГР») и неокружников, которые не зарегистрированы и не вступают в какие-либо связи с государством». «Мы активно работаем с ними, потому что наша цель – работать со всеми согласиями, независимо от политической конъюнктуры и межконфессиональных споров», – заверил «НГР» Севастьянов. Он добавил, что именно «попытка создать что-то под эгидой Московского отделения РПСЦ», а также «политическая» и «чисто российская повестка» нынешнего форума оттолкнули многих староверов от участия в майском мероприятии. «Старообрядчество многогранно, его нельзя ограничить какой-либо одной политической парадигмой. А митрополит Корнилий пытался все унифицировать, что не было положительно воспринято со стороны староверов. Староверы никогда не объединятся между собой. Им это и не нужно. Их объединение заложено в их разности. Каждый должен быть тем, кто он есть, а единство заключается в доброй дружбе и хорошем общении. Попытка же загнать в общие рамки – это средневековое мышление», – считает глава ВСС.

Отсутствие на съезде представителей Всемирного союза староверов он пояснил так: «Мы позиционируем себя надстарообрядческим объединением, соответственно, если со стороны беглопоповцев (РДЦ) не было желания участвовать в нынешнем форуме, мы не хотели в этом конфликте занимать чью-то сторону. Поэтому и было решено не участвовать в форуме». Сам Севастьянов в это время был в Ватикане, поскольку его организация подписала соглашение с Ватиканским апостольским архивом и библиотекой Святого престола о проведении работ по исследованию, реставрации и цифровизации всех хранящихся в Граде-государстве рукописей на церковнославянском языке.

В то время, когда старообрядцы делились опытом выживания в современных российских реалиях и обсуждали изменения в президентской программе по возвращению староверов из-за рубежа, стартовавшей еще в 2007 году и застопорившейся во время пандемии, в храме Христа Спасителя в рамках ХХIХ Международных образовательных чтений под патронажем РПЦ прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской православной церкви: прошлое и настоящее». Ранее, в феврале, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что приверженность старому обряду больше не служит препятствием для единства «никониан» и «раскольников». «Русская православная церковь уже полвека назад отменила клятвы на старые обряды, у нас есть единоверческие приходы, где богослужение совершается старым чином, где крестятся двумя перстами, а не тремя, где имя Иисуса Христа произносится с одним «и» – так, как это требуется в старообрядчестве. То есть та причина, из которой в свое время возникло разделение, сейчас устранена», – подчеркнул Алфеев. Он добавил, что ныне идет «определенное взаимодействие по вопросу о возможности или невозможности признания иерархии старообрядческой церкви» и поделился надеждой: «Рано или поздно мы все воссоединимся в лоне единой Церкви».

«Это нереалистично, потому что у нас разная идеология» – так прокомментировал заявление митрополита Илариона Севастьянов. «Хотя и кажется, что внешне и на уровне обрядов многое схоже, но идеологически это разная система мышления. Если в Русской церкви система мышления иерархичная, то у староверов она общинная, у них нет пиетета к иерархии и иерархам. Староверы никогда не будут чувствовать себя комфортно в РПЦ», – сказал он.

Шахов слова главы ОВЦС и вовсе назвал «не более чем красивой фразой». «Здесь речь ведь идет не о политических разногласиях между государствами, а о канонических богословских спорах. Вряд ли митрополит Иларион предполагал вариант, когда он приходит с покаянием к митрополиту Корнилию и просит принять его в лоно Русской православной старообрядческой церкви. Сложно представить и то, что митрополит Корнилий придет к патриарху Кириллу с покаянием и попросит принять его в лоно РПЦ. Еще сложнее представить себе, что старообрядцы-беспоповцы придут и скажут: «Мы 300 лет думали, что священство утрачено, оплакивали его и жили без литургии, но теперь поняли, что духовенство Московского патриархата и есть самое благодатное духовенство, поэтому мы отказывается от своих взглядов». Любой из этих сценариев очень сложно вообразить на практике. Можно говорить о том, что нет прежней вражды, агрессии, взаимно оскорбительной полемики, но я думаю, что канонически, церковно и даже технически сценарий воссоединения невозможен. Как, например, решить вопрос с теми же московскими епископами? Ведь в одной Москве их как минимум три – патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Московский и всея Руси Корнилий и древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр. Каждый из трох считает себя единственно законным епископом града Москвы». «И каким образом они смогут договориться?» – задал Шахов вопрос, который звучит как бесспорно риторический.

Маршрут построен

Путешествуйте с нами. Ресурс для путешественников, описание достопримечательностей, готовые маршруты, города

Православная старообрядческая церковь Николая Чудотворца у Тверской заставы в Москве

В ультрасовременном месте Москвы, среди стеклянных высоток и мраморных улиц, кафе, фонтанов и бутиков, затерялась очень интересная православная старообрядческая церковь. Удивительно, что мы про старообрядцев так мало слышим. Настолько мало, что кажется, они давно ушли в историю. Ан нет, вот в столице России в людном месте стоит симпатичная православная старообрядческая церковь Николая Чудотворца у Тверской заставы

Историческая справка: Все источники в один голос говорят о том, что на этом месте с 1815 года стояла деревянная церковь. Удивительно, что с 1660 года, с начала церковной реформы, вызвавшей раскол в православной церкви, благодаря котором и появились старообрядцы, желающие не менять старых традиций, вплоть до 1905 года старообрядцы назывались «раскольниками», и подвергались гонениям официальной православной церковью, да и светской властью. Таким образом, с 1905 года у старообрядцев, среди которых встречались и знатные особы, получили возможность стоить свои храмы. В 1908 году был утвержден проект архитектора Ивана Кондратенко, одного из самых востребованных в Москве в свое время. Заказчиком выступил купец И.К.Рахманов, приверженец старообрядчества. Официальные документы не оставили нам информации, по какой причине храм не был построен по проект И.Кондратенко, строительство было отложено. Только в 1914 году старообрядческая община наняла нового архитектора – Антона Гуржиенко, также востребованного в то время. В том же году началось строительство, которое значительно замедлилось первой мировой войной и закончилось уже в новое и непростое для верующих время, в 1921 году.

Храм у Тверской заставы в 1916 году. Источник: pastvu.com

Как раз к этому времени началась борьба с «кулаками». Старообрядцы как правило вели зажиточно крестьянское хозяйство. Так и попали они в немилость новой власти. Все монастыри и храмы были закрыты, разграблены. Та же участь постигла и церковь Николая Чудотворца у Тверской заставы в середине 20-х годов. В 1947 году с церкви срезали купола.

Фото с сайта pastvu.com. 1950-е года

В здании находились то склады, то мастерские. В 1993 году (по другим данным в 1992) церковь вернули верующим православным старообрядцам. Через 2 года храм восстановлен, в 1995 году прошла первая служба. После 2000 года место исторической застройки заняли современные здания. Благо, церковь стоит по сей день. Последняя реставрация здания проходила в 2010 году.

Место нахождения: Россия, Москва, Заставный пер., вл3/8с1

Координаты: 55.777795, 37.585752

Архитектуру здания относят к неорусскому стилю. Однако, здесь есть место для размышлений и споров. И эти споры возникли. В архитектуре церкви можно проследить элементы русско-византийского стиля, а многие специалисты усматривают полную аналогию с ранним новгородским зодчеством, в частности схожесть с церковью Спаса на Нередице в Великом Новгороде.

Фасад храма разделен на три столпа по всем сторонам. С тыльной стороны выделяется трехнефная апсида. Хотя внутренне храм не разделен и представляет собой единое пространство. Центральный объем венчает глава на крупном световом барабане, на главе яблоко, выше – православный крест.

Прясла храма разделены не лопатками, как это обычно бывает, а контрфорсами, которые плавно соединяются вверху в закомары. Арки закомары украшены кирпичом в стиле перебрика, а рядом с узкими щелевидными окнами в качестве элементов декора вырезаны отверстия прямоугольной и треугольной формы. На северном фасаде над входом нанесен образ Спаса, Николая Чудотворца, пророка Илии.

Колокольня со щелевидными окнами накрыта высоким шатром, увенчана небольшой главкой. Место колокольни не лишено декора, шатер крепится на четырех парах небольших колонн.

К сожалению, в храм не разрешается входить иноверцам, коими для этой церкви являются даже современные православные верующие. Поэтому посмотреть храм изнутри, вероятно, можно только, если очень сильно повезет, и вы договоритесь об экскурсии с настоятелями. Внутри молебны происходят в традиционной русской одежде, зал разделен на мужскую и женскую части.

Старообрядческая церковь в москве адрес

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Общий вид храма

Золотая миля — район Москвы, расположенный в границах улицы Остоженки, Зубовского бульвара, Пречистенской набережной и Соймоновского проезда. Эти кварталы еще до революции считались престижными, здесь строились великолепные особняки и роскошные доходные дома. За последние лет двадцать район изменился значительным образом. Часть исторической застройки была снесена, а кварталы наполнились элитным жильем, стоимость которого может достигать 40 тысяч долларов и выше. И тем удивительнее посреди ярмарки тщеславия, свернув возле ультрасовременного Кленового DOM'а с Пречистенской набережной в Турчанинов переулок, обнаружить небольшой храм в стиле раннего новгородского зодчества. Это храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. О нем и пойдет речь под катом.

Турчанинов переулок за свою историю несколько раз менял название. В старину он был Конюшенным, затем был переименован в Турчаниновский в честь владельца участков №2-4 подпоручика С. Г. Турчанинова. В конце XVIII — начале XIX веков переулок носил название 3-й Ушаковский по имени крупного земле- и домовладельца генерал-поручика Л. Ф. Ушакова. В 1922 году переулку вернули название Турчанинов. Участок, № 2-4, принадлежавший Турчанинову несколько раз менял хозяев, пока не перешел во владение к известному предпринимателю-старообрядцу Павлу Павловичу Рябушинскому. В 1905 году Рябушинский перестраивает находящийся на участке дом (на старинной фотографии закладки храма с левого края видна часть этого дома), а после регистрации в 1907 году Остоженской старообрядческой общины жертвует участок вместе со зданием для строительства храма. Для этой же цели была куплена часть земли «Товарищества Ивана Бутикова». Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года.

1907 г. Источник: https://pastvu.com/p/145654
Закладка старообрядческого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 1907 г. Источник: PastVu

Выполнили проект храма и руководили строительством архитекторы Владимир Дмитриевич Адамович и Владимир Морицевич Маят. Строительные работы вел архитектор Юрий Иванович Чаговец. Здание сооружалось на средства Павла Павловича и Степана Павловича Рябушинских, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины.

Источник: Ежегодник Московского Архитектурного общества

Решетка перед южными дверями церкви Остоженской старообрядческой общины. 1912-1913 гг. Источник: Ежегодник Московского архитектурного общества

17 августа 1908 года состоялось поднятие крестов на главы сооружаемого храма и колоколов на колокольню. Самый большой колокол весил около 98 пудов и был пожертвован членом общины Н. О. Сушкиным в веч­ную память об упокоении своего брата. 12 августа 1908 года состоялось торжественное освящение храма.

1913-1914 гг. Фото Э. В. Готье-Дюфайе. Источник: https://pastvu.com/p/21113

3-й Ушаковский переулок. Старообрядческая церковь. 1913-1914 гг. Фото Э. В. Готье-Дюфайе. Источник: PastVu

Вся обстановка (паникадило, двери, скамьи и т.д.) была выполнена в одном стиле. Росписью храма занимались отец и сын Тюлины. Трехярусный золоченый иконостас состоял из подлинных древних икон из собрания Степана Павловича Рябушинского. В советское время после закрытия храма иконы попали в Третьяковскую галерею.

1909 г. Архив ГНИМА им. А. В. Щусева. Источник: https://pastvu.com/p/67990

3-й Ушаковский переулок. Церковь Остоженской старообрядческой общины. 1909 г. Архив ГНИМА им. А. В. Щусева. Источник: PastVu

С левой стороны храма размещался небольшой боковой предел во имя святителя Николы Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. В храме, притворе и приделе вмещалось 300 человек.

1909-1910 гг. Источник: Ежегодник МАО - https://pastvu.com/p/68018

Иконостас предела. 1909-1910 гг. Ежегодник МАО. Источник: PastVu

В октябре 1932 года постановлением Президиума Моссовета храм Покрова Пресвятыя Богородицы был закрыт и передан «для культурных целей Фрунзенского района». Настоятель храма отец Трофим Силантьев и последний председатель общины Аким Трофимович Кириллов были репрессированы. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны. Не стало колоколов.

1956-1957 гг. Источник: https://pastvu.com/p/724594

Турчанинов переулок. 1956-1957 гг. Источник: PastVu

С 1966 года в здании храма размещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ «Биотехника») Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Было сделано несколько незначительных пристроек, изменена планировка здания, в том числе путем деления основного объема на этажи. По улице сохранялась ограда с остатками цветных изразцов и чугунной решеткой. К концу 1980-х здание храма имело страшно запущенный вид и остро нуждалось в ремонте.

1993 г. Фото из личного архива О. А. Мазницина. Источник: https://pastvu.com/p/85241
Покровская церковь в Турчаниновом переулке. 1993 г. Фото из личного архива О. А. Мазницина. Источник: PastVu

2 декабря 1992 года по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия была зарегистрирована Остоженская Cтарообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви, и комитетом по управлению имуществом г. Москвы ей были переданы храм и дом причта в Турчаниновом переулке. Началось длительное восстановление храма. 8 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов и колоколов. 12 декабря 1999 года храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом переулке был вторично освящен в честь сретения чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Алимпий, Митрополит Московский и Всея Руси. В числе молящихся был прихожанин Михаил Морозов, которому мальчиком довелось молиться в Остоженском храме еще до его закрытия. В 2000-х годах были отреставрированы фасады. Ныне зданию полностью возвращен первоначальный облик.

1999 г. Фото из личного архива Виталия Царина. Источник: https://pastvu.com/p/49651

Турчанинов переулок. 1999 г. Фото из личного архива Виталия Царина. Источник: PastVu

Сегодня нечетная сторона Турчанинова переулка занята территорией спортивно-оздоровительного комплекса «Чайка». Четная сторона переулка представляет собой чередование новых и исторических зданий. На фотографии ниже виден объект культурного наследия — 2-этажный дом 2-й половины XIX века, оставшийся от городской усадьбы Н. И. Видловского. Его фланкируют выходящие на красную линию объемы бизнес-центра «Крымский мост». Дальше виден Покровский храм, также поддерживающий линию застройки Турчанинова переулка.

Турчанинов переулок

По соседству с храмом находится двухэтажный деревянный дом. Сайт Wikimapia.org утверждает, что в 1905 г. П. П. Рябушинский приобрел именно этот дом, перестроил его и открыл старообрядческую домовую церковь, которая после постройки каменного храма стала домом причта. Однако, судя по всему, это не так.

Турчанинов переулок

Дом причта Остоженской старообрядческой общины расположен в глубине участка к северу от Покровского храма. Это двухэтажное полукаменное строение, небольшой фрагмент которого виден в левой части фотографии, расположенной ниже. К сожалению, я не догадался сфотографировать его полностью. Дом причта попал в кадр и на заглавной фотографии этого поста. Построенное в 1830-е гг. здание перестраивалось дважды — в 1872 г. и в 1905 г. Последнюю перестройку выполнял известный архитектор Ф. О. Шехтель. Деревянный дом по адресу Турчанинов переулок, 2, расположенный восточнее Покровской церкви — строение достаточно старое, однако я так и не понял, имеет ли оно какое-то отношение к истории храма. В любом случае деревянный дом в центре Москвы — явление достаточно редкое, хотя в данном случае здание, судя по всему, не является объектом культурного наследия.

Двухэтажный деревянный дом начала ХХ века

Вернемся к Покровскому храму. В основу его композиции архитекторами была положена композиция новгородской церкви «Спаса на Нередицах». Перекрещивающие­ся арки сделали возможным в строи­тельстве отказаться от внутренних столбов. В результате такого архитек­турного решения свободный, величе­ственный вид приобрела внутренняя часть помещения храма, которая с восточной стороны завершается тремя апсидами алтаря, а с западной — притвором. Храм выполнен одноглавым. Глава в форме низкой луковицы расположена на круглом барабане.

Общий вид храма

Декоративное оформление здания достаточно лаконично. Вертикальное развитие композиции храма подчеркнуто неглубокими нишами высотой в два этажа. Кирпичная пластика деликатно использовано в декоре фриза основного объема храма и апсид. Барабан и апсиды украшены аркатурными поясами и тонким кружевным медным убором. На средней апсиде, более крупной по размерам, в квадратных нишах расположены цветные изразцы.

Апсиды восточного фасада

Такие же изразцы украшают каменные столбики ограды.

Декоративный элемент фасада

Со стороны южного фасада, выходящего в Турчанинов переулок, устроен вход в церковную лавку.

Портал на южном фасаде

Дверные ручки выполнены в виде львиных голов, держащих в пастях кольца.

Дверные ручки

Главный вход в храм, рсположенный на западном фасаде, решен в виде перспективного портала, декорированного наборными колонками.

Портал главного входа

Над входом расположена звонница, выполненная в псковском стиле.

Колокольня

Ансамбль, включающий храм Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины и дом причта, является объектом культурного наследия регионального значения.

Колокольня

Кстати, у Остоженской старообрядческой общины есть очень хороший сайт , где можно подробно познакомиться с историей строительства и восстановления Покровского храма, узнать расписание богослужений, новости общины и многое другое. Собственно, большая часть информации была заимствована с этого сайта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector