Ноты в скрипичном ключе расположение

Ноты в скрипичном ключе расположение

Добавочные линеечки в расположении нот на нотном стане

Линеечек в нотном стане только пять, это знают все. Но основную сложность при разучивании нот вызывают не основные линеечки, а добавочные. Расположение нот на нотном стане в скрипичном или басовом ключах еще можно вызубрить, а вот ниже или выше начинаются непонятки. Что ж, поможем разрешить эти проблемы.

Начнем со скрипичного ключа

Наряду с басовым это самый распространённый ключ. Ноты, записанные в скрипичном ключе, примерно соответствуют диапазону женского голоса. Этим же диапазоном обладает скрипка – отсюда и название – скрипичный. В основном, всё расположение нот на нотном стане базируется на тех пяти линеечках, но не возбраняется использовать и добавочные. Правда, использовать более 3х добавочных линеек нецелесообразно – тут даже у профессионала зарябит в глазах и он не сразу сообразит – а какая там написана нота. Внимательно посмотрите на рисунок.

Всем известная нота ДО первой октавы пишется в скрипичном ключе на первой добавочной линеечке. А далее идем вниз по звукоряду и читаем ноты, используя предлоги «на» и «под» потому что вниз шагаем.

  • До – на первой добавочной
  • Си – под первой добавочной (это уже малая октава, ближе к левой руке)
  • Ля – на второй добавочной (ну, не хватает нам линеек нотного стана)
  • Соль – под второй добавочной (пока еще ничего, понять можно)
  • Фа – на третьей добавочной (а, может, лучше в басовый ключ перебраться?)

А вот далее, если идти вниз, то уже нецелесообразно использовать добавочные линейки – ну право – пока сосчитаешь, пока сообразишь, музицировать не захочется. Именно поэтому и нужен басовый ключ. На картинке гляньте, как написаны те же самые ноты в другом ключе. />

Нотки, обведенные кружочком, гораздо проще прочитать в «нижнем» ключе. Согласитесь, без добавочных линеек уже не так «замыливается» глаз.

Вот и пришло время поговорить про басовый ключ

Его еще называют ключ «фа», про него можно еще почитать в этой статье. Это мужчина со своим низким чарующим бархатным голосом. Вокальные партии для басов и баритонов пишутся только так. А в фортепиано – это левая рука. (Кстати, представляете, какая гармония жизни – правая рука – женщина, левая – мужчина, прямо инь и янь, и друг без друга они неполнозвучны).

Принцип чтения нот на добавочных линейках точно такой же. Смотрим картинку.

Тут записаны ноты первой октавы в басовом ключе. Все они записаны на добавочных линеечках. Те, что кружочками обведены, лучше писать в скрипичном ключе, но бывает всякое, поэтому будьте готовы, что где-то в пьесах вам встретятся эти неудобные для глаз нотки.

  • До – на первой (пока удобно)
  • Ре – над первой (тоже ничего)
  • Ми – на второй (терпимо)
  • Фа – над второй (с этой ноты лучше перейти в скрипичный ключ)
  • Соль – на третьей (ну, если только в качестве исключения)
  • Ля – над третьей (да хватит издеваться над глазами – отправляйтесь в «женский» ключ)

Принцип чтения нот такой же, как и в скрипичном ключе, только предлоги мы используем – «на» и «над». (Вверх же идем)

В общем, учитесь читать музыку и понимать расположение нот на нотном стане даже если нотки записаны на добавочных линейках.

А послушать я вам предлагаю невероятно красивую мелодию Энио Морриконе, чья музыка известна своей непревзойденной мелодичностью и душевностью. Очень красиво, немного грустно, но может у вас как раз меланхоличное настроение.

Ноты басового ключа + карточки для печати

Noty v basovom klyuche kartochk

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Сперва взгляните на изображение ниже:

Noty v basovom klyuche

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Noty v basovom klyuche

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Noty v basovom klyuche

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Уже запутался 12

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Nazvaniya oktav

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

 sootvetstvie not i klavish v basovom klyuche

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

chto znachit vos

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

chto znachit vos

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

chto znachit vos

chto znachit vos

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Мне нравится статья 64

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Ноты в скрипичном ключе расположение

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.

Скрипичный Ключ

Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:

Скрипичный ключ

Рисунок 1. Скрипичный ключ

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль— ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:

Пример в скрипичном ключе

Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе

На рисунке 2 мы разместили ноты от до (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) до си (на центральной линии). Последний символ — пауза.

Басовый Ключ

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Рисунок 3. Басовый ключ

Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа— соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа:

Пример в басовом ключе

Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе

Альтовый ключ

Этот ключ указывает расположение ноты До первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):

Альтовый ключ

Рисунок 5. Альтовый ключ

Примеры

Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.

Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:

Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе

А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа:

Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе

В Альтовом ключе До эта же мелодия выглядит вот так:

Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе

В случае записи мелодии в ключе Соль, ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключе Фа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.

И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.

Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье «Ключи. Обзор».

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

iframe doesn’t supported

Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи»

Итоги
Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль, Басовый Фа и Альтовый До.

Ноты для фортепиано в басовом ключе

Отличие написания нот в скрипичном и басовом ключах на линейке

В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом. Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр — октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.

Как правильно записать басовый ключ на линейке

Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:

расположение басового ключа на нотном стане

Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:

ноты басового ключа малой октавы

до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,

ре — на третьей линии нотного стана,

ми — между третьей и четвертой линиями,

фа — на четвертой линии,

соль — между четвертой и пятой,

ля — на пятой линии,

си — над пятой линией

Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).

На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,

над первой дополнительной линией — ре,

на второй дополнительной — ми,

над второй дополнительной — фа,

на третьей дополнительной — соль и т. д.

ноты 1 октавы в басовом ключе

Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.

первая и малая октавы - ноты в басовом ключе для фортепиано

Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.

Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:

ноты басового большой октавы

Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:

и исполняют их на октаву ниже, чем написано.

ноты басового ключа контроктавы

Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе

Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком под нотами

ноты басового ключа картинки

Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.

ноты в басовом ключе для фортепиано

Ноты в басовом ключе для фортепиано

Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:

нота до на басовом ключе

Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.

Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:

запись диезов и бемолей в басовом ключе

Как выучить ноты басового ключа

Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.

Теория

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки(ноты) состоят из следующих частей: 1 — флажок, 2 — штиль, 3 — головка. В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков(хвостов) может быть несколько, штиль и хвосты могут отсутствовать. Расположение головки ноты относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот — порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами(перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Интервалы и трезвучия — две или три ноты, извлекаемые одновременно; записываются одна над другой. Если в записи присутствует только две ноты, то верхняя относится к первой струне, а нижняя — ко второй и третьей(чаще всего обе эти струны зажимаются большим пальцем).

Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотным станом (нотоносцем). Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца, для расширения нотного стана используют добавочные линии.

В каждой октаве содержится 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. В латинской системе ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H.

Самая низкая нота, доступная для балалайки в академическом строе — ми первой октавы (на нижней линии нотного стана).

Скрипичный ключ

Первый символ на нотном стане — ключ. Ключ определяет диапазон высот нотоносца, на котором он размещён. Для записи нот для балалайки чаще всего используется ключ «соль» (центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным.

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке. Основные символы альтерации приведены в таблице.

ОбозначениеНазвание и действие
Диез
Повышает высоту ноты на один полутон.
Дубль-диез
Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.
Бемоль
Понижает высоту ноты на один полутон.
Дубль-бемоль
Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
Бекар
Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Знаки альтерации стоящие сразу за скрипичным ключем называют ключевыми. Они действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с кварто-квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.

Размер такта

Музыкальное произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Размер такта обозначается дробью, стоящей после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации(если таковые имеются). Верхнее число (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвёртной ноте).
Между собой такты разделяются тактовой чертой(вертикальной чертой, соединяющей верхнюю и нижнюю полосы нотного стана).

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков.

ОбозначениеНазвание и исполнение
Акцент
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. Обозначение акцента может располагаться не только сверху нотного стана над нотой, но и снизу.
Натуральный флажолет
Фермата
Длительность ноты или созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Обычно символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Стоккато
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Пиццикато левой рукой
Нота, исполняемая щипком пальца левой руки.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Ноты на грифе балалайки

Расположение нот на грифе балалайки

Видно что ноты распологаются не на каждом ладу. Это связано с тем, что между некоторыми нотами расстояние не полтона, а целый тон. Например, между до (1я струна 3й лад) и ре (1я струна 5й лад) расстояние 1 тон; на 4м ладу первой струны находится до-диез(или ре-бемоль)

Расположение нот на клавиатуре

На клавиатуре видно, что расстояние между нотами на белых клавишах равно целому тону, если между ними есть черная клавиша. В остальных случаях расстояние — пол тона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector