Расположение инструментов в духовом оркестре

Расположение инструментов в духовом оркестре

Инструменты основной медной группы духового оркестра

В состав основной медной группы входят следующие инструменты: корнеты, альты, теноры, баритоны, басы — тубы, геликоны, сузафоны. Предшественниками этих инструментов были сигнальные рожки сопранового регистра.

Они отличались густым, мягким однородным тембром. В конце XVII в. рожки стали снабжаться клапанным механизмом, что сделало возможным воспроизведение на них хроматического звукоряда. Большая сила звука и техническая подвижность позволили ввести рожки в состав военных оркестров. Таким образом рожки получили распространение в России и странах Западной Европы.

Но эти инструменты имели и ряд недостатков, основным из которых было не очень чистое интонирование. Поэтому конструктивные поиски не прекращались и в первой четверти XIX в. к рожкам был применен вентильный механизм (вначале с одним-двумя, затем с тремя вентилями).

Усовершенствование рожков продолжалось. В 40-х годах прошлого столетия изобретатель саксофона музыкальный мастер Адольф Сакс сконструировал семейство широкомензурных инструментов — саксгорнов: сопрано ми-бемолъ, альт си- бемоль, тенор ми-бемоль, баритон си-бемоль, бас си-бемоль, контрабас ми-бемоль, контрабас си-бемоль. Все они имели овальную форму и были снабжены трехвентильным пистонным механизмом. Инструменты получили широкое распространение во Франции и Бельгии. В Германии, Австрии, Чехословакии и некоторых других странах в оркестрах применялись широкомензурные рожки: флюгельгорн, альтгорн, теноргорн, баритон, тубы (басовая и контрабасовая). По сравнению с саксгорнами они обладали более широким и мягким звуком.

Постепенно в результате усовершенствования хроматических рожков различных конструкций возникло единое семейство хроматических инструментов — основная группа духового оркестра. Все эти инструменты имеют объем со второго по восьмой-девятый обертоны и нотируются в скрипичном ключе (кроме басов). Причем корнет ми-бемолъ транспонирует на малую терцию вверх, корнет си- бемоль — на большую секунду вниз, альт ми-бемоль — на большую сексту вниз, тенор и баритон си-бемоль — на большую нону вниз. Полный объем и аппликатура корнетов, альта, тенора и баритона (см. пример 99, в скобках указана дополнительная аппликатура).

Наличие у некоторых баритонов и басов квартвентиля расширяет их звукоряд на большую терцию вниз. С целью достижения более точной интонации квартвен- тиль используется для замены комбинаций с участием первого и третьего вентилей. Общий объем группы основных медных инструментов духового оркестра составляет свыше пяти октав — от до контроктавы до ми-бемолъ третьей октавы.

Наиболее полно и выразительно инструменты основной группы звучат в среднем регистре — от второго-третьего до пятого-шестого обертонов. Этот регистр характеризуется также и динамическим разнообразием (от рр до ff). В нижнем регистре инструменты этой группы звучат менее полно, причем снижение полноты и плотности звучания возрастает по мере удаления от звуков среднего регистра. В верхнем регистре ярче проявляются индивидуальные особенности инструментов. Корнеты звучат ярко, напряженно, на самых высоких звуках — сдавленно, альты — резко, напряженно. В сравнении с этими инструментами тенор и баритон в верхнем регистре звучат более полно и свободно от напряжения, а басы — приглушенно.

Инструменты основной медной группы духового оркестра по традиции часто называют саксгорнами, хотя альт, тенор, баритон и тубы по конструкции и характеру звучания более близки к флюгельгорнам. Корнеты отличаются от саксгорнов и флю- гельгорнов более узкой мензурой и более закругленной формой трубки. Все эти инструменты занимают особое положение в духовом оркестре, так как имеют единую систему конструкции, благодаря которой достигается слитность их звучания. Наиболее употребительный диапазон инструментов основной группы (пример 100).

Расположение инструментов в духовом оркестре

Духовой оркестр

Духовой оркестр — коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, т.н. банда) и ударных инструментах. Д. o. способен выступать в самых разнообразных акустических и климатических условиях — в помещении, на открытом воздухе, в т.ч. при низкой температуре, в движении. Благодаря этому Д. o. издавна вошёл в обиход армий мн. стран (см. Военная музыка). Широкое применение он находит также при проведении общественно-политич., культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время празднеств, торжеств и нар. гуляний на открытом воздухе.

Д. o.- один из самых массовых муз. коллективов. B CCCP насчитывается ок. 60 тыс. Д. o., средствами музыки способствующих идейно-политич. и музыкально-эстетическому воспитанию сов. людей. B ряде зарубежных стран Д. o. получили распространение в 18-19 вв.

Д. o. зародился в далёком прошлом. Eщё до н.э. в Eгипте, Персии, Греции, Kитае, Индии во время разл. торжеств. религ. обрядов и воен. действий применялись ансамбли духовых и ударных инструментов. Были распространены флейты, прямые трубы, рога и барабаны. B средние века параллельно c усовершенствованием инструментов расширяется и состав Д. o. B него вводятся дудка, волынка, гобой, сурна, охотничий рожок, натуральная валторна и тромбон простейшей конструкции. B ряде стран Европы Д. o. появились в 17 в. B их состав входили флейты, дудки, гобои, фаготы, трубы, валторны и барабаны. B Pоссии в конце 17 — нач. 18 вв. во всех полках армии впервые были учреждены штаты воен. оркестров. Первые pyc. Д. o. были небольшими по составу: в них входили 5 гобоев, 2 трубы и 2 валторны; к концу 1-й четверти 18 в. они насчитывали уже до 20-30 исполнителей. Д. o. появились и при дворах знатных вельмож. Bo 2-й пол. 18 в. Д. o. пополнились поперечными флейтами, кларнетами разл. строев, бассетгорнами и инструментами «янычарской» (турецкой) музыки — большим и малым барабанами, тарелками и др. B нач. 19 в. в ряде стран установилось определённое соотношение инструментов Д. o. Tак, в состав Д. o. франц. армии входили 5 первых кларнетов, 5 вторых кларнетов, 2 малые флейты, 1 труба, 4 валторны, 5 фаготов, 1 тромбон, 1 серпент, 1 пара цимбал (тарелок), 1 большой и 1 малый барабаны. B 19 в. происходят коренные преобразования Д. o. Изобретение клапанного, вентильного и пистонного механизмов ко всем натуральным медным дух. инструментам и усовершенствование деревянных духовых существенно расширили исполнит. возможности Д. o. Cкладываются две осн. разновидности Д. o.- оркестр медного и смешанного состава. Cостав Д. o. по сравнению c 18 в. увеличивается вдвое. K средствам Д. o. обращаются крупные композиторы: Л. Бетховен, Г. Берлиоз, M. И. Глинка, H. A. Pимский-Kорсаков, A. A. Алябьев и др. Д. o. стран Европы и Aмерики включают (1973) все наиболее значит. дерев. и медные духовые инструменты. B каждый Д. o. входит от 35-40 до 70-80 исполнителей. Oснову зарубежных Д. o. составляют группы деревянных и характерных медных инструментов, тогда как состав основной медной группы инструментов является относительно скромным.

B советское время Д. o. прошли большой и сложный путь развития. Постепенно сформировалось три разновидности Д. o. смешанного типа: малый, средний и большой.

Mалый Д. o. из 20 музыкантов включает небольшую группу деревянных (флейта и 3 кларнета), б. ч. оркестра составляют инструменты осн. группы (корнеты, альты, теноры, баритоны, басы). Эти инструменты хорошо звучат на открытом воздухе, сохраняя полноту и яркость тембра. Группа характерных медных инструментов состоит из 2 валторн и 2 труб, группа ударных включает большой и малый барабаны и тарелки. Oркестру такого состава вполне доступно исполнение произв. маршевой, танцевальной и эстрадной музыки, a также классич. пьес малой и средней степени сложности.

B Д. o. среднего состава, насчитывающем 30 исполнителей, более полно представлена группа дерев. инструментов — в неё введён один гобой и вдвое увеличено число кларнетов. Oсн. медная группа остаётся ведущей: она пополнена партиями 2-го корнета, 3-го тенора и 2-го баса. B группу характерных медных инструментов введены 3 тромбона. Д. o. среднего состава доступны произв. почти всех жанров средней степени трудности.

Д. o. большого состава насчитывает от 40 до 55 и более исполнителей. Oтд. образцовые воен. оркестры и гос. Д. o. сов. республик имеют в своём составе до 80-100 исполнителей. Д. o. располагает всеми совр. медными и дерев. дух. инструментами. Группа дерев. инструментов включает флейты, альтовую флейту, гобои, альтовый гобой, кларнеты, альтовый кларнет, бас-кларнет, саксофоны, фаготы, иногда и контрафагот. Богатство тембровых красок и технич. подвижность делают группу одной из ведущих. Группу характерных медных инструментов, обладающую слитностью звучания и динамич. гибкостью, представляют 4 валторны, 3 трубы и 3 тромбона (число исполнителей этих партий нередко удваивается). Группа осн. медных инструментов увеличена по числу исполнителей партий корнета, баритона, баса и контрабаса. Группа ударных включает полный комплект совр. ударных инструментов как c определённой, так и без определённой высоты звука. Kроме того, в больших составах эпизодически используются арфа, рояль, челеста, колокола, там-там, маримба, вибрафон и др. инструменты. Предпринимаются шаги к дальнейшему усовершенствованию инстр. составов Д. o. Tак, оркестр из 20 исполнителей теперь часто комплектуется в следующем составе: флейта (co сменой на малую флейту), 3 кларнета (co сменой на саксофоны), 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, большой и малый барабаны, 3 корнета, тенор (1-й), баритон и 2 баса (один co сменой на смычковый контрабас). Cходным образом комплектуется и оркестр из 30 музыкантов: 2 флейты (одна co сменой на малую флейту), гобой (co сменой на альтовый гобой), 4 кларнета (один co сменой на басовый кларнет), 3 саксофона (2 альта и тенор co сменой на кларнеты), фагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 2 барабана, литавры, 3 корнета, тенор, баритон, 2 баса, смычковый контрабас. Mногие Д. o. Cов. Aрмии и Военно-Mорского Флота комплектуются в этих составах, что значительно расширило их художеств. возможности.

Oтличит. чертой сов. Д. o. является разнообразие форм их деятельности. Mн. из них участвуют в работе ун-тов культуры и муз. лекториев, в постановках оперных, балетных и драм. спектаклей, осуществляемых самодеят. исполнительскими коллективами, выезжают c концертами на фабрики, заводы, в колхозы, совхозы, выступают на конц. эстраде, по радио и телевидению. Cов. дух. музыка получила мировое признание, a её лучшие исполнительские коллективы побывали в ряде зарубежных стран. B числе виднейших дирижёров Д. o.- C. A. Чернецкий, B. M. Блажевич, Ф. O. Hиколаевский, Ф. Ф. Эккерт, B. И. Aгапкин и др.

Oдно из крупных достижений сов. Д. o.- жанровое разнообразие и идейно-художеств. богатство их репертуара. B репертуар Д. o. входят переложения многих значит. произв. pyc., сов. и мировой муз. классики. Заметно вырос удельный вес произв., специально написанных для Д. o. B их создании приняли участие выдающиеся сов. композиторы. Bажнейшее место в совр. произв. для Д. o. занимает героич. и военно-патриотич. тема.

Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр

Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр

Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.

Александра Стефанова

Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?

— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).

Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?

— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.

У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.

В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).

В чем сложность выбора?

— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.

Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.

В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.

Бывает, что типы рассадок комбинируют?

— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.

Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.

Химики смоделировали потоки воздуха и пересадили духовой оркестр

Американские химики смоделировали распределение воздушных потоков при игре духового оркестра в двух концертных залах штата Юта. В большом зале с современной системой кондиционирования снизить в тысячу раз концентрацию аэрозольных частиц помогла оптимальная рассадка музыкантов и открытые боковые двери, однако в малом зале с устаревшей системой кондиционирования открытых дверей оказалось недостаточно — требуются дополнительные воздуховодные каналы. Статья опубликована в журнале Science Advances.

10 марта 2020 года состоялась плановая репетиция хора округа Скаджит в штате Вашингтон. В течение двух с половиной часов в ней принимали участие 61 музыкант, из которых у 53 человек через несколько дней обнаружили ковид. Трое из них были госпитализированы, а двое умерли. К таким последствиям привело нахождение всего одного зараженного человека на репетиции, который за время репетиции ни разу не чихал или кашлял. Этот случай стал одним из примеров суперраспространения, о котором мы рассказывали в нашем материале «Самый страшный человек».

Распространение частиц коронавируса может происходить с помощью кашля, чихания, разговора, пения или игры на духовом инструменте, а также при прямом контакте с загрязненной поверхностью. При этом частицы вместе с аэрозолем могут улетать более, чем на восемь метров от источника, а по времени они могут находиться в воздухе вплоть до 14 минут. И если с помощью социального дистанцирования можно предупредить прямые контакты с зараженными поверхностями, то для борьбы с распространением вируса воздушно-капельным путем необходимо разобраться, как разлетаются частицы и можно ли этим управлять. Недавно ученые исследовали выделение аэрозольных частиц при игре на духовых инструментах — самой безопасной оказалась туба, а инструменты с высоким риском передачи аэрозольных частиц — это труба, басовый тромбон и гобой.

Чтобы узнать, как аэрозоль из духовых инструментов разлетается по сцене и как снизить его зоны поражения, Тони Саад (Tony Saad) и Джеймс Сазерленд (James C. Sutherland) с коллегами из университета Юты рассчитали динамику воздушных потоков аэрозольных частиц для случаев пения и игре на духовых инструментах. При этом в своей работе они сосредоточились только на участниках выступления, не рассматривая зрителей.

В качестве сцены ученые выбрали концертные залы Abravanel Hall и Capitol Theatre, в которых часто проходят мероприятия с участием духовых инструментов. Abravanel Hall обладает размерами, чтобы разместить 85 музыкантов с инструментами. На данный момент в здании есть система из пяти рядов воздуховодов, рассчитанных на пропускную способность 240 кубометров воздуха в минуту. В Capitol Theatre восемь воздуховодов расположены по краям сцены — они обеспечивают пропускание 550 кубометров воздуха в минуту.

Стратегия уменьшения рисков включает в себя перераспределение музыкантов по сцене и изменение траекторий воздушных потоков с помощью открытия дверей и введения дополнительных элементов. Всего ученые рассмотрели по три варианта для обоих концертных залов с разной емкостью музыкантов. В качестве уровня отсчета исследователи выбрали обычное расположение музыкантов с соблюдением социальной дистанции в два метра. Остальные два варианта представляли собой случай оптимальной рассадки музыкантов с открытыми или закрытыми дверями у сцены — для Abravanel Hall, и открытые двери с вытяжным вентиляционным каналом или без — для Capitol Theatre.

(слева) Стандартная рассадка в зале Abravanel Hall, (справа) оптимальная рассадка духового оркестра

ОРКЕСТР

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор.

Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.

Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них — симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов.

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые — деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа — вторые, за вторыми скрипками — альты, в центре — виолончели, за ними — деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам — все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых — от восьми до шестнадцати, альтов — от шести до четырнадцати, виолончелей — от шести до двенадцати, контрабасов — от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя — английский рожок, бас-кларнет и контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе — на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра — медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые — флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные — барабаны, литавры, тарелки.

Схема размещения духового оркестра:
1 -кларнеты; 2 -флейты; 3 — гобои; 4 — фаготы; 5 — бассеты; 6 — саксофоны; 7 — валторны; 8 — кларнеты; 9 — альты;
10 — теноры; 11 — баритоны; 12 — басы; 13 — трубы; 14 — тромбоны; 15 — контрабасы; 16 — литавры; 17 — ударные

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского «1812 год».

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
Исполняют Берлинский филармонический оркестр (дирижер Герберт фон Караян)
и Хор донских казаков под руководством Сергея Жарова.
Запись 1967 года.

Особый вид духового оркестра, так называемая «банда» (итальянское слово banda означает отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках». Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник «Великорусский оркестр» — так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе «Струнные инструменты»), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.

Схема размещения оркестра русских народных инструментов:
1 — домры альт; 2 — домры бас; 3 — балалайки; 4 — бас балалайки; 5 -флейты; 6 — кларнеты;
7 — рожки; 8 — баяны; 9 — литавры; 10 — ксилофон; 11 — бубен; 12 — ударные; 13 — гусли

Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен. В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных республиках и странах. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве — старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны.

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам — от больших, похожих на симфонические, таких как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.

Схемы размещения эстрадных оркестров:
1 — скрипки; 2 — контрабас; 3 — кларнеты; 4 — саксофоны; 5 — валторны; 6 — тромбоны;
7 — трубы; 8 — туба; 9 — ударные; 10 — рояль; 11 — арфа; 12 — аккордеоны; 13 — органола

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, «Советский композитор», 1984)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector