Расположение струн на 12 струнной гитаре фото

Расположение струн на 12 струнной гитаре фото

Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка

Среди читателей Гитаршколы, немалое количество гитаристов, которые в своем арсенале имеют двенадцатиструнную гитару. В связи с этим нам иногда поступают вопросы, как ее настроить. В сегодняшнем уроке как раз об этом и поговорим.

Настройка нижнего порожка двенадцатиструнной акустической гитары — задача не из легких. Она усложняется еще больше, когда дело доходит до винтажных двенадцатиструнок. Раньше о компенсированных нижних порожках для двенадцатиструнных акустических гитар не было и речи! Поэтому небольшие отклонения в строе таких гитар считались чем-то самим собой разумеющимся. Но те времена ушли. Музыка и музыкальные технологии вышли на новый уровень, и музыкантам и продюсерам не приходится больше мириться с тем, что та или иная струна не строит на том или ином ладу.

Настройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары с прямым нижним порожком предполагает подбор угла и точки начала вибрирующей части струны для каждой отдельной струны. Эта задача требует определенного навыка и терпения. Давайте разберемся, в чем она заключается.

Порожек 12-ти струнной гитары

Для примера возьмем отличную гитару Martin D-12-20 1972 года. Однажды ее владелец решил отнести ее в мастерскую. На тот момент гитара была в очень хорошем состоянии, с тем лишь исключением, что она хронически не строила, а струны располагались слишком высоко над грифом. Часто старые двенадцатиструнки требуют замены грифа, а это довольно дорогое удовольствие. Но в данном случае угол грифа по отношению к корпусу был в порядке. К счастью для владельца гитары, проблема была значительно проще. Дело было в том, что на гитаре был установлен слишком высокий и к тому же кривой нижний порожек (см. Фото 1 ).

Нужно было, во-первых, отрегулировать высоту струн за счет изменения формы порожка, а во-вторых, настроить мензуру каждой струны. Было ясно, что если решить эти две задачи, гитара зазвучит значительно лучше и будет хорошо строить даже на высоких ладах.

Необходимые инструменты

Для работы с нижним порожком двенадцатиструнной гитары вам понадобятся следующие инструменты: измеритель высоты струн над грифом, измеритель радиуса и радиус-блок, соответствующий радиусу грифа. Также потребуется механический карандаш, каподастр, наждачная бумага (зернистость 80 и 400) и набор небольших плоских пилок.

Предварительный этап настройки гитары

Прежде чем приступить к работе, нужно настроить гитару и произвести необходимые замеры. Они будут служить вам в качестве ориентиров. Лучше всего записать результаты замеров на бумажку, чтобы не забыть их.

Сначала установите каподастр на первый лад и измерьте высоту первой и одиннадцатой струн над двенадцатым ладом с помощью специального измерителя. (Будем считать, что наша гитара настроена по стандартной схеме.) Измерять нужно расстояние между высшей точкой двенадцатого лада и нижней границей струны.

Идем дальше. Каподастр все еще расположен на первом ладу. Зажмите одиннадцатую и двенадцатую струны на четырнадцатом ладу и измерьте самое большое расстояние между нижней границей одиннадцатой струны и порожком лада. Обычно оно приходится на середину грифа, примерно в районе седьмого-девятого ладов. Это место можно найти, прижимая одиннадцатую и двенадцатую струны то там, то там. При этом струны должны быть зажаты на четырнадцатом ладу.

Затем снимите каподастр и проверьте высоту струн над порожком первого лада.

Проверьте мензуру каждой струны при помощи тюнера. (На двенадцатиструнной гитаре это сделать несколько сложнее, чем на обычной шестиструнной, потому что вам придется подцеплять каждую струну отдельно.) Начните с первой струны. Сыграйте флажолет на двенадцатом ладу, проверив, чтобы он строил. После этого зажмите ту же ноту. Если зажатая нота ниже или выше соответствующего флажолета, запишите разницу в центах. Повторите то же самое для каждой струны.

Исходные данные нашей «подопытной» гитары

Вот результаты предварительных измерений для гитары D-12-20: расстояние от порожка двенадцатого лада до первой струны — 6/64″. Для одиннадцатой струны — 7/64. Слишком высоко. Самое большое расстояние от струны до грифа при зажатии струн на первом и четырнадцатом ладу — .012″. Это идеально подходит для стиля игры хозяина гитары. Высота первой струны над порожком первого лада составила 1/64″, одиннадцатой струны — 2/64″. И вновь хороший результат. Сделав все эти замеры, я понял, что мне нужно всего лишь уменьшить высоту нижнего порожка.

Я проверил мензуру струн, сравнив флажолеты с зажатыми нотами, и обнаружил, что большая часть зажатых нот звучала на 2-6 центов выше соответствующих флажолетов, а пары струн G и D были на 3 цента ниже флажолетов.

Как измерить высоту струн над грифом

Теперь у меня были все данные для продолжения работы.

Подгонка нижнего порожка

Дальше нужно было проверить, соответствует ли радиус нижнего порожка радиусу грифа. Как я и думал, до соответствия было очень и очень далеко. Радиус грифа составлял 14″ (см. Фото 2 ), а радиус порожка — всего лишь 8″. Это значит, что изгиб порожка был значительно заметнее изгиба грифа, а в этом случае пары струн D и G располагаются выше других струн.

Подстройка нижнего порожка на гитаре

Я взял радиус-блок на 14″ и наждачную бумагу зернистостью 80 и подогнал радиус порожка к радиусу грифа. Вот как можно это сделать: расположите радиус-блок так, чтобы его прогиб был направлен вниз, и прикрепите на его поверхность наждачную бумагу. Переверните порожек и начинайте аккуратно спиливать лишнее, водя им по поверхности радиус-блока. Если вы расположите источник света позади порожка, вы легко увидите, сколько и в каком месте нужно удалить (см. Фото 3 ).

В нашем случае струны были расположены высоко, поэтому мне пришлось спилить примерно 1/32″ верхней части порожка на том месте, где расположены пары струн Е. В средней части порожка я удалил довольно много, чтобы сгладить его изгиб.

Завершив эту работу, вновь установите порожек на гитару и приготовьте механический карандаш.

Разметка порожка

Самое время нанести на порожек метки, чтобы определиться с точками соприкосновения со струнами и углами для каждой струны (см. Фото 4 ). Но перед тем, как начать разметку, поговорим о том, как струны должны располагаться на нижнем порожке. Мы начнем с точек соприкосновения, а затем займемся углами.

Хочу предупредить сразу: эту задачу не всегда получается решить с первого раза. Вы можете попробовать прикинуть, где должна располагаться каждая струна на порожке, но сделать это правильно с первой попытки довольно сложно.

Отмечаем карандашом места для струн

Очень полезно мысленно разделить двенадцать струн на три группы:

  • • шесть струн E, A, D, G, B и E, которые есть и на обычной гитаре. Причем нижние четыре — это струны с обмоткой. Это все понятно.
  • • струны, настраиваемые на интервал в октаву (E, A, D, G) по отношению к струнам E, A, D и G.
  • • унисонные струны B и E. Последняя группа — струны без обмотки.

Для начала займемся первой группой — стандартными струнами. Как правило, лучше всего, когда струны Е (нижняя) и В отходят от порожка уже на заднем его краю (ближе к бочонкам, удерживающим струны). Что касается струны G, здесь крайней точкой соприкосновения должен быть передний край порожка (ближе к резонаторному отверстию).

Остаются струны Е (высокая), D и А. Высокая Е-струна обычно отходит от порожка примерно посередине между крайней точкой соприкосновения для струны В (на заднем краю порожка) и крайней точкой соприкосновения для струны G (на переднем краю порожка). Точку соприкосновения для струны D мы расположим ближе к точке для струны G, а для струны А — ближе к точке для низкой Е-струны.

Струны с интервалом в октаву — отдельная история. Октавные струны для нижней Е-струны и струны G отходят от порожка на переднем его краю. Октавные струны для струн А и D смещаются в направлении бочонков.

А вот унисонные струны В и Е располагаются на том же уровне, что и их пары.

Теперь к вопросу о том, как каждая струна переходит от отверстия к краю порожка. В случае данной конкретной гитары отверстия для шести стандартных струн смещены назад, в направлении заднего края бриджа. Отверстия для шести дополнительных струн (четыре октавных и две унисонных) расположены сразу за нижним порожком.

На заднем краю порожка нужно сделать своеобразные «рампы» для каждой струны, чтобы они не перетирались об острый угол. Это продлит срок службы струн и увеличит сустейн. Угол для основных струн должен быть более пологим, чем угол для дополнительных шести струн.

Как правильно заточить порожек на гитаре

Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой

Здесь вы можете проявить все ваши творческие способности. Основываясь на показаниях только что нанесенной разметки, отрегулируйте крайнюю точку соприкосновения с порожком и угол для каждой струны (см. Фото 5 ) с помощью маленькой плоской пилки. Это нужно делать очень медленно и аккуратно. Передний край порожка (тот, что ближе к резонаторному отверстию) должен получиться четким.

Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары

Настроить мензуру на 12-ти струнной гитаре

Как я уже упоминал, процесс настройки мензуры для двенадцатиструнной гитары очень трудоемок. Завершив предыдущий этап, установите новые струны, настройте их и проверьте мензуру.

Цель — добиться того, чтобы высота ноты, зажатой на двенадцатом ладу, и высота флажолета, извлеченного на том же ладу, совпадали. Обязательно пользуйтесь тюнером при проверке. Если зажатая нота выше, сместите точку отхода струны от порожка немного назад. И наоборот — если зажатая нота ниже, сместите эту точку вперед, в направлении резонаторного отверстия. В итоге у вас должно получиться нечто наподобие того, что получилось у меня (см. Фото 6 ). Не отчаивайтесь, если вам придется ослаблять и снимать струны, подпиливать порожек, вновь натягивать струны, настраивать их и перепроверять мензуру пять, десять или даже сто раз. Это вполне нормально.

И в завершение

Как только вы победите мензуру, снимите струны последний раз, выньте порожек и отполируйте его наждачной бумагой зернистостью 400, а затем протрите мягкой тряпочкой. Установите струны и настройте их. Вы справились!

Этот процесс сложен и требует навыка и опыта, но ведь ради двенадцатиструнной гитары, строящей на всех ладах, стоит и попотеть! А вы как считаете?

Настройка 12 струнной гитары. Подробное описание и советы.

настройка 12 струнной гитары

В первую очередь стоит сказать о том, что настройка двенадцатиструнной гитары технически мало чем отличается от обычных шести струн. Данный инструмент используется далеко не всеми гитаристами – только теми, кто исполняет преимущественно акустическую музыку, для того, чтобы обогатить свое звучание обертонами и дополнительными звуками. Как правило, парные струны подобных гитар настраиваются либо в приму, либо в октаву друг к другу. При этом второй вариант более сложен, но предпочтителен сильнее, поскольку лучше обогащает звучание, в то время как настройка в одну и ту же ноту просто добавляет искусственного стереоэффекта. Кроме того, гитара отличается своей шириной и силой грифа – ведь она рассчитана на гораздо более сильное натяжение. От вас также потребуется больше усилий для того, чтобы зажимать все струны. Ниже представлено подробное руководство по настройке двенадцатиструнной гитары, а также то, какие строи вообще она может использовать.

Порядок действий при настройке

Порядок действий при настройке

Поскольку у двенадцатиструнной гитары появляется еще один, дополнительный комплект струн, то немного меняется порядок действий при ее настройке. В частности – натягивание еще одной пачки, которая до этого отсутствовала. Поэтому действия меняются ровно в одном аспекте – после того, как вы установили первый комплект, не приступайте к настройке, а установите еще один – дополнительный, на недостающие колки. Делать это надо осторожнее, поскольку нагрузка на инструмент увеличивается в два раза, и неаккуратное отношение может привести такому вопросу, как почему дребезжат струны.

Схема настройки гитары 12 струн

Самая классическая схема настройки выглядит таким образом:

СтруныНота
1 и 2E и E
3 и 4B и B
5 и 6G и g на октаву выше
7 и 8D и d на октаву выше
9 и 10A и a на октаву выше
11 и 12E и e на октаву выше

Схема настройки гитары 12 струн

Исходя из этой схемы, становится понятно, что просто двумя комплектами обычных струн не получится заставить зазвучать гитару правильно – поэтому необходимо покупать специальные пачки, где все уже рассчитано для оптимального натяжения и для того, чтобы ничего не порвалось.

Настройка 12 струнной гитары онлайн

Наиболее простой способ того, как проводится настройка 12 гитары – это воспользоваться тюнером. Иначе вы просто не сможете этого сделать – для того, чтобы заставить все струны зазвучать грамотно нужен действительно мощный слух, близкий к абсолютному. Ниже вы найдете хороший онлайн-тюнер, с помощью которого сможете провести настройку вашего инструмента.

Порядок работы с онлайн-тюнером

  1. Нажмите на струну, которую необходимо настроить;
  2. Настройте основные шесть струн, как обычно вы настраиваете шестиструнный инструмент, в унисон с онлайн-тюнером;
  3. Приступайте к настройке дополнительных струн;
  4. Шестую дополнительную рекомендуется настраивать в последнюю очередь, когда весь гриф уже будет в том положении, в котором примерно должен быть.

Что означает настройка на октаву выше

Что означает настройка на октаву выше

Такой термин означает, что струна будет давать вам ту же самую ноту, но на шесть тонов выше, чем основная. Это позволяет значительно разнообразить свои композиции, например, используя только дополнительную струну при игре перебором – именно так, например, играется несколько песен группы Mastodon. Кроме того, благодаря этому изменяется само звучание гитары – оно становится более объемным и богатым, именно благодаря струнам, настроенным в октаву друг к другу.

Как не порвать струны при настройке на октаву выше

Как не порвать струны при настройке на октаву выше

Один из ответов на этот вопрос – делать все очень аккуратно, особенно по отношению к дополнительным струнам. Потихоньку натягивайте их, давая время на то, чтобы растянуться, и постепенно настраивайте до нужной частоты.

Еще один вариант – настроить гитару на тон ниже, чем стандартный строй – то есть, грубо говоря, в строй «Открытая Ре» — тот же самый стандарт, но на одну ноту ниже, чем он. После этого заставить дополнительные струны звучать также на одну ноту ниже. Если вам понадобится стандартный строй – то просто использовать каподастр.

Еще один вариант – опробовать другие строи, которые разрабатывались специально для настройки двенадцатиструнной гитары.

Зачем опускать строй гитары? Как изменится звук?

Зачем опускать строй гитары

Это довольно обширный вопрос, и лучше всего на него смогут ответить любители тяжелой музыки и электрогитар. Прежде всего, это делается для того, чтобы было удобнее и интереснее играть произведения в указанной тональности. Например, если в переборе используется открытая басовая струна, но нота стандартного строя не используется в гамме, то весь строй опускают специально для того, чтобы песню стало возможно сыграть.

Кроме того, опускание строя используется в тяжелой музыке для достижения более агрессивного и низкого звучания. В нашем же случае струны опускают просто для того, чтобы достичь нужного звука гитары, и чтобы они просто не порвались. Соответственно, ноты будут ниже, чем обычно, что скажется на звуке – он станет более агрессивным, басовым и объемным, особенно если вы подобрали для этого хороший комплект.

Виды гитарного строя для 12 струнной гитары

Настройка струн гитары на тон ниже, или в стандартный строй – не единственный способ игры на ней. Существует специально подобранный для комфортной игры строй, сильно отличающийся от стандартного.

Настройка 12 струн в Open G – также называется «строем Розенбаума». Дело в том, что на подобной гитаре очень тяжело долго держать баррэ, поэтому исполнитель перестроил инструмент таким образом, чтобы этот прием выполнять приходилось по минимуму. Фишка в том, что данный строй образует собой аккорд G, именно отсюда и получилось то самое название. Для того, чтобы перестроиться в этот строй, понизьте первую, пятую и шестую струну на тон ниже, вместе с дополнительными

Гитарный строй open g

Игра на 12 струнной гитаре. Преимущество и недостатки

Игра на 12 струнной гитаре

Главное преимущество данного инструмента – гораздо более плотный и объемный звук, обогащенный огромным количеством новых обертонов. На такой гитаре идеально исполнять аккомпанирующие партии, создавая текстуру и задавая основную мелодию всей композиции.

Из минусов стоит отметить гораздо более сложную технику игры – одновременное зажатие сразу двух струн, что требует больших усилий. Кроме того, сложнее играть перебором, особенно различные фингерстайл-паттерны. То же самое касается и сольных партий – все-таки гитара зарекомендовала себя как дополнительный инструмент, а не основной.

Основные отличия от шестиструнной гитары

Основные отличия от шестиструнной гитары

Главное отличие – удвоенное количество струн. За счет этого, как уже было сказано выше, играть становится гораздо сложнее, но можно получать более интересный звук, особенно если освоить инструмент хорошо. Как уже было сказано выше, само по себе звучание становится гораздо более богатым и насыщенным, в отличие от той же самой шестиструнной гитары.

Покупать двенадцатиструнный инструмент стоит, только если вы уже освоили шестиструнную гитару – в остальном делать это бессмысленно, поскольку инструмент считается дополнительным, а не основным. Учиться играть на нем тем более не стоит – вы потратите гораздо больше времени на это, чем могли бы. Кроме того, двенадцатиструнный инструмент более чувствителен к погоде, поэтому стоит озаботиться вопросом того, как хранить гитару.

Секреты отстройки двенадцатиструнной гитары. Часть 4. Доводим до ума Guild F-212

Превью топика

Первым делом при отстройке двенадцатиструнной акустической гитары нужно убедиться в том, что её, в принципе, можно настроить. Увеличенное натяжение дополнительных струн дорого обходится акустической гитаре, струны постоянно буквально деформируют инструмент. Зачастую, гриф выгибается вперед, а дека выпячивается, в результате струны поднимаются так высоко, что играть практически невозможно. Если деформация ещё небольшая, то проблему можно решить, подточив нижний порожек, но если она продолжается, то, в конце концов, гриф придется снять и установить заново, но уже под другим углом. Эта процедура называется переустановкой грифа, и требует немало опыта и профессионализма.

Совет: При покупке бэушной акустики вам нужно проверить нужна ли ей переустановка грифа. Эта процедура стоит сотни долларов, поэтому всегда можно поторговаться.

Оцениваем акустическую двенадцатиструнку

Давайте посмотрим на то, как же можно оценить состояние инструмента. Первое, на что стоит посмотреть – это прогиб грифа. Между порожком и местом крепления грифа к деке прогиб должен быть небольшим. Установите каподастр на первый лад, а затем прижмите шестую пару на том ладу, где гриф встречается с декой. Оцените расстояние между нижней точной 6й пары и верхом 7го лада. В идеальном случае это расстояние будет совсем небольшим. Свободной рукой (не забывайте удерживать струну на том ладу, где дека крепится к грифу) легонько ударьте по паре струн напротив 7го лада, чтобы удостовериться, что прогиб там есть и определить насколько он большой. Повторите тоже самой для 1й пары струн, чтобы удостовериться что прогиб с обеих сторон грифа одинаковый.

Для электрогитары Rickenbacker мы говорили, что прогиб должен быть примерно равен толщине визитки. На акустической гитаре, где установлены более толстые струны, возможно, вам будет нужен несколько больший прогиб. Но толщина визитки и тут — хорошая точка отсчета. Если прогиб слишком большой, то нужно подтянуть гайку анкерного стрежня.

Совет: Многие гитаристы, играющие на 12тиструнных акустических гитарах, настраивают их на пол или даже на целы тон ниже стандартного строя. Натяжение становится меньше, становится меньше нагрузка на гриф и деку, плюс к этому играть становится легче, а сама гитара звучит более мощно.

Если с помощью анкера гриф не удалось выпрямить, что нужно проверить угол посадки грифа, или продольный наклон относительно деки. Если у гитары гриф на болтах, то наклон довольно подправить при помощи подкладки под гриф. Но на гитарах с вклеенным грифом, как на большинстве акустических гитар, изменение угла наклона грифа – это та процедура, которую лучше всего доверить квалифицированному мастеру.

Отстраиваем двенадцатиструнный акустический Guild F-212
Фото 10. Guild F-212 после переустановки грифа. Прижимаем гриф струбцинами после работы с клеем. Фото Andy Ellis

Чтобы оценить угол наклона грифа, для начала проверьте высоту струн, играя по всему грифу. Если на инструменте довольно удобно играть и гриф достаточно прямой, то проверьте, как установлен нижний порожек. Порожек должен возвышаться над подставкой на 1/8” (3.175 мм). Если немного больше, то тоже всё в порядке. Если же меньше, то это может быть проблемой. Это значит, что порожек уже ровняли, и, если проблемы, не ушли, у вас уже не будет такой же возможности подточить порожек, что несколько опустить струны над грифом. Невысокий порожек, обычно, указывает на то, что необходима переустановка грифа. И это именно то, что произошло с нашим Guild F-212. Фото 10 даст вам представление, к чему это приведет.

Отстраиваем двенадцатиструнный акустический Guild F-212
Фото 11. Тут верхний порожек выглядит нормально. Как и на электо-двенадцатиструнке, все открытые струны должны находиться на нужной правильной высоте над 1м ладом. Фото. Andy Ellis.

Давайте примем, что вы смогли выставить нормальный прогиб грифа и у вас нижний порожек достаточной высоты, чтобы настроить нужную высоту струн над грифом. Следующим пунктом нужно будет удостовериться, что верхний порожек в хорошей форме. Разбираясь с Риком мы видели, что правильное выставление струн на двенадцатиструнке – довольно нетривиальная задача, так как вам приходится иметь дело, как с расстоянием между парами струн, так и с расстоянием внутри пар. Запомните, чтобы избежать проблем с интонированием (со строем гитары), нужно чтобы расстояние от нижних точек всех струн до 1го лада было одинаковым.

На нашем Guild F-212 с верхним порожком всё нормально (Фото 11), поэтому нам не пришлось менять его или как-то дорабатывать. Но если на вашей гитаре с расстоянием между струн и/или их высотой над первым ладом что-то не так, то посмотрите на то, что мы делали с верхнем порожком на Rickenbacker – с акустической гитарой отличий практически не будет.

Настройка мензуры

Как и на любой акустической гитаре, расположение нижнего порожка критически важно для хорошего строя и интонирование при игре в высоких позициях. Теоретически, положение нижнего порожка определяется, как удвоенное расстояние от верхнего порожка до 12го лад, но если установить порожек именно в этом месте, то гитара будет высить тем больше, чем выше по грифу вы играете, поэтому и нужна «компенсация». Компенсация означает удаление на небольшое расстояние точки контакта струны на порожке дальше от грифа. Расстояние компенсации может меняться в довольно сильно, и зависит от калибра (толщины) струны и её высоты над грифом. Среднее значение для 1й струны – это 4/32” (3.175 мм) и 7/32” (5.56 мм) – для 6й, если отмерять от центра прорези для порожка в подставке.

Существуют два самых распространенных размера порожков по ширине для акустических гитар, и неважно шестистрнка это или двенадцатиструнка. Узкий размер – это примерно 3/32” (2,38 мм) и этого едва достаточно для корректировки точки контакта каждой струны. Вторая распространенная ширина нижнего порожка – это 1/8” (3,2 мм), тут пространства для корректировки точки контакта каждой струны несколько больше.

Иногда бывает, что нижний порожек бывает довольно широк – 1/4″ (6,35 мм) или даже шире, что, очевидно, дает еще больше пространства для корректировки и отстройки мензуры для каждой струны. Такой широкий порожек не был чем-то необычным в 70е, но сегодня из-за стоимости такого порожка многие считают, что это через чур – небольшой плюс в точности строя и негативное влияние на стоимость инструмента.

На многих гитарах точка контакта струны, если смотреть от прижимной шпильки на подставке (бридже), будет точно по центру порожка, либо немного смещена вперед. Однако, с помощью маленького надфиля и толики терпения, вы можете сделать строй более точным, смещая эту точку контакта. И именно так мы решили поступить с нашим Guild F-212 – сделать новый костяной нижний порожек шириной 1/8” (3,2 мм) и отрегулировать точки контакта для более точного строя. Это потенциально обратимая операция и это важное соображение для винтажной гитары – особенно для этого Guild с таким богатым наследием записей.

Совет: в течении многих лет, незабываемая музыка делалась на двенадцатиструнках с неотсроенной мензурой. И если отстройка мензуры вас не сильно заботит, то стоит подумать о том, чтобы не остраивать её вовсе.

Знание того, где должна быть точка контакта струны на нижнем порожке двенадцатиструнной гитары приходит с годами опыта. И это не то, что можно описать в статье, так как тут многое зависит от конкретной гитары, струн и гитариста.

Отстраиваем двенадцатиструнный акустический Guild F-212
Фото 12. Этот новый костяной порожек был выточен, подогнан и ему придали нужный радиус. И теперь он готов к отстройке мензуры. Фото Andy Ellis.

И всё-таки основные шаги при настройке мензуры такие: первым делом, нужно подогнать болванку нового порожка и придать ей нужный радиус (Фото 12). Когда порожек установлен в прорезь для него на подставке, перпендикулярно порожку, нужно разметить на нем карандашом, те места, где пойдет каждая струна, выходя из своего отверстия.

Далее, вдоль порожка (то есть параллельно ему) отметьте карандашом точки контакта каждой струны с порожком.

1я и 2я унисонные струны будут располагаться практически так же, как 1я и 2я струна на шестиструнной гитаре, а 1я пара струн будет смещена вперед, а 2я пара – назад, так далеко, как это возможно, то есть на самый край порожка.

Теперь разметьте точки контакта оставшихся четырёх толстых струн в каждой октавной паре. Ещё раз, разметка этих точек будет схожа с шестиструнной гитарой, на которой точка контакта 3й струны смещена немного вперед от подставки (бридже) к грифу, а 4я, 5я и 6я струны будут смещены относительно неё немного назад от грифа.

Высокие струны в октавных парах обычно сидят несколько дальше от грифа относительно своих басовых пар. Октавная 3я струна (высокая G в стандартном строе) располагается на задней кромке, а 4я, 5я и 6я октавные струны сдвинуты относительно неё немного вперед. 6я октавная должна сидеть где-то посредине порожка.

Отстраиваем двенадцатиструнный акустический Guild F-212
Фото 13. Тут костяной порожек в процессе подпиливания для правильного интонирования. Мы смотрим на заднюю часть порожка — получается, что басовые струны — слева, а высокие струны – справа. Перпендикулярные метки слева показывают, как пойдут струны от подставки (бриджа) к верхнему порожку, тогда как перпендикулярные им метки показывают точку контакта каждой струны с порожком. Для унисонных струн точка контакта находится примерно на одном расстоянии от края порожка, а струны в октавных парах сидят в разных позициях, относительно переднего и заднего края порожка.

Как только вы разметили порожек, снимите его с подставки и с помощью надфиля начните убирать материал вокруг каждой метки, чтобы в точке касания каждой струны получилось ребро. На фото 14 показан порожек в процессе этой работы, струнные пары от 6й к 1й идут слева на право. Когда будите стачивать порожек, будьте аккуратны, чтобы не сточить и карандашные отметки сверху порожка – это ваши направляющие и они должны быть видны до момента финишной полировки.

После того, как точкам контакта струн была придана нужная форма, нужно придать порожку тот же радиус, что и у накладки грифа, а затем с помощью мелкой шкурки отполировать его, убрав карандашные отметки. После этого, установите порожек на место, настройте гитару и проверьте высоту струн над грифом.

Отстраиваем двенадцатиструнный акустический Guild F-212
Фото 14. Правильно отстроенные порожек. Обратите внимание на разные точки контакта струн внутри каждой октавной пары. На 3й пере это выражено сильнее всего – низкая G смещена на край порожка ближе к грифу, тогда как высокая G смещена на край порожка, но уже ближе отверстиям для струн.

На фото 14 показан отстроенный нижний порожек, установленный на подставку. Если посмотреть на него внимательно, то можно заметить, как сильно точки контакта струн различаются внутри октавных пар. Еще раз, тут приведен пример того, что отлично подошло для этого конкретного Guild F-212, но такая методика может быть применима для отстройки относительно стандартной акустической двендацатиструнки.

Если нужно немного опустить струны над грифом, то снимите порожек и сточите шкуркой его нижнюю плоскую часть. Не стачивайте сразу много, даже несмотря на то, что каждый раз нужно заново поставить струны, настроить гитару и проверить высоту струн. Ведь если вы ошибетесь и сточите слишком много, то вам придётся все переделывать заново, а это гораздо больше работы, чем каждый раз настраивать гитару. Как только вы будите удовлетворены высотой струн над грифом, сдуйте с гитары пыль, отполируйте её и насладитесь прекрасным звуком.

Отдельное спасибо Bob Erzin за то, что одолжил свой Guild F-212 1965 и Mark Montgomery за то, что позволил поработать с его Rickenbacker 360/12 1965 года.

Как настроить гитару?

Существуют самые разные гитары, принципиально отличающиеся устройством, количеством струн и, конечно же, звучанием. Самые популярные в наше время — акустические 6-ти струнные гитары. Настраиваются они в большинстве случаев стандартно, но есть и другие варианты. О них в конце страницы.

Рассмотрим ноты классического, обычного строя открытых струн 6-ти струнной гитары и их принадлежность к октавам.
Такой строй называется испанским.

Ноты открытых струн гитары6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы

5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы

4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы

3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы

2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы

1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы

Для ориентира: 5-ому ладу 1-ой струны гитары соответствует нота «Ля» Первой октавы. Её частота 440 Гц.

У гитары — 4 неполных октавы : Большая, Малая, Первая и Вторая. Большая октава неполная.

Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.

Настройка гитары по соседним струнам

1-я струна настраивается так:

1-я (самая тонкая) открытая струна — настраивается на ноту «Ми» Первой октавы.
Это можно сделать, воспользовавшись каким либо камертоном, например, on-line камертоном на этом сайте, либо по ноте «Ми» Первой октавы соответствующей клавиши пианино, рояля или синтезатора. Домашнее пианино может быть настроено неточно, поэтому лучше настраивать по электронному инструменту или камертону.

Частота ноты «Ми» Первой октавы 329,63 Гц — 1-я открытая струна.
Раскладка клавиш пианино по октавам и нотам.

Далее настройка осуществляется по соседним струнам.

2-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 2-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 1-ой открытой струны и 2-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 2-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

3-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 3-ю струну на 4-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 2-ой открытой струны и 3-ей струны прижатой на 4-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 3-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

4-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 4-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 3-ой открытой струны и 4-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 4-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

5-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 5-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 4-ой открытой струны и 5-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 5-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

6-я струна настраивается так:

1. Прижимаем 6-ю струну на 5-ом ладу.
2. Извлекаем поочерёдно звук 5-ой открытой струны и 6-ой струны прижатой на 5-ом ладу.
3. Поворачивая ручку колка 6-ой струны, подтягиваем, либо ослабляем её до момента, когда струны начнут звучать одинаково, в унисон.

Это основная схема.

Также можно настраивать, подстраивать или проверять настройку гитары извлекая поочерёдно звуки из настраиваемой и соседних струн, прижимая их на ладах с одинаковыми нотами, располагающихся близко. Расположение нот по ладам можно посмотреть здесь

Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон. Подробнее как располагаются ноты на грифе гитары в октавах

Классический строй шестиструнки представлен в начале страницы

Также существуют следующие варианты настройки 6-ти струнной гитары:

1-я струна — E (Ми)
2-я струна — B (Си)
3-я струна — G# (Соль-диез)
4-я струна — E (Ми)
5-я струна — B (Си)
6-я струна — E (Ми)

1-я струна — D (Ре)
2-я струна — B (Си)
3-я струна — G (Соль)
4-я струна — D (Ре)
5-я струна — G (Соль)
6-я струна — D (Ре)

Этот вариант на основе «русского» строя 7-ми струнной гитары (без 5-ой струны B, Си).

Какие струны подойдут для 12-струнной гитары?

двенадцатиструнная гитара – своеобразный и довольно распространенный в наше время музыкальный инструмент, который получил свою популярность благодаря оригинальности звучания. Играя на ней, вы услышите более глубокий и насыщенный звук, в отличие от ее родственников – акустической и классической гитары. Создается ощущение одновременной игры сразу нескольких гитар. Хоть обычно ее и используют для аккомпанемента, но она может поразить слушателей и сольной игрой. Результат достигается благодаря дополнительным струнам.

Для гитары нет идеального количества струн, чтобы добиться идеального звучания. Тут дело вкуса каждого, а многие музыканты просто расходятся во мнениях. Наибольшее количество гитаристов неуклонно будут настаивать, что такая гитара звучит лучше всего.

И поэтому многие желающие освоить этот инструмент задаются вопросами: «Какие струны подойдут для 12-струнной гитары?» и «Какие струны выбрать для 12-струнной гитары?». Постараемся с этим разобраться.

Об особенностях выбора и покупки

Инструмент отличается от своих родственников тем, что на расстоянии в 4 мм от каждой струны присутствуют дополнительные из стальной проволоки. Они идут парами, у каждой основной есть своя добавочная.

Интересно то, что в классификации инструментов такой принадлежит не инструментам с двенадцатью струнами, а к тем, у кого они спарены.

Толщина струн 12-струнной гитары намного меньше, чем у обычных. Из-за их большого их количества, гриф гитары шире классического аналога. Прочность конструкции инструмента очень важна, так как натяжение 12 тонких элементов огромное, именно из-за этого у гитары такая немаленькая цена.

У добротной модели в грифе обязан присутствовать анкерный болт. Он принимает на себя износ грифа из-за натяжения. Тональный диапазон обычно – 3 октавы. Они пролегают поверх полосы из пластика или дерева, которую называют «седлом», после чего, с помощью шпилек рассоединяются в лунках.

Струны для 12-струнной гитары продеты в колки, находящиеся по 6 на каждую сторону головы. Настройка выполняется движением, относящимся к струне колка. Порожек выполняет функцию удерживания элементов между грифом и головкой. Его делают из пластика. Он представляет собой один из самых важных аспектов в расположении – их высота и осуществимость ее регулирования. Если она будет слишком большой, то прижатие будет затруднено. При довольно маленькой высоте игра становится проще, но звук приобретает заметные шумы.

Какие струны выбрать для 12-струнной гитары и не ошибиться при покупке?

При покупке инструмента в магазине вы приобретаете и укомплектованные с ним струны. Они именуются тюнинговыми и нужны для того, чтобы покупатели смогли протестировать инструмент. Любая гитара с укомплектованными стандартными моделями, звучит необъемно и тускло. Учитывайте это, когда буде,те покупать ее. Тип этого элемента очень сильно воздействует на звучание, наравне с качеством инструмента.

Если вы считаете, что ваша модель плоха, и вы уже собрались покупать новую, то может, просто проблема в плохих, некачественных струнах? При опробовании звучания нового комплекта вы ничего не теряете. Если ваш инструмент так и не заиграл, то их можно сохранить к приобретению другой гитары. Из-за этого вам придется прикупить новый и достаточно дорогой комплект, в котором струн в два раза больше, чем в обычном.

Многие музыканты долгие годы ищут свою конфигурацию, которая нравится им по всем критериям. Для этого они берут струны, не только сравнивая калибр, но и выбирая их посредством комбинаций со струнами другого производства. На практике это делают таким образом: при игре в аккомпанемент, используются более толстые модели. Они дают громкий и насыщенный звук.

Если вам приходится играть быстро и сольно, то понадобятся струны мелкого калибра. Гитары такого рода имеют свои нюансы, для них могут использоваться универсальные комплекты средней толщины с легкими вариациями. Очень полезный инструмент для вашей гитары – вайндер. Он служит для намотки струн и очень поможет вам. Вы увидите, как он полезен, если возникнет необходимость заменить струны.

Как и у обычной акустической гитары, у 12-струнной гитары имеется 6 главных струн в стандартном строе «ми» (первая нижняя по отношению к грифу), «си», «соль», «ре», «ля», «ми «(шестая верхняя). Есть еще 6 дублирующих, которые располагаются между основными. Они создают пару, звучащую в унисон. Их еще надо правильно настроить. Этот процесс практически идентичен с шестиструнной моделью, но не стоит забывать, что вторая струна в паре должна быть на октаву выше – как 3 последние басовые (вторые по счету).

Если опустить строй на полтона-тон, то ничего ужасного со звуком не случиться. Это даже может быть полезно при понижении нагрузки на гриф и деку. Если у вашего инструмента непрочен корпус, то лучше провести эту процедуру.

Для настройки можно воспользоваться любым тюнером или специальным камертоном для таких гитар.

Подход и подготовка – залог настройки!

К такому инструменту, как двенадцатиструнная гитара, нужен кропотливый подход: подбор качественного и прочного корпуса, его размера, и самое главное – подбор струн и их настройка. Они играют одну из самых важных ролей в ее эксплуатации, наравне с прочностью. Их качество определяет чистоту звука, тональность и лады.

Какие же все-таки использовать струны для 12-струнной гитары? Попробуйте несколько видов, нет оптимального варианта их вариаций, это решаете вы – музыкант, но стоит помнить и на качестве инструмента, лучше стараться не экономить, ведь результат вернется вам сполна!

Двенадцатиструнная гитара — двойное удовольствие

Когда долгое время играешь на гитаре, со временем хочется попробовать что-то новое, разнообразить свое творчество. Тогда на помощь приходят различные приемы: замена привычных струн (возможно, на нейлоновые), использование гитарных аксессуаров или покупка новой гитары необычного дизайна с дополнительным функционалом или увеличенным количеством струн. Именно о гитарах с «нестандартным» числом струн мы и поговорим сегодня.

Наиболее распространенной является, конечно, двенадцатиструнная гитара, которая уже перестала быть экзотикой, а ее глубокое звучание способно покорить сердце музыканта на долгие годы. Звук двенадцатиструнной гитары существенно отличается от звука привычной шестиструнки: он насыщенней, мелодичней, в него невозможно не влюбиться. Такое звучание возможно благодаря тому, что к каждой из шести струн добавлена ещё одна, которая зажимается вместе с ней. За счет большего количества обертонов звук становится объёмней и разнообразней.

12-ти-струнка-300x300.jpg

Принцип игры на 12-струнной гитаре такой же, как на 6-струнной. Аппликатура аккордов идентична. Отличается внешне сам инструмент: усиленный по толщине гриф шире обычного, струны расположены близко друг другу, поэтому во избежание дребезга следует точнее нажимать на них.

Однако, не все так радужно, и не всякий гитарист сможет без проблем играть на такой гитаре. Дело в том, что усилия для зажимания струн потребуется в два раза больше, что очень непривычно и тяжело для левой руки. При игре аккордами с приемом «баррэ» также придется напрячься. Но обо всем по порядку.

История

Точно определить предка двенадцатиструнной гитары сложно, среди вариантов можно назвать итальянскую мандолину, арабский уд, турецкий саз, греческую бузуку, испанскую виуэлу и мексиканский типле – в каждом из них можно найти схожие черты с 12-струнной гитарой. В «современном» виде 12-струнная гитара стала популярной в середине ХХ века.

Впервые производством 12-струнных гитар занялись американские мастера с фабрик «Ригал» и «Оскар Шмидт», взявшие за основу стандартные модели гитар, производимых на этих фабриках, но добавив к каждой струне парную. В 60-е годы 20 века многие знаменитые музыканты стали экспериментировать с музыкальными инструментами.

Одним из популяризаторов 12-струнной гитары был Джо Пасс (Joe Pass), записавший на этом инструменте несколько отличных соло. Звучание 12-струнки можно услышать в композициях «The Eagles», «Queen», «The Beatles», Эрика Клэптона. В СССР было весьма проблематично достать столь экзотический вариант гитары, да и стоила она по тем временам бешеные деньги, поэтому её стали использовать через много лет после мировой премьеры. В России музыкантом, начавшим активно аккомпанировать себе во время выступлений на двенадцатиструнной гитаре, был Юрий Шевчук (группа «ДДТ»). Также стоит отметить Александра Розенбаума, который сделал 12-струнку своим основным концертным инструментом, да так, успешно, что многие гитаристы при выборе многострунной гитары хотят именно «гитару как у Розенбаума».

IMG_6279.JPG

Сейчас купить 12-струнную гитару не проблема, они доступны и по цене, и по ассортименту. Используются они обычно в качестве аккомпанемента, благодаря более насыщенному и красивому звучанию, может даже создаваться ощущение, что одновременно с двенадцатиструнной гитарой аккомпанирует скрипка. Хотя можно исполнять и сольные партии, так как строй у гитары такой же, как и шестиструнной гитары, то есть не придется переучиваться.

Особенности

Двенадцатиструнные гитары – это большие гитары, выполненные на основе усильных корпусов дредноут и джамбо. Устройство ее довольно стандартное, отличается лишь количество струн (струны идут парами, у каждой основной струны есть своя добавочная), ширина грифа и прочность конструкции, которая является главным критерием при изготовлении гитары, так как натяжение 12 струн очень велико и оказывает существенную нагрузку на гриф и верхнюю деку.

Именно благодаря усиленной конструкции и качественной древесине, эти гитары дороже других, но в этом случае не стоит экономить, иначе придется платить дважды, как в поговорке, обращаясь к гитарному мастеру.

1048272.jpg

Итак, как и любой инструмент, двенадцатиструнная гитара имеет свои преимущества и недостатки перед шестиструнной.

Преимущества

Мелодичный и насыщенный звук.

Эффект аккомпанирования в две гитары (некоторые даже слышат скрипку).

Разнообразие в вашем творчестве.

Недостатки (скорее небольшие неудобства)

Требует больших усилий от пальцев при игре, к этому придется постепенно привыкнуть, поначалу будут болеть пальцы.

Звук немного тише, чем у шестиструнной гитары.

Требуется большая точность при нажатии на струны.

Настройка

Настроить двенадцатиструнную гитару несложно, если умеешь настраивать 6-струнку. Можете поэкспериментировать с установкой различных струн. Вот несколько советов по настройке.

  • Если настроить гитару на полтона/тон ниже, то можно снизить натяжение струн, а значит предотвратить деформацию грифа и деки гитары. В этих же целях стоит использовать струны тонкие или средней толщины (№9 или 10). Понижение на полтона практически не сказывается на характере звука, а нагрузка на гриф и на деку значительно уменьшится (примерно на 20%). Левая рука тоже скажет вам «спасибо» за ослабленные струны, особенно любителям «баррэ». Если переусердствовать и настроить гитару ниже более чем на тон, можно получить «расплывчатое» звучание и дребезг струн о лады.

строй.jpg

Чтобы прикладывать меньше усилий при зажимании струн, можно попробовать немного подкрутить анкерный стержень.

Настраивайте сначала шесть струн, как на обычной гитаре, а затем дополнительные струны.

Попробуйте альтернативные строи, когда басовые струны настраиваются в квинту или же кварту, а высокие струны — в терции и септимы.

Настраивайте гитару по тюнеру, это значительно сэкономит вам время и нервы.

Что делать точно не стоит, так это полностью снимать старые струны, а затем устанавливать новые и настраивать их по от 1-ой к 6-ой (или от 6-ой к 1-ой), да еще и сразу парами. В этом случае гриф может деформироваться и дека прогнуться. Настройку следует производить от крайних струн к средним, т.е. сначала1-ю, затем 6-ю (основные), затем 2-ю, 5-ю и так далее.

Парные струны первых двух струн настраиваются в унисон с основными. Остальные — на октаву выше основных струн.

Как купить и сохранить гитару

Начнем с того, что двенадцатиструнная гитара не может стоить дешево, что связано с дополнительной (удвоенной) нагрузкой на гриф и корпус, отсюда особые требования к качеству используемой древесины. Отличить на первый взгляд качество материалов очень трудно, поэтому покупать гитару нужно с натянутыми струнами до стандартного строя и отстроенную, тогда вы можете быть уверены, что элементы гитары выдерживают натяжение струн и не деформируются.

При выборе гитары в магазине возьмите с собой человека, владеющего 12-стрункой, чтобы он смог сыграть вам на ней не только на открытых струнах (так почти любая гитара звучит хорошо), но и пройдется по всему грифу, чтобы услышать недостатки инструмента, если таковые имеются.

Постарайтесь в магазине найти такую гитару, чтобы можно было играть на ней сразу, не прибегая ни к каким усовершенствованиям, вроде подкручивания грифа, пропиливания порожков и так далее.

А чтобы продлить жизнь своей двенадцатиструнной гитаре, достаточно ухаживать за ней как за обычной гитарой, правильно ее хранить и настраивать на тон ниже (чтобы избежать прогиба грифа), но поставить каподастр на первый лад, что уменьшит натяжение струн и сохранит строй гитары.

maxresdefault.jpg

Стоит также вспомнить, что помимо 12-струнной гитары, некоторые гитаристы экспериментируют с 8-ми и 9-струнными гитарами, не говоря уже о русской семиструнной гитаре. Но этим вариантам гитар мы уделим отдельную статью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector