Расположение мировых религий по времени их

Расположение мировых религий по времени их

Мировые религии

Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии разных стран мира. Роль религии в обществе и в наши дни продолжает оставаться очень существенной.

Принято выделять родоплеменные, местные (национальные) и мировые религии.

Еще в первобытном обществе возникли простейшие формы религиозных верований — тотемизм, магия, фетишизм, анимизм и культ предков. (Некоторые элементарные религии дожили до нашего времени. Так, тотемизм был широко распространен у аборигенов Австралии, меланезийцев, американских индейцев).

Позднее появились сложные формы религий. Возникали они чаще всего среди какого-либо одного народа, либо среди группы народов, объединенных в государство (так возникли местные религии — иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм и др.).

Некоторые из религий распространились среди народов разных стран и континентов. Это мировые религии — буддизм, ислам и христианство.

Буддизм — древнейшая мировая религия существует в основном в двух главных своих разновидностях — хинаяна и махаяна, к ним следует добавить также ламаизм.

Буддизм возник в Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, известный миру под именем Будды (т. е. «пробужденного, просветленного»).

В Индии имеется немало буддийских центров, храмов и монастырей, но все же в самой Индии буддизм большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами — в Китае, Японии, Корее, Монголии, Вьетнаме и в ряде других стран. Он не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, так как отвергал кастовость, авторитет брахманов, религиозный ритуализм (в Индии наибольшее распространение получил индуизм).

Во II в. буддизм проник в Китай и получил огромное распространение, просуществовав там около двух тысячелетий, оказав большое влияние на китайскую культуру. Но он не стал здесь господствующей религией, которой являлось в Китае конфуцианство.

Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного облика в Тибете в ламаизме (в период позднего средневековья — в VII—XV вв.). В России ламаизм исповедуют жители Бурятии, Тувы, Калмыкии.

В настоящее время насчитывается около 300 млн приверженцев этого религиозного учения.

Христианство — относят к числу мировых религий, имея ввиду как его влияние на ход мировой истории, так и масштабы распространения. Число приверженцев христианства приближается к 2 млрд человек.

Христианство возникло в 1 в. н. э. на востоке Римской империи (на территории современного государства Израиль), вобравшей в себя в тот период весь средиземноморский мир, когда основанная на рабстве цивилизация уже клонилась к упадку. К 60-м гг. I в. н. э. существовало уже несколько христианских общин помимо самой первой, иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса.

Христианство сегодня — собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм, в рамках которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства (римско-католическая, греко-православная церкви и др.).

Католицизм (католичество) — наиболее значительная ветвь христианства. Существует как строго централизованная церковь, во главе которой стоит Папа римский (который является также главой государства Ватикан).

Протестантизм — возник в эпоху Реформации (XVI в.) как антикатолическое движение. Крупнейшие направления протестантизма — лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм.

В 395 г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом (папой) и ряда восточных церквей во главе с патриархами — константинопольским, иерусалимским, александрийским. Между западной и восточной ветвью христианства (римско-католической и православной церквами) развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 г.

К тому времени христианство уже из гонимой веры превратилось в государственную религию. Это произошло при императоре Константине (в IV в.). Православие византийского происхождения утвердилось на востоке и юго-востоке Европы. Киевская Русь приняла христианство в 988 г. при князе Владимире Святославиче. Этот шаг имел важные последствия для истории России.

Ислам — вторая после христианства по числу последователей мировая религия (1,1 млрд человек). Ее основал пророк Мухаммед в VII в. на почве арабских племенных религий (в Аравии, в Хиджазе).

Ислам послужил мощным импульсом развития в сжатые исторические сроки такого феномена, который обозначается понятием «мусульманский мир». В тех странах, где распространен ислам, он играет важную роль в качестве религиозной доктрины, формы социальной организации, культурной традиции.

Из многих религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил.

Конфуцианство возникло в сер. 1-го тысячелетия до н.э. в Китае как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий оно было своего рода государственной идеологией. Вторая местная (национальная) религия Китая — даосизм — основана на сочетании элементов буддизма и конфуцианства. К настоящему времени сохранилась лишь в отдельных районах.

Индуизм означает нечто большее, чем просто название религии. В Индии, где он получил распространение, — это целая совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических. Более того — это обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением, включая сумму жизненных принципов, норм поведения, социальных и этических ценностей, верований, культов, обрядов.

Основы индуизма заложены в ведической религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию в сер. II тысячелетия до н. э. Второй период в истории индийской религии — брахманский (I тысячелетие до н. э.). Постепенно древняя религия жертвоприношения и знания превратилась в индуизм. На его развитие повлияли, возникшие в VI—V в до н. э. буддизм и джайнизм (учения, которые отрицали кастовый строй).

Синтоизм — местная религия Японии (наряду с буддизмом). Представляет собой сочетание элементов конфуцианства (соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтение к старшим и др.) и даосизма.

Иудаизм сформировался в 1-м тысячелетии до н.э. среди еврейского населения Палестины. (В XIII в до н.э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла религия иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете). Распространен исключительно среди евреев, живущих в разных странах мира (наиболее крупные группы — в США и Израиле). Общая численность иудаистов в мире — около 14 млн человек.

В настоящее время большая часть живущих в разных странах и разных социальных условиях людей считают себя верующими — христианами, мусульманами, буддистами, индуистами и т. д. — или не принадлежат ни к одной из существующих церквей, но просто признают существование некоей высшей силы — мирового разума.

В то же время фактом является и то, что сегодня значительная часть людей не религиозна, т. е. это люди, которые не исповедуют ни одной из существующих религий, считают себя атеистами или агностиками, светскими гуманистами или свободомыслящими.

Распространение мировых религий в 90-х гг. XX в.

Христианство получило распространение среди народов Европы и в других частях света, заселенных переселенцами из этой части света.

В самой Европе распространено почти исключительно христианство во всех его формах. При этом католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной ее частях. Его исповедуют романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), а также ирландцы, бретонцы, баски, некоторые народы германской группы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, некоторые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть западных украинцев и белорусов), литовцы и часть латышей.

Католицизм является господствующей религией в странах Латинской Америки и на Филиппинах; значительные группы католиков имеются в США и Канаде (франко-канадцы), а также в Индокитае и некоторых странах Африки (бывших колониях).

В Латинской Америке католицизм преобладает, так как большинство стран этого региона были ранее колониальными владениями Испании и Португалии. Именно поэтому на американский континент приходится более половины всех католиков мира.

Протестантизм распространен в северной, центральной и западной частях Европы. Его исповедуют большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов. Он преобладает в США, и других англоязычных странах (в Канаде, Австралии, Новой Зеландии). Например, в США из 140 млн верующих — 72 млн протестантов и 52 млн католиков. В Канаде католиков несколько больше, чем протестантов. В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

Значительные группы протестантов имеются в ЮАР, Бразилии, Эстонии и Латвии.

Во многих странах африканского континента, как правило, представлены и христианство (католицизм и протестантизм, так как в недалеком прошлом эти государства были колониями европейских стран), и традиционные местные верования.

В Африке существует и христианство монофизитского толка в Эфиопии и отчасти в Египте.

Православие получило распространение на востоке и юго-востоке Европы среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев). Его исповедуют русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, коми, удмурты, чуваши и молдоване, некоторые народы Кавказа (грузины и южные осетины) и Сибири (якуты и др.). К православной церкви близка армяно-григорианская церковь.

В зарубежной Азии зародились и широко распространены ныне все мировые и многие крупные национальные религии. Это прежде всего мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке, Йемене, Азербайджане) — шиитского толка.

Ислам суннитского толка распространен в Юго-Западной Азии, а также в Индонезии, Малайзии, на юге Филиппин. Значительные группы суннитов имеются в Индии (около 150 млн) и западном Китае. Его исповедуют все народы Северной и Тропической Африки — жители Египта, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко, Судана, Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера, Чада, Гамбии, Мавритании и др.

На территории СНГ ислам исповедуют жители Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа, а также жители некоторых республик, входящих в состав России — татары, башкиры и некоторые тюркоязычные народы Сибири.

В Европе ислам исповедуют сравнительно небольшие группы населения (боснийцы, албанцы, часть болгар, а также мигранты, проживающие в Европе — выходцы из стран, где исповедуют ислам).

Следует отметить, что в последнее время в международных отношениях, в политике (и геополитике), экономике, культуре все большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

Представители разных конфессий пытаются найти точки соприкосновения по поводу решения каких-либо важных международных проблем, особенно, когда речь касается вопросов воины и мира, решения глобальных проблем человечества

Храм всех религий

Храм всех религий — одна из самых удивительных достопримечательностей Казани. В облике храма воплотились характерные архитектурные черты соборов, мечетей и костелов, элементы языческих культов и мистическая символика ушедших цивилизаций.

Адрес: Поселок Старое Аракчино, ул. Старая Аракчинская, строение №4.

Цена билета: вход свободный.

Время работы: круглосуточно.

Храм всех религий – это уникальный по мировым меркам архитектурный комплекс, объединяющий 16 мировых религий. В облике храма тесно переплелись черты православных соборов, готических костелов, синагог, мечетей и буддийских храмов, элементы языческих культов и верований древних цивилизаций. Это симбиоз вероисповеданий и культур народов мира, а еще просто очень красивое сооружение и один из современных символов города, который обязательно стоит увидеть во время визита в Казань.

История создания Храма всех религий и его судьба

Дата заложения храма – 1994 год. Автор проекта – художник и эзотерик Ильдар Ханов. На создание столь необычного проекта мастера подтолкнуло путешествие в Тибет и Индию, во время которого он проникся идеями гуманизма, равенства людей и вероисповеданий.

В качестве места расположения храма был выбран поселок Старое Аракчино, родина автора. Активное возведение велось до 2013 года, вплоть до кончины Ильдара Ханова. В настоящее время строительство продолжают близкие родственники автора, единомышленники и меценаты.

Храм всех религий, Казань. Фото: @ kapeleva_a

Согласно первоначальной задумке, в храме должны быть созданы 16 тематических залов. Сегодня для посещений открыты залы, посвященные египетским богам и католицизму, театр, чайная комната и картинная галерея. В 2015 году на входе были установлены скульптуры сфинксов. В планах – постройка театра, художественной школы, детской консерватории, экологической школы, гончарной школы и мастерской по изготовлению витражных стекол. На территории храма организуются музыкальные концерты и благотворительные мероприятия.

Храм всех религий – один из символов Казани, который в последние годы стал едва ли не вторым по популярности после Казанского Кремля местом паломничества туристов.

Внутри Храма всех религий. Фото: @ khram_vseh_religiy

В нем привлекает буквально все – и необычная архитектура с обилием резных и красочных элементов, мозаичные интерьеры с экспонатами со всего мира и, конечно, красивая легенда, которая окутывает историю строительства храма. Согласно ей, основать храм в родном селе Ильдару Ханову приказал белобородый старец, явившейся мастеру во время совершения медитации.

Ради чего стоит посетить Храм всех религий в Казани?

Храм всех религий – это комплекс из нескольких строений, украшенных большим количеством характерных для той или иной религии элементов. Сооружения, увенчанные яркими расписными куполами, дополнены витражами, резьбой и мозаикой. Стены и купола храма расписаны мусульманской, христианской, иудейской и буддийской символикой. Башни храма дополняют друг друга, создавая гармоничную композицию.

Сфинксы Храма всех религий. Фото: @ gulnazik1

Важная составляющая памятника – одна из комнат родного дома мастера, в котором он провел детские годы. После кончины автора в комнате усилиями семьи и родственников был организован музей в его честь. Здесь можно увидеть созданные Хановым портреты его родителей, любимые книги и спортивные тренажеры.

Храм всех религий не является религиозным учреждением в классическом понимании этого термина. Здесь не проводятся службы и нет ориентирования на одну конкретную религию. Скорее это культурное и просветительское пространство, созданное для всех людей, независимо от их убеждений.

Интересные факты

В разгар строительных работ на территории храма неожиданно забил источник. Произошедшее было воспринято как благоприятный знак, указывающий на богоугодность затеи строительства храма. Ильдар Ханов собственноручно обустроил источник, выложив камнем, чтобы каждый желающий смог набирать воду. К сожалению, на сегодняшний день источник закрыт от посетителей, поскольку из-за большого количества желающих набирать в нем воду случались конфликты.

Изначально при храме планировалось возведение рехаба. Реализация центра планировалась на искусственно созданном острове у берега Волги. Однако планам Ильдара Ханова не было суждено осуществиться – рукотворный остров был продан под строительство частных особняков.

Ильдар Ханов. Фото: @ temple_of_all_religions

Один из самых удивительных фактов, связанных с историей возведения храма, состоит в том, что в создании планировки комплекса принимал участие сын художника и эзотерика Николая Рериха — Святослав Рерих.

Что такое религиозные туры?

Религиозные туры являются особой, причем одной из самых древних, разновидностей туризма. Их участниками становится путешественники, отправляющиеся с определенными целями к святыням или местам, так или иначе связанным с различными религиями или учениями. Существует три вида религиозных туров:

  1. Основные цели религиозного тура
  2. Паломничество и туризм
  3. Куда и почему едут паломники
  4. Популярные направления религиозных туров
  5. Религиозные туры по России
  • паломнические. Главная цель их участников – поклониться святым для их веры местам и осуществить там положенные религиозные обряды;
  • познавательные. Данным видом религиозного туризма занимаются люди, интересующиеся или изучающие различные религии, наиболее массовыми среди которых считаются три: христианство, мусульманство и буддизм. Специально для таких туристов организуются экскурсионные путешествия религиозной тематики к святым местам или памятникам;
  • комбинированные. Достаточно часто, особенно если речь идет об отдаленных святынях или местах с ограниченным допуском, создаются группы из обоих перечисленных выше типов путешественников, которые носят название комбинированных.

Помимо трех основных мировых религий, существует большое количество разнообразных языческих культов, например, кельтских или славянских. Они также интересны значительному числу туристов. Познавательные и экскурсионные туры к знаменитому английскому Стоунхенджу, который считается святыней друидов, неизменно пользуются повышенным спросом.

Основные цели религиозного тура

В зависимости от вида религиозного тура, цели их участников могут значительно различаться. Для паломников, которые, как правило, являются людьми сильной веры, наиболее важным является поклониться святым местам. При этом в каждой религии существуют собственные обряды и названия подобному событию в жизни верующего: обретение благодати, проявление преданности или желание исцеления от физических или душевных терзаний. В некоторых случаях паломничество является обязательным атрибутом, свидетельствующим о новой ступени религиозного подвижничества и возможности приобретения какого-то поста или звания.

Для участников экскурсионных туров религиозной направленности основной целью является изучение различных религий. Это вовсе неудивительно, так как они сыграли важнейшую роль в развитии человеческой цивилизации, оказывая огромное влияние на всем ее протяжении. Поэтому практически невозможно оценивать любые серьезные исторические события без учета фактора религии и связанных с нею вопросов. Причем сказанное относится не только к политическим событиям. Общеизвестна роль, которую сыграли церкви и монастыри в развитии науки и распространении просвещения.

Паломничество и туризм

Существует множество разнообразных видов паломнических туров. Разработка их маршрутов и организация самого путешествия является крайне ответственным и серьезным мероприятием. Помимо решения обычных для туроператора вопросов (переезд, проживание, питание), необходимо установление контактов с представителями религии, к святыне которой организовывается тур.

Паломничество может быть как индивидуальным, так и семейным, вместе с ребенком или детьми. Кроме того, различают внутренние, то есть происходящие в рамках одного государства, или международные туры.

Целью паломничества может быть как посещение святыни, которое можно осуществить круглый год, так и присутствие в определенном месте в день святого праздника. В некоторых религиях, например, исламе, паломничество является обязательным, так как хадж должен осуществить каждый правоверный.

Особенностью паломнического туризма можно считать то, что главным для его участников выступает не степень комфорта, условий проживания или питания, а возможность приобщиться к святыне и выполнить соответствующие, чрезвычайно важные для человека обряды или произнести определенные молитвы.

Куда и почему едут паломники

Наиболее массовыми направлениями организации паломнических туров являются важнейшие города, связанные с возникновением и развитием трех основных мировых религий. Очевидно, что большая их часть находится там, где и в настоящее время исповедуют ту или иную веру.

Для православных главные маршруты паломничества пролегают в Иерусалим (Израиль), на Афон, расположенный в Греции, а также наиболее известные святые места стран Восточной Европы: Введенский монастырь (Сербия), Киево-Печерская лавра (Украина), Владимир, Москва, Суздаль (Россия).

Местами паломничества католиков являются Израиль с центром в Иерусалиме, а также Рим с расположенным в нем Ватиканом.

Ислам также разделен на два направления, у каждого из которых собственные места паломничества: для суннитов – Мекка и Медина, расположенные в Саудовской Аравии, а для шиитов – находящиеся на территории Ирака Кербела и Эн-Наджарф. Единым для них является почитание Иерусалима, как места зарождения их религии.

Большинство буддистов отправляются для паломничества на Тибет, а также в Китай или Индию. Именно там находятся главные святыни данной религии. В последние годы одним из направлений паломнических туров стал Иволгинский дацан, расположенный недалеко от Улан-Удэ.

Популярные направления религиозных туров

Направления наиболее популярных и массовых религиозных туров во многом совпадают с маршрутами паломничества. Это вовсе неудивительно, ведь паломники посещают, как правило, самые важные для возникновения и последующего распространения собственной религии места.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что для интересующихся или изучающих буддизм основными направлением путешествий являются Индия, Китай и, конечно же, Тибет. Католики, в соответствии с историей развития и распространений их религии, главное внимание уделяют Израилю и Италии, а также нескольким другим западноевропейским государствам. Для православия основными регионами считаются Иерусалим, Греция и остальные страны Восточной Европы, главным образом, Россия и Украина.

Ислам, так же как и христианство, разделен на две ветви: суннитскую и шиитскую. Для первой из них большая часть святынь сосредоточена в Саудовской Аравии и Израиле, для второй – на территории Израиля и Ирака. Общим для суннитов и шиитов, как впрочем, и для обеих ветвей христианства, является почитание Иерусалима, который, безусловно, является самым популярным направлением религиозного туризма.

Религиозные туры по России

На огромной территории России в разное время существовало большое количество различных религий и культов. Тем не менее, исторически сложилось, что значительная часть населения считает себя православными. Кроме того, в России находится большое количество связанных с этой религией святых мест.

В настоящее время большой популярностью пользуются самые разнообразные религиозные туры, целью которых является посещение наиболее значимых для православия мест: острова Валаам с находящимся на нем Спасо-Преображенским монастырем, Соловецких островов, где расположен известный мужской монастырь и множество других.

Путешествия могут быть рассчитаны как на один, так и на несколько дней, быть паломническими или экскурсионными. Организация религиозных туров, как правило, осуществляется при содействии и поддержке специальной службы при Московской Патриархии, которая рассчитывает таким образом увеличить уровень религиозного просвещения среди населения.

Для последователей буддизма главной отечественной святыней считается расположенный недалеко от бурятской столицы Улан-Удэ Иволгинский дацан, который представляет собой комплекс монастырей.

Гики-буддисты, мобильные церкви и требы онлайн: как религия относится к новым технологиям

Исследования показывают, что в США в 1990-е годы только 8% населения не было религиозным; сегодня это число увеличилось до 18%. Профессор Computer Science Аллен Дауни, который уже давно занимается проблемами взаимодействия социума и компьютерных технологий, пришел к выводу, что именно распространение интернета привело к сокращению религиозной активности. Однако не могло ли это быть связано с тем, что в эпоху раннего интернета мировые религии просто не занимались прозелитизмом и пиаром своих церквей в Сети? Американский раввин Джейсон Миллер борется с распространенным мнением о том, что интернет разрушает культуру религиозной веры. Он считает, что инновации, напротив, способствуют ее распространению.

Как мы видим, сейчас ситуация с религией в Сети кардинально изменилась. Смартфоны и социальные сети активно влияют на способы потребления религии. Сегодня религиозные практики стали более доступны для занятых людей или людей с ограниченными возможностями. Христиане могут скачать себе на телефон приложение с Библией или искать конкретные стихи на сайте BibleGateway. Идущие в ногу со временем мусульмане активно пользуются программой iPray, и вместо муэдзина к молитве их призывает телефон, ориентирующийся на расположение пользователя и время года. Иудеи могут легко изучать Тору благодаря ограниченным 140 символами урокам от @JewishTweets, посылать электронные письма к Стене Плача или пользоваться «цдакоматом» для выдачи платных благословений.

Приложение iPray: Prayer Times & Qibla Compass

Приложение iPray: Prayer Times & Qibla Compass

Приложение Bible

Приложение Bible

Протестантская и католическая церкви традиционно славились своими технологическими новшествами. Ватикан содержит собственную астрономическую обсерваторию, был у истоков проекта по поиску внеземного разума SETI и свободно рассуждает о проблеме НЛО. Технологии применяются и в организации церковной жизни: существуют специальные сайты, которые рассказывают и продают технологические решения (ПО, сайты или поддержку в социальных сетях) пасторам и церковным лидерам. Что же касается физически осязаемых технологий, в некоторых итальянских католических храмах стоят платные автоматы для подсветки капелл и раздачи святой воды, а в лютеранских приходах Швеции автоматы используют для приема пожертвований по пластиковым картам. В США христиане-евангелисты строят огромные «мегацеркви» — синтез торгового центра и храма.

Табу на технологии

Впрочем, не все христианские церкви и деноминации одинаково хорошо относятся к новым технологиям и их использованию верующими. Самый известный пример религиозного отрицания использования технологий — вера амишей. Амиши — консервативная протестантская деноминация, отличающаяся своей коллективной замкнутостью и отрицанием современных технологий. Они живут в основном на территории США и Канады: не являясь луддитами, то есть людьми, протестующими против использования машин и портящими их, амиши выражают сознательный отказ от практически любых технологий. В зависимости от строгости правил конкретной общины амишам запрещено использовать или всю технику и технические новшества, или только технику, направленную на развлечение (телевизор, радио). Иногда это приводит к курьезам: например, некоторые амиши используют сельскохозяйственные машины, но передвигают их сами или с помощью лошадей. Есть амиши, которые ведут бизнес и перемещаются при помощи личных водителей, а звонят только из (остальным разрешается пользоваться общинными телефоном и машиной только в случае смертельной опасности). Однако эта деноминация не так радикальна, как ее часто пытается изобразить пресса: инвалидам разрешают пользоваться современным медицинским оборудованием, многие держат в домах холодильники (иногда не электрические), почти всегда разрешено ездить на общественном транспорте.

http://www.enkivillage.com/

http://www.enkivillage.com/

Религиозные запреты на технологии порой приводят к конфликтам с государством: например, в 2008 году фермеры-амиши из США судились с властями штата из-за системы обязательной электронной маркировки скота, которую они сочли «печатью дьявола». Похожие тенденции есть и в других религиозных направлениях. Ортодоксальные евреи иногда выступают за полный запрет доступа в Сеть без фильтров: в 2012 году они собрались на стадионе в , требуя введения «кошерного интернета». Аналогичные столкновения происходили и между православными и государством в России. К примеру, отдельные группировки верующих заявляли, что в содержится «знак Сатаны» — цифра 666. Известна также борьба РПЦ с анонимностью в интернете.

Несогласие с технологическими новшествами может проявляться и на теологическом уровне. Проблема массовой дигитализации, в частности введения электронных карт, в православных обсуждениях сравнивается с описанием из Апокалипсиса: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:15–17). РПЦ даже выпустила проект документа («О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»), в котором предостерегает государство от создания биометрических наночипов, имплантируемых в тело, и выступает за защиту данной Богом свободы человека.

Технологии в православии

В России, вне зависимости от споров о роли новейших технологий в религиозной жизни, техника как минимум применяется при строительстве и эксплуатации православных церквей. При этом архитектура зданий часто остается архаичной. Современные церкви в России сделаны в псевдорусском или русско-византийском стилях по образцам, восходящим к архитектуре XVII, XIX века или более раннего времени. Священник Андрей Юревич считает, что церковным зодчим и архитекторам стоит идти в ногу со временем: «Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она — это язык, которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным».

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

Проект группы «Квадратура круга»

От консервативных архитектурных идеалов православной церкви радикально отличаются католическая и протестантская традиции, воплощающие самые смелые технологические решения в современной церковной архитектуре. Стеклянные иконостасы, бетонные и железные украшения интерьеров — не редкость для хай-тек-церквей в США, Скандинавии или даже на Украине.

Впрочем, современные технологии уже давно используются внутри почти любого православного храма. Озвучивание церкви сегодня осуществляется не только с помощью архитектурных особенностей, улучшающих акустику (конструкция сводов или использование голосников), как прежде. Сейчас, чтобы транслировать богослужение на территорию вокруг храма, усилить звук, сделать службу доступной для поваров и продавцов, пропускающих ее, используют системы микрофонов и колонок. Гармонично вписать технику в церковный интерьер, учесть все особенности различных по акустическим параметрам помещений — целое искусство, которым занимаются специально обученные инженеры.

Схема размещения акустических систем и нап.

Схема размещения акустических систем и направления осей излучения звука в церкви

Несмотря на скептическое отношение к социальным модернизациям, Русская православная церковь приветствует технические новшества, направленные на изучение религии. Уже давно для православных пользователей смартфонов существуют программы с молитвами на все случаи жизни или с житиями святых. Для них соответствующие ресурсы даже составляют списки рекомендуемых мобильных приложений, в которых верующие могут следить за расписанием постов или найти рецепты допустимых блюд, изучать иконы или православные обычаи. С помощью телефона возможно даже отправить требы в Верхнепечерский мужской монастырь онлайн. После исполнения требы оплатившему услугу (от 33 до 4 490 рублей) приходит уведомление. Эта программа вызвала ожесточенные этические споры о допустимости применения новых технологий для продажи услуг церкви. Существуют и , например «Мобильная церковь» или Rublev.com, предлагающие пользователю целый спектр возможностей: от православных новостей или геолокации по храмам до напоминаний об именинах или расписания богослужебного дня. РПЦ не только поощряет использование новых технологий, но и сама занимается их производством: недавно церковь выпустила официальный журнал для iPad.

Другие возможности приобщиться к православной религии не выходя из дома — заказать бесплатную православную СМС-рассылку или следить за соответствующим сегментом в социальных сетях. Помимо многочисленных сообществ во «ВКонтакте» («Православные знакомства», «Православные шутят!», «Православная психология и психотерапия», «iТреба»), существует новая площадка для общения православных верующих — соцсеть «Елицы», созданная специально для общения прихожан. Соцсеть была официально благословлена патриархом Кириллом, она предлагает пользователям совместно планировать межприходские мероприятия, обсуждать самые различные темы (кино, политику, быт), «и все это — без назидания». Эти изменения, произошедшие в православном отношении к технологиям за последние 10 лет, свидетельствуют о том, что в современном обществе сращение даже самой традиционалистской и консервативной религии с достижениями высоких технологий практически неизбежно.

Технология как религия

На одном полюсе стоят религии, которые используют технологии для облегчения жизни верующих. На другом — религиозные направления, которые возникли из-за существующих в современной массовой культуре представлений о технологиях. Существуют многочисленные НЛО-культы или секты, выступающие за клонирование человека по религиозным соображениям. Однако помимо них появляются религиозные движения со сложными теологическими идеями, переосмысляющие отношение верующего и церкви в свете использования новых технологий.

«Терасем»: торжество трансгуманизма

Развитие высоких технологий инспирирует возникновение новых религий. Религиозное движение «Терасем» (The Terasem Faith) выступает с лозунгом «Жизнь полна смысла, смерть опциональна. Бог технологичен, любовь — неотъемлемая часть жизни». Последователи «Терасем» являются трансгуманистами и верят, что когда-нибудь прогресс приведет к созданию полноценных «файлов разума», которые позволят сохранить душу для дальнейшего «перерождения» в теле робота. Несмотря на то что изначально трансгуманизм был направлен как раз против веры и предполагал использование современных технологий для борьбы со смертью, болезнями и болью, «Терасем» стал удивительным образцом примирения между религией нью-эйдж и философией технологий. Это религиозное движение разрешает неофитам продолжать следовать традициям своей религии, одновременно указывая на важность развития науки и техники.

Расположение мировых религий по времени их

Дискуссия на тему религии и конфликтов в повседневной жизни немцев: четыре человека, в жизни которых ­религия играет большую роль, два часа на беседу, а в конце осторожные выводы

Четыре человека, четыре подхода к религии

Исповедующих какую бы то ни было религию в Германии защищает Основной закон. В нем написано, что свобода веры является неприкосновенной. И еще он гарантирует право на отправление религиозного культа. Но что это означает на практике? Ведь постоянно имеют место конфликты, спусковым крючком которых (не обязательно причиной) является религия. То говорят о запрете танцев в Страстную Пятницу, то о ношении хиджаба, то о каком-нибудь еврейском мальчике, ­которого преследуют в классе. Всегда большой вопрос, как люди различных религий могут в мире и дружбе жить друг с другом. А вот большого ответа на этот большой вопрос все еще не существует. Однако можно попробовать найти несколько маленьких ответов. Поэтому одним летним вечером в Берлине встретились четыре человека, в жизни которых религия играет большую роль – бывший салафист, одна мусульманка, одна сотрудница Еврейского форума за демократию и против антисемитизма и один религиовед, изучающий возможности и границы межрелигиозного диалога.
Большой стол, кофе и всего два часа для того, чтобы обсудить тему, о которой люди спорят тысячелетиями. Хотя с другой стороны, вполне достаточно для обмена мнениями. Эти четыре собеседника видят друг друга впервые. Они присматриваются друг к другу, немного робеют.

Для начала следует выяснить, по каким критериям мы вообще отличаем религиозный конфликт от нерелигиозного. Ведь когда спор о вещах повседневных завязывают, например, ­христианин с мусульманином или еврей с ­буддистом, то религия зачастую не играет никакой роли. Совсем другое дело, когда отношения между людьми осложняются из-за их религии. За последние месяцы в Германии случилось несколько происшествий на религиозной почве. Так, в ряде приютов для беженцев мусульмане избили христиан только из-за того, что они христиане. На строительные площадки, отведенные под мечети, подбрасывали свиные головы, а Берлине антисемитским выпадам подверглись израильские ­туристы.

Единственная из участников беседы, по которой сразу видна религиозная принадлежность, – это мусульманка Хава Орудж. Ей 26 лет, она происходит из курдской семьи, четыре года назад решила носить хиджаб. На вопрос, реагируют ли как-то люди на ее головной убор, Орудж отвечает: «Да, я чувствую сильную изоляцию, причем именно с тех пор, как начались демонстрации Pegida, а представители AfD вошли в 13 земельных парламентов». Сторонники исламофобского движения Pegida проводят свои демонстрации в Дрездене с 2014 г.; AfD – это правопопулистская партия, основанная в 2013 г.

Спорный случай: хиджаб

Недавно Орудж ехала на поезде, и когда она уже выходила, ее сильно толкнул какой-то мужчина. Девушка предполагает, что такое поведение было спровоцировано ее платком. Подобного, считает она, никогда бы не произошло, когда она не носила хиджаб. Изоляция ощущается даже в общественных дискуссиях на тему платка. «Деталь одежды, которая определяет мою религиозную принадлежность, сразу же маркируется как униформа». Причем в негативном смысле. «Любой болельщик футбольной команды имеет право носить расцветку клуба, голосить каждые выходные на улице и при этом говорить: я – фанат этой команды, я ношу эту форму, потому что она мне нравится! Но никакой негативной коннотации мы здесь не видим».

К дискуссии подключается Доминик Шмитц: «Ну так и есть. Ведь из-за „Шальке“ никто себя взрывать не будет». Шмитц – бывший салафист (в Германии их насчитывается ок. 10.000 человек), а ФК «Шальке 04» представляет его родной город в бундеслиге. В 2009 г. клуб оказался в эпицентре скандала, связанного с религиозным подтекстом песни фанатов: «Мохаммед был пророком, / Но ничего не смыслил в футболе». Один эксперт по исламу дал такое заключение: эти строки не демонстрируют никакой враждебности по отношению к исламу и порекомендовал относиться к таким вещам «с юмором и ­менее серьезно». Доминик Шмитц уже имел возможность оценить религиозные конфликты из разных перспектив и теперь предостерегает от опасности исламизма. Многие годы он каждый день жил с ощущением недоверия к людям, которые платили ему тем же – именно из-за того способа, каким они демонстрировали свою религиозность. Сейчас он представляется просто: «Доминик. Немного христианин, немного мусульманин, философствую, сомневаюсь».

Ругательства в школе

И вот между Шмитцом и Орудж начинается дискуссия: они вспоминают исламского проповедника Свена Лау, говорят об искусстве и музыке в ­исламе, поднимают вопрос об отношении мусульман к свободе мнения, особенно в том, что касается карикатур. Карикатуры на Мохаммеда постоянно вызывают конфликты между мусульманами и представителями другой веры. По ходу диалогу становится понятно: Шмитц видит исходящие от ислама опасности там, где Орудж ­видится обычная религиозность. Собеседники очень вежливы друг с другом, но внутри у них все кипит. Даже за обычным столом, за обычной чашкой кофе становится видно, насколько трудно урегулировать религиозные конфликты. Ведь они касаются самого главного, того, во что человек ­верит. Речь идет не просто о какой-то частности, речь идет сразу обо всем. Когда Шмитц приводит какую-нибудь проблематичную с его точки зрения цитату из Корана, которую Орудж никогда не слышала, разговор заходит в тупик.

Табеа Адлер из Еврейского форума за демократию и против антисемитизма до сих пор только слушала. Но у нее тоже есть что сказать о религиозных конфликтах. Она считает, что многие дискуссии лишь формально имеют дело с ­религий. «Когда люди делают какое-нибудь замечание о кипе на голове у иудея, они руководствуются подчас совершенно иными соображениями. Люди даже не думают узнать что-то новое о другой религии, у них перед глазами просто стоит некий культурный образ. И потом часто бывает так, что иудеев делают ответственными за политику Израиля». А это вообще уже совершенно ­иррациональные вещи.

Но бывают и вопиющие случаи. Например, в среде школьников слово «еврей» все чаще употребляется как ругательство. Причем используется оно не для обозначения просто какого-то иудея, но именно для оскорбления. Опрос ­берлинских учителей школ, проведенный по ­заказу «American Jewish Committee», показал, что это слово как ругательство уже прочно прижилось в школьных дворах и коридорах школ. Многие евреи, живущие в Германии, испуганы таким развитием событий, ведь они происходят не только в школьной ограде. «Я знаю людей, которые с радостью носили бы кипу, но не делают этого ­из-за опасения нападок в свой адрес», – говорит собеседница.

А ученый Ким Давид Амон как раз специализируется на теме религиозных конфликтов в подростковой среде. В частности, его интересует, как проводятся религиозные занятия. Он работает в Гамбурге, а там проходят необычные уроки религии для представителей не одной, а разных религий. Например, в классах с мусульманским большинством нередко оказываются два-три ученика, «которые высказывают сильную позицию и претендуют на что-то вроде религиозного авторитета». Это различие точек зрения «зачастую не так заметно в обычной жизни», хотя интервью говорят именно о различных позициях.

Воркшопы и доклады

Одна тема вызывает больше всего споров между подростками различных вероисповеданий. Эта тема – гомосексуальность. Доминик Шмитц говорит, что обычно школьники-мусульмане относятся к гомосексуальности крайне негативно и презрительно. Как-то они заявили ему, что если бы их сын стал голубым, они бы отреклись от него. Это отношение хорошо известно и Табеа Адлер из Еврейского форума. Она проводит воркшопы в лагерях для беженцев. Ее целевой группой являются подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет. «На вопрос о гомосексуальности многие отвечают просто: „У нас этого нет“. Тогда завязывается разговор. Мы говорим: „Но ведь ты этого не видел, потому что это запрещено в твоей стране. А это не значит, что гомосексуальности нет вовсе”. Надеюсь, что это может натолкнуть на какие-то размышления».

Участники дискуссии переходят к вопросу о решении конфликтов. Шмитц рассказывает о том, что пытался давать школьникам ­некие импульсы к размышлению. Например, он им говорит: «То, во что ты веришь – твое личное дело. Но твой сын, если он гомосексуалист, делает это не для того, чтобы огорчить тебя или Аллаха. Они ему отвечают: „Это испытание. Аллах их испытывает“. Я возражаю: „Но ведь это несправедливо! Что же это за Бог, который смотрит и говорит, мол, здорово, такой-то человек делает это для меня, какой замечательный верующий!“. Шмитц надеется, что ученики начнут размышлять. Но он не думает, что их удастся сразу же переубедить».

Заинтересованы в обмене мнениями

Религиовед Амон смотрит в будущее с оптимизмом: школьники, убежден он, заинтересованы в диалоге. Адлер тоже имела возможность убедиться, что ее собеседники из числа молодых людей не закрыты. Столкнется ли она с какими-то проблемами, если в качестве сотрудницы Еврейского форума придет к молодым мусульманам? «До сих пор мы не сталкивались с какой-то принципиально негативной позицией. Сомнения высказывались скорее самими сотрудниками центра. Некоторые опасаются, что их деятельность будет расценена как провокация. Однако молодые люди не задают вопроса «в лоб», еврейка я или нет. А если и задают, то это единицы». Впрочем, этого вопроса она не боится: «Я думаю, что вопрос вполне законный. Скорее меня коробит обратное, когда люди начинают мяться, колебаться, как будто опасаясь, как бы от такого вопроса не произошло чего-нибудь неприятного».

Амон обращает внимание на то, что диалог на тему религии важен не только для школьников-мусульман. Но есть одно «но». «Многим молодым людям, которые могли бы идентифицировать себя с какой-то другой религией, не хватает слов для разговора о религии, для выражения своих самых сокровенных чувств». Существует некий барьер, мешающий говорить на ­тему. Хотя научиться говорить о религии можно, нужно только стараться это делать. Если у человека нет соответствующего опыта, он предпочитает отмалчиваться, потому что не хочет никого обидеть или боится кого-то разозлить. Адлер, Шмитц, Орудж и Амон имеют опыт межрелигиозного диалога. Они не прерывают друг друга, внимательно слушают, детально объясняют.

Время беседы подошло к концу. Фотограф делает снимки. Когда все готово, никто не расходится, и все четыре собеседника продолжают дискуссию. Еще часа на два. Кажется, относительно одного разногласий не возникает: все ­согласны, что диалог – вещь продуктивная.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector