Никольская улица какое метро рядом никольская

Никольская улица какое метро рядом никольская

Никольская улица

Никольская улица

Никольская улица — популярная пешеходная улочка в центре Москвы, и вместе с тем — одна из древнейших улиц города. Никольская проходит между Красной и Лубянской площадями и, словно продолжая Большую Никольскую улицу на территории Кремля, наряду с Ильинкой и Варваркой является одной из главных улиц Китай-города.

В наши дни Никольская улица стала одной из наиболее популярных городских достопримечательностей: обилие архитектурных памятников и качественное благоустройство делают её интересной как для горожан, так и для туристов, а выгодное расположение — прямо рядом с Красной площадью — позволяет гармонично вписаться в ансамбль знаковых московских местечек. Улица обладает отличными видовыми характеристиками: с неё открывается красивая перспектива в сторону Никольской башни Кремля, которая очень нравится прохожим.

Кроме того, по праздникам Никольская становится площадкой для проведения городских фестивалей и уличных выставок, а также установки различных арт-объектов и инсталляций.

История Никольской улицы

Изначально улица существовала как часть Владимирского тракта и до образования Красной площади начиналась непосредственно от Никольских ворот Кремля, но не имела какого-то чёткого завершения, продолжаясь Лубянкой и Сретенкой. Современную форму Никольская приняла в 1530-х годах, когда была построена стена Китай-города: в конце улицы были возведены Владимирские (Никольские, Сретенские) ворота Китайгородской стены, и улица получила логическое завершение.

Первыми капитальными постройками вдоль Владимирской дороги стали монастыри и культовые сооружения: в 1292 году был основан Богоявленский монастырь, в 1390 — монастырь Николы Старого. Постепенно в районе Красной площади стали формироваться Верхние торговые ряды, а вдоль улицы возникали боярские дворы и усадьбы: Шереметевых, Долгоруких, Романовых, Черкасских и других. К моменту возведения Китайгородской стены Никольская улица была уже достаточно престижным местом на карте Москвы.

В 1563-1564 годах вблизи Никольского монастыря был построен Московский печатный двор, где в тот же год Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец — первые русские книгопечатники — издали «Апостол», первую датированную печатную книгу в России. В 1660 году вблизи Печатного двора строится Заиконоспасский монастырь, при котором обустраивают школу. Чуть позже — в 1680 году — обустраивается школа и при Печатном дворе; в 1687 году школы объединяются в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в России.

Таким образом, Никольская улица становится центром русского образования, книгопечатания и просвещения.

В 17 веке свободные участки на Никольской застраиваются дворами знатнейших боярских родов, и улица окончательно становится элитарной. Статус улицы подчёркивает мощение: одна из немногих в Москве, она вымощена досками, прибитыми поверх обычных брёвен мостовой. После освобождения Кремля от польско-литовских интервентов вблизи Красной площади возводится Казанский собор.

К 19 веку Никольская улица застраивается лавками и становится центром городской книготорговли: на ней и прилегающей Новой площади существовало 26 книжных лавок — притом, что на всю Москву насчитывалась всего 31 книжная лавка. После этого характер улицы начинает постепенно меняться, и с середины 19 века она становится центром деловой жизни: на ней возникают конторы богатейших предпринимателей, дорогие доходные дома и лавки, строится престижная гостиница «Славянский базар» с рестораном, в котором Станиславский и Немирович-Данченко договорились о создании своего театра. Апофеозом коммерциализации Никольской становится строительство крупных торговых центров: в 1893 году появляется новое здание Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ), в 1900 — Никольские торговые ряды.

Свою роль улица сыграла и в Революции: при прорыве большевиков к Кремлю на ней были установлены пушки, выстрелами из которых были разбиты Никольские ворота. В советские годы облик Никольской значительно изменился: были закрыты некоторые церкви, снесены стены Китай-города и ряд зданий, но в целом на улице сохранилась качественная историческая застройка.

В 2013 году улица была реконструирована и стала пешеходной.

Название Никольской улицы

Современное название улицы — Никольская — историческое: по всей видимости, оно связано с монастырём Николы Старого, построенным на Владимирской дороге в 1390 году. Впервые называть улицу Никольской стали после постройки Китайгородской стены: обособившись стеной с воротами от Лубянки и Сретенки, с которыми она ранее была фактически едина, часть Владимирской дороги в пределах Китай-города получила собственное название. До обособления считалась частью Сретенки и называлась Сретенской.

В 1935-1990 годах Никольская именовалась Улицей 25 октября — в честь обстрела Кремля из установленных на ней пушек, который позволил большевикам прорваться в крепость через разрушенные Никольские ворота.

Современная Никольская, хотя и утратила ряд своих исторических достопримечательностей, может похвастаться качественной исторической застройкой, которая привлекает горожан и туристов. Как правило, наиболее интересными для прохожих становятся здание Синодальной типографии (бывший Печатный двор), гостиница «Славянский базар», доходный дом и аптека Феррейна и Никольские торговые ряды, также привлекают внимание корпуса Шереметевского подворья и собор Казанской иконы Божией Матери.

И, конечно, всем очень нравится вид на Никольскую башню Кремля.

Никольская улица находится в Тверском районе Москвы. Добраться до неё можно пешком от станций метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, «Охотный Ряд» и «Лубянка» Сокольнической.

Никольская улица

В XVI веке здесь были два владения — двор Шереметевых и двор Черкасских. После того, как в 1743 году княжна Варвара Черкасская вышла замуж за графа Петра Шереметева, участки объединились. Теперь это одно владение.

ДОМА » Военная коллегия Верховного суда СССР

«Расстрельный» дом, фото 2017 года

Дом у бывших Владимирских ворот внешне неприметен. Приходится разъяснять: это здание между аптекой Феррейна и ТЦ «Наутилус». А в советское время этот дом был известен каждому, ведь его занимала Военная коллегия Верховного суда СССР: с 1936 по 1938 год она вынесла 31 456 расстрельных приговоров.

ДОМА » Аптека Карла Феррейна

Аптека Карла Феррейна, фото 2015 года

Роскошная аптека Карла Феррейна разместилась на Никольской в 1832 году и почти весь XIX век считалась лучшей аптекой города. А в 1990-е там можно было купить даже запрещенные товары.

МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ » Успенская церковь на Чижевском подворье

Храм Успения на Чижевском подворье, фото 2016 года

Название этого места не имеет к птицам никакого отношения. На самом деле здесь было подворье купца Чижова, где вернувшийся из ссылки купец Салтыков решил отметить это радостное событие постройкой храма.

ДОМА » Славянский базар

Детский Драматический театр, фото 2015 года

В XIX веке предприниматель А. Пороховщиков открыл на Никольской фешенебельную гостиницу «Славянский базар». Но прославили ее вовсе не дорогие номера и изысканные интерьеры, а одноименный ресторан на первом этаже.

ДОМА » Печатный двор

Печатный двор, фото 2016 года

Трудно пройти мимо барельефов льва и единорога на фасаде здания Печатного двора на Никольской. С одной стороны, это символы царской власти, позаимствованные еще с печати Ивана IV. С другой, они же были гербом Государева Печатного Двора. Правда, для этого их пришлось поменять местами.

МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ » Заиконоспасский монастырь

Славяно-Греко-Латинская академия, фото 2017 года

Эта обитель прославилась не подвигами во имя Господа, а светскими событиями. Памятная доска на доме №9 сообщает, что здесь размещалась Славяно-Греко-Латинская академия — первое в России высшее учебное заведение.

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ » Никольская

Никольская улица, фото 2016 года

Никольская улица получила название по монастырю Николы Старого. Его в 1390 году построили на Владимирской дороге — там, где сейчас проходит сама улица. Возможно, близость монастыря и определила то, что эта часть Москвы стала центром просвещения.

Никольская

Как добраться до улицы Никольской: ближайшие ст. метро: Театральная, Лубянка.

Никольская – одна из самых древних улиц Москвы с богатой и интересной историей. В Домонгольский период эта московская улица входила в состав Великой Владимирской дроги, которая соединяла Москву с такими русскими городами как Суздаль, Владимир, Ростов Великий. Еще в 13 веке, в 1292 году на этой дороге был основан Богоявленский монастырь.

В конце 15 века улицу называли по Сретенскому монастырю – Сретенской, а в середине 16 века она получила название Никольской от монастыря Николы Старого, который в 1390 году построили на Владимирской дороге, в самом начале улицы. До возведения Китайгородской стены (1534-1538 годы) нынешняя Никольская составляла одно целое с улицами Лубянкой и Сретенкой. В период с 1953 по 1990 годы эта московская улица носила название Улицы 25 октября, как напоминание о том, что именно с этой улицы началась атака революционных отрядов, захвативших Кремль в дни революции.

До появления Красной площади, а случилось это в конце 15 века, улица Никольская начиналась у Никольских ворот Кремля, а позже стала просто переходить в Красную площадь. Улица тянулась на северо-восток, и заканчивалась у Никольских ворот Китай-города, которые позже переименовали во Владимирские по храму иконы Владимирской Богоматери, построенному в Москве в 1694 году. Когда в 1708 году в Москве проводили подготовку к сражению с войском Карла XII, эти ворота заложили, а перед ними возвели защитные бастионы. Вместо заложенных ворот для выезда из Китай-города в стене возле Малого Черкесского переулка пробили новые Проломные ворота.

Если в старину Варварка была торговым центром Москвы, Ильинка – деловым, то улица Никольская являлась центром духовности и просвещения. Постепенно вдоль улицы появлялось все больше боярских усадеб и жилищ дворовых людей. Уже ко времени постройки Китайгородской стены на Никольской были построены несколько монастырей, здесь располагались торговые ряды и дома богатых знатных бояр. Улица становилась престижным районом Москвы.

Практически все улицы древней Москвы были извилистыми, с множеством кривых извилистых переулков, не отличалась в этом смысле и Никольская. Несмотря на усилия московских властей, сохранять улицы в рамках установленной ширины, часто ширина улиц уменьшалась по причине самовольного захвата под увеличение площади дворов и уличных лавок. Так было и с Никольской, кроме того, застройка здесь была преимущественно деревянной, и чересчур скученной. Все эти особенности стали причиной того, что во время пожара, разгоревшегося в мае 1626 года, улица Никольская выгорела вся.

Вероятно, поначалу монастырь Николы Старого, построенный рядом с Богоявленским монастырем, выходил на Ветошный переулок. Об этом свидетельствуют результаты находок И.М. Снегирева, осматривавшего в 1836 году Казанское подворье. Участок земли напротив Никольского монастыря царь Иван Грозный передал греческим монахам для обустройства подворья Афонского Введенского монастыря. В 1653 году царь Алексей Михайлович передал Никольский монастырь, располагавшийся на месте современного владения № 11 по ул. Никольской, греческому Афонскому Иверскому монастырю в знак благодарности за список с иконы Иверской Божией Матери, привезенный в Москву. А часть зданий и земли Никольского монастыря, располагавшиеся в Ветошном переулке, отошли к Казанскому подворью.

По соседству с Никольским монастырем в 1553-1554 годах построили Печатный двор, на котором в 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали знаменитого «Апостола» — первую книгу. Книги в то время были большой редкостью, и в народе стали шириться слухи о том, что печатникам в их деле помогает нечистая сила. Чтобы избежать неприятностей, первопечатники бежали в Литву. В 1571 году Печатный двор сгорел во время очередного сильного пожара. При царе Федоре Ивановиче книгопечатание возобновили, и до 1612 года Печатный двор работал. В годы правления царя Михаила Федоровича книгопечатание перевели на территорию Кремля, а на Никольской середине 17 века было построено новое двухэтажное каменное здание Печатного двора. Василий Бурцев продолжил дело первопечатников выпустив первую учебную книгу «Азбука». В 1814 году, когда Москву отстраивали после пожара, появилось современное здание, выполненное в готическом стиле. От зданий, построенных в 17 веке, до наших дней сохранилась только Правильная (корректорская) палата.

В 1660 году возле Никольского Монастыря построили Спасский монастырь, который стали называть Заиконоспасским, поскольку он располагался за иконными рядами. Спустя 5 лет в нем открылась школа, во главе которой встал Симеон Полоцкий, а в 1680 году открылась школа еще и при Печатном дворе. В этой школе преподавал иеромонах Тимофей. Он долгое время провел в Палестине на горе Афон, прекрасно владел латинским и греческим языками. Помогал ему грек Мануил. В школу набирали учеников из разных сословий, а главной ее задачей была подготовка мастеров-печатников. Первоначально ее число учеников было 30, а со временем оно увеличилось до 232. В 1687 году обе эти школы объединили в Славяно-греко-латинскую академию, расположившуюся на территории Заиконоспасского монастыря, в ней преподавали известные греческие просветители братья Лихуды. До нашего времени сохранился Братский корпус академии (общежитие).

По восточной стороне Красной площади, которую называли в то время Пожаром, между Варваркой, Ильинкой и Никольской улицами протянулись торговые ряды. После очередного пожара в 1596 году были построены новые торговые ряды, уже не деревянные, а каменные, которые сразу же стали городской достопримечательностью, вызывавшей восхищение даже у иностранцев. На улицу Никольскую выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный торговые ряды, их остатки обнаружили при строительстве новых Верхних торговых рядов.

С ранней зари кипела в рядах торговля. На Красной площади и Никольском крестце были расставлены прилавки со скамьями, кадки квасников. Купцы и покупатели, прохаживаясь по рядам, нет-нет, да и останавливались выпить кваску, побеседовать, обменяться новостями. Среди честных людей вертелись и разбойники, сбывающие краденое, выпрашивали подаяние нищие.

Особо прославилась улица Никольская иконными лавками. Иконный ряд был чуть ли не самым большим во всем Китай-городе, он тянулся от Богоявленского переулка до Печатного двора. Неупорядоченная торговля иконами, которая расцвела на всей Никольской улице, была сочтена московскими властями как нечто неподобающее, и в 1681 году был издан указ, запрещающий торговлю иконами на Никольской и Никольском крестце. На Печатном дворе были построены 10 лавок, предназначенных для продажи икон.

Помимо греческого подворья на Никольской в 17 веке по правую сторону от Печатного двора находился двор «немчина» Белоборода, где располагался Посольский двор для проживания немцев-торговцев. Каждому жителю Москвы был знаком Земский двор, также расположенный на Никольской. В обязанности служащих этого учреждения входило следить за порядком в городе, предотвращать и бороться с пожарами, собирать налоги для городских нужд, поддержание чистоты на улицах Москвы и их мощение.

В 16-17 веках на Никольской находились дворы людей, известных на всю Москву. Здесь проживали бояре Салтыковы, Шереметевы, князья Воротынские, Хованские, Трубецкие и многие другие. Никольская была замощена бревнами, поверх которых лежали доски. С таким покрытием в те годы в городе было всего несколько улиц.

По традиции дворы переходили по наследству от отца к сыну, но случались и исключения. Например, двор Федора Телятевского царским указом был закреплен за боярином Михаилом Телятевским и его сыном Петром. Салтыков за свою жизнь немало поспособствовал преобразованию Никольской улицы. В 1634 году на его средства был построен деревянный придел во имя Успения Пресвятой Богородицы в церкви Святых Жен Мироносиц. Спустя некоторое время при его участии деревянную церковь Жен Мироносиц заменили на каменную, а рядом построили отдельную каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Активное строительство церквей объясняется отчасти тем фактом, что каждая боярская семья старалась обзавестись собственной домовой церковью. Большей частью домовые церкви предназначались для женщин, так как в то время им не полагалось лишний раз появляться на улице, а если и выходить куда-либо, то исключительно в сопровождении слуг. Помимо домовых церквей строились и приходские, к каждой из которых было приписано установленное число дворов.

Из всех церквей, расположенных на улице Никольской, наиболее знаменит Казанский собор, построенный в 1636 году в честь освобождения Москвы во время боев в 1612 году. Икона Казанской Божией Матери считалась покровительницей новой царской династии Романовых, и в связи с этим новый храм был на особом счету у властей. Казанский собор располагался в самом начале Никольской улицы, у торговых рядов Красной площади, поэтому ежедневно сюда заходили не только горожане, но и многие приезжие.

В 18 веке самым обширным владением на Никольской был двор князей Черкасских. В 1743 году он перешел к Шереметьевым, а в 1808 году дом выкупил книготорговец Глазунов, обустроивший здесь самый крупный магазин книг во всей Москве. В лавке Глазунова часто бывали многие известные писатели той эпохи. Не зря Никольскую называли «улицей просвещения», в первой половине 19 века из 31 книжной лавки, которые существовали в Москве, 26 находились на Новой площади, примыкавшей к улице Никольской.

К 20 веку Никольская превратилась в одну из центральных деловых улиц города. Здесь находились конторы (амбары) самых крупных фабрикантов Москвы и Подмосковья, гостиницы, здесь появился первый русский ресторан «Славянский базар». Этот ресторан вошел в историю еще и благодаря тому, что именно здесь в июне 1898 года К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко обсуждали вопрос об основании Московского Художественного театра.

После 1917 года Никольская, вместе со всей Москвой вступила в новый период. Уникальные памятники старины были признаны не соответствующими новому историческому курсу, и многие из них были уничтожены. В 1928 году Управление зданиями Московского военного округа обратилось к реставраторам с предложением снести Никольский собор и церковь Успения Божией Матери на Чижевском подворье. Лишь только потому, что это варварское предложение не получило поддержки, храмы были сохранены. Последовательно были закрыты Казанский и Заиконоспасский соборы, в них разместились различные учреждения. Следующий удар по архитектуре Никольской совершили в 1929 году, когда снесли Иверскую часовню, а затем, в 1930 году разрушили Воскресенские двухпролетные ворота, которые мешали парадам, проходившим на Красной площади. Самым печальным и разрушительным оказался 1934 год. Именно тогда начали уничтожать Николо-греческий монастырь, затем разобрали Казанский собор и Китайгородскую стену, оставив от нее лишь небольшой отрезок.

Лишь в последние десятилетия власти города и общественность объединились для того, чтобы восстановить хотя бы что-то из утраченных исторических сокровищ улицы Никольской. Так, на старых фундаментах восстановили Казанский собор, Воскресенские ворота и Иверскую часовню.

Гуляем по Москве: Никольская улица

Гуляем по Москве: Никольская улица

Никольская — одна из самых узнаваемых улиц Москвы. В старинных домиках когда-то были букинистические лавки, аптеки, конторы фабрикантов, а за стенами церквей — монастырские школы. Сегодня постройки заняли магазинчики и всевозможные кафе, а улицу украсили сотни гирлянд. Time Out рассказывает, как менялась Никольская, почему ее называли «улицей просвещения» и на какие дома стоит обратить особое внимание во время следующей прогулки.

Никольская: монастыри и первая типография

История Никольской улицы ведет свой отсчет с XIII века — тогда по ней проходила дорога из Москвы в Ростов Великий, Суздаль и Владимир. В конце столетия здесь появился Богоявленский монастырь, еще через одно — монастырь Николы Старого, от которого улица и получила свое название. В XIV-XVI веках Никольская заканчивалась не Лубянской площадью, а переходила в Сретенку, поэтому в тот период улицу именовали то Никольской, то Сретенской.

Одной из центральных улиц Москвы Никольская стала при Иване IV Грозном, когда тот распорядился выстроить Печатный двор рядом с Никольским монастырем. В 1564 году типография напечатала первую книгу на Руси — «Апостол», а первым книгопечатником стал Иван Федоров, которому помогал Петр Мстиславец.

В середине XVI века в Москве работала Анонимная типография. Считается, что руководил ею датчанин Ганс Мессингейм, а Иван Федоров помогал ему.

В 1560-х в Москве было принято решение закрыть Анонимную типографию и основать Печатный двор, непременно государственный. В послесловии к «Апостолу» указали, что это царский проект. Второй книгой, напечатанной Федоровым, стал «Часовник».

Постепенно Никольскую застроили деревянными домами. Земли у Воскресенских ворот были отданы под Земский двор — он ведал сбором, как бы сейчас казали, налогов, и судом. По Годуновскому чертежу (1605 год) на этом месте были «городские судилища», по Сигизмундову (1610) — земский приказ и канцелярии.

«От Неглиненских [Воскресенских] ворот к востоку с внутренней стороны Китайской стены был навес для хранения железных ядер, занимавший и 10 печур в стене. За ядерным навесом шел у стены навес Земского двора, а под тот навес… сделана труба в нижний бой… можно человеку пройти. Труба отводила в Неглинную сточные воды из Ки­тай-города и так разрушила нижнее отверстие в стене, что здесь образовался «лаз», сокращавший путь с улицы к реке Неглинной», — пишет москвовед Сытин.

Никольская: улица просвещения

В XVII веке на Никольской при монастырях открывались деревянные школы. Школу при Заиконоспасском монастыре возглавил Си­меон Полоцкий. Там учили латыни — международному языку, поэтому выпускники могли служить в Посольском приказе. Учеников набирали из молодых подьячих разных приказов. Одним из них стал Семен Агафоникович Медведев. «Им же польза верные люди наслаждала, Незлобие же, тихость, кротость удивляла; В нем же вера, надежда, любы пребываше», — вот так писал Медведев об учителе Симеоне Полоцком в виршах* .

В 1680 году открылась школа при Печатном дворе. Греческий и латынь там преподавал иеромонах Тимофей, который долгое в время жил в Палестине на Афоне (Греция), а помогал ему грек Мануил. В первый год греческому в школе учились 30 человек, в 1685 году их уже было 56, в 1686 году — 66. Более 160 человек изучали славянский язык.

Как изменилась школа:

Школы при монастырях и Печатном дворе стали прообразом Славяно-греко-латинской академии — первой высшей школы в Москве, основанной в считают 1687 году.

Предполагалось, что Академия будет давать общее знание: там учили средневековой схоластике, грамматике, философии «разумительной, естественной и нравной, да­же до богословия». На греческом и славянском языках ученики постигали риторику и диалектику, логику и физику, грамматику и пиитику (наука стихосложения) читали на греческом.

В Академии на Никольской училась московская знать — например, сыновья Ю.М. Одоев­ского и сын князя Б.А. Голицына. Сословных ограничений не было, именно поэтому учащимся Академии смог стать Михаил Ломо­носов.

В XVI-XVII веках Никольская, одна из немногих улиц Москвы, была замощена бревнами и покрыта досками. Здесь выросли двора бояр Салтыковых, Шереметевых, князей Воротынских, Хованских. В XVIII столетии Никольская стала парадной улицей, по которой цари торжественно въезжали в Кремль. Новый статус привлек новых жильцов: одним из самых крупных дворов был двор князей Черкасских. Ближе к середине XVIII века дом купили Шереметьевы, а в начале XIX века его выкупил книготорговец Глазунов.

Никольская в XIX веке: книжные лавки, фешенебельные гостиницы и судьбоносные встречи

На протяжении XIX века Никольская оставалась «улицей просвещения», только теперь там появлялись не школы, а книжные лавки. Литературой торговали Свешников и Базунов, а при лавке Глазунова была открыта еще и библиотека для чтения. В книжном Глазунова бывали Александр Пушкин и литературный критик Виссарион Белинский. Как пишет москвовед Сытин, на Никольской и Новой площади было 26 из 31 книжных лавок по всей Москве.

«Типичными из букинистов здесь были Платон Львович Байков и Афанасий Афанасьевич Астапов. Лавочка Байкова находилась ближе к Никольской и, будучи темной, освещалась и днем коптившей керосиновой лампой, висевшей на потолке… Лавочка Астапова находилась ближе к Проломным воротам, а сам он жил рядом с лавоч­кой в миниатюрном помещении, которое так было заставлено полками с книгами, что в нем едва можно было повернуться», — писал коллекционер Петр Щукин о книжной лавке на Никольской.

Торговля на Никольской не ограничивалась книгами — ко второй половине XIX века она стала одной из главных «деловых» улиц в городе. Здесь располагались конторы фабрикантов, гостиницы (Калязинское подворье) и рестораны. Некий Пороховщиков открыл на Никольской чрезвычайно модную по тем временам гостиницу «Славянский базар», где останавливались писатель Глеб Успенский, ком­позиторы Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков.

«Фешенебельный “Славянский базар” с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах. Ход из номеров был прямо в ресторан, через коридор отдельных кабинетов. Сватайся и женись», — писал журналист и писатель Владимир Гиляровский.

Ресторан «Славянский базар» на первом этаже прославился не менее гостиницы. О нем писал Иван Тургенев, не раз упоминал в рассказах Антон Чехов. Наконец, в ресторане встретились Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко и обсудили создание Художественного общедоступного театра, будущего МХТ.

Никольская: cоветское время

С приходом советской власти улицы в Москве стали активно переименовывать: Большая Никитская стала улицей Герцена, Покровка — улицей Чернышевского, а Никольская получила громкое имя «Улица 25 октября» в честь Октябрьской социалистической революции.

«В память того, что артиллерийским обстрелом с этой улицы были раз­биты Никольские ворота и Красной гвардии была открыта дорога в Кремль», — говорил советский историк Сытин.

Улица сильно поменялась в XX веке. В 1930-е годы прокладывали метро и на Никольской разобрали часть зданий по нечетной стороне. Освободившуюся землю использовали под расширение Театрального проезда и строительство площади перед входом в метро.

Никольская улица (Москва)

Название Никольская происходит от монастыря Николы Старого, построенного в 1390 году на Владимирской дороге, на том её участке, где ныне расположена сама улица. Название впервые упоминается в 1547 г. Видимо, бытовало оно и ранее, но чаще улицу называли Сретенкой, так как до постройки стены Китай-города в 1534—1538 годах улица составляла одно целое с нынешними улицами Лубянка и Сретенка (трасса древней Владимирской дороги).

С 1935 по 1990 гг. улица называлась Улицей 25 октября — в память о том, что именно с этой улицы красногвардейцы во время Октябрьских боев обстреляли Кремль и через выбитые снарядами Никольские ворота ворвались в него.

Границы

До конца XV века, то есть до создания Красной площади, улица вела непосредственно к Никольским воротам Кремля; затем она стала вливаться в Красную площадь. С противоположного, северо-восточного конца, границу улицы с 1530-х годов образовала стена Китай-города с Никольскими воротами, затем получившими название Владимирских (по построенному в 1694 г. храму иконы Владимирской Божьей матери). В 1708 г., когда Москву готовили к нашествию Карла XII, ворота были заделаны, и перед ними построены бастионы; выезд из Китай-города стал производиться по Проломным воротам, пробитым в стене у Малого Черкасского переулка.

История

В 1292 году на Владимирской дороге был основан Богоявленский монастырь, о котором до сих пор напоминает название Богоявленского переулка и бывший собор монастыря в этом переулке, у выхода из станции метро «Площадь революции» (1696 год). В 1390 году рядом с Богоявленским монастырем был основан монастырь Николы Старого. По-видимому, первоначально он выходил на Ветошный переулок; в 1836 году И. М. Снегирев, осматривая Казанское подворье, нашел следы этого монастыря (здание XV—XVI века в два этажа, с кельями, темницы для монахов в подклете другого здания и следы церкви). Землю напротив монастыря Иван Грозный отдал греческим монахам под подворье Афонского Введенского монастыря, а 1653 году Алексей Михайлович, в благодарность за привезенный в Москву список с иконы Иверской Божьей Матери, передал Никольский монастырь греческому Афонскому Иверскому монастырю (Никольский монастырь располагался на месте нынешнего владения № 11). Земля же и здания по Ветошному переулку отошли к Казанскому подворью.

В 1563—1564 году рядом с Никольским монастырем был построен Печатный двор, где Иван Фёдоров в 1564 г. отпечатал знаменитый «Апостол». В 1645-46 годах Т. Шарутин и И. Неверов построили каменное здание Печатного двора с башней, на месте которого в 1814 году (после разборки обветшавших зданий) А. Л. Бакаревым и И. Л. Мироновским было возведено современное, в готическом стиле. Вплоть до 1918 года в нем помещалась Синодальная типография, в советские времена — Историко-архивный институт. От построек XVII века сохранилась только каменная двухэтажная Правильная (корректорская) палата во дворе (1679).

В 1660 году рядом с Никольским монастырем (владения № 7-9) был построен Спасский монастырь, известный как Заиконоспасский (так как находился за иконными рядами). В 1665 году в нем была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий и в которой учился, в частности, Сильвестр Медведев. В 1680 г. была открыта также школа при Печатном дворе, а в 1687 году они были объединены в Славяно-греко-латинскую академию в Заиконоспасском монастыре; от зданий академии сохранился Братский корпус (общежитие).

В начале улицы, на Пожаре (Красной площади) располагались Верхние торговые ряды, на месте которых в конце XIX века было построено современное здание, первоначально с тем же названием (ныне ГУМ). На Никольскую выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный ряды. Кроме того, на улице у Богоявленского переулка был Иконный ряд — центр иконной торговли в Москве.

На противоположной от торговых рядов стороне улицы, у Воскресенских ворот Китай-города, в XVII веке находился Земский приказ; рядом князем Д. М. Пожарским в память об освобождении Москвы от поляков был построен Казанский собор (при взятии Китай-города, поляков гнали в Кремль по Никольской улице). Собор был снесен в 1930-х годах, снова восстановлен в 1990-х.

В XVII веке улица была застроена дворами знатнейших бояр и, одна из немногих в Москве, замощена досками, набитыми поверх бревен обычной мостовой. Названия Большого и Малого Черкасского переулков напоминают о дворе князей Черкасских (№ 10 по улице), бывшем самым крупным владением на улице в петровскую эпоху. В 1747 году двор перешел в Шереметьевым, родовой дом которых находился рядом с Печатным двором. В 1808 году дом Шереметьевых перешел к книгопродавцу Глазунову, который открыл там крупнейший в Москве книжный магазин с библиотекой.

В начале XIX века Никольская была центром московской книготорговли: на ней и прилегающей к ней Новой площади было 26 книжных лавок из 31 существовавшей в Москве, и многочисленные лавки букинистов существовали там (у Третьяковского проезда и Китайгородской стены) еще в начале XX века. В конце улицы, находился дом Академии наук с академическим книжным магазином. Начало же улицы преобразилось в 1890-е гг. с постройкой двух крупных торговых центров: Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ, 1893), а напротив них — Никольских рядов (1900)

Во второй половине XIX века Никольская, как и другие улицы Китай-города, являлась деловым центром Москвы; на ней находились конторы крупнейших российских предпринимателей, а также престижная гостиница с рестораном «Славянский базар» (с 1872, дом № 17; перестроенный дом Шереметьевых 1781 года постройки). При этом Шереметьевы продолжали владеть домом № 10, где в 1860-х годах построили нынешнее здание для сдачи помещений внаем с коммерческими целями — «Шереметьевское подворье» (видимо, сделав это по примеру купцов братьев Чижовых, построивших рядом в 1852 году Чижовское подворье). Бывшие же шереметьевские владения за «Славянским базаром» перешли к Сергею Третьякову, брату П. М. Третьякова и одному из основателей Третьяковской галереи; в 1871 году на этом месте был устроен проезд, названный «Третьяковским», причём в стене Китай-города были устроены сохранившиеся поныне Третьяковские ворота.

На месте бывшего дома Академии наук (№ 21) в 1896 году была выстроена роскошная аптека Карла Феррейна (в советские времена — Аптека № 1, впоследствии — вновь «аптека Феррейн»; архитектор А. Э. Эрихсон).

Следующий дом, у бывших Владимирских ворот (№ 23), в советские времена занимала Военная коллегия Верховного суда СССР. C 1926 по 1948 бессменным руководителем Военной коллегии был армвоенюрист (затем генерал-полковник юстиции) В. В. Ульрих. Во время сталинского террора, в его подвалах производились расстрелы.

В 2007 году в подвале Чижовского подворья (дом № 8; в некоторых сообщениях его неправильно называют «Шереметьевским») были найдены 81 человеческий скелет и пистолет «Браунинг» образца 1903 года. Предполагается, что это — жертвы репрессий в эпоху Сталина или Гражданской войны; также были выдвинуты предположения, что скелеты относятся к погосту Успенского храма на Чижевском подворье, вокруг которого находилось кладбище до постройки Чижовского подворья (до 1848 года), и не связаны с пистолетом [1] [2] .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector