Музыкальный театр станиславского и немировича

Музыкальный театр станиславского и немировича

Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко

Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – один из ведущих музыкальных театров России. Его девяностолетняя история – вереница блестящих оперных и балетных постановок, многие из которых – золотой фонд русского театрального искусства. Имена оперных и балетных солистов театра прошлых лет и тех, кто выходит на его сцену сегодня – широко известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко объединил оперные театры двух легендарных реформаторов сценического искусства Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Великих режиссеров не устраивала опера, представляемая, как «концерт в костюмах». Они стремились, чтобы оперные спектакли были столь же живыми и содержательными, как спектакли драматические. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер. О творческих устремлениях труппы говорит тот факт, что свое первое название труппа получила в честь Художественного театра и называлась «Московский Художественный балет».

Во все времена Музыкальный театр оставался более демократичным, чем бывшие императорские сцены, — живым, жизнерадостным, открытым всему новому, — и потому всегда пользовался любовью московской интеллигенции, студентов, настоящей театральной публики.

Здесь работали выдающиеся режиссеры Леонид Баратов и Лев Михайлов, выдающиеся балетмейстеры Владимир Бурмейстер, Дмитрий Брянцев, знаменитые дирижеры С. Самосуд, Б. Хайкин, Д. Китаенко, Е. Колобов. Сегодня оперную труппу театра возглавляет народный артист России Александр Титель, балетом руководит народный артист России Сергей Филин.

В 2006 году завершилась грандиозная реконструкция исторического здания театра на Большой Дмитровке. Теперь Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – не только один из самых красивых в Москве, но и один из самых технически оснащенных.

В последние годы именно премьеры Музыкального театра были единодушно признаны самыми значительными событиями московской театральной жизни. Особенный интерес вызвали оперные спектакли «Так поступают все женщины» (дирижер — В.Горелик, режиссер – А.Титель), «Евгений Онегин» (дирижер Ф.Коробов, режиссер А.Титель, художник – Д.Боровский), российско-французский проект «Пеллеас и Мелизанда» (дирижер – Марк Минковски, режиссер — Оливье Пи), мировая премьера оперы В. Кобекина «Гамлет (датский) (россйская) комедия» на малой сцене театра (дирижер – Ф.Коробов, режиссер – А.Титель), «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти (дирижер – В. Горелик, режиссер – А. Шапиро, художник – А. Фрейбергс); балеты «Чайка» в постановке Джона Ноймайера, «Каменный цветок», ставший первой встречей труппы с Юрием Григоровичем, «Неаполь», перенесенный на сцену театра датской постановочной группой во главе с Франком Андерсеном, «Na Floresta» — российская премьера балета испанского хореографа Начо Дуато, который прежде в России не работал ни с одной труппой. Все эти спектакли стали обладателями российских и международных театральных премий, высоко оценены российской и зарубежной критикой и любимы зрителями.

Оперные и балетные спектакли театра многократно и с огромным успехом показывались в разных странах мира – Соединенных Штатах, Германии, Италии, Южной Корее, Японии, Великобритании, Нидерландах и др.

Еще одной важной стороной своей деятельности Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко считает деятельность просветительскую. Музыкальный театр — инициатор и организатор целого ряда международных фестивалей современной хореографии, в том числе — крупнейшего в России фестиваля Danceinversion, ежегодный участник международного проекта «Европейские Дни Оперы».

Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича­-Данченко

Театр сотрудничает с известными европейскими режиссёрами и хореографами, проводит фестивали современного танца, активно экспериментирует и ищет новые формы.

Для владельцев заведений

МАМТ появился в 1941 году в результате слияния двух трупп: Оперной студии Большого театра и музыкальной студии МХТ. Первую в своё время основал Константин Сергеевич Станиславский, вторую — Владимир Иванович Немирович-Данченко: фамилии основателей закрепились в названии театра.

Каждая из трупп имела собственные методы и традиции и собственный репертуар, но у них была и общая черта: обе опирались на принципы реализма, которые мы сейчас привыкли называть системой Станиславского. Возглавил труппу нового театра Немирович-Данченко (Станиславский к тому времени уже умер). В 1951 году на этом посту его сменил его ученик Леонид Баратов. Интересно, что МАМТ (единственный из московских театров) во время войны не уехал в эвакуацию, продолжал работать и даже готовил премьеры.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича­-Данченко сразу зарекомендовал себя как новаторский, оригинальный, нестандартный коллектив. Он был лабораторией по созданию новых опер и балетов: именно ему отдавали свои новые произведения Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский и другие ведущие композиторы своего времени. Здесь была поставлена беспрецедентная опера-эпопея «Война и мир» на музыку Сергея Прокофьева, также в стенах театра увидела свет долгие годы находившаяся под запретом опера Шостаковича «Катерина Измайлова». Уже в советское время театр сотрудничал с западными режиссёрами и балетмейстерами. Редчайший случай для советского театра!

Сегодня МАМТ остаётся одним из самых новаторских и оригинальных музыкальных театров Москвы. Труппа сотрудничает с известнейшими европейскими хореографами и режиссёрами, первой в России ставит балеты новых для отечественной сцены авторов (Начо Дуато, Иржи Килиана, Йормы Эло), оперы французских авангардистов. Один из главных проектов театра — фестиваль современного танца DanceInversion, куда привозят новые спектакли лучшие коллективы из разных стран мира.

После реконструкции 2006 года здание театра, где когда-то располагался Московский купеческий клуб, стало одним из самых современных театральных комплексов Европы. Спектакли играются на двух площадках: в главном зале на 1100 мест и в малом зале-трансформере на 200 зрителей. Кроме того, здесь есть Музыкальная гостиная, где проходят камерные концерты.

2018 год — юбилейный для театра. В 2018 году театр запустил проект «Студия» — в него входят экскурсии по театральным цехам, лекции перед спектаклями, беседы с режиссёрами и хореографами и многое другое.

Музыкальный театр станиславского и немировича

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Московский академический Музыкальный театр (МАМТ) имени Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Создан в 1941 в результате слияния двух идейно и творчески родственных театров: Оперного театра имени К. С. Станиславского и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко. В своей творческой деятельности оба театра и их руководители ставили целью осуществление реформы оперного искусства. Борясь с оперной рутиной и актёрскими штампами, применяя новые методы оперной режиссуры и воспитания молодых певцов-актёров (в основу которых были положены творческие принципы МХАТа), театры стремились создавать реалистически правдивые спектакли с высоко художественным ансамблем, с предельной глубиной раскрывать в них идейное и художественное содержание исполняемого произведения.

Лучшие спектакли вошли в историю отечественного театра как образцы нового, реалистического искусства. Объединённый театр продолжает и развивает художественные принципы Станиславского и Немировича-Данченко, положенные в основу работы обоих театров. Руководство театром до 1943 осуществлял Немирович-Данченко.

В труднейших условиях Великой Отечественной войны 1941-45 решением правительства театр был оставлен в Москве. Коллективом был поставлен ряд спектаклей, в т. ч. в 1941 балет «Штраусиана», в 1942 — оперы «Мадемуазель Фифи» Кюи и «Суворов» Василенко, балет «Виндзорские проказницы» Оранского, в 1943 — опера «Надежда Светлова» Дзержинского, балет «Лола» Василенко, в 1944 — балет «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова.

В 40-50-е годы художественное руководство осуществляли: режиссёры — П. А. Марков, И. М. Туманов, Л. В. Баратов; дирижёры — А. В. Алевладов, Е. А. Акулов, С. А. Самосуд, П. М. Славянский; балетмейстер — B. П. Бурмейстер; художники — Б. И. Волков, А. Ф. Лушин. В этот период были поставлены оперы советских композиторов — «Любовь Яровая» Энке (1947), «Фрол Скобеев» Хренникова (1950), «Каменный цветок» (1950) и «Заря» (1956) Молчанова, «Кето и Котэ» Долидзе (1950), «Семья Тараса» Кабалевского (1951; Сталинская премия, 1952), «Аршин мал алан» Гаджибекова (1952), «Война и мир» (1957) и «Обручение в монастыре» (1959) Прокофьева; балеты — «Доктор Айболит» Морозова (1948), «Берег счастья» Спадавеккиа (1948), «Эсмеральда» Пуни — Василенко (1950), «Жанна д’Арк» Пейко (1957) и др.

В репертуаре театра также классические произведения: оперы — «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (1944), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1946), «Сицилийская вечерня» Верди (1954), «Тоска» (1959), оперетты — «Нищий студент» Миллёкера (1945), «Боккаччо» Зуппе (1957). В 1953 театр осуществил постановку балета «Лебединое озеро». В 1948 в состав труппы вошла группа артистов Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского (основана в 1935) во главе с дирижёром И. Б. Байном.

Становлению театра во многом способствовали: режиссёры — П. С. Златогоров, П. И. Румянцев, режиссёры-педагоги — М. С. Гольдина, М. Л. Мельтцер, дирижёры — А. С. Шавердов, В. А. Эдельман, И. Б. Байн, балетмейстер Н. С. Холфин, хормейстер А. С. Степанов. В театре работали: певцы — Г. М. Бушуев, С. М. Големба, Д. В. Камерницкий, Н. Ф. Кемарская, П. И. Мокеев, А. А. Росницкая, З. А. Смирнова-Немирович, C. А. Ценин, Т. С. Юдина, Ю. П. Юницкий и др., солисты балета — Н. Г. Конюс, М. Е. Редина, М. С. Сорокина, А. В. Чичинадзе, Л. С. Якунина и др.

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

В 60-70-е годы театр активно работал над произведениями советских композиторов, среди постановок: «Улица дель Корно» Молчанова (1960), «Овод» Спадавеккиа (1960), «Город юности» Шантыря (1961), «Катерина Измайлова» Шостаковича (новая ред., 1962), «Ценою жизни» Николаева (1965), «Безродный зять» Хренникова (1967), «Виринея» Слонимского (1967), «Кола Брюньон» Кабалевского (новая ред., 1971), «Три жизни» Тактакишвили (1972), «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга (1974).

Были также поставлены оперы — «Водоворот жизни» Сухоня (1961), «Хари Янош» Кодая (1963), классические оперы и оперетты — «Так поступают все женщины» Моцарта (1962), «Любовный напиток» (1964), «Иоланта» (1966); «Донья Жуанита» Зуппе (1966), «Кармен» (в постановка В. Фельзенштейна, 1969), «Нищий студент» Миллёкера (новая постановка, 1971), «Манон» Массне (1973), «Мавра» Стравинского (1973), балеты — «Франческа да Римини» Чайковского (1960), «Золотой ключик» Вайнберга (1962), «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского (1963), «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского (1963), «Поэма» Цинцадзе (1964), «Красные дьяволята» на музыку И. О. Дунаевского (1967), «Белеет парус одинокий» Александрова (1970), «Золушка» (1971); «Сюита на музыку балета „Гаянэ“ Хачатуряна» (1972), «Байка» Стравинского (балет-пантомима с пением, 1974).

В 1964 театру присвоено звание академического, в 1969 он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Латинской Америке, Алжире, Марокко, Японии, Италии, Греции, оперная — в ГДР, ФРГ, Швейцарии.

В 2006 году завершилась грандиозная реконструкция исторического здания театра на Большой Дмитровке. Теперь Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — не только один из самых красивых в Москве, но и один из самых технически оснащенных.

В последние годы именно премьеры Музыкального театра были единодушно признаны самыми значительными событиями московской театральной жизни. Особенный интерес вызвали оперные спектакли «Так поступают все женщины» (дирижер — В. Горелик, режиссер — А. Титель), «Евгений Онегин» (дирижер — Ф. Коробов, режиссер — А. Титель, художник — Д. Боровский), российско-французский проект «Пеллеас и Мелизанда» (дирижер — Марк Минковски, режиссер — Оливье Пи), мировая премьера оперы В. Кобекина «Гамлет (датский) (российская) комедия» на малой сцене театра (дирижер — Ф. Коробов, режиссер — А. Титель), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижер — В. Горелик, режиссер — А. Шапиро, художник — А. Фрейбергс); балеты «Чайка» в постановке Джона Ноймайера, «Каменный цветок», ставший первой встречей труппы с Юрием Григоровичем, «Неаполь», перенесенный на сцену театра датской постановочной группой во главе с Франком Андерсеном, «Na Floresta» — российская премьера балета испанского хореографа Начо Дуато, который прежде в России не работал ни с одной труппой.

Все эти спектакли стали обладателями российских и международных театральных премий, высоко оценены российской и зарубежной критикой и любимы зрителями.

Музыкальный театр — инициатор и организатор целого ряда международных фестивалей современной хореографии, в том числе — крупнейшего в России фестиваля Danceinversion, ежегодный участник международного проекта «Европейские Дни Оперы».

Сегодня оперную труппу театра возглавляет Александр Титель, балетом руководит Лоран Илер, главный художник — Владимир Арефьев, главный дирижер — Феликс Коробов, главный хормейстер — Станислав Лыков. Генеральный директор театра — Антон Гетьман.

С. А. Ценин
Источники: Музыкальная энциклопедия, официальный сайт театра

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО

Об­ра­зо­ван в 1941 году под названием Мо­с­ков­ский государственный музыкальный те­атр име­ни на­род­ных ар­ти­стов СССР К.С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл.И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко пу­тём объ­е­ди­не­ния 2 музыкальных те­атров: Опер­но­го имени К.С. Ста­ни­слав­ско­го (труп­па уч­реж­де­на в конце 1918 года как Опер­ная сту­дия Боль­шо­го те­ат­ра, в 1921-1926 Опер­ная сту­дия К.С. Ста­ни­слав­ско­го, в 1926-1927 годах Опер­ная сту­дия- те­атр имени К.С. Ста­ни­слав­ско­го, с 1928 года Государственный опер­ный те­атр имени народного артиста Рес­пуб­ли­ки К.С. Ста­ни­слав­ско­го) и Му­зы­каль­но­го имени Вл.И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко (труп­па уч­ре­ж­де­на в 1919 году как Музыкальная сту­дия МХТ, с 1926 года Музыкальный те­атр имени народного артиста Рес­пуб­ли­ки Вл.И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко).

Пер­вый художественный руководитель — Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко (1941-1943 годы). В 1948 году в со­став труп­пы во­шли ар­ти­сты Опер­но-дра­ма­тической сту­дии имени К.С. Ста­ни­слав­ско­го (ос­но­ва­на в 1935 году). С 1964 года ака­де­ми­чес­кий.

Опе­ра, оперетта

В конце XX — начала XXI века те­атр про­дол­жа­ет при­дер­жи­вать­ся из­бран­ной ре­пер­ту­ар­ной по­ли­ти­ки: на­ря­ду с клас­си­кой по­ка­зы­ва­ет ма­ло­из­вест­ные отечественному зри­те­лю спек­так­ли; бы­ли по­став­ле­ны «Пор­ги и Бесс» Дж. Гер­шви­на (1980 год), «Не толь­ко лю­бовь» Р.К. Щед­ри­на (1981 год), «Стар­ший сын» Г.И. Глад­ко­ва (1983 год, впер­вые), «Бит­ва при Лень­я­но» Дж. Вер­ди (1984 год), «Ор­фей в Хи­ро­си­ме» Я. Аку­та­га­вы (1985 год), «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» О. Ни­ко­лаи (1987 год), «Бо­рис Го­ду­нов» М.П. Му­сорг­ско­го (1-я ав­тор­ская редакция, 1989 год), «Рус­лан и Люд­ми­ла» М.И. Глин­ки (1993 год), «Отел­ло» А.Д. Ма­ча­ва­риа­ни (1994 год).

С конца 1980-х годов на сце­не те­ат­ра ста­ли по­яв­лять­ся опе­ры на язы­ке ори­ги­на­ла: «Пи­рат» В. Бел­ли­ни (1989 год), «Эр­на­ни» Вер­ди (1994 год), «Даф­на» Мар­ко да Галь­я­но (по­ка­за­на на от­кры­тии Ма­лой сце­ны), «Отел­ло» Вер­ди (обе 1996 года; все на итальянском языке), «Фа­уст» Ш. Гу­но (2001 год, на французском языке, музыкальный руководитель и дири­жёр — С. Фрид­ман, Швей­ца­рия). Сре­ди других по­ста­но­вок: «Свадь­ба Фи­га­ро» В.А. Мо­цар­та, «Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни (обе 1996 год), «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1997 год), «Та­ис» Ж. Масс­не (1998 год), «Ле­ту­чая мышь» И. Штрау­са (2001 год), «Зо­ло­той пе­ту­шок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (2003 год). К 200-ле­тию со дня ро­ж­де­ния А.С. Пуш­ки­на (1999 год) на те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра» по­ка­зан спек­такль «Ев­ге­ний Оне­гин» в по­ста­нов­ке К.С. Ста­ни­слав­ско­го (1922 год).

В 2003 году по­сле по­жа­ра те­атр за­крыт на ре­кон­ст­рук­цию, спек­так­ли ста­ви­лись на сце­нах других те­ат­ров Мо­ск­вы, со­стоя­лось несколько кон­церт­ных ис­пол­не­ний опер в Кон­церт­ном за­ле имени П.И. Чай­ков­ско­го. В 2006 году от­крыт. Сре­ди опер­ных по­ста­но­вок: «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си (2007 год; на французском языке, французско-руссский про­ект, музыкальный руководитель и ди­ри­жёр М. Мин­ков­ски), «Гам­лет» В.А. Ко­бе­ки­на (впер­вые), «Май­ская ночь» Н.А. Рим­ско- го-Кор­са­ко­ва (обе 2008 года), «Лю­чия ди Лам­мер­мур» Г. До­ни­цет­ти, «Вер­тер» Ж. Масс­не (обе 2009 года), «Со­крат» Э. Са­ти и «Бед­ный мат­рос» Д. Мийо, «Си­ла судь­бы» Дж. Вер­ди (все 2010 года).

В те­ат­ре в раз­ное вре­мя ра­бо­та­ли: ре­жис­сё­ры — М.Г. Дот­ли­бов, П.С. Зла­то­го­ров, Н.И. Куз­не­цов, Л.Д. Ми­хай­лов, М.Б. Морд­ви­нов, П.И. Ру­мян­цев, А.Б. Ти­тель (с 1991 года художественный руководитель и главный ре­жис­сёр опе­ры), И.Г. Ша­ро­ев; ди­ри­жёры — К.Д. Аб­дул­ла­ев, И.Б. Байн, В. Го­ре­лик, B.М. Еси­пов, Г.Г. Жем­чу­жин, Д.Г. Ки­та­ен­ко, В.М. Ко­жу­харь, Е.В. Ко­ло­бов, Ф.П. Ко­ро­бов (с 2004 года главный ди­ри­жёр), Б.Э. Хай­кин, А.С. Ша­вер­дов, М.В. Юров­ский, В.А. Эдель­ман; хор­мей­сте­ры — С.М. Лы­ков (с 2005 главный хор­мей­стер), И.К. Мер­тенс, А.С. Сте­па­нов; художник В.А. Арефь­ев (с 1993 года главный художник); пев­цы — В.И. Вой­на­ров­ский, Х.Л. Гер­зма­ва, О.Н. Гу­ря­ко­ва, В.А. Ка­ев­чен­ко, В.А. Кан­де­ла­ки (так­же режиссер), Н.Ф. Ке­мар­ская, А.А. Ло­шак, В.А. Ма­то­рин, А.М. Ми­щев­ский, Г.А. Пи­са­рен­ко, Э.Т. Сар­ки­сян, Т.Ф. Ян­ко.

Ба­лет

С труп­пой со­труд­ни­ча­ли хо­рео­гра­фы Ф.В. Ло­пу­хов, Р.В. За­ха­ров. В го­ды Великой Отечественной вой­ны, про­дол­жая вы­сту­пать в Мо­ск­ве, ба­лет по­ка­зал пре­мье­ры («Штрау­сиа­на» на му­зы­ку И. Штрау­са, 1941 год; «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» В.А. Оран­ско­го, 1942 год; «Ло­ла» Ва­си­лен­ко, 1943 год), став­шие де­бю­та­ми хо­рео­гра­фа В.П. Бур­мей­сте­ра (в 1941-1960 годах и в 1963-1971 годах главный ба­лет­мей­стер те­ат­ра). Сре­ди по­ста­но­вок 1940-1960-х годов: «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» Асафь­е­ва (1947 год), «Док­тор Ай­бо­лит» И.В. Мо­ро­зо­ва (1948 год), «Бе­рег сча­стья» А.Э. Спа­да­век­киа (1948 год), «Эс­ме­раль­да» на му­зы­ку Ч. Пу­ньи, Р. М. Гли­эра и С. Н. Ва­си­лен­ко (1950 год), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П.И. Чай­ков­ско­го (1953 год), «Жан­на д’Арк» Н.И. Пей­ко (1957 год), «Кор­сар» А. Ада­на, Л. Де­ли­ба (1958 год), «Сне­гу­роч­ка» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го (1963 год), «Кар­тин­ки с вы­став­ки» на му­зы­ку М.П. Му­сорг­ско­го (1963 год), «Бо­ле­ро» на му­зы­ку М. Ра­ве­ля и «Ва­риа­ции» на му­зы­ку Ж. Би­зе (обе 1964 года), мно­гие из ко­то­рых со­хра­ня­ют­ся в ре­пер­туа­ре до 2010-х годов.

В афи­шу во­шли так­же ба­ле­ты «Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва в по­ста­нов­ке В.В. Ва­силь­е­ва (1990 год), «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» Л. Ге­роль­да (2001 год) и «Зо­луш­ка» (2006 год) в по­станов­ке О.М. Ви­но­гра­до­ва, «Силь­фида» Ж. Шнейцхоф­фе­ра в постановке П. Лакотта (2011 год), «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба (2012 год, хо­ре­ог­ра­фия Р. Пе­ти). С середины 1980-х годов ак­тив­но ос­ваи­вал­ся клас­сический ре­пер­ту­ар, в том числе «Силь­фи­да» Х. Лё­вен­шел­ля (1986 год), «Шо­пе­ниа­на» на му­зы­ку Шо­пе­на и Гран-па из ба­ле­та «Па­хи­та» Мин­ку­са (оба 1987 год), «Валь­пур­гие­ва ночь» Ш. Гу­но (1989 год), «Жи­зель» Ада­на (1991 год), «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (1995 год).

В 2008-2 011 годаххудожественный руководитель ба­лет­ной труп­пы — С.Ю. Фи­лин, с 2011 — И.А. Зе­лен­ский. Про­дол­жая рас­ши­рять клас­сический ре­пер­ту­ар («Не­аполь» Н. Га­де, Х.С. Па­ул­ли, Э. Хель­сте­да; 2009 год), труп­па со­труд­ни­ча­ет как с оте­че­ст­вен­ны­ми (Ю.Н. Гри­го­ро­вич), так и с ве­ду­щи­ми ев­ропейскими хо­рео­гра­фа­ми (Дж. Ной­май­ер, Н. Дуа­то, И. Ки­ли­ан, Й. Эло).

В труп­пе в раз­ные го­ды: ба­лет­мей­сте­ры — И.Д. Бель­ский, К.М. Сер­ге­ев, Н.Д. Ка­сат­ки­на и В.Ю. Ва­си­лёв, Н.И. Ры­жен­ко, В.В. Смир­нов-Го­ло­ва­нов, Т. Шил­линг (ГДР), Б.Я. Эйф­ман и др.; ар­ти­сты ба­ле­та — А.А. Клейн, М.С. Со­ро­ки­на, А.М. Со­боль, Л.С. Яку­ни­на, М.Е. Ре­ди­на, В.Т. Бовт, Э.Е. Вла­со­ва, С.А. Ви­но­гра­до­ва, М.Э. Лие­па, М.С. Дроз­до­ва, В.С. Те­де­ев, А.Н. До­ма­шев, М.В. Кра­пи­вин, Г.Н. Кра­пи­ви­на, С.И. Смир­но­ва, Т.А. Чер­но­бров­ки­на, Н.В. Ле­дов­ская, Л.В. Ши­пу­ли­на, В.П. Ки­рил­лов, Л.И. Ры­жо­ва, В.Е. Дик, Д.А. За­ба­бу­рин, Л.К. Му­со­ва­ро­ва, О.К. Кузь­мен­ко, Н.М. Кра­пи­ви­на, Г.А. Сми­лев­ски, А.А. До­ма­шев, А.И. Глазш­ней­дер, К.Ш. Ами­ро­ва, С.С. Чу­дин, В.А. Му­ха­но­ва, О.А. Си­зых, Д.О. Хам­зин, О.В. Кар­даш и другие.

Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — театр оперы и балета в городе Москве, созданный в 1941 году при объединении Оперной студии К. С. Станиславского при Большом театре и Музыкальной студии МХТ В. И. Немировича-Данченко.

Содержание

История

Предыстория

В октябре-декабре 1918 года [1] в Московском художественном театре и Большом театре обсуждался вопрос об участии МХТ в оперных и балетных постановках Большого театра, в результате решено было организовать Оперную студию под руководством К. С. Станиславского с формулировкой «для оказания помощи в поднятии сценической культуры оперного спектакля» [источник не указан 685 дней] .

В 1919 году возникла Оперная студия Большого театра под руководством Станиславского, в этом же году начала работать Музыкальная студия МХТ, где начал свои эксперименты по синтезу жанров В. И. Немирович-Данченко.

Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но в работе с артистами режиссёры старательно «воспитывали» актёрство, именно при Станиславском и Немировиче-Данченко возникает «авторский оперный театр».

В 1924 году Оперной студии Большого театра был официально присвоен статус государственной, а также имя К. С. Станиславского. В 1926 она стала «студией-театром», а в 1928 — Государственным оперным театром имени народного артиста Республики К. С. Станиславского.

С 1925 года по 1933 год главным дирижёром театра был В. И. Сук.

В свою очередь, и Музыкальная студия МХАТа был преобразована в 1926 году в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко [2] .

В 1926 году Оперная студия-театр Станиславского и Музыкальный театр Немировича-Данченко расположились в здании на Большой Дмитровке, 17, то есть нынешнем помещении театра. Существовали две самостоятельные труппы, две дирекции и единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других.

7 августа 1938 года К. С. Станиславский умер.

В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла созданная в 1929 году балетная труппа Викторины Кригер, которая своё первое название получила в честь Художественного театра и называлась «Московский Художественный балет». В её работе принимали активное участие Борис Мордвинов и Павел Марков — режиссёры, воспитанные на идеях МХАТа. Самым первым балетмейстером труппы был Н. Холфин. Звездой «Московского Художественного балета» была Мария Сорокина — балерина с редким драматическим темпераментом. В состав коллектива входили А. Урусова, А. Клейн, А. Тольский и другие. Балетная труппа и её руководители всегда старались следовать своим первым главным заповедям, строя не просто «балет», но «балетный театр», где на сцене — «танцующий актёр». Поэтому внутренняя творческая актёрская индивидуальность всегда играли особую роль для кандидатов на поступление в балетную труппу.

В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.

В 1934 году в театре состоялась премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

После 1941 года

Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в современном своем виде образовался в 1941 году, когда две оперные труппы были объединены.

Театр был «лабораторией» по созданию новых опер и балетов. Ему передавали для постановки свои сочинения Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Сергей Слонимский.

В годы Великой Отечественной войны Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко был единственным из столичных театров, не эвакуированным и продолжавшим работу. Даже в дни битвы за Москву театр давал спектакли и выпускал премьеры. Поставленная в 1942 году оперетта И. Штрауса «Цыганский барон» долгие годы сохранялась в репертуаре театра.

В 1951 году главным режиссёром театра стал Леонид Баратов — ученик Немировича-Данченко. Именно Леониду Баратову принадлежит первенство в постановке на московской сцене оперы-эпопеи С. Прокофьева «Война и мир». Эта историческая премьера состоялась в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году.

В 1960 году театр возглавил уже ученик Баратова — Лев Михайлов. Именно благодаря Михайлову после многолетнего запрета смогла увидеть свет опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» во второй редакции.

Театр сотрудничал с Берлинской «Комише опер», работал с режиссёрами Вальтером Фельзенштейном («Кармен» Ж. Бизе), Гарри Купфером («Похищение из сераля» В. Моцарта) и балетмейстером Томом Шиллингом («Вечерние танцы», «Черные птицы»), а также с современными композиторами.

Проекты

По инициативе Музыкального театра проходит крупнейший в России Международный фестиваль современного танца DanceInversion (International Festival of Contemporary Dance). Труппы из США, Нидерландов, Бразилии, Германии, Франции, Бельгии, Испании, Португалии и других стран представляют здесь все разнообразие форм и стилей современной хореографии.

Здание

Главный («господский») дом городской усадьбы графов Салтыковых, построенный в XVIII веке, лёг в основу современного здания Музыкального театра. Здание театра горело 18 июня 2003 года, 27 мая 2005 года [3] . В 2006 году завершилась реконструкция исторического здания театра на Большой Дмитровке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector