Расположение октав на грифе гитары

Расположение октав на грифе гитары

Расположение нот на грифе гитары

Диапазон гитары составляет почти четыре октавы, но не обязательно зубрить расположение всех нот на грифе гитары, куда важнее понять принцип их расположения. Приведенное ниже схематичное изображение грифа гитары поможет Вам в этом.

Схематичное изображение грифа гитары и расположение нот на нем.

В таблице указаны только основные ноты, соответственно в пустых ячейках находятся производные от них. Октавы помечены разными цветами:

  • Малая октава — черный
  • Первая октава — синий
  • Вторая октава — зеленый
  • Третья октава — оранжевый
струна / лад0IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXIIXIIIXIVXVXVIXVIIXVIIIXIXXX
1Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
2Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
3Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
4Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
5Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
6Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C
Ре
D
Ми
E
Фа
F
Соль
G
Ля
A
Си
H
До
C

Как видите, есть определенная закономерность, а начиная с двенадцатого лада ноты повторяются, только на октаву выше.

Расположение нот на нотном стане и табулатуре

Теперь посмотрим, как это выглядит на нотном стане и табулатуре:

Благодаря приведенным схемам Вы можете определить где на грифе гитары звучит та или иная нота, что поможет Вам в дальнейшем при определении аппликатуры.

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: «Миссис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Особенности расположения октав на гитаре

Расположение октав на грифе гитары отличается от фортепианного. На клавиатуре пианино находится полных — семь, неполных — две. На гитаре количество октав составляет четыре.

Расположение на грифе гитары

Музыкальным интервалом, охватывающим семь ступеней диатонического звукоряда, называется октава. После последней ступени начинается повтор, но уже на другой высоте звучания, который может быть выше или ниже в два раза. Зависит от того, где берется звук.

На заметку! Обозначается восьмеркой и является основой построений аккордов, гамм и арпеджио. Позволяет обогатить композицию и в сольной партии интересно обыграть тональности.

Часто в музыке стиля рок один из гитаристов начинает исполнять прогрессию октавами. Например, песня Spiders, исполняемая группой System Of A Down — один из наглядных образцов наилучшего использования.

Позиции для различных участков становятся универсальными от их метода нахождения на грифе инструмента. Построение октавы от 5 или 6 струнки основано на зажатии необходимой ноты, и затем через одну, струнку, находящуюся правее на 2 лада от взятого звука — октава от шестого лада 6 струнки считается восьмым ладом 4 струнки и т. д. С 5 строение происходит идентичным образом.

Также показанные схемы могут использоваться при помощи сдвижения в левую или правую стороны нот, находящихся в одном ладу:

  • неполных;
  • бемольных;
  • диезных.

Виды октав на гитаре

Октавы на грифе могут быть:

  1. По Гельмогольцу. Обозначения применяются в сборниках по музыке на русском языке: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
  2. Предложенное акустическим сообществом Америки, где субконтроктава обозначается первой, контроктава — второй, и по такой же схеме идет дальнейшее пронумерованное обозначение.

На грифе инструмента имеются следующие октавы:

  1. Первая. Располагается в середине звукоряда. Буквенные обозначения пишутся маленькой буквой. С правой стороны в верхней части находится цифровая нумерация 1.
  2. Вторая. Находится выше первой. Имеет такое же буквенное название. Цифровое обозначение сверху 2.
  3. Третья. Лежит выше второй. Повторное буквенное изображение и цифра три.
  4. Малая. Находится ниже первой. Пишется с маленькой буквы. Не имеет цифровой нумерации: c, d и другие или «до», «ре» и т. д.

Малая октава

Самая низко расположенная, которая находится на струнах басового регистра. Целиком не представлена. Нота «Ми» — самый низкий звук, находящийся на шестой струнке. Самая высокая представлена нотой «Си», лежащей в 7 ладу.

Первая октава

Охватывает третью часть грифа инструмента. За исключением первой, включает все струны.

Вторая октава

Захватывает шесть струн гитары. Она берет начало от звука «До» (С) 20 лада и завершается на первой струне нотой «До» (С) восьмого лада.

Третья октава

Считается самой высокой. Состоит из 1, 2, 3 струн. Нота, позиция которой является самой высокой — звук «Соль» (G), расположенный на 20 ладу.

0IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXIIXIIIXIVXVXVIXVIIXVIIIXIXXX
1EFGAHCDEFGAH
2HCDEFGAHCDEFG
3GAHCDEFGAHCD
4DEFGAHCDEFGA
5AHCDEFGAHCDEF
6EFGAHCDEFGAHC

Цифровое обозначение по левой стороне — струны. Римскими обозначениями показаны лады. Ячейки с пустотами — от основных нот производные.

Латинские обозначения нот:

  • С — «ля»;
  • D — «ре»;
  • E — «ми»;
  • F — «фа»;
  • G — «соль»;
  • A — «ля»;
  • H — «си».

Цветовое обозначение октав на струнах для легкости восприятия:

  • первые — серый цвет;
  • вторые — голубой цвет;
  • третьи — желтый цвет;
  • малые — зеленый цвет.

В схеме наблюдается конкретное закономерное расположение. Октавой выше расположен двенадцатый лад — является повтором нот.

Теперь, зная, как располагаются на грифе гитары октавы, становится легче играть и выучивать музыкальное произведение. Заучивать их нет необходимости, главное — понять принцип строения. Применение октав позволяет расширить границы мелодических композиций, создавая богатое звучание.

Ноты для гитары для начинающих с нуля

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Гриф с нотами

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

  1. Ми (E);
  2. Си (B);
  3. Соль (G);
  4. Ре (D);
  5. Ля (A);
  6. Ми (E).

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Нотный стан

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.

Материалы по теме

Какую гитару купить ребенку

Какую гитару купить ребенку для обучения от 4 до 12 лет? Ответим на этот вопрос в нашей новой статье!

Как научиться играть на гитаре или укулеле

Многим начинающим музыкантам хочется знать, за сколько можно выучиться играть на гитаре? Давайте разберемся в этом материале.

Учимся играть на электрогитаре

Ритмичного, мощного и, порой, агрессивного звучания рок-мелодии сложно добиться без участия электрогитары.

Октавы на гитаре, расположение, как играть

Если вы занимаетесь гитарной музыкой, то слышали об октавах. В отличие от фортепиано ноты на гитаре расположены по-другому, что оказывает влияние и на местонахождение октав на грифе. Все дело в разном формировании звука на данных инструментах. Также разница заключается и в числе октав, которые может применять музыкант. Так, на пианино всего семь полных октав и две неполных, а на гитаре лишь четыре.

Октавы на гитаре

Гитарную музыку можно разнообразить игрой октавами

Что собой представляет октава

Октава – музыкальный интервал между парой нот, идентичных по звучанию, но различных по высоте. Более того, так записывают диапазон из семи нот, входящих в состав гамм и тональностей. Октава на гитаре, как правило, состоит из восьми ступеней и шести тонов, но есть разновидности в виде малой и большой октавы.

Какие октавы есть на гитаре

Гитарный гриф содержит следующие октавы:

  • малая;
  • первая;
  • вторая;
  • третья.

Согласно теории музыки, кроме вышеперечисленных, есть еще и самая низкая (субконтроктава), контроктава, большая, четвертая и пятая. Если рассматривать клавиши фортепиано, то контроктава берет свое начало с самой низкой ноты «до».

Безусловно, данный перечень был сформирован с ориентированием на обычный гитарный строй. Если вы решите его опустить, то расположение нот, как и самих октав, будет другим.

Расположение нот и октав

Октавы на гитаре расположение

Каждый гитарист должен знать расположение нот на грифе гитары

Изучив изображение, представленное выше, можно заметить, что все ноты дублируются по двенадцатого лада. Но они уже звучат выше на одну октаву. Диапазон всех звуков, которые слышит человеческое ухо, можно разделить на октавы. Получается, высота нот более низкой октавы в два раза ниже нот более высокой октавы.

А на изображении ниже вы можете увидеть, на каких участках грифа, какие октавы располагаются. Каждая из них выделена разным цветом, что очень удобно для запоминания

Как запомнить октавы на гитареРасположение октав легко запомнить

Как играть

Чтобы научиться играть октавы, нужно выучить расположение нот на грифе гитары. Сделать это нужно основательно. На самом деле ничего сложного в этом нет. Если вы хотите сыграть в октаву, например, ноту «ля», извлеките звук из шестой струны, прижатой на пятом ладу указательным пальцем левой руки.

Далее издайте звук из четвертой струны, прижатой на седьмом ладу безымянным пальцем левой руки. С другими нотами все аналогично.

А если нужно сыграть в октаву, допустим, шестую открытую струну («ми»), извлекаем звук из этой струны, затем – из четвертой струны, прижатой указательным пальцем левой руки на втором ладу (это тоже нота «ми»).

Для наглядности приведу видео, как можно играть октавами в джазовой манере. Даже если у вас не такой уровень техники, как у гитариста в ролике, все равно вам будет проще понять, как играть октавами.

Октавы являются замечательным способом разнообразить музыкальную композицию и придать ей оригинальности. Мелодическая часть, сыгранная октавами, почти всегда будет актуальна, особенно если речь идет о пике произведения. Применяя их, у вас будет возможность красиво обыграть тональность в соло-партии. Используя игру октавами, вы получите широкое пространство для сочинения мелодий и арпеджио.

Путевые заметки басиста

Давайте начнём с вопроса «А зачем мне, бас-гитаристу нужно знать ноты?» Не знаю, может лично вам сейчас ноты и не нужны, но вы подумайте о своей группе и о вашем ближайшем будущем. Когда-нибудь наступит время, и вы перестанете наизусть заучивать свои композиции и свои партии. Вы будете помнить только свои ритмические рисунки. Всё будет гораздо проще: например, ваш гитарист придумал песню и, желая включить её в ваш репертуар просто приносит гармонию, записанную на бумажке, в виде

|| Am | Am | Dm | Dm | Am | Am | Em | Ebm Dm | Am | Em ||

(Вы догадались, что это за гармония?) Вы кладёте перед собой этот листок, просматриваете его бегло и начинаете играть. Причём все вместе, — и два гитариста, и вокалист , и бас , и барабанщик! При условии, что четверо из пятерых слышат эту песню впервые в жизни! Удобно, не правда ли? Ну о способах записи гармоний мы поговорим позже, а пока вам, как основе ритм-секции группы нужно разучить расположение нот на бас гитаре.

Изучаем названия нот и их порядок следования

Не смотря на все мои ухищрения, Вам всё-таки придётся некоторые вещи выучить наизусть, не обессудьте. Первым делом вам необходимо выучить наизусть порядок расположения нот друг за другом, а затем выучить символьное обозначение каждой ноты, — это не сложно, ведь названий нот у нас только семь, плюс два очень важных значка — диез и бемоль.
Начнём с названий нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Наверное, удобнее их запомнить простой скороговоркой: доремифасольляси-и-и. Сразу же постарайтесь всё той-же скороговоркой выучить название нот в обратном порядке следования: силясольфамиредо-о-о. Поверьте, эта скороговорка будет вам всегда помогать в трудную минуту, а может даже полностью заменит вам память о расположении нот.
Теперь вам предстоит выучить итальянское обозначение этих семи «русских» нот, а именно: C,D,E,F,G,A,B. Порядок следования запоминать не нужно, самое главное запомнить какая буква какую ноту обозначает. В принципе можно говорить и объясняться просто буквами, но это будет не универсально. Вам могут сказать и Ля , например и А, и вы должны будете понять в обоих случаях о чём идёт речь. Таковы реалии, как говорил Горбачёв, — это нужно запомнить.
Следующий шаг — диез и бемоль. Эти знаки эквивалентны плюсу и минусу в математике, то есть запомните, что знак диез (#) обозначает плюс, то есть плюс один лад от ноты, возле которой он поставлен, а бемоль (b) — это минус, то есть бемоль сдвигает ноту, возле котрой он поставлен на один лад назад. Например: Ля диез (A#) — нужно найти ноту Ля (A) и передвинуть палец на один лад вперёд (или выше, или на себя) . То же самое с бемоль (b) , только двигать палец нужно назад (или вниз, или от себя) .
Попрактикуйтесь с этим , и вскоре вы убедитесь, что запомнить это совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд

Изучаем порядок расположения нот на бас гитаре

С чего начать? Ну во первых, нужно усвоить ноты, которые соответствуют открытым струнам вашей бас гитары. А именно: первая струна (самая тонкая) — нота Соль (G) , вторая струна — нота Ре (D) , третья — нота Ля (A) , четвёртая — нота Ми (E) , и если у вас пятиструнный бас, пятая — нота Си (B) . Ноты, расположенные на 12-м ладу вашей гитары будут точно такими же, так как 12-й лад — это октава от открытой струны. Октава — это интервал, расстояние, после которого все названия нот начинают повторяться. Если Вы ударите по четвёртой струне Ми (E) и затем возьмёте ноту на 12-м ладу 4-й струны, то услышите, что тональность нот одинакова, и различаются они только октавой — то есть одна нота кажется более басово звучащей. Далее, октавы будут нам очень сильно помогать в нахождении нот на грифе, а возможно станут вашими самыми главными проводниками в поисках нужных нот на грифе.

А далее придётся немного позубрить, а иначе вы не ничего не сможете сделать. Вам нужно выучить следующий рисунок наизусть, а именно запомнить какие ноты каким ладам соответствуют на четвёртой (самой толстой) струне бас гитары. Запомните это на всю жизнь:

Изучаем геометрию октав на бас гитаре. Использование октав.

ЗАПОМНИТЕ! Не старайтесь запомнить расположение всех нот на грифе — это глупо. Научитесь мыслить на грифе ГЕОМЕТРИЧЕСКИ! Это очень важно, это очень поможет вам в дальнейшем, — в изучении ступеней, секвенций, и самое главное — искуства импровизации. Научитесь мысленно выстраивать на своём грифе разные фигуры — прямоугольный треугольник, квадрат, или параллерограмм. Посчитайте, какой длины грани получились у ваших фигур? Договоримся, что вдоль вы будете считать лады (а не порожки!) , а поперёк считать струны. Попробуйте на время забыть о нотах и о их названиях. Попробуйте просто посчитать и построить разные фигуры.

На этом рисунке представлены два способа нахождения октавы. Первый — зажать какой-либо лад на 4-й или 3-й струне, отсчитать два лада наверх и опуститься на две струны вниз. Попробуйте взять эти две ноты двумя пальцами одновременно. Второй — зажмите какой-нибудь лад на 4,3 или 2 струне, отсчитайте семь ладов вперёд и опуститесь на струну вниз. Теперь поэксперементируйте первый способ на разных ладах, по всему грифу.

На этом рисунке представлены ещё два способа высчитывания октавы:

Постарайтесь запомнить эти способы (или фигуры) нахождения октавы. Это существенно упростит вашу жизнь. Теперь практика. Вы выучили расположение нот на четвёртой струне (самой тостой) ? Если да, то сейчас, зная ноту на четвёртой струне, вы можете найти к ней несколько октав. Нарпимер, для ноты на пятом ладу четвёртой струны (нота Ля (A), красная на следующем рисунке) , вы можете взять октаву первым способом (седьмой лад третьей струны) , третьим способом (второй лад четвёртой струны) и четвёртым способом (открытая (не зажатая) третья струна). И что самое забавное, что все три ноты, которые вы сейчас нашли — есть нота Ля (A) ! Забавно, не правда-ли? Вы понимаете, к чему я клоню? Научившись пользоваться октавами, вам нужно выучить на память только расположение семи нот на четвёртой струне! На сколько это всё упрощает!
Второй пример. 8-й лад на второй струне (нота Фа (F), синяя на рисунке) , по первому примеру можно взять десятый лад первой струны, по второму примеру первый лад четвёртой струны и по четвёртому примеру третий лад второй струны. И все эти ноты будут нотой Фа (F) .

Как видите, владея этой немудрёной арифметикой, зная ноты на четвёртой струне бас гитарист может очень быстро найти нужную ему ноту. На следующем рисунке я показал ноты, которые скорей всего будут наиболее часто вами употребляться.

Надеюсь, что вы немного разобрались в расположении нот на бас гитаре, но ещё больше я надеюсь, что вы науились тому, как проще ориентироваться на грифе, и на сколько полезными в использовании оказываются лады. Ну и в завершении, я подготовил для вас совсем убийственный рисунок, а именно все ноты на бас гитаре до 12-го лада. Это на случай, если уж дело будет совсем туго и плохо.
Да, имеейте ввиду, что лады, которые обозначены двумя нотами не имеют однозначного названия, то есть нота между Соль (G) и Фа (F) может называться как Фа диез (F#) так и Соль бемоль (Gb) , так что не смущайтесь этого. Стандарты по поводу желательных названий есть, но они не всеми поддерживаются, и обычно (в рок-музыке) каждый пишет так, как ему удобней. Учитесь понимать это и так и сяк. Всё.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector