Расположение рисунка на листе психология

Расположение рисунка на листе психология

Расположение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Степень близости рисунка к верхнему краю листа прямо связана с уровнем самооценки: как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и славу, тенденция к самоутверждению.

Приближение рисунка к нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Кроме того, расположение рисунка относительно оси «верх – низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

• Счастье – верх; грусть – низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)

• Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние – вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь, встает.

• Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз.)

• Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе – вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху.)

• Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает господство над ними.)

Ось «левое – правое»

Расположение рисунка крайне справа – склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях – аутоагрессивность.

Если рисунок расположен слева на листе, то для испытуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций.

Маленький рисунок в верхнем левом углу – высокая тревожность; часто встречается у людей, склонных к суициду.

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «левое – правое» также необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

1. Традиция чтения слева направо. Соответственно, левая сторона находится сзади, правая спереди.

2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа – направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры – голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо – устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумыва‑ется и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево – тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а возможно, эрудицию в себе и окружающих.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Подход к интерпретации рисунка.

В интерпретации рисунка отсутствуют твердые правила. Но при анализе нужно опираться на такие принципы :

1) сначала – чувственное восприятие.

Запоминайте самое первое впечатление от рисунка (положительное или отрицательное). Какое чувство или настроение он вам передает (грусть, улыбку и т.д.)?

Сосредоточьтесь на своих первоначальных ощущениях, не спешите сразу приступать к интерпретации.

Однако не делайте каких-либо заключений на основе личных ассоциаций. Ваше впечатление должно помочь развитию ассоциаций у клиента и дать выход его бессознательному.

Например , женщина нарисовала рисунок дома, и сказала, что это «шикарный дом, в котором все есть». Вы же увидели невзрачный домик, который ну никак не производил впечатления «шикарного». В процессе анализа рисунка был сделан такой вывод: так же, как в этом «шикарном» доме за невзрачной оболочкой скрывается богатство, так и за внешней «картинкой» этого человека скрывается Настоящая Женщина, которую она держит за 7-ю замками.

С рисунком необходимо войти в психологический контакт . Все, что вам приходит на ум, надо отмечать и запоминать. Анализ рисунка не признает спешки .

Бессознательное в каждом отдельном рисунке одного человека может проявляться по-разному. Ваша задача – увидеть его во всех возможных проявлениях, исследовав рисунок.

В своем исследовании обратите внимание на :

  • материалы, использованные при создании рисунка

Клиент может выполнять все рисунки на стандартном листе бумаги одного качества, одним карандашом. А может, какой-то рисунок он захочет выполнить в цвете, в отличие от других. Здесь необходимо увидеть, имеют ли для него значение инструменты при создании рисунка, являются ли они средством компенсации ценности рисунка. Меняется ли качество рисунка в зависимости от того, чем и на чем рисует человек? Например, если человек боится, что не очень хорошо рисует, он может «приукрасить» свой рисунок с помощью цвета, качества материала для рисования. Будут ли рисунки одинаково красивые на качественном листе бумаги и на обратной стороне какого-нибудь черновика? Имеет ли это значение для этого человека?

  • объем использованного листа бумаги

Вы должны определить, соразмерен ли рисунок листу бумаги, или же он слишком маленький, или, напротив, такой большой, что не уместился на весь лист. На основании этих данных можно делать вывод об интроверсии (слишком маленький рисунок), экстраверсии (слишком большой), о наличии компенсаторной или комплементарной функции данного опорного элемента (о значении этих функций мы говорили здесь)

  • расположение рисунка на листе бумаги

Если человек поворачивает лист вопреки заданию, это может прозвучать как объявление своей независимости, самостоятельности, упрямства или творческого подхода к выполнению задачи. Необходимо понять, что человек хотел выразить посредством такого действия или вообще размещения рисунка на листе бумаги (посередине, внизу, вверху, в углу рисунка (левом верхнем, левом нижнем, правом нижнем, правом верхнем))

  • приоритет опорных элементов (символов) в рисунке

Необходимо разложить рисунок на составляющие и затем определить, на каких опорных элементах рисунка сконцентрироваться.

Опорные элементы – это такие элементы в рисунке, на которых фокусируется наше внимание и которые указывают на возможное психологическое состояние человека и на возможные направления развития аналитического процесса. Это указатели возможного пути в интерпретации. Опорные элементы являются вспомогательными средствами для расшифровки бессознательного содержания, проявляющегося в рисунках.

Опорный элемент – это та основа, на которую можно опираться в интерпретации рисунка, но она не дает повода для окончательных выводов.

Для интерпретации рисунка необходим анализ сочетаний многих опорных элементов (символов), в которых проявляются сообщения бессознательного и которые нам необходимо расшифровать. При этом более надежной в плане правильной интерпретации является серия рисунков, а не какой-то один.

На каком-то уровне все проявления нашего сознания и бессознательного взаимосвязаны и переплетаются между собой. Потому, коснувшись их в каком-то одном символе, мы найдем это отображение и в другом. Поэтому не имеет особого значения, с чего именно вы начнете интерпретировать рисунок. Вам нужно будет определиться для себя, как вам будет удобнее.

Приоритетными символами в рисунке могут быть :

Могут быть округлые, угловатые контуры, толстые или тонкие линии, доведенные до конца или нет. А может быть так, что отличается только какой-то один элемент в рисунке.

Например, в рисунке «Дом-Дерево-Человек» может быть два дерева.

♦ недостающие элементы или, наоборот, лишние детали

«Лишние» сказано условно, поскольку для интерпретации ничего лишнего нет.

Могут преобладать какой-либо один или два цвета.

3) синтез и сведение полученной информации в единое целое.

Это, пожалуй, самый сложный этап интерпретации рисунков .

На этом этапе интерпретации нужно сопоставить данные по опросу и обсуждению рисунка с данными интерпретации по опорным элементам рисунка .

В процессе работы с рисунками вам нужно будет определить для себя наиболее удобный для вас вариант и составить свой план работы.

В процессе своей работы с рисунками вы также можете создать некий справочник , куда будете вносить все интерпретации того или иного символа, с подробным описанием, почему вы пришли к такому выводу.

Что значат наши рисунки

Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения – это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий – на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Где разместим, как нарисуем?

  • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
  • Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
  • Если творение преимущественно слева – человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.
  • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
  • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор – личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.

Цветочки, домики, имена, животные

  • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке – это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто – сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно, – сомнение.
  • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя – способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь – меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
  • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка – вам нужна забота и защита, лев – ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап – на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.

Изображение человека

Изображение маленьких человечков – признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

  • Рисунок анфас – вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
  • Голова в профиль, а тело анфас – в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова – руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая – уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная – проявляете застенчивость и робость.
  • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одежке».
  • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
  • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.
  • Большие уши – вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют – не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы – в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, – вами управляют враждебные чувства.
  • Крупные плечи или тело – у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие – чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина – уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
  • Руки – символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах – нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу – у вас есть трудности в социальных контактах.
  • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие – вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») – о скованности в общении.
  • Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.

Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот – вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска – вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

Психология детского рисунка

Как изучение психологии детского рисунка может улучшить отношения с ребёнком. Рекомендации для родителей. Связь картинок с внутренним миром малыша. Этапы изобразительного творчества дошкольников. О чём расскажет выбор цветовой гаммы и места на листе бумаги. Анализ отношений с близкими людьми на примере рисунка семьи.

Содержание

Зачем анализировать «художества» дошколят? На этот счёт есть разные мнения. Некоторые родители полагают, что главное — научить кроху правильно держать карандаш и рисовать доступные возрасту предметы. Если ребёнок способен изобразить домик, деревья, машинки, животных, людей и простые объекты, значит, всё в порядке. Но специалисты, изучающие психологию детского рисунка, относятся к творчеству малышей, как важному источнику информации.

Ребёнок не всегда может поделиться страхами, переживаниями, обидами и мечтами, рассказать о том, что его радует. Причины бывают разные: неумение подобрать нужные слова, боязнь насмешки, осуждения. Рисуя, маленький художник переносит на бумагу скрытые чувства и мысли.

Внимательное изучение изображений поможет лучше узнать внутренний мир ребёнка. С этой целью психологи используют рисуночные тесты. Некоторые приёмы первичной интерпретации доступны родителям, более точную диагностику проведёт специалист.

С какого возраста можно начинать анализ рисунка

Особенности изобразительного творчества детей связаны с возрастом. Изучать психологию детского рисунка целесообразно с 4,5—5 лет. С этого времени изображения становятся осознанными, информативными, несут смысловую нагрузку. В 3—4 года лучше ограничиться оценкой цветовой гаммы и настроения, переданного картинкой.

Анализ детского рисунка. С какого возраста начинать

Психологи установили 3 периода развития рисунка у дошкольников. Первый или стадия каракуль длится с 1 года до 1,5—2-х лет. Кроха осваивает «орудия производства» — карандаши, фломастеры, с усердием оставляет следы вдохновения на бумаге и столе.
К двум годам ребёнок делает попытки подражать взрослым. Использует точки, штрихи и чёрточки, рисуя снег, травку, дождик. Способен распознать в «загогулине» знакомый предмет. Цвет, размеры и форма пока ничего не значат.

Второй период начинается в 2,5—3 года, продолжается примерно до пяти лет. Малыш постигает азы имитирующего рисования, старается изобразить конкретный объект. Поначалу на рисунках преобладают круги, означающие солнышко, мячик, лицо.

Постепенно появляются треугольники и прямоугольники (изображения домиков), прямые и волнистые линии (дорожка, забор). С 4-х лет дети способны схематично изобразить людей и животных, пытаются воспроизвести движение или позу. К концу периода можно начинать анализ цветовой гаммы рисунков.

Ребёнок схематично рисует людей

После 5 лет наступает третья стадия — реалистическая. В нарисованных картинках просматривается отношение к окружающему миру, себе и людям. Появляется несколько персонажей, простой сюжет, возникают гендерные отличия. Девочкам нравится изображать нарядных красавиц, цветы, природу, мальчики предпочитают корабли, машинки, самолёты, военных.

Как читать детские рисунки?

В предыдущей статье мы выяснили, что детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что же нам необходимо обратить внимание для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Как читать детские рисунки?

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом. Как читать детские рисунки? Фото: pixabay.com

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде

если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.)
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?
  • Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
  • Использует ли ребенок всю палитру, либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
  • Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен. Как читать детские рисунки? Фото: pixabay.com

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали: если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как). Как читать детские рисунки? Фото: pixabay.com

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», передавать штриховкой оттенок и объем. Как читать детские рисунки? Фото: pixabay.com

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и , — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector