Расположение аккордов на клавишах фортепиано

Расположение аккордов на клавишах фортепиано

Аккорды на пианино

Аккорды, состоящие из интервалов звуков, создают неповторимую гармонию в музыке, которая становится увлекательной и приобретает свой особый характер. Это один из наиболее важных пунктов, с которым необходимо познакомится каждому пианисту. Изучение аккордов развивает восприятие клавиатуры, улучшает навыки чтения с листа, память и впоследствии умение импровизировать и сочинять музыку. Хорошее знание музыкальных терминов и аккордов поможет новичкам быстрее научиться играть на пианино и приумножить свой потенциал в освоении фортепиано.

В самом начале очень важно познакомиться с основной структурой аккордов, типами и выучить, как таблицу умножения, 24 базовых аккорда мажорной и минорной тональности.

Что такое аккорд?

Аккорд – группа нот, проигрываемая одновременно и выполняющая функцию гармонии в музыке. Существует большое количество аккордов, объединенных в различные группы и категории.

Сразу можно заметить, что многие аккорды отличаются по численности нот, но это не совсем так..о их видах будет написано ниже.

С одной стороны, звучание двух нот (двузвучие), можно рассматривать как аккорд, но на самом деле аккорд имеет более, чем один интервал и содержит не менее трех нот .

Например бывают аккорды: f, H7, d, Bm, C. E и так даее.

где первая буква — это основной тон, а вторая может указывать на тональность — минорная или мажорная, а также, что это доминант септаккорд — цифра 7.

Вот, например, самый популярный аккорд на пианио Am:

Аккорды называются в соответствии с их основным тоном и интервалом между нотами, составляющими аккорд. Чтобы понять их название, для начала необходимо разобраться в структуре. Нижний звук аккорда является основным тоном, а другие именуются по интервалу терции, квинты и т.д. Самый простой аккорд основан на трех нотах, так называемое трезвучие . В частности, оно строится на первой, третьей и пятой ступенях гаммы, например, аккорд до-мажор строится из нот до-ми-соль. Иногда присоединяются другие ноты, обычно для получения эффекта или преднамеренного диссонанса. Кроме того, вы часто будете слышать такие термины, как увеличенное и уменьшенное трезвучие, что означает повышение/понижение определенного звука на полтона.

Как брать аккорд?

Как только вы выучите, какие ноты входят в аккорд, можно приступать к их воспроизведению. Аккорд проигрывается одновременным нажатием всех нот или каждой по очереди. Со временем вы найдете свои способы извлечения звука, а на данном этапе важна правильная постановка пальцев, так называемая аппликатура. Положение пальцев и рук при игре аккордов в некотором роде отличается от порядка проигрывания мелодии. Вот несколько советов, на которые стоит, прежде всего, обратить внимание:

  1. пальцы держите с естественным изгибом и высокими;
  2. используйте вес руки при нажатии на клавиши, а не силу пальцев;
  3. играйте кончиками пальцев, ногти должны быть коротко подстрижены;
  4. старайтесь держать руки и плечи свободно в естественном положении;
  5. наиболее распространенная аппликатура трезвучий: мизинец, средний и большой палец (левая рука) и большой, средний и мизинец (правая рука); Например, для аккорда ре-бемоль мажор расстановка пальцев будет совсем другой: большой палец на ре-бемоль, средний на ноту фа и мизинец на ля-бемоль для правой руки и в обратном порядке для левой.

И помните, каждый аккорд нужно играть в медленном темпе и по несколько раз. Играйте твердыми, слегка «изогнутыми» пальцами и всегда держите руки и плечи свободными. Вы сможете играть аккорды более свободно, если научитесь использовать вес руки, не напрягая кисть и не применяя силу пальцев. Изучение фортепианной аппликатуры и развитие техники являются главными принципами в обучении игры на любом музыкальном инструменте.

Какие аккорды бывают?

Аккорды по классификации подразделяются на следующие категории: по характеру звучания или интервалу ( мажорные и минорные трезвучия), по основному тону (основным является тот, в котором тоника совпадает с нижней нотой), по положению в тональности (неустойчивые и устойчивые) и в музыкальной системе (хроматические и диатонические). По числу тонов аккорды делятся на трезвучие, септаккорд, нонаккорд, ундецимаккорд, терцдецимаккорд.

С тем, что такое трезвучие мы уже познакомились, напомним лишь, что звуки трезвучия расположены в большой и малой терции и в соответствии с их комбинацией существует четыре вида: мажорные, минорные, увеличенное (2 большие терции) и уменьшенное (2 малые терции).

Септаккорд имеет четыре звука, расположенных также по терциям. Свое название он получил из-за семи ступенчатого интервала и различается по видам: большой мажорный, например до-ми-соль-си, малый мажорный (до-ми-соль-си-бемоль), большой и малый минорный, уменьшенный, малый уменьшенный и большой увеличенный (до-ми-соль-диез-си).

Аккорд, содержащий 5 звуков, называется нонаккорд. Если расположить его по терциям, то он будет содержать 4 терции, 3 квинты, 2 септимы и 1 нону, 2 септаккорда и 3 трезвучия. Существует два вида нонаккорда: большие нонаккорды (с большой ноной) и малые нонаккорды.

Следующий аккорд под названием ундецимаккорд имеет шесть звуков. Крайние ноты в этом аккорде имеют интервал ундецима, другими словами, терция, добавленная к нонаккорду.

Если интервал крайних звуков составляет терцдециму и количество нот 7, то такой аккорд будет называться терцдецимаккорд .

На первый взгляд все так сложно, столько непонятных терминов и, кажется, что невозможно освоить аппликатуру аккордов, но не нужно отчаиваться — новички начинают играть первые два вида и их достаточно для игры многих песен и произвдений, далее уже по желанию осваиваются и другие.

Таблица аккордов для пианино

Конечно, научиться играть на клавишном инструменте или на любом другом – это сложный навык, но если вы поставите перед собой цель и будете следовать правильному систематическому подходу, отбросив поиски легких и быстрых методов, у вас все получится. И помните, чем больше вы занимаетесь, тем быстрее овладеете техникой игры на пианино. Не сдавайтесь и обязательно играйте с удовольствием!

Также может быть интересно:

  • смотрите также обширную статью — выбор пианино.

Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбрать цифровое пианино

Базовые термины

Для того, чтобы начать игру на гитаре по нотам, необходимо знать следующее (для удобства, вначале рассмотрим клавиатуру фортепиано):

Названия семи “основных” нот (семь белых клавиш фортепиано в каждой секции): До Ре Ми Фа Соль Ля Си

Октава – расстояние в восемь нот (например от ноты До до следующей ноты До или, например, от ноты Ля до следующей Ля)

Хроматическая музыкальная гамма (шкала) – последовательный порядок звуков. На фортепиано – игра всех клавиш по порядку, включая чёрные. Движение осуществляется по полутонам. Пол тона – минимальное расстояние между нотами (например, интервал между нотой До и чёрной клавишей, находящейся справа от неё – пол тона. Расстояние между нотами Ми и Фа, а так-же между Си и До – тоже пол тона, из за отсутствия между ними чёрной клавиши. На гитаре пол-тона это расстояние между двумя любыми соседними ладами.

Диезы/Бемоли – чёрные клавиши фортепиано. В каждой октаве – пять чёрных клавиш.

Диез – подразумевает повышение ноты на пол тона, и обозначается значком #. Например нота До, повышенная на пол тона, будет называться До диез (До#). На фортепиано нота До диез – это чёрная клавиша справа от ноты До:

Do #

Бемоль – подразумевает понижение ноты на пол тона, и обозначается значком b. Например нота Ре, пониженная на пол тона, будет называться Ре бемоль (Реb). На фортепиано нота Ре бемоль – это чёрная клавиша слева от ноты Ре:

Re b

Следует обратить внимания на то, что в данном случае одна и та-же нота имеет два названия (До диез/Ре бемоль). Из этого следует то, что любая чёрная клавиша фортепиано имеет два названия. При повышении белой клавиши на пол тона, к её названию добавляем – Диез, при понижении – Бемоль. Чёрных клавиш – Ми диез, Фа бемоль, а так-же Си диез и До бемоль не существует.

Обозначения пальцев левой и правой руки

hands2

Расположение нот на грифе гитары

На рисунке указаны расположения “базовых” нот (без диезов и бемолей), в самой основной и используемой позиции – до пятого лада, включительно.

На данном этапе заучивать ноты нет необходимости, они хорошо запоминаются при игре упражнений!

Примечание: на рисунке гриф ПЕРЕВЁРНУТ. Именно так обычно обозначают ноты на грифе гитары. Первая (самая тонкая) открытая струна Ми на гитаре расположена снизу, (а на рисунке соответственно сверху).

Струны считаем снизу-вверх – от самой тонкой струны к самой толстой:

1-я Ми, 2-я Си, 3-я Соль, 4-я Ре, 5-я Ля, 6-я Ми

При желании сыграть диез или бемоль, следует повысить или понизить ноту на пол тона, (повышение производится слева-направо, а понижение справа-налево, идентично порядку на фортепиано). Например нота Ля диез (она-же Си бемоль), на третьей струне гитары будет находиться на третьем ладу, между нотами Ля и Си.

<<Предыдущая Следующая>>

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОМОЧЬ САЙТУ

Покажите учебник друзьям!

ПОЛУЧИТЕ ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ АЛЕКСЕЯ ЖДАНОВА:

Продолжение: Гитара по нотам 2-класс

А ТАКЖЕ КУРС ИГРЫ ПЕСЕН ПО АККОРДАМ:

Песни по аккордам “с нуля”

Курс для каждого, кто хочет быстро и качественно научиться играть свои любимые песни. Как новичок, так и гитарист уже имеющий опыт, найдут здесь то, что ищут!

Курс включает детальные разборы известных всем песен – хитов, набор развивающих упражнений для пальцев правой и левой руки, все необходимые аккорды, а так-же все виды гитарного боя и перебора, используя которые вы можете играть практически любые песни. Бой “Четвёрка”, бой “Тройка”, бой “Восьмёрка”, два вида боя с приглушением струн, плюс переборы: “Четвёрка”, “Шестёрка” и “Восьмёрка”! Курс состоит из сорока видеофайлов с качеством HD, доступных для быстрого онлайн просмотра и скачивания. Уроки проводит учитель музыки Алексей Жданов.

Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов

Самые распространенные аккорды для пианино и клавишных инструментов со схемами, пояснениями и примерами звучания.

Аккорды для пианино и клавишных

Знание строения трезвучий и их «взятия» на клавиатуре фортепиано (равно как и любого другого клавишного инструмента) полезно для любого музыканта. Такая информация пригодится не только для исполнения или сочинения музыки, но и во время активной работы с проектами в рабочей станции в Piano Roll.

Сегодня мы решили рассказать о базовых вещах, которые так или иначе остаются за пределами знаний простых музыкантов. Ниже представлены самые популярные аккорды в современной музыке (вне зависимости от вида инструмента) для пианино и клавишных инструментов.

В качестве тоники (основы) используется звук До, хотя каждый из аккордов транспонируется в любую тональность. Трезвучия сопровождаются схемой аккорда на клавиатуре фортепиано с обозначением звуков. Септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как для построения минорных аккордов достаточно воспользоваться соответствующей схемой и добавить к ней нужные звуки.

Основные аккорды

Мажор (C)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов

Схема аккорда До мажор (С).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Минор (Cm)

Схема аккорда До минор (Cm).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Аккорды с задержанием

Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвертую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

Характерной чертой sus-аккордов является факт того, что из-за отсутствия терции в составе трезвучия такой аккорд нельзя однозначно отнести ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

Мажорный аккорд с задержанием (Csus2)

Схема аккорда До мажор с задержанием на II ступень (Csus2).

Аккорд состоит из трех основных звуков:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Мажорный аккорд с задержанием (Csus4)

Схема аккорда До мажор с задержанием на IV ступень (Csus4).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пауэр-аккорд (C5)

Схема пауэр-аккорда До (C5).

Аккорд состоит из двух звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Септаккорды

Септаккордом называют аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Схема большого мажорного септаккорда До (Cmaj7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си (B) — большая септима (VII ступень).

Малый минорный септаккорд (Cm7)

Схема малого минорного септаккорда До (Cm7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Малый мажорный септаккорд (C7)

Схема малого мажорного септаккорда До (C7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Уменьшенный септаккорд (Cdim7)

Схема уменьшенного септаккорда До (Cdim7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
  • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными ступенями — это такой вид трезвучия или септаккорда, к которому была добавлена дополнительная ступень.

Мажорное трезвучие с дополнительной IX ступенью (Cadd9)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) IX ступенью (Cadd9).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорное трезвучие с добавленной XIII ступенью (Cadd13)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) XIII ступенью (Cadd13).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • A (Ля) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

Секстаккорды

В классической музыкальной теории (то есть речь идет не только про аккорды для пианино и клавишных, но и для всех музыкальных инструментов) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в современной музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырехзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты, то есть шестой (VI) ступени.

Мажорный секстаккорд (C6)

Схема мажорного секстаккорда До (C6).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (C6/9)

Схема мажорного секстаккорда с добавленной IX ступенью или секстаккорда с добавленной ноной (C6/9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Аккорды с надстройками

Помимо более привычных аккордов, состоящих из трех и четырех звуков, существуют аккорды, в чей состав входит пять и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путем последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует заметить и всегда помнить о том, что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу. Говоря более простым языком, минорный септаккорд всегда остается минорным, вне зависимости от появившихся в его структуре надстроек. То же самое относится и к мажорным аккордам.

Мажорный нонаккорд (C9)

Схема мажорного нонаккорда До (C9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорный ундецимаккорд (C11)

Схема мажорного ундецимаккорда До (C11).

Аккорд состоит из шести звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

Мажорный терцдецимаккорд (C13)

Схема мажорного терцдецимаккорда До (C13).

Простые аккорды для фортепиано от чёрных клавиш

котенок играет на фортепиано Продолжая разговор о том, как играть аккорды на пианино, перейдём аккордам на фортепиано от черных клавиш. Напоминаю, что в поле нашего внимания самые простые аккорды – это мажорное и минорное трезвучие. Применяя даже только одни трезвучия можно «прилично» гармонизовать практически любую мелодию, любую песню.

Формат, который мы будем использовать – рисунок, из которого понятно, какие клавиши нужно нажать, чтобы сыграть тот или иной аккорд. То есть это своего рода «фортепианные табулатуры» по аналогии с гитарными табулатурами (видели, наверное, сеточки-таблички, на которых показано, какие нужно зажимать струны).

Если вас интересуют аккорды для фортепиано от белых клавиш, обратитесь к материалу прошлой статьи – «Играем аккорды на пианино». Если же вам необходимы нотные расшифровки, то они даны в другой статье – «Простые аккорды на пианино» (прямо от всех звуков). Теперь перейдём к аккордам на фортепиано от чёрных клавиш.

Аккорд Db (ре-бемоль мажор) и аккорд C#m (до-диез минор)

Аккорды от черных клавиш берутся в самом распространённом виде, котором они встречаются в музыкальной практике. Проблема в том, что чёрных клавиш в октаве всего пять, но назвать каждую из них можно двояко – например, как в этом случае – совпадают ре-бемоль и до-диез. Такие совпадения называются энгармоническим равенством – это значит, что звуки называются по-разному, но звучат абсолютно одинаково.

Поэтому, аккорд Db мы могли бы совершенно спокойно приравнять к аккорду C# (до-диез мажор), ведь такой аккорд тоже встречается и не так уж и редко. А вот минорный аккорд C#m, хотя и можно теоретически приравнять к Dbm (ре-бемоль минору), но делать этого не будем, так как аккорд Dbm едва ли вам когда-нибудь встретится.

Аккорд Eb (ми-бемоль мажор) и аккорд D#m (ре-диез минор)

Ре-диез минорный аккорд можем заменить часто используемым аккордом Ebm (ми-бемоль минор), который играем на тех же клавишах, что и ре-диез минор.

Аккорд Gb (соль-бемоль мажор) и аккорд F#m (фа-диез минор)

Мажорный аккорд от соль-бемоля совпадает с аккордом F# (фа-диез мажор), который играем на тех же клавишах.

Аккорд Ab (ля-бемоль мажор) и аккорд G#m (соль-диез минор)

Энгармоническое равенство для минорного аккорда от клавиши соль-диез представляет аккорд Abm (ля-бемоль минор), который играем на тех же клавишах.

Аккорд Bb (си-бемоль мажор) и аккорд Bbm (си-бемоль минор)

Помимо аккорда си-бемоль минор, на тех же клавишах можно сыграть энгармонически равный ему аккорд A#m (ля-диез минор).

Вот и всё. Как видите, аккордов для фортепиано от черных клавиш не так много, всего 10 штук + 5 энгармонизмов. Думаю, после таких подсказок вопросов, как играть аккорды на пианино, у вас больше не будет.

Рекомендую на какое-то время сохранить эту страничку в закладках, или отправить её себе в контакт, чтобы всегда иметь к ней доступ до тех пор, пока вы не запомните все аккорды на фортепиано, и не научитесь ставить их самостоятельно.

Построение аккордов на фортепиано в тональности (Урок 5)

Здравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.

Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот. Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.

Метод «обезьянничества» — да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки — эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения. Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.

Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно. Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.

Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:

Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:

Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.

Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.

Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.

Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.

С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)

Построение аккордов: трезвучия

Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.

Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.

Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:

А теперь посмотрим, как различаются аккорды.

Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.):

Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):

Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):

Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):

Основные и неосновные аккорды

Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.

Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.

Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или — другими словами — главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.

Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.

Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна

Таблица аккордов:

Сольфеджио: таблица основных аккордов для игры на пианино

Примеры построения аккордов на фортепиано

Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.

Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.

Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:

Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.

Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.

В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.

Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).

Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.

Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.

Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.

Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)

Время приступать к практике

Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.

Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.

Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector