Расположение звуков на клавиатуре пианино

Расположение звуков на клавиатуре пианино

Урок 1

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Расположение нот на клавишах фортепиано

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

знаки альтераций

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.

случайные знаки альтераций

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

обозначение пальцев при игре на фортепиано

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Пианино на JavaScript для Chrome

Мы нашли готовый чужой код и немного его доработали, чтобы он стал проще и понятнее. В результате у нас получилось некое подобие программного пианино, сейчас покажем внутренности.

Зачем? Да просто так.

Пианино на JavaScript для Chrome

Логика работы

Проект состоит из трёх файлов: HTML-страницы, CSS-стилей и JS-скрипта.

HTML-страница отвечает за «мясо» проекта: надписи, заголовки, подключение звуков и сборку всего проекта в одной точке. Но страница сама по себе ничего не сумеет: мы просто разместим на ней нужные блоки, а вся анимация и поведение задаются в двух других файлах.

CSS-стили решают две задачи: оформляют страницу и рисуют интерфейс. Плавная анимация нажатия и появления подсказок прописываются именно здесь.

JS-скрипт занимается всей работой пианино: отслеживает нажатия на клавиши, чтобы включить звук и показать нужный эффект на экране.

Создадим и наполним все три файла по очереди.

❗️ Этот проект лучше всего работает в браузере Chrome и других браузерах с тем же движком. В Сафари звук почему-то играется с большой задержкой и пользоваться пианино нормально не получается. Если разберёмся в чём дело, выпустим отдельную статью на эту тему.

HTML-страница

Вот минимальный набор того, что нам нужно разместить на странице:

  1. Подключить файл со стилями. На старте он может быть пустой, потом наполним.
  2. Написать заголовок и подзаголовок, чтобы было понятно, что здесь происходит.
  3. Предусмотреть место для вывода названий нот.
  4. Разметить в блоках
    все клавиши.
  5. Добавить аудиообъекты, чтобы обращаться к звуковым файлам напрямую. Сколько клавиш, столько и будет объектов
  6. Подключить JS-скрипт. Он тоже может быть пока пустой, главное сейчас, чтобы на странице было всё, что нам понадобится дальше.

Первые три пункта простые, а вот в пункте 4 есть нюанс. Нам нужно разместить клавиши так, чтобы у каждой клавиши были прописаны:

  • код клавиши на клавиатуре, которая за неё отвечает;
  • класс — это чёрная или белая клавиша на пианино;
  • нота, которая прозвучит при нажатии;
  • буквенная подсказка, чтобы было понятно, какая клавиша на клавиатуре за что отвечает на пианино.

Сделаем это на блоках

и посмотрим на структуру. Этот код нельзя использовать, потому что мы его прокомментировали с помощью стрелочек. Но можно прочитать, что тут имеется в виду:

Если собрать всё вместе, получится так:

Аудио на странице мы уже подключали, когда делали проект про «вжух» на любой странице. Там при любом движении мышкой запускался звук острого меча — попробуйте сами открыть страницу и подвигать мышью.

Но в тот раз мы подключали аудио варварским способом — через добавление в коде скрипта, потому что не было доступа к странице. Сейчас у нас есть полный доступ, поэтому аудио можно добавить так:

Обратите внимание на свойство data-key — оно совпадает со свойством у клавиши, которую мы разместили в блоке

. Это нужно для того, чтобы по коду найти и нужную клавишу пианино, и звук, за который она отвечает.

Таким же образом нужно будет добавить все остальные звуки. Чтобы всё работало быстрее, мы положим аудиофайлы в ту же папку, что и HTML-документ. Эти файлы мы взяли у того же разработчика, у которого утащили и остальной код — Кэролайн Габриель .

Теперь соберём готовую страницу. CSS- и JS-файлы мы укажем, но пока они будут пустыми, до них дойдём на следующих этапах.

Настраиваем CSS-стили

Так как стили хранятся в отдельном файле style.css, сразу создадим его и пропишем общие настройки для всей страницы, а также стили заголовка и подзаголовка. Ещё добавим отдельный стиль для внешнего вида проигрываемой ноты, которая появляется над клавишами пианино.

Следующий блок — настроим внешний вид всех клавиш. У нас будут четыре разных стиля:

  1. Общие правила расположения для всего блока клавиш — размеры блока, положение на странице, правила для вложенных элементов.
  2. Общие правила оформления для каждой клавиши — радиус скругления, границы, порядок слоёв.
  3. Два правила оформления отдельно белых и чёрных клавиш.

Теперь подсказки — нам нужно разместить каждую подсказку точно над своей клавишей пианино, поэтому мы задаём процент смещения для каждой из них от начала блока. Посмотрите на уже знакомое свойство data-key — по нему стили определяют, какое смещение к какой клавише относится:

Последнее, что нам осталось тут сделать, — добавить анимацию. За это у нас будут отвечать три блока: первый подсветит нажатую клавишу, второй настроит красивое и плавное появление подсказок, а третий включит подсказки в нужный момент:

Пишем скрипт

Создадим новый файл script.js и пропишем три объекта, с которыми будем работать:

Теперь сделаем основную функцию, которая включит определёный звук в нужный момент. Логика будет такая:

  1. Получаем код нажатой клавиши.
  2. По этому коду находим клавишу пианино и добавляем ей анимацию нажатия. Заодно берём из описания клавиши текст ноты и показываем его на экране.
  3. По этому же коду нажатой клавиши находим нужный аудиофайл и проигрываем его.

Для вызова функции добавим в скрипт обработчик нажатий:

// отслеживаем нажатие каждой клавиши и сразу включаем звук
window.addEventListener(«keydown», playNote);

У нас есть анимация нажатия — у клавиши появляется синий контур и небольшая тень. Но нам нужно убрать этот эффект сразу, как он закончит отрисовываться, чтобы клавиша как будто вернулась в исходное состояние. Для этого добавим в скрипт такой код:

У нас осталась только анимация подсказок над клавишами. Мы не запустим её из самого скрипта, зато можем добавить каждой подсказке своё время задержки. Это даст эффект плавного появления. Чем правее клавиша пианино, тем больше её порядковый номер, а значит, и время появления на экране:

Теперь можно собрать все файлы вместе и послушать, как звучит наше пианино, на странице проекта.

Таким же образом можно сделать и другие виртуальные инструменты — барабаны, электронный семплер или что угодно ещё. Займёмся этим в следующий раз.

Почему у пианино 88 клавиш?

Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.

Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое?

Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…

1280x800.net_3157.jpg

Первые семь нот

Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.

Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки. Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц). К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).

0_1114e_670da671_L.png

Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.

Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.

Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука. И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась. Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.

pianolongnamedkeys.jpg

Как 7 основных нот превратились в 12.

Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.

Строение гидравлика

К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь. За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э. средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.

hydraulis-organ-andonis-katanos.jpg

В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.

Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.

Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.

images.jpeg

Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.

Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.

1349126400_dlya-kliparta.jpg

За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.

organ3.jpg

Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.

95256086_large_1351605334_kawai.jpg

88 клавиш

Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.

На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.

Ноты на фортепиано

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.

Оглавление

Клавиатура фортепиано. Белые клавиши

Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.

Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.

Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.

Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:

При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.

Интервал между любыми соседними одноименными звуками (додо, рере, мими и т. д.) равен октаве.

Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.

Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм

Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.

Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.

С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.

Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.

Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту доси-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а мифа-бемолем.

Интервалы между нотами

Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности доремифасольлясидо получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Буквенные обозначения нот

Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.

В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.

Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.

Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.

Деление на октавы

Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.

Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.

При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.

«Нот всего семь»

Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.

Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
  2. Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
  3. Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
  4. Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, додо, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
  5. Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
  6. Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
  7. Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
  8. Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
  9. Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
  10. Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
  11. Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
  12. Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
  13. Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Как выбрать цифровое пианино?

девушка играет на цифровом пианино Yamaha дома

Цифровые пианино Yamaha. Руководство по выбору инструмента

При выборе первого инструмента родители зачастую задаются вопросом – на что обратить внимание?

В этой статье мы ответим на этот и другие вопросы, расскажем, что такое современное фортепиано (известное также как электронное пианино, цифровое пианино или электропиано), какие особенности имеют инструменты, используемые в музыкальных классах, какие функции нужны для домашних занятий, а затем вместе с вами попробуем выбрать подходящий инструмент.

В музыкальных классах и на концертах в школах используются в основном акустические инструменты. Фортепиано – это музыкальный инструмент, характер звучания которого изменяется в зависимости от силы удара по клавишам. Поэтому на уроках музыки детей учат правильно распределять силу удара, чтобы полнее выразить характер произведения. При выборе инструмента для домашних занятий обращайте внимание на тактильные ощущения и звук. Желательно, чтобы в этом отношении ваше новое фортепиано максимально походило на инструмент, который используется в музыкальной школе. И когда вы продемонстрируете свои первые успехи перед учителем, ежедневные занятия станут доставлять вам ещё большее удовольствие.

Проверяем, как звучит фортепиано

Критерии оценки звучания при выборе инструмента

  • Послушайте и сравните как звучат инструменты

Советуем прежде всего сравнить общее звучание разных цифровых фортепиано. Нажмите любую клавишу и не отпускайте ее до тех пор, пока звук полностью не затухнет. Обратите внимание, насколько естественна продолжительность звучания, насколько естественно оно затухает – звук не должен резко обрываться.

  • Проверьте, как изменяется характер звука в зависимости от силы нажатия

Установите регулятор громкости в положение чуть больше половины и попробуйте поиграть. Затем установите регулятор на минимум и начинайте играть, постепенно повышая громкость. Обратите внимание, насколько заметна разница в звучании при разной силе удара при разном уровне громкости.

  • Прослушайте исполнение демонстрационных композиций

Оцените звучание инструмента в целом. Попросите кого-нибудь сыграть на инструменте и послушайте со стороны. Чтобы правильно оценить звучание инструмента, важно расположиться в подходящем для прослушивания месте. Лучше расположиться за инструментом, даже если вы не собираетесь играть, т.к. именно из этого положения вы будете слушать инструмент дома.

Звучание цифрового фортепиано. Вопросы и ответы

1. Правда ли, что цифровые фортепиано разных производителей звучат по-разному?

2. Так ли важно звучание инструмента для ребенка, который лишь недавно начал заниматься музыкой?

Возможность заниматься на инструменте с естественным тембром, близким по звучанию к акустическому фортепиано, исключительно важна для ребенка, особенно в возрасте 4-6 лет, наиболее критичном для развития слуха.

3. У нас не очень большая комната, явно не приспособленная для громкого звука. На что обратить внимание при выборе цифрового фортепиано, оснащенного усилителем и динамиками?

Люди склонны придавать излишнее значение техническим характеристикам. Между тем крайне важно выбрать правильное место для источника звука. Поскольку в формировании звука цифрового фортепиано участвуют динамики, следует обратить внимание на их расположение: звук должен исходить изнутри инструмента – так же, как при игре на акустическом инструменте. Кроме того, задняя панель цифрового фортепиано играет роль акустического отражателя, который окрашивает звучание динамиков, придавая ему естественность звучания.

4. У меня нет возможности посетить музыкальный магазин. Обязательно ли слушать, как звучит инструмент вживую перед покупкой?

Инструмент будет звучать по-разному вживую, при игре в наушниках и на записи (например, в видеообзоре), хотя при этом используется один и тот же тембр рояля. При прослушивании инструмента вживую на качество оказывают влияние встроенные усилитель и акустическая система (динамики). Звучание инструмента у вас дома будет зависеть как от этих компонентов (их качества и мощности), так и от самой акустики помещения.

Как правило, видеообзоры позволяют получить представление о качестве звучания инструмента, но в этом случае используется запись звука. Часто в обзорах звук записывают именно «в линию» для того, чтобы сократить кол-во используемых в процессе записи устройств, которые влияют на качество записи (например, пару «звуковая карта -микрофон»). Пример:

Проверяем клавиатуру цифрового пианино

Очень важным фактором при выборе цифрового пианино является удобство клавиатуры, тактильные ощущения от прикосновения к клавишам. Давайте научимся отличать хорошую клавиатуру по следующим критериям:

Критерии оценки клавиатуры

  • Проверьте ход клавиш: клавиши не должны шататься или гнуться, все они должны быть выровнены по высоте и иметь одинаковые зазоры.

Пройдитесь пальцами по клавиатуре слева направо. Если клавиши шатаются не очень сильно, клавиатура нормальная. Также убедитесь, что после отпускания клавиша легко и естественно возвращается в исходное положение.

  • Проверьте, изменяется ли громкость при разной силе удара

Нажмите на клавишу несколько раз – сначала слабо, потом с ударом, сильнее и сильнее. Очень важно, чтобы с нарастанием силы удара не только нарастала громкость ноты, но и менялся характер ее звучания.

  • Теперь проверьте репетицию (повторение нажатия, серия ударов по клавишам)

Нажмите одну клавишу до упора. Затем отпустите, но прежде, чем клавиша вернется в исходное положение, попробуйте сделать по ней несколько быстрых ударов. Очень важно, чтобы при этом все звуки были четкими и непрерывными.

Попробуйте добиться непрерывности звучания при ударах по клавише несколько раз подряд.

Клавиатура цифрового пианино. Вопросы и ответы

1. Важно ли «сопротивление» клавиш при нажатии?

Да. Сопротивление даёт взвешенная клавиатура. Хорошая клавиатура создает у исполнителя впечатление, что он играет на настоящем акустическом рояле. К тому же сопротивление клавиш (их вес) должно зависеть от диапазона, в котором вы играете: для извлечения нот нижнего регистра нажатие клавиш требует большего усилия, для извлечения нот верхнего регистра – меньшего. Клавиатура цифровых фортепиано Yamaha взвешенная и соответствует требованиям музыкальных школ.

2. Чем это хорошо, если клавиатура позволяет выполнять быстрый переход от одной ноты к другой?

Это дает возможность применять различные приемы игры для придания исполнению экспрессии. Попробуйте, хорошо ли получается репетиция с быстрой сменой нот. Так можно добиться большой выразительности при исполнении классических пьес, таких как «К Элизе» (Л. Бетховен), где присутствует репетиция, или мелодий с мелизмами, например, «Дух Рыцарства» (Фридрих Бургмюллер).

3. На разных инструментах клавиши могут иметь разную поверхность. Что это значит?

Мы советуем выбирать клавиатуру с противоскользящей и гладкой поверхностью, внешне напоминающей слоновую кость – как у рояля.

Пальцы не будут скользить по клавишам, даже если руки вспотеют во время интенсивных упражнений. Кроме того, вам легче будет ухаживать за клавиатурой, поскольку клавиши сделаны из гладкого материала.

Накладки для белых клавиш рояля ранее выполнялись из слоновой кости, которая после полировки становилась гладкой на ощупь. В настоящий момент накладки изготавливаются из пластика как для акустических, так и цифровых инструментов. В старших моделях применяется покрытие из синтетической слоновой кости. Черные клавиши лучших роялей как правило изготавливаются из черной древесины, в то время как в цифровых инструментах используется синтетическое черное дерево, которое имеет соответствующий рельеф.

Напоминаем, что наиболее привычные ощущения будет передавать клавиатура, которая больше всего похожа на клавиатуру акустического инструмента.

Внешний вид и функциональность инструмента

Какой дизайн предпочесть? Какие функции потребуются при обучении? Существуют ли дополнительные удобства и какие? Рассмотрим следующие критерии и выберем то, что подойдет больше всего.

Критерии при выборе дизайна и функциональности

  • Осмотрите все три педали инструмента

Обратите внимание на их размер. Важно, чтобы их форма была такой же, как и у педалей рояля. Крайняя правая педаль поднимает сразу все демпферы. Попробуйте несколько раз нажать ее. Хорошо ли она работает? Естественно ли воспринимается затухание звука при нажатии этой педали?

  • Наденьте наушники и поиграйте

В ночное время вы, наверняка, не захотите мешать окружающим. Поэтому наденьте наушники и поиграйте. Важно, чтобы вы не испытывали утомления при продолжительной игре в наушниках.

Функциональность. Вопросы и ответы

1. Важно ли количество встроенных музыкальных пьес?

Демонстрационные пьесы используется в качестве образцов, чтобы помочь вам лучше понять характер произведения. Поэтому важно не количество пьес, а их содержание. Цифровые фортепиано предлагают несколько тщательно отобранных композиций, среди них много известных музыкальных произведений и популярных мелодий, которые часто исполняются на концертах. Наличие встроенных композиций является уникальной особенностью цифровых фортепиано. Во время занятий вы можете прослушивать мелодии, сверяясь с прилагаемыми нотами, или играть одной правой рукой, тогда как партия левой руки воспроизводится инструментом (функция “Minus One”).

2. Как лучше использовать функцию записи?

Запишите исполнение своего ребенка и дайте ему прослушать запись. Возможность прослушивать собственную игру поможет ему объективно оценивать свои ошибки и быстрее достичь мастерства. Для ребенка прослушивание своего исполнения «со стороны» станет отличной школой самоконтроля.

Если к инструменту можно подключить мобильное устройство и приложение с функцией записи, вы можете отслеживать прогресс в динамике, а также сдать работу педагогу на проверку. Переслать файл преподавателю можно по электронной почте или через мессенджер. Педагог в свободную минуту прослушает запись и отправит резюме с новым заданием.

3. Мне хотелось бы играть по ночам, когда мой ребенок уже спит.

Преимуществом цифрового фортепиано является возможность регулировать громкость звука. Модели цифровых фортепиано Yamaha имеют функцию стереофонической оптимизации, которая обеспечивает естественное звучание даже при игре в наушниках. Такой инструмент очень удобен и практичен – вы не будете испытывать усталости даже при длительной игре в наушниках.

4. В чем преимущество бесплатных приложений?

Yamaha предлагает специальные приложения, позволяющие управлять инструментом с помощью смарт-устройств (например, Smart Pianist). Они имеют удобный и интуитивный интерфейс, который позволяет выполнять настройку функций непосредственно на экране или выбирать тембры, касаясь пиктограммы соответствующего инструмента.

Помимо этого, к цифровым фортепиано Yamaha современных моделей можно подключить приложение для создания музыки Garage Band или приложение, обучающее игре на фортепиано, — flowkey.

Виды цифровых фортепиано Yamaha

Цифровые фортепиано представлены корпусными и портативными моделями, которые в зависимости от используемых технологий подходят начинающим пианистам, любителям или профессиональным музыкантам.

Компания Yamaha уже более века занимается производством клавишных инструментов, и готова порекомендовать вам для занятий некоторые модели своих цифровых фортепиано.

Игра на клавишных в GarageBand для iPad

С помощью инструмента «Клавишные» (Touch-инструмент) можно играть на различных клавишных, включая рояль, электропианино, орган, клавинет и синтезатор, просто касаясь клавиш на экране.

Инструмент «Клавишные» (Touch-инструмент)

Можно выбирать звучание клавиатуры, перемещаться выше или ниже по клавиатуре, удерживать ноты и менять тип и размер клавиатуры. Некоторые клавиатуры оснащены регуляторами для изменения высоты тона, модуляции, велосити и других параметров звучания. Для звуков синтезатора Alchemy имеется расширенный набор элементов управления, который можно использовать при настраивании звука.

Теперь можно использовать полоски аккордов (ранее доступные только для клавиатуры Smart Keyboard) со всеми звуками клавишных, чтобы играть аккорды, басовые ноты и рисунки мелодий.

Выбор звучания клавиатуры

Коснитесь названия звука в верхней части экрана, затем коснитесь звука, который хотите воспроизвести. Можно также использовать жест смахивания влево или вправо для перехода к предыдущему или к следующему варианту звучания. Чтобы посмотреть варианты звучания клавиш в другой категории, коснитесь названия категории.

Повышение или понижение звучания клавиатуры

Чтобы сместить звучание клавиатуры вверх или вниз на определенное количество октав, касайтесь кнопки перехода на октаву вниз или кнопки перехода на октаву вверх . Для возврата к среднему диапазону звучания клавиатуры коснитесь кнопки «Сброс» между кнопками октав. Число на кнопке — это текущее значение транспозиции октав.

Удержание нот

Во время игры коснитесь и удерживайте регулятор «Сустейн». Можно также перетянуть регулятор «Сустейн» вправо, чтобы оставить его включенным.

При игре на органе вместо регулятора «Сустейн» используется переключатель «Вращение».

Изменение типа и размера клавиатуры

Коснитесь кнопки «Параметры клавиатуры» , затем выполните одно из следующих действий.

Изменение типа клавиатуры: коснитесь изображения однорядной или двухрядной клавиатуры.

Изменение размера клавиатуры: выберите размер клавиатуры: маленький, средний или большой.

Изменение высоты нот и модуляция звучания

У некоторых звуков клавишных, например синтезаторов и клавинетов, есть регуляторы высоты тона («Питч») и модуляции («Мод.»). Их можно использовать для изменения высоты и характера звучания во время игры на клавиатуре.

Поворачивайте регулятор «Питч» вверх или вниз, чтобы изменять высоту тона во время исполнения.

Поворачивайте регулятор «Мод.» вверх или вниз для изменения звучания клавиатуры. Модуляция может добавить звучанию эффект вибрато, резонанса и другие.

Настройка чувствительности клавиш

Увеличение чувствительности клавиш изменяет звучание нот на более громкое или тихое в зависимости от силы нажатия на клавиши.

Коснитесь кнопки «Параметры клавиатуры» и включите параметр «Велосити».

Разведите концы панели «Велосити» в разные стороны, чтобы увеличить диапазон чувствительности. Чтобы уменьшить диапазон, сведите концы ближе друг к другу.

Перемещайте бегунок велосити вверх или вниз, чтобы изменить диапазон чувствительности. Этот метод можно использовать после сведения концов панели для ограничения чувствительности до более узкого диапазона.

Игра на клавиатуре смахиванием

Вы можете исполнять мелодии различными способами, используя жест смахивания влево или вправо по клавишам. По умолчанию горизонтальное смахивание дает мягкое исполнение нот. Функцию смахивания можно изменить, используя кнопку «Глиссандо».

Чтобы переместиться выше или ниже по клавиатуре смахиванием по клавишам, касайтесь кнопки, пока не появится вариант «Прокрутка».

Чтобы вернуться к значению по умолчанию, касайтесь кнопки, пока не появится вариант «Глиссандо».

У некоторых инструментов (в основном, синтезаторов) есть третий параметр. Чтобы плавно переключаться между нотами в этих инструментах (прием портаменто), касайтесь кнопки, пока не появится вариант «Высота тона».

Настройка звука

У некоторых клавишных инструментов, например электропианино, синтезатора и органа, есть дополнительные ручки и регуляторы, позволяющие изменять звучание по время игры. Регуляторы (если они есть) снабжены этикетками, показывающими, какие параметры звука они настраивают. При записи инструмента Keyboard также записываются все изменения в элементах управления.

Поворачивайте регуляторы во время игры на клавиатуре, чтобы услышать, как меняется звучание.

Настройка звуков синтезатора Alchemy

Для звуков синтезатора Alchemy доступны дополнительные регуляторы, панель Transform Pad и XY-панели. Для просмотра других элементов управления синтезатором Alchemy смахивайте по области управления вправо или влево.

Каждая из восьми секций (называемых снимками) на панели Transform Pad представляет целостную группу параметров, контролирующих звук инструмента. Настраивать звук можно путем касания снимка или путем перетягивания квадратной рамки между снимками. Если навести рамку на снимок, будет слышен звук для этого снимка. Если рамка частично накрывает несколько снимков, звук этих снимков изменяется, и в результате получается новый звуковой эффект. Объем влияния каждого из задействованных снимков на конечный звук определяется площадью, накрытой рамкой.

Инструмент «Клавишные» (Touch-инструмент)

Выполните одно из следующих действий.

Исполнение с отдельным снимком. Коснитесь снимка, чтобы навести рамку на него.

Слияние звука от нескольких снимков. Наведите рамку так, чтобы она частично накрывала нужные снимки.

Слияние звука с помощью гиропульта. Коснитесь кнопки гироскопического управления над клавиатурой и наклоните iPad , чтобы переместить рамку.

Изменение звука с помощью XY-панелей. Смахивайте вправо или влево в области элементов управления, чтобы открыть XY-панели. Перетягивайте регуляторы на двух XY-панелях. Когда Вы меняете положение регулятора, на соответствующей панели также изменяются значения осей X и Y.

Настройка звука органа

К звукам органной клавиатуры относятся регистры, расположенные слева от области элементов управления. Регистры позволяют легко изменять звучание органа путем настраивания относительной громкости различных обертонов или регистров. Регистры расположены слева направо, от более низких тонов к более высоким; перетягивание регистра вниз усиливает громкость его обертона, а перетягивание вверх — уменьшает.

Также можно регулировать скорость эффекта Лесли с помощью переключателя «Вращение».

Увеличение скорости эффекта. Потяните переключатель «Вращение» влево или вправо.

Настройка звука с помощью функции распознавания мимики

Если Ваш iPad поддерживает технологию распознавания лиц, Вы можете добавлять эффекты вибрато, резонанса и иными способами изменять некоторые звуки клавишных движениями своего рта во время игры.

Удерживая iPad на расстоянии 25–50 см от лица, коснитесь кнопки функции распознавания мимики .

При первом использовании функции распознавания мимики GarageBand запросит разрешение для доступа к камере на Вашем iPad.

Во время игры открывайте и закрывайте рот, чтобы изменять звучание.

Чтобы выключить функцию распознавания мимики, еще раз коснитесь кнопки функции распознавания мимики.

Во время игры с воспроизведением звуков синтезатора Alchemy невозможно пользоваться функциями гироскопического управления и распознавания мимики одновременно.

Примечание. GarageBand использует функции отслеживания лица ARKit, позволяя использовать мимику для управления эффектами инструментов. Ваша информация лица обрабатывается на устройстве, во время исполнения записывается только музыка.

Игра на клавиатуре с использованием определенного лада

Коснитесь кнопки «Лад» , затем коснитесь лада, в котором нужно играть.

После выбора лада на клавиатуре будут отображаться ноты, а не клавиши. Касайтесь их, чтобы воспроизводить ноты лада.

Отображение этикеток нот на клавиатуре

Вы можете отобразить этикетки нот на каждой клавише клавиатуры.

В приложении «Настройки» прокрутите вниз и затем коснитесь «GarageBand».

Коснитесь «Этикетки нот на клавишах».

Автоматическое исполнение арпеджио

В инструменте «Клавишные» (Touch-инструмент) есть арпеджиатор. Если он включен, то аккорды воспроизводятся методом арпеджио: ноты проигрываются последовательно, а не одновременно.

Примечание. Арпеджиатор недоступен для звуков синтезатора Alchemy, перечисленных в разделе «Arpeggiated».

Коснитесь кнопки «Арпеджиатор» , затем коснитесь переключателя «Запустить».

После включения Арпеджиатора под переключателем «Запустить» появятся другие элементы управления, с помощью которых можно изменить порядок воспроизведения нот, частоту и диапазон октав арпеджио.

Коснитесь кнопки «Порядок нот» и выберите порядок воспроизведения аккорда.

Коснитесь кнопки «Количество нот» и выберите нужное количество в зависимости от темпа песни.

Касайтесь стрелок вверх и вниз рядом с элементом «Диапазон октав», чтобы указать, сколько октав покрывает арпеджио.

Когда Арпеджиатор включен, кнопка «Сустейн» превращается в кнопку «Замок». Если коснуться и удерживать кнопку «Замок» (или включить его) во время работы арпеджиатора, воспроизведение текущего арпеджио продолжится. Если коснуться другой клавиши во время работы арпеджиатора, текущее арпеджио начнется с этой ноты.

Игра на клавиатуре с помощью полосок аккордов

Коснитесь кнопки «Полоски аккордов» , чтобы увидеть полоски аккордов.

Исполнение аккордов или басовых нот с помощью полосок аккордов

Исполнение аккордов выше или ниже. Касайтесь одного из пяти верхних сегментов полоски аккорда.

Исполнение басовых аккордов или басовых нот. Касайтесь одного из трех нижних сегментов полоски аккорда.

Исполнение аккордов или басовых нот вместе. Касайтесь верхнего и нижнего сегментов одновременно.

Вы можете добавить пользовательские аккорды для проигрывания.

Исполнение рисунков мелодий

Поверните регулятор автоматического исполнения в одну из пронумерованных позиций.

Коснитесь сегмента одной из полосок аккордов.

Верхние сегменты (на которых отображается название аккорда) звучат, как аккорд и его басовая нота вместе.

Средние сегменты звучат как только аккорды. Касание двумя или тремя пальцами позволяет играть вариации.

Нижние сегменты звучат, как только басовые ноты.

Чтобы остановить исполнение рисунка, еще раз коснитесь сегмента.

Полоски аккордов для монофонических звуков клавишных не делятся на сегменты. Поверните регулятор автоматического исполнения, чтобы выбрать ритмический рисунок, который будет исполняться при касании полоски аккорда. Если коснуться другой полоски аккорда, будет воспроизведен тот же ритмический рисунок, но на других нотах.

Сохранение пользовательского звучания

Измените текущее звучание клавиатуры с помощью элементов управления клавиатурой.

Коснитесь названия звука клавишных в верхней части экрана, затем коснитесь «Сохранить».

Введите имя для своего звучания, и коснитесь кнопки «Готово».

При первом сохранении пользовательского звучания создается отдельная категория. Чтобы переименовать или удалить это звучание, коснитесь «Правка» и коснитесь значка (чтобы переименовать звучание) или красного кружка (чтобы удалить звучание).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector