Расположение пальцев на струнах гитары

Расположение пальцев на струнах гитары

Самоучитель игры на гитаре/Урок 3

1. Положение гитары. К современному положению гитары и рук гитариста шли достаточно долго. Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века: «На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поз — в сидячем положении»

Как же все-таки играть на гитаре — сидя или стоя? А если сидя где её держать на правом или левом колене?

Гитаристы «классики» играют сидя, причем левая нога размещается на специальной подставке, и на левом колене располагается гитара. В таком положении левое колено должно быть выше уровня стула. Высоту скамейки выбирают таким образом, чтобы голова грифа гитары находилась на уровне левого плеча или немного выше. При этом подбородок и левое колено должны находиться на одной вертикали, если головой не вертеть. Корпус гитары должен быть в вертикальной плоскости.

Классическая гитара

Чтобы гитара не скользила — можно между коленом и ее корпусом проложить лист поролона, или на супер-клей посадить. В этом положении правая рука опирается локтем на край корпуса гитары и кисть при этом находится в районе розетки (дырка в гитаре). В таком положении гитара очень хорошо фиксируется, не скользит и не «пляшет». Также при такой игре большая свобода рук — особенно левой, хорошая доступность по всей длине грифа, а также наименьшая утомляемость. Я кстати начинал играть на классической гитаре, поэтому приходилось подкладывать под левую ногу книжки. При первом знакомстве с данной посадкой и положением гитары, мне показалось, что играть будет очень неудобно. Однако через некоторое время играть по-другому мне уже не хотелось. Поэтому если вы собираетесь играть на классической гитаре — играйте в классической позе! Тем более что данная посадка действительно очень удобна для обеих рук.

Однако очень многие эстрадные гитаристы чаще всего держат гитару на правом колене при игре сидя, либо играют стоя. В прошлом столетии известный испанский гитарист, педагог и композитор Дионисио Агуадо много лет работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге как к роялю, и играть. Агуадо считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения. Широкого применения это изобретение не нашло, однако я видел на видеоролике как шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользовался такой приспособой на своем концерте.

По-поводу правого колена: способы звукоизвлечения, применяемые в эстраде, требуют широкого движения правой руки, обычно держащей медиатор. Поэтому логично перенести гитару на правую ногу, чтобы освободить место для опускающейся руки. Так что не будет преступлением, если вы играете на гитаре не в классической позе. Здесь нужно отталкиваться от того удобно ли вам играть в том или ином положении, не появляются ли боли в спине или руках, при игре. Если у вас появляется боль или дискомфорт — прекратите играть и обратите внимание на то, как вы это делаете. Игра на гитаре должна приносить радость, но никак не боль. Поэтому, начиная играть на гитаре, первое время уделяйте внимание положению гитары и рук. Теперь рассмотрим какова же правильная постановка рук на гитаре при игре.

2. Положение правой руки. Правая рука должна извлекать звук и в тоже время придерживать гитару! Звук можно извлекать посредством щипка, либо удара по струнам кончиками пальцев (как бас гитаристы), либо с помощью различных видов боя. Верхняя часть предплечья (около локтя) ложится на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. Когда я начинал учиться играть, учитель говорила мне: «Представь, что у тебя в правой руке яблоко или теннисный мяч» То есть по форме правая рука должна быть похожа на сферу! При этом большой палец правой руки должен быть дальше своих братьев — ближе к грифу.

постановка рук на гитаре правая

При извлечении звука щипком кисть должна быть не подвижна — работать должны, только суставы пальцев. Рассмотрим обозначения пальцев правой руки (испанские названия пальцев руки): p (putgar) — большой, i (index) — указательный, m (medium) — средний, a (anular) — безымянный, e (extremo) — мизинец. Мизинец кстати используют очень редко — при игре в испанском стиле фламенко, и в некоторых сложных ритмах. Подробнее про специальные знаки нотного письма можно почитать здесь: нотное письмо .

Правая рука

При извлечении звука щипком желательно наличие на правой руке ногтей. Длина ногтей на правой руке может быть различна, в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1.5 мм над подушечками. При извлечении звука вы должны ощущать струну подушечками пальцев.

3. Положение левой руки. Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ. Пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного, который прогибается, когда прижимает несколько струн. Большой палец служит опорой для остальных четырех, прижимающих струны одновременно, поэтому из-за грифа появляется очень редко (большой палец левой руки иногда помогает взять сложный аккорд сверху грифа). Опираться большой палец на гриф должен примерно на уровне среднего пальца. Струны прижимаются около металлических пластин. Опять же мой учитель сравнивал пальцы левой руки с «молоточками», которые бьют по струнам, при игре. То есть пальцы должны не лежать на грифе, а как бы стоять!

постановка рук на гитаре левая

Обозначения левой руки (цифровые): 1 — указательный, 2 — средний, 3- безымянный, 4- мизинец, T — большой палец.

На левой руке ногтей быть не должно иначе прожимать струны будет проблематично, и из-за этого положение руки будет неправильным. Если вы только начинаете играть — пальцы сначала будут болеть, но со временем подушечки загрубеют, и играть будет очень легко. Повторюсь, если появляется боль или вы чувствуете что левая рука устала, опустите ее на пару минут вниз и расслабьте кисть. Это от непривычки и скоро пройдет. Утомленными руками играть никак нельзя!

Ну, вот в принципе все, что я хотел сказать про посадку и постановку рук на гитаре . Существует также множество упражнений *dance* для подвижности пальцев, их растяжки, а также синхронизации правой и левой рук. Думаю, в следующий раз поговорим об этом. Так что присаживайтесь удобнее и начинайте играть на гитаре! До скорого. Если вам понравился пост — подпишитесь на обновления блога и получайте статьи на почту.

постановка рук на гитаре для ребенка

Помните: гитара — это инструмент, а любой инструмент всегда берут в руки с определенной целью. Филип Судо

Как держать пальцы на гитаре

В этом видеоуроке мы расскажем как держать пальцы на гитаре, при игре боем или перебором. Смотрите полный цикл уроков от Никиты Рукавицына на нашем канале Youtube.

Если вы хотите задать свои вопросы, после просмотра ролика пишите комментарии на канале или посылайте их на нашу почту.

Видеоурок

Как правильно ставить пальцы на гитаре

Рукавицын Никита — известный преподаватель школы музыки Fmusic. В этом видео он расскажет вам, как правильно ставить пальцы на гитаре, зажимая аккорды левой рукой (Если вы левша, то просто делайте все зеракльно, предварительно поменяв расположение струн или приобретя инструмент для левшей). Кстати, чтобы лучше понять, что и как зажимается, стоит посмотреть, что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары и какие обозначения в ней присутствуют.

Главное — это запомнить три вещи:

  • Как держать гриф сзади;
  • Куда и как ставить остальную руку;
  • Перпендикулярность постановки.

Первая относится к большому пальцу левой руки. Постарайтесь, когда учитесь играть на гитаре, держать его ниже середины грифа или на его уровне, то есть где-то так. Потому что если вы будете при обучении высовывать его наверх, то подвижность руки очень сильно пострадает. Как правильно держать пальцы при игре на гитаре? Когда я опускаю палец вниз, то я могу позволить себе намного шире растянуть остальные (мизинец, безымянный, средний и указательный) — это помогает в обучении.

Второе — старайтесь ставить подушечки поближе к порожкам. Порожки — это металлические палочки на гитаре. Во-первых, это важно потому, что так звук будет чище, и, во-вторых, потому что так просто физически проще зажимать сложные аккорды.

Третье: при постановке пальцев они должны быть у вас перпендикулярны грифу. То есть, если поставить их перпендикулярно, то будут звучать все струны. Если же немного опустить руку, соответственно, они опустятся и начнут глушить струны ниже. Поэтому нужно стараться немножко выводить руку вперед, тогда звук будет чище и ничего не будет глушиться.

Пальцевая техника игры

Как держать пальцы, играя бой на гитаре или играя перебором? Тут нам поможет пальцевая техника игры, особенно для перебора. Пальцевые способы звукоизвлечения имеют общее название — fingerstyle. В данном случае мы левой рукой с помощью всех пальцев извлекаем из гитары различные звуки (в том числе и перкуссионные).

Обычно фингерстайл используют именно для акустики. Изначально такая техника берет свое начало у классических школ гитарного звукоизвлечения. Часто фингерстайл — это любой вариант игры без применения дополнительных средств, например медиатора. В данном случае мы не просто играем боем. а стараемся извлекать различные дополнительные мелодии используя всю руку по-разному.

Если с боем все достаточно просто: ставите указательный перпендикулярно струнам инструмента, ногтем вниз и начинаете извлекать звук (дополнительных манипуляций на начальном этапе не требуется), то для перебора есть свои нюансы.

Посмотрите видео про гитарные бои, чтобы все стало более понятно.

Перебор

Чтобы правильно играть перебором поставьте руку перпендикулярно струнам, соответственно, каждый палец перпендикулярно своей струне, начиная снизу грифа (всего три, кроме мизинца). Большой извлекает басы и работает по трем струнам сверху грифа.

Не пытайтесь сильно нажимать и расслабьте руку. Перебираются струны путем шевеления кончиками или ногтями, если они у вас достаточно длинные.

Как научиться, быстрее и проще это делать? Просто вам нужно больше практики и времени на освоение техник.

Еще видео по теме

Бой восьмерка на гитаре

Как научиться играть бой восьмерку на гитаре?

Смотрите схему и видеоурок!

Как играть Кукушку на гитаре

В этом видеоуроке разбираем как играть на гитаре песню группы Кино «Кукушка»

Как играть Игру престолов на гитаре

Разбираемся как играть мелодию из сериала «Игра Престолов» на гитаре. Присоединяйтесь!

Постановка правой руки.

Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.

Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.

Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.

Обозначение пальцев правой руки:

p— большой палец
i— указательный палец
m— средний палец
a— безымянный палец

Мизинец при игре классической техникой не используется.

Общее представление о постановке

Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:

  1. Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
  2. Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.

Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.

Теперь рассмотрим более подробно.

Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.

Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.

На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.

Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.

Принципов постановки всего 5.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Иллюстрации к правилам:

Комментарии к правилам:

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

2. Ладонь в одной плоскости со струнами.

Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

Ошибки:

  1. Изгиб запястья спереди.
  2. Обратный изгиб запястья.
  3. Вогнутое к деке запястье.
  4. Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
  5. Разворот ладони наружу.
  6. Разворот ладони к себе.
  7. Пальцы ima загнуты в ладонь.
  8. Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).

Иллюстрации ошибок с комментариями:

Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.

Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.

Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.

Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.

Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.

В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.

Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.

Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.

Постановка рук на гитаре — Советы новичку

Здравствуйте уважаемые читатели. В сегодняшнем посте рубрики «Советы» я решил рассмотреть следующие вопросы:

  • положение гитары при игре,
  • постановка рук на гитаре (положение правой и левой рук).

Возможно, эти мелочи не так уж важны однако если вы только начинаете играть на инструменте, желательно принять во внимание правильную посадку и положение рук.

Положение гитары

К современному положению гитары и рук гитариста шли достаточно долго. Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века:

«На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поз — в сидячем положении»

Как же все-таки играть на гитаре — сидя или стоя? А если сидя где её держать на правом или левом колене?

Гитаристы «классики» играют сидя, причем левая нога размещается на специальной подставке, и на левом колене располагается гитара. В таком положении левое колено должно быть выше уровня стула. Высоту скамейки выбирают таким образом, чтобы голова грифа гитары находилась на уровне левого плеча или немного выше. При этом подбородок и левое колено должны находиться на одной вертикали, если головой не вертеть. Корпус гитары должен быть в вертикальной плоскости.

Классическая гитара

Чтобы гитара не скользила — можно между коленом и ее корпусом проложить лист поролона, или на супер-клей посадить. В этом положении правая рука опирается локтем на край корпуса гитары и кисть при этом находится в районе розетки (дырка в гитаре). В таком положении гитара очень хорошо фиксируется, не скользит и не «пляшет». Также при такой игре большая свобода рук — особенно левой, хорошая доступность по всей длине грифа, а также наименьшая утомляемость. Я кстати начинал играть на классической гитаре, поэтому приходилось подкладывать под левую ногу книжки. При первом знакомстве с данной посадкой и положением гитары, мне показалось, что играть будет очень неудобно. Однако через некоторое время играть по-другому мне уже не хотелось. Поэтому если вы собираетесь играть на классической гитаре — играйте в классической позе! Тем более что данная посадка действительно очень удобна для обеих рук.

Однако очень многие эстрадные гитаристы чаще всего держат гитару на правом колене при игре сидя, либо играют стоя.

В прошлом столетии известный испанский гитарист, педагог и композитор Дионисио Агуадо много лет работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге как к роялю, и играть. Агуадо считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения. Широкого применения это изобретение не нашло, однако я видел на видеоролике как шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользовался такой приспособой на своем концерте.

По поводу правого колена: способы звукоизвлечения, применяемые в эстраде, требуют широкого движения правой руки, обычно держащей медиатор. Поэтому логично перенести гитару на правую ногу, чтобы освободить место для опускающейся руки. Так что не будет преступлением, если вы играете на гитаре не в классической позе. Здесь нужно отталкиваться от того удобно ли вам играть в том или ином положении, не появляются ли боли в спине или руках, при игре. Если у вас появляется боль или дискомфорт — прекратите играть и обратите внимание на то, как вы это делаете. Игра на гитаре должна приносить радость, но никак не боль. Поэтому, начиная играть на гитаре, первое время уделяйте внимание положению гитары и рук. Теперь рассмотрим какова же правильная постановка рук на гитаре при игре.

Положение правой руки

Правая рука должна извлекать звук и в тоже время придерживать гитару! Звук можно извлекать посредством щипка, либо удара по струнам кончиками пальцев (как бас гитаристы), либо с помощью различных видов боя. Верхняя часть предплечья (около локтя) ложиться на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. Когда я начинал учиться играть, учитель говорила мне так: «Представь, что у тебя в правой руке яблоко или теннисный мяч». То есть по форме правая рука должна быть похожа на сферу! При этом большой палец правой руки должен быть дальше своих братьев — ближе к гифу.

постановка рук на гитаре правая

При извлечении звука щипком кисть должна быть не подвижна — работать должны, только суставы пальцев.
Рассмотрим обозначения пальцев правой руки (испанские названия пальцев руки):

Мизинец кстати используют очень редко — при игре в испанском стиле фламенко, и в некоторых сложных ритмах. Подробнее про специальные знаки нотного письма можно почитать здесь: нотное письмо.

При извлечении звука щипком желательно наличие на правой руке ногтей. Длина ногтей на правой руке может быть различна, в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1.5 мм над подушечками. При извлечении звука вы должны ощущать струну подушечками пальцев.

Положение левой руки

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ. Пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного, который прогибается, когда прижимает несколько струн. Большой палец служит опорой для остальных четырех, прижимающих струны одновременно, поэтому из-за грифа появляется очень редко (большой палец левой руки иногда помогает взять сложный аккорд сверху грифа). Опираться большой палец на гриф должен примерно на уровне среднего пальца. Струны прижимаются около металлических пластин. Опять же мой учитель сравнивал пальцы левой руки с «молоточками», которые бьют по струнам, при игре. То есть пальцы должны не лежать на грифе, а как бы стоять!

постановка рук на гитаре левая

Обозначения левой руки (цифровые):

На левой руке ногтей быть не должно иначе прожимать струны будет проблематично, и из-за этого положение руки будет неправильным. Если вы только начинаете играть — пальцы сначала будут болеть, но со временем подушечки загрубеют, и играть будет очень легко. Повторюсь, если появляется боль или вы чувствуете что левая рука устала, опустите ее на пару минут вниз и расслабьте кисть. Это от непривычки и скоро пройдет. Утомленными руками играть никак нельзя!

Ну, вот в принципе все, что я хотел сказать про посадку и постановку рук на гитаре . Существует также множество упражнений для подвижности пальцев, их растяжки, а также синхронизации правой и левой рук. Думаю, в следующий раз поговорим об этом. Так что присаживайтесь удобнее и начинайте играть на гитаре!

До скорого. Если вам понравился пост — подпишитесь на обновления блога и получайте статьи на почту.

постановка рук на гитаре для ребенка

Помните: гитара — это инструмент, а любой инструмент всегда берут в руки с определенной целью. Филип Судо

Постановка левой руки

постановка левой руки на электрогитаре

Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения. К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны — очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.

Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» — струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. Это одна из наиболее частых проблем, которые преподносит электрогитара для новичков. Если же в случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера, то случай с левой рукой требует отдельных комментариев.

Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки на гитаре: блюзовая и классическая. В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.

левая рука на гитаре

Фундаментальное различие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца. В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 40-60 градусов к направлению струн.

левая рука на электрогитаре

В данной постановке внутренне ребро ладони полностью или частично прилегает к грифу. Отсюда следует, что в блюзовом хвате левая рука взаимодействует с грифом в одной подвижной и двух неподвижных точках. Подвижной точкой является подушечка пальца, прижимающего струну к ладам, а неподвижные — изгиб большого пальца и основание 1-го пальца. Надеюсь, понятно, что подвижная точка является таковой в случае выполнения гитаристом бендов или вибрато, в остальных случаях фиксация происходит довольно жестко.

положение левой руки на гитаре

Во втором же случае подушечка большого пальца опирается в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор. Кроме того, произошла утрата одной из неподвижных точек взаимодействия левой руки с грифом, а именно основания 1-го пальца. Таким образом, остается подушечка большого пальца — неподвижная точка, а также подушечка пальца, прижимающего струну к ладам — подвижная точка.

левая рука на электрогитаре фотоположение левой руки на электрогитаре

И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.

В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.

пальцы на электрогитаре

В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.

как ставить левую руку н электрогитаре

Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку, так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.

как правильно ставить левую руку на гитаре

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, аппликатуры с зажатыми на одном ладу струнами (разными пальцами), а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.

постановка левой руки на гитаре

Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки на гитаре не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то — в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта. Если научиться правильно и своевременно глушить струны левой рукой, то электрогитара для новичка будет уже не так проблематична.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector