Поселок писателей переделкино адрес

Поселок писателей переделкино адрес

Поселок писателей Переделкино

Сегодня подмосковное Переделкино известно всем как писательский поселок. До Октябрьской революции на этом месте были две усадьбы: Измалково графов Самариных и Лукино баронов Боде-Калычевых.

В конце XIX века около Лукино прошла Брянская железная дорога, здесь же была обустроена станция «16-я верста», которую в советские годы переименовали в Переделкино.

Поселок писателей

Считается, что в 1933 году Максим Горький предложил Сталину организовать место отдыха для писателей, где они могли бы проводить время на природе на собственных дачах. Поселок решили возвести около реки Сетунь в Переделкине. Землю разбили на 50 участков, на которых строили дачи для самых достойных литературных деятелей того времени. К осени 1935 года в Переделкино стали въезжать первые обитатели. Все дачи принадлежали Литфонду и закреплялись за писателями пожизненно. Основная часть поселка сосредоточилась на шести улицах: проезде Вишневского, ул. Павленко, ул. Тренева, ул. Погодина, ул. Серафимовича и ул. Горького.

В городке построили Дом творчества, и вскоре из дачного места поселок превратился в негласную столицу культурной жизни СССР. В разные годы здесь жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Ираклий Андроников, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и многие другие.

Борис Пастернак в Переделкине

В 1936 году в Переделкине поселился Борис Пастернак. Сначала он с семьей жил на даче № 1 по улице Тренева, а в 1939-м переехал в дом № 3 на улице Павленко. Именно здесь после десятилетнего перерыва Пастернак вновь начал писать:

Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.

Весной 1941 года Борис Леонидович выпустил небольшой цикл стихов «Переделкино». В этом же доме он закончил роман «Доктор Живаго», работал над переводами Шекспира и Гёте, а также над своим последним поэтическим циклом «Когда разгуляется…».

После смерти Пастернака, в 1960 году, дом, в котором жили жена и сын поэта, постепенно превратился в неофициальный музей, куда приезжали поклонники творчества писателя. Такое паломничество не очень нравилось властям, и в 1984 году дачу, принадлежавшую Союзу писателей, решили отобрать. Вещи семьи поэта были выброшены на улицу. И только 10 февраля 1990 года, благодаря поддержке академика Д.С. Лихачева, поэтов А.А. Вознесенского и Е.А. Евтушенко, был официально открыт Дом-музей Бориса Пастернака.

Корней Чуковский в Переделкине

Аркадий Райкин в своих воспоминаниях пишет: «Чуковский был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения». Корней Иванович поселился в Переделкине в 1938 году, а после войны жил здесь постоянно. Многие годы Чуковский устраивал в поселке детские праздники у костра, которые собирали не только детвору, но и взрослых. И сегодня в Переделкине работает детская библиотека, построенная на средства писателя, который передал ей в дар сотни томов из своего собрания.

Сейчас на его даче по адресу ул. Серафимовича действует музей писателя и, как и прежде, устраиваются детские праздники у костра.

Булат Окуджава

В августе 1998 года, благодаря усилиям многочисленных почитателей и друзей творчества Окуджавы в Переделкине на общественных началах был организован Народный музей Булата Окуджавы. А в октябре 1999-го указом президента дачный домик стал называться «Федеральный государственный мемориальный музей Булата Окуджавы».

Булат Шалвович получил от Союза писателей дачу летом 1987 года. Здесь были написаны его поздние стихи и автобиографический роман — «Упраздненный театр».

В наши дни каждое лето в саду музея проходят еженедельные встречи и концерты, которые называются «Булатовы субботы». Также в музее проводятся детские праздники, спектакли и занятия — «Булатовы воскресенья», а в цикле «Неожиданные встречи» читаются публичные лекции.

Переделкино – поселок русских писателей

Переделкино — дачный посёлок, не имеющий статуса населённого пункта, входящий в состав посёлка ДСК «Мичуринец». Расположен на территории поселения Внуковское в Новомосковском административном округе Москвы, рядом с платформами Переделкино и Мичуринец.

Переделкино

В 1933 году в Переделкине был создан писательский посёлок, в котором в разное время проживали Борис Пастернак, Корней Чуковский, Виктор Боков, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и другие. В 1988‑м посёлок получил статус историко-культурного заповедника.

История создания

В XV веке на территории Переделкина находилась деревня Передельцы, которой в разное время владели Леонтьевы, Долгоруковы и Самарины. Благодаря сосновым лесам Переделкино издавна известно своим лечебным климатом. В XIX веке в лесу организовали государственный туберкулезный диспансер, который после революции пришел в запустение.

В 1934 году Максим Горький поднимает вопрос об основании в Переделкине писательского городка. Возможно, выбор писателя был продиктован тем, что он сам страдал чахоткой и в тех местах ему стало значительно лучше. За несколько лет в лесу было построено 50 деревянных домиков, в которые заселились советские писатели, известные и не очень.

Первыми гостями Переделкина стали А. Серафимович, И. Эренбург, Л. Леонов, Л. Каменев, К. Федин, И. Бабель, В. Иванов, Б. Пильняк, Л. Кассиль, Б. Пастернак, И. Ильф, Е. Петров и другие. Здесь писатели обретали новую любовь и переживали семейные драмы, испытывали «второе рождение» и сводили счеты с жизнью.

Многие были похоронены на местном мемориальном кладбище. Таким образом, дачи в Переделкине на протяжении всего XX века были тесно связаны с историей русской литературы.

Дом Корнея Чуковского

Один из самых известных жителей Переделкина – Корней Иванович Чуковский. В 1950‑х годах писатель переселяется из Москвы в дачный поселок (ул. Серафимовича, 3). Вся его жизнь была настоящим служением детям.

Чуковский посещал местные приюты, школы, детские сады. На своем участке он организовывал детские праздники-костры, на которых выступали писатели, поэты, артисты, фокусники. Декорации для таких праздников на своем месте и сегодня, поэтому экскурсия в дом-музей Чуковского будет одинаково интересна и взрослым, и детям.

Дом-музей Чуковского

В Переделкино пришло известие об избрании Чуковского доктором литературы Оксфордского университета. До него такой чести из русских писателей удостаивались только Василий Жуковский и Иван Тургенев. Уже будучи больным, Чуковский составил список писателей-соседей, которых велел не допускать на свои похороны. Список включал многие известные имена.

В 1996 году дача Чуковского стала отделом Государственного литературного музея. Интерьер дома-музея сохранен таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Даже необычный для поселка – желтый – цвет внешних стен – точно такой, каким был при хозяине.

В кабинете много интересных предметов: черный телефон, по которому Чуковскому «звонил слон», «Чудо-дерево», убор индейца с перьями, в котором Корней Иванович играл с детьми.

Дом Корнея Чуковского

В доме Чуковского долгое время жил А. Солженицын, официально считавшийся дворником, в музее хранятся его рабочий стол и экспонаты, посвященные его творчеству. В доме-музее Чуковского в Переделкино сохранилась библиотека и большая коллекция классической литературы.

Дача Бориса Пастернака

В поселке писателей (ул. Павленко, 3) с 1936 по 1960 год жил Борис Пастернак. На даче, после 10 лет молчания, поэт снова начинает писать стихи. В этом доме он работает над переводами Шекспира, Гёте, Шиллера – лучшими переводами, которые когда-либо были сделаны на русском языке.

Роман «Доктор Живаго» был закончен в Переделкине, и здесь же в 1958 году Пастернак узнал, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он был вынужден отказаться.

Переделкино – поселок русских писателей

Дом Бориса Пастернака похож на все остальные: «Двухэтажные дома стояли на лесных участках, их отличало обилие широких окон и застекленных террас, сильно выдающихся вперед полукруглых веранд – фонарей» (из эссе внучки поэта Е.Л. Пастернак).

Здесь «парадности и представительности не было, но расположение было удачнее других – это закругленная перспектива поля со старинной церковью почти на горизонте, за домом – хвойный лес, который рос так плотно, что выглядел непроходимым».

Сегодня в доме все в точности так, как было при жизни литератора – семья детально сохранила обстановку комнат, предполагая, что рано или поздно в их стенах будет музей. И действительно: в 1990 году ко дню столетия Пастернака в доме открылся филиал Государственного литературного музея.

Не удалось сохранить знаменитое поле Пастернака – территория против музея обнесена забором и застраивается.

Другие знаменитые жители

Один из самых молодых музеев в Переделкине – музей Булата Окуджавы, созданный в 1998 году. В поселке поэт прожил 10 лет, с 1997 года, в окружении своих друзей: Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Фазиля Искандера, Анатолия Рыбакова, Вячеслава Иванова и многих других.

Здесь все, как прежде: и «роза красная в бутылке», и пепельница на письменном столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна. Музей делится на две части: одна повествует о жизни и творчестве Булата Окуджавы, другая отдана его окружению, поэтамшестидесятникам.

Переделкино – поселок русских писателей

В 2010 году на ул. Гоголя, 1 открылась галерея Евгения Евтушенко, созданная по инициативе и на средства поэта. Здесь выставляются фотографии, сделанные им в путешествиях через полмира, и подаренные литератору картины, в том числе известных художников.

Переделкино – поселок русских писателей

На втором этаже воссоздана обстановка рабочего кабинета, собраны награды и фотографии из личного архива Е. Евтушенко.

Достопримечательности поселка

Нельзя обойти вниманием то самое мемориальное кладбище (ул. 5‑я Лазенки). До появления литературного поселка оно было рядовым поселковым, а сегодня не менее примечательно, чем Ваганьковское или Новодевичье.

Здесь покоятся Корней и Лидия Чуковские, А. Тарковский, Б. Пастернак, Р. Рождественский и другие. На лугу вблизи храма ведется строительство церкви Воскресения Христова в древнерусском стиле.

В непосредственной близости от некрополя расположена усадьба Лукино – памятник XVIII века. В XIX веке последний хозяин М.Л. Боде-Колычев, представитель древнего русского рода Колычевых и хранитель родового наследия, обустроил поместье в популярном тогда псевдорусском стиле.

Переделкино – поселок русских писателей

Сегодня территория усадьбы безраздельно принадлежит церкви. В ней расположена летняя резиденция патриарха. Интересно то, что здания, включая старый храм во имя Преображения Господня, не закрывавшийся даже в советское время, переданы Православной церкви в 1952 году, когда отмечал 75-летний юбилей Алексий I.

В 2012 году был освящен девятиглавый собор в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского. Его купола покрыты фарфором, окрашенным специальным раствором золота и растительных масел, после обожженным. Эту технологию разработали и запатентовали петербургские мастера. Купола составлены из нескольких сотен скрепленных вместе фарфоровых изразцов.

Переделкино – поселок русских писателей

К Переделкину примыкает усадьба Самариных XVIII века «Измалково». Она разрушается. Львы с ее ворот переехали в усадьбу «Архангельское», ценные документы оказались в Румянцевском музее. Некогда здесь был детский санаторий, который навещал Чуковский.

Переделкино – поселок русских писателей

Многое изменилось в Переделкине, только названия улиц остались прежними. Это место, где нужно успеть побывать: поселок активно застаивается. Рядом с ним будет новый микрорайон. Знаменитый хвойный лес сильно пострадал от короеда. В наши дни, по выражению писателя Д. Горчева, «остались в Переделкино одни вдовы писателей в роговых очках… да бандиты». И музеи.

Режим работы и как добраться

В Переделкино проживали многие советские писатели и поэты. Но самым посещаемым местом является дом-музей Чуковсковкого. С 1994 года, после двухлетней реставрации, дом Чуковского стал одним из филиалов Государственного литературного музея. Первым его заведующим стал выдающийся звукоархивист, литературовед Лев Шилов (1932–2004).

Адрес: Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», Переделкино, ул. Серафимовича, д. 3.

Метро: от Киевского вокзала (метро «Киевская») до станции «Переделкино».

Телефон: 8 495 593–26-70

График работы:

  • Вт. – Вс.: с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30)
  • Понедельник — выходной день.

Читайте также: Середниково – имение бабушки Лермонтова.

В доме-музее Чуковского проводят тематические экскурсии по дому для семей, по территории вокруг дома с заходом на «поляну Бибигона» для детей. Для взрослых и старших школьников проводится интерактивная экскурсия «Литературоведение Корнея Чуковского».

Также здесь проводятся детские праздники, зажигаются знаменитые «костры Корнея Чуковского». На ежегодных представлениях в Переделкине собираются знаменитые и начинающие детские поэты, самодеятельные и профессиональные артисты, музыканты.

Из Москвы на выходные: Переделкино

Из Москвы на выходные: Переделкино

В городке писателей Переделкино жили выдающиеся поэты, прозаики, переводчики и барды ХХ века. Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко — это лишь несколько имен из списка жителей легендарного поселка. Здесь складывались ныне всем известные романы и стихотворения, а поэт Андрей Вознесенский называл Переделкино «одним из лучших мест» для жизни и работы. Time Out рассказывает, как появился поселок, в чьи дома заглянуть и главное — как до него добраться.

Как появилось Переделкино

В начале 1930-х годов Борис Пильняк вместе с группой писателей организовал дачное кооперативное товарищество. Примерно в это же время Максим Горький предложил создать место, в котором бы собрались талантливые литераторы.

«…в Москву еду с проектом: отобрать человек 20-25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени», — писал Горький Константину Федину, советскому писателю и журналисту.

Идея отвечала духу времени и была одобрена Сталиным. Тогда по его инициативе решили построить «город для писателей», где те могли поселиться «вместе с семьями, друг другу не мешая, и интенсивно творить». В 1933 году вышло постановление Совета народных комиссаров (орган государственной власти в Советском Союзе, с 1946 года — Совет Министров СССР) «О строительстве «Городка писателей», и было принято решение построить дачи недалеко от Москвы — в Переделкине.

Некогда Переделкино называли Передельцы. Это было небольшое поселение, возникшее где-то в XVII веке неподалеку от реки Сетунь. Существует несколько версий происхождения названия поселка.

Первая связана с речной верфью, где ремонтировали — «переделывали» — суда. Вторая — с местом ссылки провинившихся подданных Ивана Грозного. Третья — с названием левого притока Сетуни — реки Переделки.

В XIX веке деревня и усадьба Измалково перешли семье Самариных. При Федоре Васильевиче усадьба обживалась, а в соседних деревнях, в том числе в Переделках, росло число душ.

При Юрии Федоровиче Измалково получило статус одного из центров философии и публицистики. А сын Самарина-страшего Дмитрий стал прототипом Юрия Живаго — героя романа Бориса Пастернака.

«Его [Самарина] образ был передо мной, когда я описывал возвращение Живаго в Москву», — напишет Пастернак.

В 1934 году создали Союз писателей, кооперативное товарищество литераторов Пильняка упразднили, а в Переделкине построили первые 30 дач. Для писательской деревни свели лес, освободили участок в 25 га. Дома построили в 1 или 2 этажа с просторными светлыми террасами. Архитектором писательских дач был немецкий архитектор Эрнст Май.

«Дачи строились на широкую ногу, по пять-шесть комнат, и все они стояли в сосновом бору. Мне не нравился наш участок — он был сырой и темный из-за леса, и в нем нельзя было посадить даже цветов. Мы были недовольны огромными размерами дома — шесть комнат с верандами и холлами, поэтому, когда умер в 1939 году писатель Малышкин, нам предложили переехать в чудную маленькую дачу с превосходным участком, солнечным и открытым», — вспоминает Зинаида Пастернак.

Одними из первых жителей Переделкина стали Пильняк, Павленко, Бедный, Малышкин, Гладков, Леонов, Эренбург, Пастернак, Шагинян, Бахметьев, Бабель и Чуковский. Дачи закреплялись за писателями пожизненно, но не за их семьями: через полгода после смерти владельца дача должна была перейти новому жильцу.

Темные времена

В 1937 году в Советском Союзе начались репрессии. Не обошли стороной они и творческую интеллигенцию.

Репрессиям подверглись Бабель и Пильняĸ, Зазубрин и Веселый, Беспалов и Правдухин. Для многих из них дачи в Переделкине стали «последним адресом».

Лев Каменев стал одним из первых, кого забрали из Переделкина. Каменев, проигравший Сталину во внутрипартийной борьбе в 1920-е, к 1930-м стал директором Института мировой литературы. В 1934 году он был арестован, а через два года — расстрелян. В его доме в Переделкине был размещен первый Дом творчества писателей.

А вот Борис Пастернак в те годы арестован не был. Однако стихи поэта подверглись критике, а его имя перестали упоминать в печати. В то время Пастернак почти все время проводил на даче в Переделкине.

Шестидесятники в Переделкине

С началом Великой Отечественной войны в Переделкино начали эвакуировать жителей, располагать военные части и зенитные войска. Писатели, напротив, покинули свои дачи — ушли на фронт как ополченцы или военные корреспонденты. Особенным для Переделкино стал 1941 год: тогда Константин Симонов на даче Льва Кассиля написал стихотворение «Жди меня».

В послевоенные годы многие дома в поселке оказались разорены или сгорели. Постепенно Переделкино начало оживать: возобновилось строительство, стали возвращаться жильцы. В 1945 году Пастернак в Переделкине начал роман «Доктор Живаго», в следующем 1946-м в поселок приехал Николай Заболоцкий.

Полностью восстановилось Переделкино с появлением на территории поэтов-шестидесятников. Поначалу они приезжали в Дом творчества и в гости ĸ писателям, но вскоре начали заселяться в дачи литфонда или в собственные дома. В 1962 году в поселке поселился Роберт Рождественский, а конце 1960-х — Евгений Евтушенĸо, Андрей Вознесенсĸий, Белла Ахмадулина, Василий Аĸсенов и Булат Оĸуджава.

Переделкино: как добраться и что посетить

Переделкино находится примерно в 10 км от МКАДа. Добраться до поселка нетрудно, при этом можно выбрать маршрут по душе. Первый вариант — добираться на машине. В Переделкине есть парковка, ближайшая к Дому творчества расположена у станции «Переделкино».

Вариант второй — отправиться на электричке. Это, наверное, самый приятный маршрут. От Киевского вокзала вы едете до станции «Переделкино» (до 20 минут в пути), а от станции до Дома творчества — 10-15 минут пешком.

Если вы не сторонник электричек и у вас нет частного транспорта, поезжайте на метро до станции «Новопеределкино» (желтая ветка), а после на автобусе № 316 до остановки «Городок писателей». Как дойдете до поселка Переделкино, увидите много дач.

Однако только некоторые из них открыты посещения — Time Out расскажет о трех музеях, куда непременно стоит заглянуть.

Дом-музей Б.Л. Пастернака

Адрес: ул. Павленко, 3

Борис Пастернак приехал в Переделкино в 1936 году и стал одним из первых жителей писательского городка. В доме, где сейчас находится музей, Пастернак жил с 1939 года. В Переделкине он возобновил после перерыва творчество, здесь родился роман «Доктор Живаго» и здесь же писатель узнал, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе в 1958-м. В гостях у Пастернака бывали Ахматова, Берггольц, Капица, Шаламов, Вознесенский и Евтушенко, а на рояле играл сам Рихтер.

«…Появляется дача (Переделкино) — встреча с Природой, которая всю жизнь была его единственной полноправной Музой. <…> “Я написал девять стихотворений, — говорит он мне по телефону, — сейчас приду читать”, — и пришел», — так писала Ахматова о Пастернаке в Переделкине.

Семье Пастернака удалось сохранить обстановку, которая была при писателе. Сегодня в доме-музее можно увидеть письменный стол, лампу и книжную полку автора «Доктора Живаго». В доме все так же висят картины его отца — художника Леонида Пастернака, который приходился другом Льву Толстому. Иллюстрации Пастернака-старшего к роману «Воскресение» находятся в кабинете на втором этаже. Кроме экскурсий, в доме-музее проводятся циклы встреч и поэтические вечера.

Дом-музей Чуковского

Адрес: ул. Серафимовича, 3

Корней Чуковский, писатель, переводчик, критик и литературовед, приезжает в Переделкино в 1938 году. До 1917-го он жил на даче в Куоккале, ныне Репино (поселок под Санкт-Петербургом).

Там в гостях у Чуковского бывали Короленко, Андреев, Шаляпин, Ахматова, Маяковский и Хлебников. Сегодня дом в Переделкине сохраняет куоккальские фотографии, шаржи Маяковского, а интерьер дома оставлен таким же, каким он был при Чуковском. Историю дома бережно сохранили дочка и внучка писателя.

В музее по улице Серафимовича в экспозицию входят огромный письменный стол Чуковского, мантия Доктора литературы Оксфорда, полки с книгами — причем как на русском, так и на английском. Чуковский любил английскую литературу смолоду, обучал английскому своих и соседских детей и с годами стал специалистом по англо-американской литературе. Писатель переводил О. Генри, Уитмена, Твена, Киплинга и Уэллса. Дочь Чуковского вспоминает, что незадолго до смерти отец даже просил почитать ему вслух «Ярмарку тщеславия» Теккерея.

Корней Чуковский любил литературу, читать и прививал любовь к книгам окружающим, в особенности детям. Он читал вслух, раздавал книги, устраивал временные, или летучие библиотеки. А в 1957 году Чуковский на собственные средства построил библиотеку для детей, в первую очередь для тех, кто живет в Переделкине и соседних деревенях — Измалкове и Лукине. Летом в лесу Чуковский устраивал Костры — «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». На праздник собиралось около двух тысяч человек, большинство — мамы с детьми.

«Корней Иванович встречал гостей у калитки, требуя плату за вход: пять сосновых шишек с каждой Ниночки, с каждого Пети… На лесной поляне», — вспоминает о Кострах Лидия Корнеевна, дочь Чуковского.

Адрес: ул. Погодина, 4

Дом творчества появился в Переделкине после войны и занял дачу репрессированного Льва Каменева. В 1955 году был построен новый Дом творчества — большое каменное здание с колоннами. Писатели могли заселяться в Дом и спокойно работать.

Здесь было все необходимое: стол и печатная машинка. В 1966 году здание было обновлено: к нему были пристроены стеклянный корпус-клуб с кинозалом, столовая и библиотека. В библиотеке собирали книги, подписанные работавшими в Переделкине авторами.

К началу XXI века Дом творчества пришел в упадок — дом с колоннами превратился в общежитие. Возродился Дом только в 2020 году: сегодня там отремонтирован гостевой корпус, открыт читальный зал террасы для чтений и встреч. Обновленный Дом творчества должен стать «лабораторией для создания самых разных творческих и исследовательских проектов, связанных со словом».

Поселок писателей переделкино адрес

— Как вы познакомились с Переделкином и какое впечатление тогда произвело на вас это место?

— Я бывал здесь время от времени по служебной необходимости. В Переделкине проходили организационные мероприятия Союза российских писателей. У меня не было каких-то особенных впечатлений от Дома творчества и окружающей его усадьбы: их облик в общем-то укладывался в представление о большом стиле советских подмосковных пансионатов. Умом, конечно, я понимал, что это место — знаковое для истории отечественной литературы. Но прочувствовать эту знаковость мне было сложно. Для этого нужно было проникнуться жизнью обитавших здесь в то время литераторов. А на писательских дачах я тогда не бывал. Да и сейчас я могу сказать, что заходил в гости на одну-две писательские дачи, не больше. И это хорошо. В Переделкине среди писателей-резидентов есть добрая и очень полезная традиция — не ходить по гостям без дела, да и с делом тоже.

— С кем из мэтров вы успели познакомиться?

— В каком смысле? Познакомился здесь или успел познакомиться за писательскую жизнь. Задолго до того, как я впервые приехал в Переделкино, я был знаком практически со всеми известными авторами из тех, кто здесь обитает, — с Анатолием Кимом, Олесей Николаевой, Сергеем Чуприниным, Натальей Ивановой, Игорем Золотусским, Евгением Рейном, Игорем Волгиным, Мариной Кудимовой, Надеждой Кондаковой, Светланой Василенко, Юрием Кублановским, Владимиром Личутиным, Татьяной Набатниковой, Сергеем Шаргуновым. В моей судьбе не было ни одного писателя, с которым бы я познакомился в Переделкине. Хотя звучало бы, наверное, поэтично: мы познакомились в Переделкине. Шучу.

— Поэт Юрий Кублановский в одном из интервью отметил, что Переделкино — не райский заповедный уголок, а земля, несущая в себе весь драматизм русской жизни. Каковы, на ваш взгляд, дух этого городка и главный сюжет переделкинской жизни?

— Поэт абсолютно прав. Я не был знаком с Переделкином в драматические времена. Но было бы наивным полагать, что это место могло защитить кого-то из акторов русской литературы советского периода от репрессий, гонений, остракизма — напротив, в Переделкине каждый получивший дачу писатель был на виду и на счету. И если вдруг оказывался на плохом счету, мог лишиться и дачи, и доступа к читателям, а то и свободы, что также случалось. В этом смысле дух этого городка никогда принципиально не отличался от духа писательской жизни как таковой — в разные времена, в любые времена. А главный сюжет писательской жизни — работать, писать, несмотря ни на какие особенности времен. И это одновременно неизбывный «сюжет Переделкина».

— Изменилось ли ваше восприятие Переделкина после того, как вы стали его жителем? Воздействует ли этот топос каким-то специальным образом на писательское воображение?

— На мое воображение никак не воздействует. Хотя сюжет заманчивый. Бах — на поверхности земного шара есть такая зона, которая таинственным образом помогает генерировать образы и слова для их выражения. Бах — в эту зону приезжает писатель. И бах — очутившись в ней, он сходит с ума от специального воздействия волшебного топоса на воображение: образы и слова текут нескончаемым потоком, как никогда раньше, остановить их невозможно — писатель стреляется или оканчивает дни в смирительной рубашке. Сюжет для фантастического фильма в духе «Сталкера» или «Соляриса». Реальный городок Переделкино может дать писателю искомое одиночество, покой и возможность свободного выбора. Хочешь — замкнись в своем доме, читай, пиши. Хочешь — ищи общения, дружбы, коллективной жизни. Или попробуй найти баланс между тем и другим.

— Вы однажды сказали, что для вас как для эссеиста важно умение находить в самой действительности нечто такое, что выглядит как вымысел. Если применить такую оптику к истории Переделкина или к судьбам связанных с ним людей, можно ли обнаружить в них нечто фантасмагорическое?

— Самой впечатляющей фантасмагорией является то, что городок Переделкино не рассосался, не растворился в окружающем его мощном и безжалостном мегаполисе, каким стала Москва. Что он остался несмотря на все повороты отечественной истории именно писательским городком. Этот невероятно. И говорит о многом. Выжившее уже самим фактом своего выживания завоевало право на поддержку. В литературной жизни России есть три институции, которые, на мой взгляд, подлежат безоговорочному сохранению в силу своей уникальности и феноменальности: это толстые литературные журналы, Литературный институт и городок писателей Переделкино.

— Один из переделкинских старожилов — уже упоминавшийся вами Анатолий Ким. В 2003 году вы получили премию «Ясная Поляна» за сборник рассказов «Двор прадеда Гриши»: председателем жюри был тогда как раз Анатолий Андреевич, и, насколько мне известно, вы с ним какое-то время сотрудничали. Каким он оказался человеком и что вы думаете о его творчестве?

— Проза Кима духовно сюжетна. Что это значит? Сюжеты его вещей — таких как «Белка», «Отец лес», «Сбор грибов под музыку Баха», «Онлирия», «Остров Ионы» и других — находятся и развиваются в области духа. Мистическое внутреннее движение событий определяет внешний мир. Ким внес неоценимый вклад в отечественную словесность, соединив в своих писаниях восточную мудрость с русским, глубоко христианским мироощущением. Я не случайно употребил слово «писания» по отношению к его прозе. Каждый его роман — это не просто текст. Это подвижнический труд. Он духовно живет и развивается со своей литературой. Цель писаний — преобразить себя и окружающих. И в этом смысле Ким наследует толстовской традиции. Он писатель-учитель. При этом в своих романах Ким исследует, исповедует и проповедует общечеловеческие ценности. Именно поэтому его проза активно переводится в разных странах мира. Это сильная и глубокая проза — как по языку, так и по содержанию.

С Кимом меня связывает очень давняя писательская дружба, которая в общем-то не имеет отношения к Переделкину. Но если говорить о его частной жизни, то слова «каким он оказался человеком» не уместны. В Киме никогда не было циничной двойственности, иногда присущей людям искусства. Он всегда остается самим собой — писателем, учителем, философом. Я вижу, как он рубит дрова, гуляет, что-то мастерит или собирает грибы на своем участке, погруженный в себя, и думаю, что можно было бы снять это без комментариев: получился бы отменный и завораживающий документальный фильм.

— Вы автор книги «Гоголиана и другие истории» — доводилось ли вам общаться с Игорем Золотусским, крупным исследователем жизни и творчества Гоголя?

— С Золотусским мы много лет работали вместе в жюри премии «Ясная Поляна». Говорили в те времена на самые разные темы. В том числе и о Гоголе, конечно. Он читал мою «Гоголиану», что меня, разумеется, радует. Потому что Игорь Петрович — автор самых серьезных исследований о Гоголе. Я с большим интересом слушал его недавнее выступление в переделкинском Доме творчества — это было публичное интервью, которое вела Фекла Толстая. Я восхищаюсь тем благоговением и горением, с которыми он говорит о Гоголе.

— Чем вообще обусловлен ваш интерес к Гоголю и какую задачу вы ставили перед собой в «Гоголиане», учитывая то, что о нем написано огромное количество самых разных работ?

— Хотя «Гоголиана» полностью основана на письмах, документах, мемуарах, но по интонации, сюжетному построению и внутреннему духу это художественная вещь. Она не имеет отношения (по крайней мере, прямого) к литературоведению. Гоголь — творец персонажей и в то же время — персонаж Творца. Ни один писатель не смог бы выдумать и написать такую жизнь. Эту судьбу написало само Небо. Абсолютно подлинные эпизоды жизни Гоголя кажутся даже не фантасмагорическими или невероятными, но просто-напросто невозможными, вымышленными. «Гоголиана» почти целиком состоит из таких невымышленных «вымышленных» эпизодов. Но все же главное в ней — две тайны, сожжение второго тома «Мертвых душ» и смерть Гоголя. Эссе-новеллы «Гоголь и второй том» и «Гоголь и смерть» посвящены этим тайнам. В других вещах корпуса — «Гоголь и паспорт», «Гоголь и призрак точки», «Гоголь и кошка», «Гоголь и элементарные частицы», «Гоголь и воздух», «Гоголь и рай», «Гоголь и ад», «Гоголь и Гоголь» — исследуются тайны личности Гоголя в целом.

— Есть ли вопросы, связанные с судьбой и произведениями Гоголя, которые вам не удалось разрешить?

Экскурсия: Переделкино — Перепискино (с посещением писательских дач) Код экскурсии: 182

Вы знаете, где находится «НеЯсная поляна», кто съел белье Маршака, и кто называл Переделкино «Перепискиным»? Смешные байки и подлинные трагические события, любовные истории и интриги советских литераторов — в декорациях легендарного поселка писателей Переделкино. С посещением домов самых знаменитых дачников Переделкино прошлого и современности — экскурсией в галерею Евтушенко и посещением дома-корабля Бориса Пастернака.

На обед приглашаем в ресторан загородного клуба в Переделкино.

  • Экскурсия: Переделкино — Перепискино (с посещением писательских дач)

Экскурсия: Переделкино — Перепискино (с посещением писательских дач) Код экскурсии: 182

«— Скажите, Алексей Максимович, а как живут писатели за границей?

На дачах живут, Иосиф Виссарионович, уезжают от городской суеты.

А у наших писателей дачи есть?

–– Нет, Иосиф Виссарионович.

— Нехорошо. Надо, чтобы были дачи и у наших советских писателей»

Из беседы Иосифа Виссарионовича Сталина с Алексеем Максимовичем Горьким, 1934 год.

Так родилось легендарное Переделкино, без которого теперь и не представляется русская литература XX века…

Земля городка писателей Переделкино — особенная, она хранит память о лучших отечественных писателях и поэтах минувшего столетия. Здесь жили Леонов и Эренбург, Кассиль, Ильф, Пастернак, Бабель. Здесь жила Лиля Брик, Корней Чуковский и Паустовский. Позднее здесь жили и создавали свои бессмертные произведения Фадеев, Симонов и Катаев, Евтушенко и Вознесенский, Рождественский, Окуджава и Белла Ахмадулина… Здесь протекала бурная жизнь советской интеллектуальной элиты, со зваными вечерами и казенными черными автомобилями, со сплетнями и интригами, радостями и муками творчества. Здесь рождались и люди, и литература, и удивительная природа поселка. Вот и прекрасный яблоневый сад, который посадил легендарный кинорежиссер, писатель и драматург Александр Довженко в 1951 году, цветет и плодоносит до сих пор!

И сегодня Переделкино — живое и удивительное место, где вы сможете слегка приподнять завесу частной жизни нашей современной творческой интеллигенции. В наши дни в Переделкино живет знаменитая писательница Людмила Петрушевская, прозаик и драматург Зоя Богуславская, журналист и телеведущий Владимир Соловьев, здесь живет Зураб Церетели, который устроил около своего дома галерею скульптур под открытым небом.

В ходе увлекательной прогулки по поселку писателей вы узнаете:

— кто предложил назвать Переделкино «Перепискиным»

— где находится «Неясная поляна»

— кто впервые назвал писателей «инженерами человеческих душ»

— почему официальный адрес Переделкино – ДСК Мичуринец

— что такое «ревматизм головы» и зачем нужно было выдумывать несуществующую болезнь

— с чьей дачи «забрали» Солженицына

— кто съел белье Маршака

— где построил свой грандиозный дом Чубайс

— кого из знаменитых дачниц Переделкино называли «триумфальной женщиной»

Мы посетим дачи самых знаменитых обитателей Переделкино.

Экскурсия на дачу Бориса Пастернака.

По одной из улиц Переделкино «плывет» красивый дом-корабль. Здесь с 1939 года и до самой смерти жил лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Леонидович Пастернак. Сегодня здесь находится дом-музей писателя. Вы пройдете по комнатам двухэтажного домика, побываете в рабочем кабинете писателя, и на его любимой веранде – здесь все осталось как при жизни хозяина! Пастернак очень любил свое Переделкино — прямо перед домом были разбиты грядки с капустой и картошкой, за которыми он ухаживал. Каждый день Борис Леонидович подолгу гулял по Переделкино в сопровождении своего беспородного пса по кличке Мишка (за ласковый нрав Мишку любили все соседи, и с почтением величали Мишка Пастернак).

Экскурсия в галерею Евтушенко, которая находится на территории дачи поэта.

Легендарный поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко, хотя и преподавал русскую литературу в США, на лето и рождественские каникулы всегда возвращался в свое Переделкино. Евтушенко завещал государству потрясающую коллекцию шедевров Шагала, Пиросмани, Сикейроса, Пикассо, и еще почти ста художников всего мира, которые находятся в галерее на территории его дачи, которыми теперь полюбуемся и мы.

Но не всем известно, что Переделкино еще и Святая земля! Здесь находится летняя Резиденция Патриарха Всея Руси. Удивительный факт: земли под Резиденцию были выделены по личному приказу Сталина в 1952 году. Вы обязательно познакомитесь с интереснейшей историей основания Резиденции Патриархов в Ново-Переделкино.

Рядом сияет разноцветными витыми и рубчатыми куполами (похожими на купола храма Василия Блаженного) — собор Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского. Девять узорчатых куполов храма покрыты хрупким фарфором — аналогов этой технологии нет в мире! Мы посетим оба удивительных храма, каждый из которых по-своему уникален.

В теплое время года мы совершим прогулку и по Переделкинскому некрополю. С 1960-х годов кладбище становится «писательским», и здесь можно увидеть могилы Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Арсения Тарковского, Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко… (посещение в летний период)

В последнее время поселок писателей все больше застраивается «новорусскими» коттеджами, но, как говорил местный житель Андрей Вознесенский: «Не Переделкино испортится, а дух этой местности рано или поздно исправит всех вновь прибывших. Что-то такое в пейзаже. И что-то такое в России, что она из всех своих передряг в конце концов делает Переделкино. Переделывает, так сказать».

Отдохнуть и пообедать, наслаждаясь творческим окружением и дачной обстановкой писательского поселка, мы приглашаем вас в ресторан загородного клуба прямо на территории Переделкино на обед . (за доп. плату, оплачивается по желанию, при покупке тура)

путевая информация

Переделкино:

поселок литераторов

— посещение дома Бориса Пастернака

— посещение картинной галереи на даче Евгения Евтушенко

— Cобор Святого Благоверного Великого князя Игоря Черниговского, принадлежащие летней Резиденции Патриарха в Ново-Переделкино

— Переделкинский некрополь (в теплое время года, с мая по октябрь)

— обед в ресторане загородного клуба на территории Переделкино (за доп. плату, оплачивается по желанию, при покупке тура)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector