Монастырь дивеево официальный сайт адрес

Монастырь дивеево официальный сайт адрес

Монастырь дивеево официальный сайт адрес

Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

16.00 Малая вечерня с акафистом

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Календарь

Житие святых жен Дивеевских

Житие святых жен Дивеевских

Статьи

«Дети» блаженной Паши Саровской и кукольный мир XIX века

Все годы пребывания Паши Саровской в монастыре неотъемлемой частью её подвига служения ближним были куклы.

Генеральша Посникова

История Мельничной девичьей общины в Дивееве началась с того, что восточнее Казанской церкви для неё указала место Царица Небесная и генеральша Посникова подарила эти три десятины.

О сути монашеского подвига

Невозможно духовно вызреть без Креста. Крест обнажает нерв нашего огрубевшего сердца, возрождая в нём духовную чуткость.

Дивеево в кольце большой стройки

Паломническим центром кластера, что вполне понятно, выступает Дивеево с Троицким женским монастырем.

Бессребреник Брагин

С большой ответственностью Алексей Степанович Брагин приступил к выполнению заказа. Сроки поджимали, приходилось работать очень напряжённо. Когда заказ был выполнен, оказалось, что стоимость выполненных работ значительно превышает заложенную смету.

Самоотречение как диалогическая и диалектическая характеристика в содержании духовно-религиозного подвига преподобного Серафима Саровского

С момента прославления преподобного Серафима почитание его святости вплетается в живую ткань духовного бытия России, в структуру и пространство религиозного сознания русских людей.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»

Невозможно найти верный ответ, если будешь опираться только на свое понимание, — необходима опора на традиции, на опыт мудрых старцев. Нужно знать, как раньше в истории жило монашество, как выстраивало свой путь.

Священник села Автодеево Михаил Критский

На следствии отец Михаил не признал себя виновным в агитации против советской власти и сказал, что считает своим пастырским долгом учить народ Закону Божию и сам готов свидетельствовать о своей вере «даже до крови».

Державная икона: Москва-Дивеево

Икона Божией Матери «Державная» – лучшее произведение Николая Сергеевича Чернышева (†1942). Он не вполне повторил явленную в Коломенском икону, хотя его работа близка к оригиналу.

Журнал «Дивеевская обитель»

№ 1 (35) 2020

№ 4 (34) 2019

№3 (33) 2019

№2 (32) 2019

№1 (31) 2019

Дивеевские издания

Акафист преподобной Александре Дивеевской

Альманах «Дивеевская обитель»

Фотоальбом «Воскресение обители»

Житие преподобного Серафима Саровского

Патриаршее подворье в Москве

Серафимовская библиотека

История Серафимо-Дивеевского монастыря и его игумения Мария (Ушакова)

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Серафимо-Дивеевские предания

стяжание Духа Святого

«Везде — Серафим!»

Отец Серафим Ган: «Святой Серафим – хозяин нашего прихода, и это проявляется во всем»

Все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима.

Серафимовский храм на Петергофском подворье

Восстановлен храм преподобного Серафима Саровского на бывшем Петергофском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.

Перевязочный отряд имени Серафима Саровского

Передовой санитарный отряд им. Серафима Саровского (передвижной лазарет) был создан по инициативе специального комитета Красного Креста духовно-учебных заведений. Во главе комитета стоял архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский).

Храм рядом с Белорусской АЭС

Храм построен рядом с таким потенциально опасным объектом как атомная электростанция, и можно образно сказать, что эта церковь призвана служить своеобразным громоотводом от всех трудностей и бед.

Кавказское Дивеево

Троицкий женский монастырь в горах Кабарды в народе называют Кавказским Дивеевым, возможно, потому, что женская община, образованная при Троицком храме в 1907 году, избрала своим покровителем преподобного Серафима, прославление которого состоялось за несколько лет до этого и было живо в памяти народа.

Монастырь в селе Большая Норья

С 1992 года Петропавловская церковь в селе Норья вновь стала действующей. С 1994 года при Свято-Александро-Невской церкви в селе Русский Пычас под духовным руководством архимандрита Василида (Пешкова) начала собираться община сестер, желающих иноческого жития. 4 января 1998 года здесь был официально открыт женский монастырь, названный Мало-Дивеевским Серафимовским.

Паломникам

  • Как добраться
  • Панорама монастыря
  • План монастыря
  • Как провести день
  • Заказать требы
  • Где остановиться
  • Контакты
  • Дивеево на карте
  • Журналистам

Серафимо-Дивеевский монастырь продолжает строиться и благоукрашаться. Каждый желающий может помочь в этом благом деле. Теперь у нас появилась кнопка ПОЖЕРТВОВАТЬ. Ваши посильные лепты будут использованы на нужды Дивеевской обители.

Пожертвовать

© 2004-2022

Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Дивеевский монастырь

Троицкий собор
Спасо-Преображенский собор
Казанская церковь
Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса
Трапезный храм во имя святого Александра Невского
Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Скиты монастыря

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято–Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие

Святыни монастыря

Святая Канавка Царицы Небесной
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Святые мощи преподобного Серафима Саровского
Вещи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены
Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Обитель была основана во второй половине XVIII века преподобной инокиней Александрой (Мельгуновой), бывшей в миру богатой помещицей. Богородица Сама повелела ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле (после Иверии, Афона и Киева). Около 1760 года подвижница остановилась в селе Дивееве, где получила чудесное извещение, что это и есть избранное Пречистой место. На средства преподобной в 1767 году был заложен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Главный престол был освящён в 1772 году, левый придел во имя святителя Николая Чудотворца — через четыре года, а правый придел во имя первомученика архидиакона Стефана — в 1779 году [1]. Из Казани преподобная привезла точную копию иконы Казанской Божьей Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокола, а из Саровского монастыря — старый иконостас. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила там три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить ещё трёх послушниц, а третью предоставила паломникам, идущим в Саров. Жила община по строгому саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась раз в сутки с саровской трапезы. Сёстры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах. Перед своей кончиной в 1789 году матушка Александра попросила молодого иеродиакона Саровской пустыни, будущего преподобного Серафима, позаботиться о её общине.

После смерти основательницы общины, молодую обитель возглавила одна из трёх оставшихся сестер — Анастасия Кирилловна, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. С 1796 года, после смерти Анастасии Кирилловны, общину возглавила Ксения Михайловна Кочеулова. Она была настолько строга, что в первый год ее управления из общины выбыли 40 человек, но затем стали прибывать новые.

Преподобный Серафим Саровский хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но матушка Ксения не согласилась, говоря, что устав дан саровским строителем Пахомием. Тогда, в 1826 году, по указанию Богородицы святой Серафим устроил рядом Дивеевской Казанской общиной другую, получившую название ”Мельничной”, с более мягким уставом. Днём основания этой обители считается 22 декабря того года. В неё, по указанию Пречистой, следовало перевести восемь сестёр из Казанской общины. Велено было возвести два храма — в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу.

После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.

Расцвет монастыря

10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.

Закрытие и разорение

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.

В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.

Возрождение

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.

18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.

Статистика

  • 1796 — 52 сестры [4]
  • 1825 — 50 сестер [4]
  • 1833 — в Мельничной общине: 19 келий, 73 сестры [4]
  • 1917 — по списку: 270 монахинь, 1474 послушницы (при этом численность населения села Дивеева составляла 520 человек) [4]
  • ок. нач. 2000-х — более 400 насельниц [5]
  • ок. кон. 2010-х — в монастыре и на 19 его скитах и подворьях: 36 храмов с 82 престолами; ок. 500 насельниц [6]
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

  • Казанский собор (1779 г.)
  • Рождественский храм (1829 г.)
  • Богородице-Рождественский храм (1830 г.)
  • Скорбященский домовый храм (1861 г.)
  • Троицкий собор (1875 г.)
  • Трапезный Александро-Невский храм (1895 г.)
  • Марие-Магдалининский домовый храм (1902 г.)
  • Преображенский собор (1916 г.)
  • Казанский храм на источнике в с. Дивеево (1989 г.)
  • Домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» (2008 г.)
  • Князь-Владимирская часовня в палаточном городке в с. Дивеево (2010 г.)
  • Серафимовская каменная надкладезная часовня (2012 г.)
  • Серафимовская деревянная часовня (2014 г.)
  • Благовещенский собор (2015 г.)
  • Серафимовская часовня в палаточном городке в с. Дивеево
Святая Канавка в Дивеевском монастыре
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

Святая канавка в советское время
Святая канавка в советское время

В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.

С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.

Восстановление Канавки началось 23 августа 1997 года. Проект реконструкции был разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Чернышева. Ко дню столетия прославления преподобного Серафима, 1 августа 2003 года, Канавка была выкопана; полностью работы были завершены в 2004 году. Длина Святой канавки по оси рва — 775 метров. По завету преподобного Серафима её глубина и ширина равняется трём аршинам; вал также трёхаршинный (2 м 15 см). В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные кресты. Площадь внутри Канавки — 4,43 гектара.

Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.

В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

«Глупость и невежество»: кто ответит за массовое заражение COVID-19 в Дивееве?

Изначально о заражении коронавирусом сестер из дивеевского монастыря сообщил в Fасеbook церковно-общественный деятель Сергей Чапнин 25 апреля. Он рассказал, что женщины находятся в тяжелом состоянии, у них поднялась температура — до 38-39°. При этом, по словам Чапнина, монастырское начальство запретило проводить тестирование, так как считает, что в обычных больницах «всем вливают жидкие чипы». Он также добавил, что больны как минимум 30 сестер.

Однако пресс-секретарь нижегородской епархии Алексий Пестрецов поспешил опровергнуть эти данные изданию «Коммерсантъ-Приволжье». Он сообщил, что женщины не в тяжелом состоянии, также, по его информации, плохо себя чувствовали всего несколько сестер. Кроме того, тест на коронавирус, с его слов, был проведен, и он показал отрицательный результат.

При этом уже спустя несколько часов пресс-служба епархии распространила сообщение о том, что у нескольких сестер дивеевского монастыря подтвержден COVID-19. Женщин изолировали в медицинском центре «Надежда» при обители, а монастырь закрыли на карантин. Также по указу губернатора Нижегородской области Глеба Никитина ограничительные мероприятия коснулись всего Дивеева.

«По численности заболевших сестер в монастыре сказать сложно, так как статистика меняется каждый день. У кого-то положительные анализы приходят, а кто-то, наоборот, поправляется», — пояснил NewsNN Пестрецов.

Никитин объяснил вспышку коронавируса в монастыре паломничеством верующих из разных субъектов России. Напомним, что видео с собравшейся там толпой в Вербное воскресенье облетело всю Россию. Только после этого по требованию главного санитарного врача по Нижегородской области Наталии Кучеренко было принято решение о закрытии всех храмов и монастырей в регионе.

В связи с тем, что документ епархия получила от санитарного врача после Вербного воскресенья, Пестрецов считает, что нарушений с их стороны не было. По его словам, причина в том, что «некоторые ослушались» рекомендаций патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который настоятельно просил молиться дома. Пресс-секретарь епархии считает, что выводы о причинах произошедшего в Дивееве «должны сделать медики».

Богослов Андрей Кураев полагает, что случившаяся в Дивееве ситуация — это зона ответственности нижегородского митрополита, который должен был проконтролировать исполнение запрета на массовые мероприятия (более 50 человек). «Массовые открытые службы — безответственная вещь. Монастыри презентуют себя как панацея, говорят, что святыни помогут. А путь общения с ними — контактный — поцеловать или съесть», — рассказал он в беседе с NewsNN.

По словам Кураева, монастырское начальство не может не привлекать прихожан, тем более при эпидемии. «В Вербное воскресенье уже было понятно, что все могут заражаться и умирать от коронавируса, даже священнослужители. При этом оставалась в силе бравада о том, что в монастырях можно спастись. Это глупость и невежество», — добавил он.

С ним согласен и Чапнин. Он считает, что монастырь проявил социальную безответственность, будучи открытыми, когда уже повсеместно были введены жесткие карантинные меры. «Дать себе это в отчет не смогло ни монастырское руководство, ни епархиальное. А люди воспользовались выходными и решили отправиться в паломничество», — пояснил он NewsNN.

По словам Пестрецова, сейчас богослужения в нижегородских храмах и монастырях проводятся только с участием священнослужителей и певчих хора. Он заверил, что с 15 апреля все объекты РПЦ закрыты.

Однако в ночь на 19 апреля, когда отмечалась Пасха, около 40 человек посетили службу в Высковской церкви по предварительной записи, еще 10 — прибыли в храм спонтанно. По данному факту епархия начала проверку, результаты которой до сих пор неизвестны.

При этом также остается непонятным, кто должен был проконтролировать исполнение указа губернатора о запрете массовых мероприятий в церквях. В управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области сообщили NewsNN, что ежедневно находятся на связи с храмами и монастырями региона и получают информацию по исполнению профилактических мероприятий.

По словам Пестрецова, в Вербное воскресенье у монастыря в Дивееве полиция не дежурила. В ГУ МВД по Нижегородской области отказались от комментариев по данному вопросу, попросив обратиться в штаб по борьбе с коронавирусом. Собеседница NewsNN из штаба, в свою очередь, попросила «не названивать» ей. Получить оперативный ответ администрации Дивеева по данному вопросу также не получилось.

В самом женском Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре отказались разговаривать с журналистом, сославшись на карантин.

Чапнин считает, что руководство Русской православной церкви пока не сделало выводов из сложившейся ситуации. Но стоит отметить, что 27 апреля патриарх Кирилл все же установил ответственность священнослужителей за несоблюдение указаний, направленных на противодействие коронавирусу. В документе говорится, что на первых этапах распространения пандемии «не все восприняли ее как серьезную угрозу, проигнорировав предостережения врачей и священноначалия».

Если из-за несоблюдения распоряжений и указаний священноначалия произойдет смерть человека от коронавирусной инфекции, то «виновный может быть привлечен к церковному суду, а в некоторых случаях — к церковно-административной ответственности».

Нижегородский историк Стас Дмитриевский уверен, что сейчас и на руководстве дивеевского монастыря, и на священноначалии лежит большая доля ответственности за произошедшее. Причина, по его мнению, в том, что службы и литургии в храмах зачастую превращаются в «идолопоклонничество».

«В Евангелии говорится, что не человек для субботы, а суббота для человека. Не человек приносится в жертву каким-то обрядам и правилам, а обряды созданы для человека, чтобы помогать ему общаться с богом. У нас перевернутая пирамида. В условиях пандемии было безответственно продолжать причастие из одной лжицы, в то время, как патриарх Кирилл уже рекомендовал не делать этого», — сказал Дмитриевский NewsNN.

Отметим, что массовые заражения коронавирусом произошли не только в Нижегородской области. По информации Чапнина, которую он обнародовал в Facebook, в Николо-Перервинской семинарии в Москве часть учащихся, которые не смогли уехать домой, лежат в изоляторе с температурой.

Заболели и монахини Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. По данным Чапнина, этот факт настоятель замалчивал. Те монахини, которые говорили правду, были лишены мобильных телефонов и других средств связи.

27 апреля произошел вопиющий случай — послушник московского подворья Троице-Сергиевой лавры совершил самосожжение, после того как у него была диагностирована коронавирусная инфекция. По данным на 27 апреля, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре коронавирус диагностировали у 37 насельников.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь занимает совершенно особое место в русской православной культуре. Говорят, что настанут времена, когда даже великая монастырская гора Афон падет перед миром. И тогда хранителем православной веры останется только русское Дивеево – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, что в нижегородской глубинке. Это и другие пророчества приписывают Серафиму Саровскому, одному из «главных» русских святых. Преподобный Серафим много лет был духовником Дивеевского монастыря и основал внутри него особую Девичью обитель.

Православные верят, что сама Богородица, явившись Серафиму, обошла границы будущей обители для юных девушек. С тех пор тысячи паломников стремятся в Дивеево — эту православную мекку, чтобы поклониться мощам святого Серафима, пройти тропой (Святой канавкой) Богородицы, увидеть уникальный архитектурный комплекс Дивеевского монастыря (сегодня полностью восстановленный) с его Соборной площадью, окунуться в один из пяти расположенных поблизости святых источников. Самые ортодоксальные (и богатые) строят в селе Дивеево вокруг монастыря дома в надежде, что обитель и Канавка Богородицы защитят их или их потомков в последней апокалиптической битве…

История

По преданию, Богородица несколько раз указывала место для строительства Дивеевского монастыря. Сначала она явилась юной монахине Александре (Мельгуновой) в Киево-Печерской лавре и повелела ехать на Север России, чтобы заложить новую иноческую обитель, «равной которой не будет во всем свете». В начале 1780-х Александра на деньги, оставшиеся от покойного мужа-торговца, заложила в селе Дивеево первый — Казанский – храм, вокруг которого со временем сложилась монашеская община.

В соседнюю Саровскую пустынь – мужской монастырь – приехал Серафим, который впоследствии много десятилетий прожил в отшельническом подвиге в здешних лесах близ реки Саровки. Серафим, к которому, как к старцу потянулись люди со всей России, со временем стал духовником женского монастыря. Строительство новых храмов монастыря велось строго под его руководством по плану, начертанному самой Божией Матерью. Однажды после видения Богородицы Серафим основал внутри Дивеевского монастыря специальную общину для совсем юных девушек – Мельничную, или Девичью, обитель. Границы этой обители также указала Богородица, которая буквально обошла небольшой участок земли (и по преданию, с тех пор каждый день незримо проходит этой тропой). Вдоль всей тропы Богородицы под руководством Серафима сестры новой обители начали копать Святую канавку. «Кто Канавку пройдет да 150 раз произнесет про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил Серафим. Современники также запомнили и другие его слова. У Богородицы есть четыре удела на земле – Афон в Греции, Киево-Печерская лавра, Иверия (Грузия) и Дивеево. В последние времена все остальные уделы падут, только Дивеево устоит, а в Апокалипсис антихрист подойдет к Дивеево, но незримую стену над Святой канавкой преодолеть не сможет.

Новая община вместе с первоначальной Казанской обителью и составили сам Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. На небольшой площади монастыря с XVIII века выросли более дюжины красивейших храмов, на которые Серафиму активно жертвовали деньги (и отдавали землю) самые известные люди страны. По благословению преподобного Серафима к первому Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского. В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы).

Кроме Серафима, Дивеево дало многих подвижников веры, память которых почитают каждый год 14 июня, в день Собора Дивеевских святых. Но, конечно, духом и сердцем Дивеево остается преподобный Серафим, который своей жизнью знаменует суть православия как любви к ближнему. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил этот святой, которого слушались даже дикие лесные звери и который молился даже за ограбивших его разбойников…

В советское время Серафимо-Дивеевский монастырь не избежал скорбной участи. К революции 1917 года в монастыре было 270 монахинь и почти 1,5 тысячи послушниц (при населении самого села Дивеево в 500 человек). Все они после революции вошли в трудовую артель, которой стал монастырь, а после того, как в 1927-м его закрыли, рассеялись по соседним районам и областям. В 1937 году закрыли Казанский и другие храмы, которые постепенно стали разрушаться (в их зданиях устроили гараж, тир, детский дом, райисполком и тому подобные объекты, а на крыше Троицкого храма выросли деревья…). Была полностью разрушена старинная Тихвинская церковь, при которой стояла устроенная Серафимом колокольня с тремя ярусами звона, восьми- и трехтонными колоколами…

Состояние

Возрождение обители началось в 1988 году, когда была создана церковная община, которой стали передавать дивеевские храмы. Главным событием постперестроечных лет стало возвращение в Дивеево мощей преподобного Серафима, найденных в запасниках Музея религии в Казанском соборе Санкт- Петербурга. Многотысячный крестный ход с мощами Серафима прошел 28 июля 1991 года и с того дня мощи святого выставлены для поклонения в Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре отреставрированы все церкви и даже строятся новые (разумеется, по плану, оставленному Серафимом). Так, после того, как в 2011 году в России (и в Дивеево) побывал ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы, началось строительство нового Благовещенского собора, пропорции которого определены в соответствии с Поясом Богородицы. В 2014 году новый храм, о строительстве которого мечтал еще Серафим Саровский, был освящен и открыт для служб.

На территории Дивеево открыты все храмы его архитектурного комплекса. Прежде всего паломники видят Соборную площадь. Трехпрестольный Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко и имеет три придела – в честь Казанской иконы Божьей матери, святого Николая Чудотворца и святого Стефана. Главным храмом монастыря считается пятиглавый Троицкий собор, заложенный под руководством Серафима в 1850-е годы, – здесь находится чудотворная икона Богородицы «Умиление». На одной линии с Троицким стоит выполненный в неорусском стиле Преображенский собор, в свое время заложенный на пожертвования Николая II. Два из четырех его приделов в 2006 году были освящены в честь Тихвинской иконы Божией матери и Новомучеников российских. Преображенский собор повторяет владимиро-суздальскую архитектуру, а роспись внутри выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской

Вместе с этими тремя храмами на Соборной площади стоит Трапезный храм святого благоверного Александра Невского, одно из помещений которого традиционно служит столовой для монахинь, послушниц, священников и трудников. В начале 2000-х помещения Трапезного храма были расписаны художниками Палеха.

Среди других «культовых сооружений» — Рождественский храм, где хранится один из возвращенных монастырю колоколов времен батюшки Серафима (всего им было заказано 11 колоколов), пристроенный к Казанской церкв, и храм Рождества Богородицы с усыпальницей нескольких канонизированных дивеевских матушек, Игуменский корпус с домовой Троицкой церковью, где хранится ростовая икона преподобного Серафима дивеевского письма. Полностью восстановлена колокольня и внутри нее – монастырские часы, которые каждые четверть часа вызванивают «Пресвятая Богородица, спаси нас». Найдены остатки фундамента мельниц Девичьей общины – на них внутри Канавки возведена Часовня Серафима Саровского. Действуют несколько домовых церквей.

Впечатления

В Дивеево лучше ехать в составе паломнической группы или хотя бы на автомобиле: монастырь находится в 150 км от Нижнего Новгорода, 50 км от города Арзамаса. С учетом многочисленности дивеевских святынь в этой поездке довольно трудно обойтись одним днем. Внутри и вокруг Дивеевского монастыря сложилась и бурно развивается паломническо-туристская инфраструктура, здесь есть гостиницы и гостевые дома для ночлега.

Как правило, паломники считают обязательными пунктами поездки следующие. Поклонение мощам преподобного Серафима. Исповедь в Троицком соборе, которую одновременно принимают до десятка и более священников. Прогулка по Святой канавке (каждый день после вечерней службы здесь идет крестный ход), во время которой надо 150 раз прочесть «Богородице, дево, радуйся». Посещение одного из святых источников с купальнями (нужно брать с собой простыни, полотенца, одежду и т.п.). Источников здесь шесть. Самый почитаемый, но и самый дальний – источник Серафима у деревни Цыгановка. Самый ближний открыт еще основательницей матушкой Александрой для рабочих и первых насельниц.

Многие увозят из Дивеево горшочки с сухариками (ими любил угощать гостей Серафим) и даже щепотку земли с Канавки. Также можно посетить музей, устроенный в доме («пустыньке») блаженной Параскевы Саровской, которую еще при жизни почитали за ее прозорливость (известно, например, что к ней приезжали Николай II и императрица Александра, и Параскева предсказала им трагическую гибель).

Туристская инфраструктура вокруг монастыря развивается вполне по- светски. Так, например, 2 мая в самом селе празднуется День русского лаптя. Да и само Дивеево отнюдь не угасает. Это во многом связано с теми самыми апокалиптическими пророчествами о спасении Дивеевского монастыря и Святой Канавки. Говорят, что дома в селе – на черный апокалиптический день — скупают или строят заново топ-менеджеры крупных компаний, известные артисты. Население села только за несколько последних десятилетий выросло с шести до восьми с лишним тысяч человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector