Ноты на флейте для начинающих расположение

Ноты на флейте для начинающих расположение

Мастер-класс по обучению детей игре на флейте

Мастер-класс по обучению детей игре на флейте

Хотите научиться играть на блокфлейте? Легко!

Я давно хотела научиться играть на флейте сама – и вот теперь обучаю других! Прочитав теоретический материал,взяв в руки флейту, вы легко научитесь играть сами и научите детей. Поверьте — это так интересно!

По теме «Волшебная флейта» я дала мастер — класс на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей. К концу моего выступления (а было 42 музыканта) 15 человек уверенно играли на блокфлейте под сопровождение симфонического оркестра (—).А в 2010 году на городском музыкальном конкурсе «Зездочки магнитки» наши дети получили 1 место в номинации «Игра на музыкальных инструментах»

Преимущества блокфлейты, как музыкального инструмента для детей:

3. удобный инструмент (ее легко носить с собой)

В настоящее время выпускают блокфлейты двух систем – германской и барочной (флейты, на которых играют наши дети, стоят 200 рублей за 1 инструмент). Материалом служат разнообразные пластмассы (цветная, прозрачная, под дерево)и различной ценности породы деревьев: от яблони до сандала и эбонитового дерева (у нас пластмассовые, но не китайские, куплены в музыкальном магазине).

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА БЛОКФЛЕЙТЕ:

Возьмите в руки флейту и рассмотрите ее.

На нижней стороне 1 отверстие, сверху – 8. А теперь, указательным пальцем левой руки зажмите верхнее отверстие, а большим пальцем – отверстие с обратной стороны флейты и на слог «ТУ» дуньте. Вы извлекли звук «СИ» второй октавы.

— Дуем всегда со слогом «ТУ» и с хорошей атакой.

«Упражнение для детей на дыхание» — дети подбрасывают мяч и поймав его произносят «ТУ».

— Пальцовка при извлечении звуков всегда постоянна!

— Ноты «СИ», «ЛЯ», «СОЛЬ» играют левой рукой.

«Пение птиц» — дети играют ноты «СИ» и «ЛЯ» в быстром темпе.

«Кукушка» — дети играют ноты «СИ» и «СОЛЬ».

Мизинец левой руки не участвует в игре.

В записи нота «СИ»будет выглядеть так:

Слева кружок темный – нижнее отверстие закрыто, справа кружок темный – верхнее отверстие закрыто.

Если в записи кружок белый – отверстие открыто, если темный — отверстие закрыто.

Сыграйте и запомните ноту «СИ» еще раз.

Зажимая нижнее отверстие и сверху 2 отверстия, мы извлечем звук «ЛЯ».

Левой рукой зажимаем отверстие большим пальцем внизу и 3 отверстия вверху

Зажимая дальше отверстия правой рукой поочередно, мы извлечем звуки «ФА», «МИ», «РЕ», «ДО»

Остались последние 2 ноты – «ДО» и «РЕ» второй октавы.Вот они: определите сами, какое отверстие надо закрыть, а какое надо оставить открытым.

А сейчас, зная ноты и их расположение на флейте сыграйте «Перепелочку»

(«Наша перепелка старенькая стала….») в ля миноре. G

Если у вас получилось — то получится и у ваших воспитанников. Успехов вам, коллеги!

Дети разучивают мелодию русской народной песни «Я на горку шла» по картинкам.

Что такое блокфлейта

Что такое блокфлейта

Распространенный деревянный духовой инструмент – блокфлейта имеет насыщенное звучание, передающее широкую гамму оттенков. Блокфлейты, прямые родственницы древних флейт и свистков, имеют богатую историю и очень популярны в наше время – на них учат играть в музыкальных школах, их используют не только в классической, но и поп, рок музыке.

История блокфлейты

Современные блокфлейты имеют очень много общего со свистками и флейтами, которые были произведены во времена неандертальцев. Можно сказать, что блокфлейта – доработанная, доведенная до совершенства концепция древнейших свистков.

Древняя блокфлейта

Первые упоминания о блокфлейте датируются средними веками. Инструменты были распространены на территориях современных Англии, Германии, Нидерландов, Польши. Это стало известно благодаря найденным археологами инструментам, средневековым записям и рисункам.

История блокфлейты

В эпоху Ренессанса блокфлейты не имели четкого музыкального предназначения, и были широко распространены у народа. Их использовали при исполнении танцевальной музыки той поры, а также для игры вокальной музыки, например, канцоны и мессы.

Несмотря на то что в XVIII веке блокфлейта была вытеснена поперечной оркестровой флейтой, как имеющей более насыщенное и сильное звучание, инструмент не был забыт, и уже в 20е годы XX века получила второе рождение. В настоящее время блоклфлейты используются как для обучения начинающих музыкантов, так и профессионалами для игры этнических мотивов, исполнения поп и рок музыки.

Как выглядит блокфлейта

Блокфлейта представляет собой полую трубку с восьмью отверстиями, на одном конце которой установлен специальный блок со свистком, называемый мундштуком. Воздух, вдуваемый музыкантом через специальный узкий воздуховод, встречает на своем пути отверстие с заостренным краем, который рассекает воздушную струю, вызывая завихрения, которые и создают звуковые вибрации.

Устройство мундштука блокфлейты

Блокфлейта может воспроизводить полный хроматический звукоряд, позволяя исполнителю играть в нескольких тональностях. Высота производимого звука зависит как от силы входящего воздушного потока, так и от длины пути, по которому он проходит. Именно для этого корпус флейты оснащен отверстиями – семью сверху корпуса и одним снизу, которые музыкант зажимает своими пальцами.

Открывая отверстие, играющий на блокфлейте сокращает путь воздушного потока, тем самым повышая тон воспроизводимого звука. То есть самый низкий звук, который может воспроизвести блокфлейта, получится, если зажать все отверстия. Соответственно, самый высокий звук производится открыванием всех клапанов инструмента и усилением вдуваемого воздушного потока.

Игра на блокфлейте

Музыкант, знакомый с особенностями чистого звукоизвлечения всех нот, которые способна воспроизвести флейта, может воспроизводить дополнительные ноты и полутона. Для этого используются дополнительные приёмы, такие как полузакрытие отверстий, передувание, закрытие основного выходного отверстия флейты коленом, вилочная аппликатура. Блокфлейта – виртуозный инструмент, и знание всех его тонкостей позволяет создавать сложные, насыщенные музыкальные рисунки.

Блокфлейты традиционно изготавливаются из слоновой кости, а также твёрдых пород древесины, таких как вишня, черное дерево, самшит, красное дерево, груша и слива. Для изготовления мундштука выбирается материал, который меньше всего впитывает влагу, так как именно эта часть флейты соприкасается со ртом музыканта.

Деревянные блокфлейты

В настоящее время, помимо традиционной древесины и кости, для производства блокфлейт широко используется пластик, являясь неприхотливым, надежным и легким материалом. Современные профессиональные инструменты имеют керамический мундштук.

Виды блокфлейт и тональности

Блокфлейты принято отличать по размеру и тональности. Физический размер инструмента напрямую влияет на высоту воспроизводимых им звуков. Чем ниже звуки флейта воспроизводит, тем больше её корпус.

Ансамбли блокфлейт, в которые входят инструменты разных размеров, могут звучать на несколько голосов, исполняя сложные музыкальные произведения. В таких ансамблях для каждого инструмента отводится своя роль – солирующая и аккомпанирующая.

Размеры блокфлейт

Различают следующие размеры:

  • Сопранино – флейта звучит от «фа» второй до «соль» четвертой октавы, имея один из самых высоких тембров (строй F);
  • Сопрано – звучит от «до» второй октавы до «ре» четвертой октавы. Такие флейты еще называют Descant (строй C);
  • Альт – флейта «treble», звучит от «фа» первой до «соль» третьей октавы (строй F);
  • Тенор – звучит от «до» первой до «ре» третьей октавы (строй C);
  • Бас – от «фа» малой до «соль» второй октавы (строй F).

Кроме того, существуют менее распространенные размеры:

  • Гаркляйн – самая высоко звучащая флейта, которую также называют сопраниссимо или пикколо. Она звучит в диапазоне от «до» третьей до «ля» четвертой октавы (строй C);
  • Гроссбас – от «до» малой до «ре» второй октавы. Такие инструменты еще называют Great Bass (строй C);
  • Контрабас – от «фа» большой до «соль» первой октавы (строй F);
  • Субгроссбас – от «до» большой до «ре» первой октавы (строй C);
  • Субконтрабас – от «фа» контроктавы до «соль» малой октавы (строй F).

Блокфлейта имеет два различных строя – строй F и строй C. Строй блокфлейты определяется по самому низкому звуку, который она может воспроизвести.

Аппликатура блокфлейты

Для закрытия отверстий блокфлейты музыкант использует обе руки. Четырьмя пальцами правой руки закрываются нижние отверстия инструмента, безымянным, средним, указательным и большим пальцами левой руки закрываются отверстия близ мундштука и октавный клапан снизу.

Положение рук на блокфлейте

Ноты блокфлейты воспроизводятся поочередным открыванием и закрыванием клапанов. Чем больше клапанов открыто – там выше звучит флейта. Кроме того, для плавных переходов между нотами и точной нюансировки, музыкант может использовать полузакрытие отверстий и так называемую вилочную аппликатуру, когда между пальцами, закрывающими отверстия, дополнительно открывается один клапан, повышая или понижая звучание основной ноты на половину или четверть тона.

Аппликатура барочной блокфлейты

На схеме ниже продемонстрированы основы аппликатуры для современной барочной флейты.

Барочная и немецкая система блокфлейты отличия

Для взятия нот музыканту требуется в определенном порядке зажать отверстия на корпусе флейты – это называется аппликатурой. Одним из основных серьезных отличий блокфлейт между собой является система аппликатуры. Существует барочная и немецкая система блокфлейт, и способ игры на каждой из них слегка отличается.

Барочная система блокфлейты считается классической, и первые блокфлейты появились именно с такой системой. Барочные флейты имеют относительно сложную аппликатуру, зато звучат очень чисто на всех нотах. Позже немецкие мастера решили упростить жизнь музыканту, сделав более простой механизм взятия нот, пожертвовав при этом чистотой некоторых из них

Барочная и немецкая системы блокфлейты

Немецкую и барочную флейту легко отличить по внешним признакам. У блокфлейты немецкой системы третье отверстие снизу маленькое, а четвертое – большое. Блокфлейта барочной системы, если смотреть снизу, имеет четвертое маленькое и третье большое отверстие.

Для обучения детей больше подходит немецкая система блокфлейты, а для концертной деятельности — блокфлейта барочной системы с более сложной аппликатурой.

Блокфлейта со сдвоенными отверстиями

Иногда блокфлейты имеют сдвоенные отверстия. Все дело в том, что для взятия некоторых нот музыканту требуется закрывать отверстие наполовину. Выполняя такие манипуляции новичку бывает сложно чисто взять необходимую ноту, а сдвоенное отверстие решает такую проблему. Профессиональные музыканты используют флейты с одиночными отверстиями для более точной нюансировки при игре. Наличие сдвоенных отверстий не указывает на принадлежность флейты к одной из систем.

Техника дыхания при игре на флейте: полезные советы

Техника дыхания при игре на флейте: полезные советы08.08.2016

Мелодия флейты похожа на дуновение ветра — легкое, изящное и прекрасное. Однако, чтобы музыка действительно получалась «воздушной», без тренировок не обойтись. А так как сентябрь не за горами и кто-то уже совсем скоро отправится в музыкальную школу, сменив блок-флейту на взрослую поперечную, мы рекомендуем флейтистам потренировать дыхание и звукоизвлечение.

Не смотря на то, что дыхание в разных видах флейт осваивается по одному и тому же принципу, переходя ко взрослой поперечной флейте ему необходимо уделить особое внимание, так как именно дыхание во многом влияет на хорошее звукоизвлечение.

Тренируем брюшное дыхание

Перед игрой глубоко вдыхайте животом, а не верхней частью торса. Вы должны видеть, как ваш живот увеличивается. От силы и способа подачи воздуха в инструмент зависит чистота и длительность звуков.

Тренировкой так называемого грудо-брюшного дыхания занимались в начале своей карьеры не только именитые флейтисты, но и вокалисты. Эта техника поможет вам брать достаточно воздуха для игры и позволит научиться расходовать его равномерно. Для начала встаньте прямо, руки на ширине плеч. Набирая воздух, следите за тем, чтобы ваши плечи не поднимались, а ребра и живот при этом надувались. Чтобы проверить правильность своих действий, положите ваши руки на талию, делайте вдохи и выдохи медленно, расслабьтесь.

Затем лягте на спину и положите несколько книг на живот. Вдыхайте также глубоко и спокойно, чтобы книги медленно двигались вверх-вниз.

Для тренировки дыхания перед игрой на флейте вам также поможет упражнение по концентрации стабильной струи воздуха. Для этого возьмите простой лист бумаги, держите его на расстоянии и старайтесь дуть в его нижнюю грань так, чтобы он как можно дольше оставался под углом. Если делать подобные упражнения каждый день, уделяя этому 5-10 минут, к началу занятий вы привыкните дышать правильно.

После того, как вы освоите навыки брюшного дыхания, приступайте к упражнениям по звукоизвлечению.

Тренировка звукоизвлечения

Для того, чтобы научиться извлекать звук на флейте, сначала надо правильно поставить губы. Сделайте глубокий вдох и выдыхайте с ощущением лёгкой улыбки, как будто произносите слог «ту». Воздуха необходимо брать много, а выдыхать медленно. Научиться контролировать струю выдыхаемого воздуха вам также может помочь зажженая свеча. Вам необходимо дуть на пламя так, чтобы оно не гасло, а только откланялось.

Далее, если вы уже купили флейту, можете начинать тренировки, используя верхнюю её часть (головку). Лабиальное отверстие должно быть четко посередине губ, а сам лабиум должен плотно прижиматься к нижней губе и не ходить ходуном. Вы должны ощущать легкое давление на нижние десны. После того, как вы установите головку, начните повторять упражнения по звукоизвлечению, которые вы проделывали раньше.

Подуйте в отверстие так, как вы это делали без флейты. Не расстраивайтесь, если сразу у вас ничего не получится. Ведь только практика поможет вам улучшить звучание нот. Чем больше вы уделите времени верхним и нижним нотам, тем лучше у вас будет звучать ваше первое музыкальное произведение.

Урок 1. Берем свирель.

Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

свирель отверстия

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Ровные шаги – та:четвертная длительность
Вдвое быстрее – ти-ти:восьмые длительности
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри:шестадцатые длительности

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

ритмы свирели

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

  1. Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
  2. Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
  3. Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
  4. Перечислите правила звукоизвлечения?
  5. Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
  6. Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
  7. Простучите, а потом сыграйте ритмы:

    Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3).

  8. Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
    ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
    ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД
  9. Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
  10. Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
    ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
    КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ
  11. Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!

Как научиться играть на бамбуковой флейте?

Вы можете записаться на мастер-класс где получите навыки интуитивной игры на бамбуковых флейтах — дыхание, звукоизвлечение, постановка рук.

Игра на бамбуковой флейте — обучение с нуля: звукоизвлечение (артикуляция, вдув, сигнал, аппликатура). Основные ошибки при игре на флейте.

В этой статье — рекомендации, которые помогут начать играть на бамбуковой флейте с нуля. Обучение — процесс творческий. Поэтому информацию ниже стоит воспринимать как дружескую и энергетическую поддержку, толчок к увлекательному путешествию. Но не как догму. Пробуйте, эксперементируйте, наслаждайтесь!

Дыхание играет ключевую роль в звукоизвлечение. Оно влияет и на качество звука, и на состояние, которое дает флейта. Важно, чтобы вдох был глубоким, а выдох — ровным. Чтобы работала диафрагма.

Упражнение на открытие дыхания (стоя или сидя, спина прямая) — это упражнение открывает грудную клетку, опускает дыхвние в живот и «включает» диафрагму.

1. Сомкните губы. Губы при этом расслаблены
2. Улыбнитесь
3. Немного опустите нижнюю губу — между губами появится продолговатая щель.
4. Вдохните через нос и выдохните, слегка напрягая губы и стараясь направлять воздушный поток в одну точку.
(Для лучшего контроля можно дуть на ладонь)

В рисунке допущена неточность: базовое положение головы — прямо. Наклон головы вперед используется для игры дополнительных нот (полутонов).

Вдув (направление потока)
Верхний край флейты выполняет функцию рассекателя воздуха — часть воздуха идет внутрь флейты, часть — наружу. Соотношение внутрь-наружу где-то 50 на 50. Найти нужный угол (при котором флейта звучит) можно найти чуть приподнимая или опуская флейту.

Положение флейты относительно тела
Флейта находится под углом 45 градусов по отношению к телу. (опять-таки — это скорее ощущение, которое приходит во время игры, чем строгая геометрия)

Извлечение сигнала

Чтобы добиться чистого и ровного сигнала, потребуется некоторое время. Но в общем — это не так сложно, как кажется. Все что нужно — внимание и практика.

Общие рекомендации
Возьмите флейту в левую рукуГубы и нижняя челюсть — в положение «улыбка флейтиста»Плотно приложите флейту к губам, оставив открытым отверстие для вдува (флейта примерно под 45 градусов к телу)
Дуньте, направляя воздух на верхний край флейты (рассекатель).

Пальцы левой руки закрывают верхние 3 отверстие (большой палец закрывает отверстие с обратной стороны флейты — если оно есть).

Пальцы правой руки — 3 нижние отверстия. Закрывать отверстия нужно не кончиками пальцев, а фалангами (первой или второй) — в дальнейшем это поможет в освоении игры на полутонах.

Потренируйтесь закрывать все отверстия сверху вниз и снизу вверх — без сигнала. Просто — чтобы пальцы привыкли к этому ощущению.

Стоит обратить внимание на напряжение в пальцах — как только оно появляется, снимайте его, энергично встряхивая руки.

Вначале тренируйте сигнал и пальцы отдельно — чтобы не рассеивать внимание!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector