Правильное расположение шахмат на шахматной доске

Правильное расположение шахмат на шахматной доске

«Белая ладья» (ПФ ДОД)

Занятия по данной программе способствуют сохранению физического и психического здоровья учащегося, его успешности и адаптации в обществе, помогают наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

преподаватели

Дьякова Наталья Владимировна, учитель физической культуры первой квалификационной категории

Расписание

Содержание программы

Раздел 1: Вводное занятие.

Тема:1.1. Организация работы коллектива.

Теория: правила поведения в кабинете во время занятий.

Раздел 2: Сущность игры в шахматы.

Тема: 2.1. Расположение шахматной доски, знакомство с фигурами.

Теория: название фигур и правильное расположение доски.

Практика: расстановка фигур на доске.

Контроль: опрос, игра

Тема: 2.2. Порядок шахматных ходов и расстановка фигур на шахматной доске.

Теория: объяснение правильной расстановке и ходов фигур на доске.

Практика: расстановка и передвижение фигур на доске.

Контроль: опрос, игра

Тема: 2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске.

Теория: объяснение передвижений фигур.

Практика: передвижение фигур на индивидуальных досках; игры на быстроту расстановки фигур; проговаривание полей доски.

Контроль: опрос, игра

Раздел 3: Шахматные фигуры

Тема: 3.1 Как должны выполняться ходы.

Теория: объяснение разыгрывания кусочков позиций; объяснение игры на шахматных досках полным комплектом фигур.

Практика: разыгрывание кусочков позиций; игра на шахматных досках полным комплектом фигур.

Контроль: опрос, игра

Тема: 3.2 Порядок взятия фигур.

Теория: объяснение значимости фигур.

Практика: игра на шахматных досках полным комплектом фигур.

Контроль: опрос, игра

Тема: 3.3 Правила выполнения рокировки. Касание короля и ладьи.

Теория: объяснение четырёх правил для выполнения рокировки.

Практика: разыгрывание кусочков позиций для выполнения рокировки.

Контроль : опрос, игра

Раздел 4: Права игроков, простейшие приемы

Тема: 4.1 Возможные ситуации в ходе игры: невозможный ход, пат, мат, шах.

Теория: объяснение, что такое мат, пат, шах и как выполнить.

Практика: разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника. Отрабатывание приемов защиты.

Контроль: опрос, игра

Раздел 5: Завершение игры.

Тема: 5.1 Возможность завершения игры: проигрыш. Цель каждого игрока — поставить мат.

Теория: что такое проигрыш? Как поставить мат сопернику.

Практика: разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника.

Контроль: опрос, игра

Тема: 5.2 Заявление о сдаче. Возможность завершения игры: ничья.

Теория: объяснение завершения игры ничьёй.

Практика: разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок противника.

Контроль: опрос, игра

Цели программы

Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности учащегося на основе формирования устойчивого интереса к спорту и физической культуре посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

— научатся формулировать собственное мнение и позицию;

— сформируют коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

— будут уметь планировать свои действия и осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— научатся доводить дело до конца, быть целенаправленным, не отступать перед трудностями, стремиться довести партию до победы;

— приобретут навык самодисциплины и самоорганизации;

— научатся совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три- четыре хода), разовьют внимание, память, воображение и наблюдательность;

— научатся быть выдержанным, психологически устойчивым во время партии;

— научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— узнают основные правила шахматной игры, шахматную нотацию;

— узнают о цели шахматной партии, законы развития фигур в начале партии, законы элементарного эндшпиля, методы борьбы со связками;

— научатся самостоятельно работать с шахматной доской;

— научатся правильно рассчитывать время в шахматной партии, правильно завершать партию, отслеживать турнирные результаты;

— изучат правила обращения к арбитру на турнире и последствия нарушения этих правил;

— изучат все возможные специфические нарушения противника в процессе игры.

Королевы на шахматной доске решаются случайным образом в Python

Идея состоит в том, чтобы попытаться решить «queen problem», полностью поместив ферзей полностью random в каждый ряд шахматной доски, и посмотреть, сколько повторений потребуется, чтобы решить ее. Шахматная доска может быть любого размера.

Моя идея состоит в том, чтобы создать s списков, каждый из которых содержит s «empty» символов (подчеркивания). Затем для каждой строки случайным образом выберите позицию для вставки ферзя (значение «I») , а затем отметьте все позиции ниже и по диагонали вниз (я иду row-by-row, так что мне не нужно беспокоиться о строках выше) с помощью X. если в какой-либо итерации случайно выбранная позиция ферзя совпадает с позицией любого X в этом ряду, я начинаю новую шахматную доску с нуля.

У меня есть что-то вроде этого, но оно, кажется, застряло в строке 19 (помечено комментарием), но это не дает мне никакой ошибки. Что может быть не так? Кроме того, правильно ли мое решение (кроме этой строки)?

3 ответа

Даны координаты пешек на шахматной доске, представленной в виде набора строк, т. е.. , где доска представлена строками в виде цифр,а столбцами-буквами. определите количество защищенных пешек, то есть количество пешек с другими пешками по диагонали позади них на доске. Я.

У меня есть проблема под рукой, которая является вариацией задачи N-Queen-Problem.The: найдите способ разместить 4 королевы и 1 коня на шахматной доске 8*8, чтобы все блоки могли быть атакованы этими фигурами. Это OK для частей, чтобы атаковать друг друга. Я понимаю, как решить исходную.

  • Второй аргумент функции range представляет собой первое число, которое не будет посещено, поэтому в большинстве случаев у вас есть один короткий.
  • Вам нужно выйти из цикла на y при неудачной попытке: вы не хотите продолжать следующую строку, но перезапускаете
  • Вам нужно сбросить плату после каждой неудачной попытки или иным образом поставить: перед каждой попыткой
  • Вы должны создать некоторую безопасность для выхода, если после многих итераций решение не будет найдено, иначе вы рискуете застрять. Для входных данных 1, 2 или 3 решения нет.
  • Количество испытаний никогда не увеличивается
  • Вместо того, чтобы слепо выбирать позицию, вам лучше выбрать только одну из доступных позиций (не заблокированных), иначе вам придется пройти удивительное количество испытаний: для размера 8 не было бы ничего необычного в необходимости 100 000 испытаний без этой фильтрации!

См. исправленный код с комментариями, в которых я внес изменения:

Смотрите, как он работает на repl.it

Вот краткое решение, основанное на выполнении арифметики по координатам размещенных ферзей:

В прошлый раз, когда я запустил его, я получил:

это означает, что первое решение было найдено после 263527 сбоев. В среднем вы можете ожидать, что пройдете через 182360 неудач, прежде чем добьетесь успеха.

Я хочу (псевдо) случайным образом расположить несколько точек на сетке. Думайте об этом как о шахматной доске размером 10 х 10 со 100 квадратами) И думайте об этих точках как о пешках на шахматной доске, которые занимают по одной клетке каждая. Я хочу, чтобы пешки были evenly распределены по.

Я пишу программу, которая по сути будет игрой tic-tac-toe. Он использует простой текстовый рисунок настольной игры с использованием-линий и + плюсов. В начале программы у меня есть 9 пробелов на доске tic-tac-toe, определенных следующим образом: valuea1 = valuea2 = valuea3 = valueb1 = И.

После того, как вы попробуете другую строку и на этот раз потерпите неудачу, вы должны создать новую пустую доску, и если успех равен 0, вы должны разбить for loop следующим образом.

Вы можете следовать той же логике для реализации диагональных случаев.

Похожие вопросы:

Поэтому я должен расположить 8 Королев на шахматной доске, чтобы они не могли убить друг друга. Я работаю над этим уже некоторое время и нуждаюсь в некоторой помощи. Я начал с использования массива.

Вопрос вот в чем.. Есть шахматная доска NxN. Каждая клетка на шахматной доске может быть либо пустой, либо иметь ладью. Ладья, как мы знаем, может атаковать как горизонтально, так и вертикально.

Это вопрос для интервью: Каково минимальное представление в битах двух позиций на шахматной доске 8х8? Я нашел ответ http:/ / www.careercup.com / question? Но я не могу понять.

Даны координаты пешек на шахматной доске, представленной в виде набора строк, т. е.. , где доска представлена строками в виде цифр,а столбцами-буквами. определите.

У меня есть проблема под рукой, которая является вариацией задачи N-Queen-Problem.The: найдите способ разместить 4 королевы и 1 коня на шахматной доске 8*8, чтобы все блоки могли быть атакованы.

Я хочу (псевдо) случайным образом расположить несколько точек на сетке. Думайте об этом как о шахматной доске размером 10 х 10 со 100 квадратами) И думайте об этих точках как о пешках на шахматной.

Я пишу программу, которая по сути будет игрой tic-tac-toe. Он использует простой текстовый рисунок настольной игры с использованием-линий и + плюсов. В начале программы у меня есть 9 пробелов на.

Учитывая положение слона на шахматной доске 8 * 8, задача состоит в том, чтобы подсчитать общее количество квадратов, которые может посетить Слон за один ход. Позиция слона обозначается с помощью.

Не могли бы вы предложить несколько эффективных и действенных способов сначала найти координаты (нижний левый угол и верхний правый угол) квадрата на картинке шахматной доски, а затем сохранить его.

Я использую Python 3.7.4. Я использую сообщество Pycharm 2020 в качестве своего IDE. Я использую Pygame 1.9.6 в качестве интерпретатора игры. Мне было интересно, как я могу следить за тем, как.

Конспект открытого занятия по шахматам в форме квест-игры «В поисках шахматного коня»

Продолжать учить детей игре в шахматы, закреплять умение использовать полученные знания на практике.

— обобщать и систематизировать знания детей об игре в шахматы;

— закреплять названия и ход шахматных фигур;

— закреплять понятия (шахматная доска, шахматное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, правильное расположение шахматной доски перед началом игры, начальное положение фигур и т. д.)

— активизировать речь детей шахматной терминологией;

— развивать умение ориентироваться на плоскости;

— развивать память, логическое мышление, внимание.

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

— умение договариваться, ставить и достигать общие цели.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой момент, применение ИКТ, постановка проблемы.

Оборудование:напольная шахматная доска с комплектом фигур,магнитная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур, мультимедийное оборудование, сундук закрытый на 4 замка, 4 ключа от замков, конверт с заданием, свиток с загадками, фигуры на резинках на голову (для танца) шахматные дорожки из 8 полей (для составления шахматной доски, фигуры шахматного коня грустного и веселого, для рефлексии.

Предварительная работа:знакомство с правилами игры, шахматной доской, шахматными фигурами. Использование дидактических игр «Волшебный мешочек», «Что изменилось», «Белые и черные», «Шахматный куб», «Найди ошибку», «Сложи шахматную доску», «Чьи следы», «Почтальоны» и т. д. Чтение шахматных сказок, стихов, загадок.

Ход занятия

(На экране заставка Шахматная доска Слайд1)

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, совсем скоро у нас состоится шахматный турнир. Но для победы в нем, нам нужно хорошенько подготовиться и потренироваться. Поэтому, я пригласила вас, сегодня в этот зал, чтобы вспомнить правила игры. Пройдем к шахматной доске.

-Здесь нет одной фигуры. (Какой)

-Белого шахматного коня.

-Куда же он пропал? Что с ним случилось (Слайд2 Волшебство)

Волшебное зеркало: (Слайд 3)

-Слушайте обращение нашего тирана – диктатора.

Румпельштильский: (Слайд 4)

— Привет, детвора! Ваш шахматный турнир не состоится. Коня я спрятал в сундуке, за четырьмя замками. Хотите его получить, идите по стрелкам и выполняйте мои задания. За каждое из них, дам возможность найти ключ. Хотя я сомневаюсь, что у вас что-нибудь получится. Ха-ха-ха.

— А вот и сундук. Отправляемся по стрелкам? (Да)

1 задание «Чьи следы?»

-Смотрите, ребята, здесь конверт. Посмотрим, что внутри?

Румпельштильский: (Слайд 5)

— Ну что, нашли конверт? Догадайтесь, какие шахматные фигуры оставили свои следы?

— Мы справились с заданием!

Румпельштильский: (Слайд 6)

— Не думал я, что вы такие умные. Ну что ж, ищите ключ. (Ключ спрятан под крышкой стола)

— Ключ должен быть, где то здесь. Нашли! Отправляемся дальше.

2 задание «Найди ошибку»

-А вот и магнитная доска с шахматными фигурами. Интересно, в чем состоит задание?

Румпельштильский: (Слайд 7)

— Расставьте королевские армии правильно!

Румпельштильский: (Слайд 8)

— Что, опять справились? Ищите ключ! (Ключ спрятан за магнитной доской)

— Давайте поищем ключ. Нашли! Отправляемся дальше.

3 задание физминутка «Танец Королей»

— Странно, какое задание нам предстоит выполнить здесь?

Румпельштильский: (Слайд 9)

— По моему новому указу, к участию в турнире будут допущены только те, кто умеют танцевать! (Слайд 10 Заставка для танца)

Румпельштильский: (Слайд 10)

— Вы и танцевать умеете? Ищите ключ! (Ключ спрятан под корзинкой с фигурами масками)

— Давайте поищем ключ. Нашли! Отправляемся дальше.

4 задание «Шахматные загадки»

— Какой-то свиток. Посмотрим?

Румпельштильский: (Слайд 11)

— Попробуйте отгадать загадки, с ними вы точно не справитесь.

— И снова победа! Мы справились!

Румпельштильский: (Слайд 12)

— Да как же так? Ищите ключ и забирайте своего коня! (Ключ спрятанна ножке стола)

— Ребята, все четыре ключа у нас! Давайте, скорее, откроем сундук!

(Воспитатель с детьми открывают сундук, достают шахматного коня и ставят его на доску)

— Ну, вот теперь можно и потренироваться. Постойте! А ведь пока мы выполняли, все задания Румпельштильского, мы вспомнили, как ходят фигуры, названия шахматных фигур, начальную расстановку и поэтому вы все будете допущены к участию в шахматном турнире! Поздравляю вас!

— Ребята, если вам сегодня было легко и интересно выполнять задания — возьмите веселого шахматного коня, а если вам было скучно и сложно справляться с заданиями – возьмите грустного. (Дети выбирают шахматные фигуры на палочках)

— Ой, посмотрите, я что это за подарок? Давайте посмотрим, от кого он? Здесь написано «Спасибо за мое спасение! В благодарность за это я дарю вам новую интерактивную игру Приключения в шахматной стране».

— Это подарок от шахматного коня, в игру мы сможем поиграть в группе.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Я вам скажу, ребята,

Спасибо за старания,

А всем гостям мы скажем:

До встречи! До свидания!

(Дети прощаются и уходят)

1. Шагаем лишь вперед,

По чину нам положен,

Один короткий шаг.

Зато назад не может

Нас передвинуть враг. (Пешка)

2. Видимо, она упряма,

Если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края,

Может двигаться она.

Эта башня боевая,

Неуклюжа, но сильна. (Ладья)

3. Быть особо защищенным, у него такая роль.

Это правило резонно, потому, что он … (король)

4. Обитает не в саванне и не так огромен он,

Но такое, же названье, у фигуры этой… (слон)

5. Он, не цокает, конечно, но легко перешагнем,

Через ряд фигур и пешек, этим шахматным… (конем)

6. Его травой кормить не надо.

Он любит буквой «Г» ходить.

Пусть пешки встали плотным рядом,

Вперёд он сможет проскочить. (Конь)

7. Фигура важная и сильная.

Всегда в красивом платье стильном.

Захочет, так пойдёт по вертикали.

Ну, а захочет, так и по горизонтали.

Её ходы не просто угадать —

И по диагонали может пошагать. (Ферзь)

Конспект ООД по ФЭМП в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира»Конспект ООД по ФЭМП в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, речевая, игровая. Задачи: Обучающие: — совершенствовать.

Конспект музыкального развлечения в форме квест-игры «В поисках Весны» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкального развлечения в форме квест-игры «В поисках Весны» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Одной из современных тенденций в развитии дошкольного образования стала использование новой технологии, только получающей.

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы»Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие в мир природы» Цель: Формирование у детей основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром. В процессе детского экспериментирования.

Конспект НОД по ФЦКМ в форме квест-игра «В поисках весны» в старшей группеКонспект НОД по ФЦКМ в форме квест-игра «В поисках весны» в старшей группе Цель: создать атмосферу праздника, настроить детей на радость от общения друг с другом, на радость от совместной деятельности. Задачи:.

Конспект открытого занятия квест-игры в средней группе «Переполох в Стране Профессий» Квест – игра для детей средней группы «Переполох в Стране Профессий» Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: — уточнять и совершенствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры «Моя малая Родина — Курган» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию в форме квест-игры «Моя малая Родина — Курган» (старший дошкольный возраст) Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Задачи. Образовательные: уточнить и расширить знания о родном городе,.

Конспект занятия в форме квест-игры «Моя малая Родина» (подготовительная к школе группа) Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма ; систематизация знаний воспитанников об истории села, его.

Сценарий летнего развлечения в форме квест-игры «В поисках красок»Сценарий летнего развлечения в форме квест-игры «В поисках красок» Летнее развлечение для детей Реабилитационного центра. Квест-игра «В поисках красок» Цель: дать детям заряд положительных эмоций. Задачи:.

Дуэль на пешках, уголки и другие шахматные игры для будущих гроссмейстеров

Дуэль на пешках, уголки и другие шахматные игры для будущих гроссмейстеров - слайд

20 июля отмечается Всемирный день шахмат, учрежденный ООН. Как пишут на сайте ООН, эта игра сочетает в себе спорт, науку и искусство. В шахматы могут играть все люди, независимо от пола, возраста, физических возможностей и социального положения. Шахматы развивают логику и учат игроков мыслить нестандартно.

Если ваш ребенок только хочет научиться играть в шахматы, но пока не может запомнить сложные правила, попробуйте сыграть с ним в другие игры на шахматной доске. Собрали для вас игры, которые помогут ребенку выучить фигуры, научиться ориентироваться на шахматной доске и планировать ходы наперед.

Уголки

Для этой игры вам понадобится шахматная доска и несколько пешек или шашек для каждого игрока. Игроки расставляют в своих углах доски фигуры, чтобы получился квадрат. В процессе каждый игрок должен переставить свои пешки на то место, где изначально стояли пешки соперника. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Волк и овцы

В этой игре один участник получает одну черную пешку (это волк), а другой четыре белые (это овцы). Фигуры расставляют по краям доски. «Волк» должен попытаться довести свою фигуру до противоположного края доски. Его соперник мешает ему сделать это, используя пешек-овец: окружает ими черную пешку или оттесняет ее к краю. При этом ходить фигуры могут только по диагонали по темным клеткам. Для овец есть еще одно ограничение: их разрешается двигать лишь вперед.

Дуэль на пешках

Обычно каждому игроку раздают по три пешки, хотя можно устроить дуэль и с большим количеством. Фигуры расставляют на противоположных краях доски, друг напротив друга. Пешки могут ходить как вперед, так и назад. Ходить они могут на любое количество клеток, за исключением первого хода: во время него пешку ставят не дальше середины доски. Цель игры: заблокировать фигуры соперника и оставить его без ходов.

Снайпер

В этой игре тоже не обойтись без пешек, но можно использовать и другие фигуры. Расставьте их на доске в случайном порядке. Ребенку за восемь попыток нужно будет правильно определить и назвать координаты всех пешек, чтобы убрать их с шахматной доски. Если ребенок назовет координаты неверно, он теряет попытку. Побеждает тот, кто за один раунд уберет больше пешек.

Исправь ошибки

В этой игре нет победителей и проигравших, зато она поможет начинающему шахматисту выучить правильное расположение фигур на доске. Сначала вам нужно его немного запутать и расставить их неверно: перемешайте фигуры разных цветов, поставьте их не на те клетки. А затем попробуйте вместе с ребенком найти все ошибки и поставить фигуры правильно.

Короткая дорога

Благодаря этой игре ребенок запомнит, как ходят разные фигуры. Для каждого раунда игры давайте ему одну фигуру, ставьте ее на край доски и называйте клетку, к которой ребенку нужно привести фигуру. Важно не только дойти до этой клетки, но и постараться сделать это за минимальное количество ходов.

История шахмат

История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему.
Шахматы (от персидского — шах мат — властитель умер) — игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры «чутуранга», в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку — 1 зерно, на вторую клетку — 2 зерна, на третью клетку — 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете. Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

Шахматная игра практически является бесконечной — если бы человек со времен Адама и Евы, не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.

Шахматы – уникальная в своем роде игра,

за свою, как минимум полутора тысячелетнюю,

историю ставшая воистину неотъемлемой

частью общечеловеческой культуры.

Исторические источники фиксируют появление «прадедушки» современных шахмат – чатуранги – в северо-западной части Индии не позднее начала VI века. Правила тогдашней игры в шахматы (чатуранги) могли показаться достаточно необычными. Наряду со схожими моментами (поле 8х8, количество фигур и пешек), были и принципиальные отличия: играли в чатурангу вчетвером, а на очередность ходов влияли броски игральных костей. Если конь и король ходили так же, как и в нынешних шахматах, то слон – на одно поле вперед либо по диагонали, а аналог нынешней ладьи, колесница, перемещалась в пределах двух полей по горизонтали или вертикали. Ферзей не было совсем. Не было необходимости ставить мат – для победы необходимо было уничтожить все фигуры «армии» противника.

Индийские истоки

Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга, что значит на санскрите — четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Как свидетельствует Ратнакары (IX в.) в чатуранге было всего 4 фигуры — доска 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Шахматы, насчитывавшие в старину много разновидностей, из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в Иран. Здесь эта игра, где «победу разумом одерживают», как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью.

Арабские преобразования

На Арабском Востоке чатуранга была существенно модифицирована и получила название у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». Игроков теперь стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника], а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда).

Движение фигур в шатранг отличалось от привычного нам (пешка не могла первым ходом прыгать на две клетки, рокировок нет, слон ходил на две клетки по диагонали, совершая своеобразный прыжок и перепрыгивая через фигуры,как конь,а ферзь-на одно поле по диагонали и считался слабейщей фигурой и т. д.) Легко понять, что при таких правилах ходов столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных, «дальнобойных» шахматах, и вообще темп игры в шатрандже отличался большой медлительностью. Принимая во внимание слабость ферзя и слонов, а следовательно, и относительно большую силу короля, мат (также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие окончания партий вызывали удивление и подчас записывались, что и способствовало созданию и развитию шахматной композиции).

Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях.В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.

Проникновение в Европу

В VIII — IX веке, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзрой. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Христианская церковь против шахмат

С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский

Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в Грузии шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр.

История развития шахматной теории

К XV — XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Шахматы ПФ

Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить начальный уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (учебные карточки по шахматам, шахматные задачи), активизирующего общие и индивидуальные логические особенности обучающихся.

Педагогическая целесообразность создания данной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей

преподаватели

Амелина Юлия Сергеевна

Казин Никита Иванович

Калинова Ирина Викторовна

Расписание

1 год обучения – 72 часа в год;

Количество часов и занятий в неделю: 2 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность:1 занятие продолжительностью 45 минут

Продолжительность 1 часа занятий для школьников – 45 минут, в соответствии с нормами СанПиНа.

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу
(теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.).
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория (0,5 ч.): Введение в программу «Шахматы. Знакомство с содержанием
программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.
Практика (0,5 ч.): Просмотр мультфильма о шахматах. Диагностика путем
тестирования ЗУН обучающихся на начало учебного года.

Раздел 2. Шахматы – спорт, наука, искусство
(теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.).
Тема 2.1: Исторический обзор шахмат.
Теория (0,5 ч.): История возникновения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира. Этика поведения шахматиста во время игры.
Практика (0,5 ч.): Просмотр фильма «Выдающиеся шахматисты». Викторина «Мир шахмат».

Раздел 3. Шахматная доска
(теория 3 ч., практика 2 ч.).
Тема 3.1. Шахматная доска. Белые и черные поля.
Теория (1 ч.): Знакомство с шахматной доской. Правильное расположение доски между игроками. Белые и черные поля. Каждое поле имеет свое «имя»(шахматная нотация).
Практика (1 ч.): Игра «Расположи правильно шахматную доску». Игра «морской бой».
Тема 3.2. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Теория (2 ч): Знакомство с шахматными линиями: горизонталями, вертикалями, диагоналями. Количество полей в горизонталях, вертикалях и диагоналях. Нотация горизонталей и диагоналей. Большая белая и большая черная диагональ.
Практика (1 ч.): Дидактические игры: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Раздел 4. Шахматные фигуры
(теория 1,5 ч., практика 2,5 ч.).
Тема 4.1. Белые, черные фигуры.
Теория (0,5 ч.): Белые, черные фигуры.
Практика (0,5 ч.): Дидактические игры «Где, чей лагерь?«
Тема 4.2. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Теория (1 ч.): Знакомство с названиями шахматных фигур.
Практика (2 ч.): Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?»
Раздел 5. Относительная ценность и начальная расстановка фигур
(теория 5,5 ч., практика 5,5 ч.).
Тема 5.1 Фигуры и пешки
Теория (1 ч): Отличие фигур от пешек.
Практика (1 ч.): Дидактические игры «Да и нет». «Мешочек».
Тема 5.2 Легкие тяжелые и бесценные фигуры.
Теория (1 ч): Изучение фактической ценности фигур.
Практика (1 ч.): Дидактические игры «Кто сильнее?»
Тема 5.3 Начальное положение фигур
Теория (3,5 ч.): расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет«; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур
Практика (3,5 ч.): Дидактические игры и задания «Мешочек». «Да и нет». «Мяч».

Раздел 6. Ходы и взятие фигур
(теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 6.1 Правила хода и взятия каждой из фигур
Теория (2,5 ч.): Правила хода и взятия каждой из фигур.
Практика (2,5 ч.): Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение», «Один в поле воин«. «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Сними часовых». «Кратчайший путь».
Тема 6.2 Белопольные и чернопольные слоны.
Теория (0,5 ч.): Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны.
Практика (0,5 ч.): Дидактические игры и задания «Защита». «Взятие».
Тема 6.3 Взятие на проходе.
Теория (0,5 ч): Правила взятия на проходе.
Практика (0,5 ч.): Дидактические игры и задания «Атакуй неприятельскую
пешку».
Тема 6.4 Превращение пешки.
Теория (0,5 ч.): Правило превращения пешки.
Практика (0,5 ч.): Дидактические задания «Превратись в коня, слона, ладью, ферзя»

Раздел 7. Правила дорожного движения
(теория 2 ч., практика 1 ч.).
Тема 7.1. Что такое безопасность движения, изучение правил дорожного
движения.
Теория (2 ч.): Город, в котором мы живём: Улица, тротуар, перекрёстки.
Правила поведения на улице. Ближайшие остановки общественного транспорта.
Практика (1ч.): Викторина «Части дороги». Составление схемы «Безопасный путь».
Раздел 8. Итоговое занятие
(практика 1ч.).
Тема 8.1. Тест-соревнование.
Практика (1 ч.): Проведение теста в виде соревнований для определения
теоретических знаний учеников.

II. Модуль
Раздел 1. Введение в программу
(теория 0,5 ч., практика 0,5 ч.).
Тема1.1. Вводное занятие.
Теория (0,5 ч.): Беседа о планах на второе полугодие. Правила поведения на занятии. Техника безопасности.
Практика (0,5 ч.): Ознакомление с правилами техники безопасности.

Раздел 2. Цель шахматной партии
(теория 4,5 ч., практика 4,5 ч.).
Тема 2.1 Шах.
Теория (1ч.): Шах; шах конем, ладьей, слоном, ферзем, пешкой; вскрытый шах; двойной шах; вечный шах; перекрестный шах. Защита от шаха.
Практика (1ч.): Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха»
Тема 2.2 Мат
Теория (1 ч.): Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Практика (1ч.): Дидактическое задание «Мат или не мат».
Тема 2.3 Пат, ничья.
Теория (1 ч.): Пат, ничья. Варианты ничьей. Отличие пата от мата.
Практика (1ч.): Дидактическое задание «Пат или не пат».
Тема 2.4 Рокировка.
Теория (1 ч.): Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Искусственная рокировка.
Практика (1ч.): Дидактическое задание «Рокировка».
Тема 2.5 Мат в один ход.
Теория (0,5 ч.): Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Практика (0,5 ч.): Дидактическое задание «Мат в один ход».

Раздел 3. Игра всеми фигурами из начального положения
(теория 1,5 ч., практика 3,5 ч.).
Тема3.1 Шахматная нотация.
Теория (1 ч.): Ознакомление с правилами шахматной нотации.
Практика (1 ч.): Дидактическое задание «Расставь под диктовку».
Тема 3.2. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Теория (0,5 ч.): Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
Практика (2,5 ч.): Дидактическое задание «Шахматная партия».

Раздел 4. Тактика
(теория 2,5 ч., практика 2,5 ч.).
Тема 4.1 Тактические удары и комбинации.
Теория (2,5 ч.): Нападение на фигуру созданием удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. Противодействие
угрозы мата.
Практика (2,5 ч.): Самостоятельное решение задач на демонстрационной доске.

Раздел 5. Дебют.
(теория 2 ч., практика 2 ч.).
Тема5.1: Классификация дебютов
Теория (1 ч.): Дебюты открытые и закрытые. Гамбит.
Практика (1ч.): Тренировочные партии.
Тема5.2: Основные цели дебюта
Теория (1 ч.): Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.
Практика (1 ч.): Тренировочные партии.

Раздел 6. Эндшпиль.
(теория 2,5 ч., практика 2,5 ч.).
Тема 6.1: Курс шахматных окончаний.
Теория (1 ч.): Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле.
Практика (1ч.): Практические занятия. Тренировочные партии.
Тема 6.2: Квадрат пешки.
Теория (1 ч.): Правило квадрата
Практика (1ч.): Практические занятия. Тренировочные партии.
Тема 6.3: Оппозиция.
Теория (0,5 ч.): Золотое правило оппозиции
Практика (0,5 ч.): Практические занятия. Тренировочные партии.

Раздел 7. Соревнования
( теория 0,5 ч., практика 3,5 ч.).
Тема 7.1 Правила соревновательной деятельности.
Теория (0,5 ч.): Обучение правилам соревнований.
Тема 7.2 Проведение соревнований
Практика (3,5 ч.): Проведение учебно-тренировочные соревнования, в которых закрепляются на практике полученные знания.

Раздел 8. Правила дорожного движения
(теория 2 ч., практика 2 ч.).
Тема 8.1. Элементы улиц и дорог, правила перехода.
Теория (2 ч.): Элементы дорог: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожка. Дорожная разметка. Перекресток. Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешен переход: подземный переход, перекресток,
«зебра». Переход улицы с односторонним движением и двухсторонним движением. Переход улицы по сигналам светофора и Регулировщика.
Практика (2ч.): Викторина «Дорога».

Раздел 9. Итоговое занятие.
(практика 1 ч.).
Тема 9.1. Подведение итогов.
Подведение итогов года. Тестирование.

Цели программы

Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector