Могила пушкина, где находится гроб с телом поэта, за

Могила пушкина, где находится гроб с телом поэта, за

Я памятник себе воздвиг – могила Александра Пушкина

Морозной февральской ночью 1837 года из Петербурга тронулся в путь неприметный санный экипаж, увозивший гроб в Псковскую губернию, где неподалеку от имения Михайловское стоял Святогорский монастырь. Гроб был заколочен в дубовый короб, обернутый снаружи рогожей, и присыпан сверху соломой. По приказу императора в последний путь поэта сопровождали Александр Тургенев, слуга Никита Козлов и жандармский офицер, везущий губернатору Пскова указ «воспретить всякое особенное волеизъявление». Так хоронили Александра Сергеевича Пушкина – «солнце русской поэзии», как в кратком некрологе, напечатанном на страницах небольшой литературной газеты, безымянный писатель окрестил великого стихотворца.

Сегодня, в 2020 году могила Пушкина у стен Святогорского Успенского монастыря на Пушкинских горах является одним из мест, обязательных к посещению для всех ценителей русской культуры, однако в течение длительного время народная тропа к ней была покрыта зарослями сорняков. До сих пор Почему рукотворный памятник великому поэту удостоился настолько отличной от его литературной памяти судьбы, и какую историю может рассказать место его последнего упокоения?

История Святогорского монастыря

В 1569 году по указу Ивана Грозного на пролегавшей примерно по линии Синичьих (ныне Пушкинских) гор русско-польской границе был основан Святогорский мужской монастырь. Место было выбрано неслучайно: помимо удачного стратегического расположения, позволявшего использовать его как приграничный форпост, именно здесь неподалеку от села Воронича, по преданию псковских летописей, тремя годами произошло явление чудотворных икон Богородицы юродивому пастуху Тимофею. В честь открытия Иван Грозный даровал обители 15-пудовый (≈246кг) колокол, прозванный впоследствии в народе «Горюном». Не обошел ее вниманием и Михаил Федорович, передав монастырю богато украшенное Евангелие.

Монастырь быстро вошел в ряд самых почитаемых – и богатых – обителей Русского государства. Возникшая при нем слобода уже к началу XVIII веку разрослась в крупное поселение, получившее название «Святые горы»: здесь регулярно проходили крупные ярмарки, куда съезжалось большое количество купцов и народа, а престольные праздники и святыни ежегодно привлекали в Святогорье тысячи паломников. Хотя вплоть до своего закрытия в советское время монастырь оставался важным центром общественной и религиозной жизни, когда граница Российской империи отодвинулась к берегам Балтики, его стратегическое значение пошло на спад. В 1764 году по указу Екатерины II он был лишен значительной части своих земель и угодий.

Пушкин и Святогорский монастырь

С семейством Пушкиных Святогорский монастырь оказался связан задолго до рождения А.С. Пушкина. В 1742 году часть дворцовых владений, составлявших Михайловскую губу Воронецкого уезда, указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы во владение «арапу Петра Великого», Абраму Ганнибалу – прадеду поэта. После его смерти эти земли были поделены между тремя его сыновьями. Территория будущего Михайловского имения досталась Осипу Абрамовичу, который построил здесь господский дом, основал усадьбу и при ней разбил живописный парк. Будучи крупнейшим жертвователем Святогорского монастыря своего времени, он получил право быть похороненным в его пределах. На откупленного у монастыря участка земли он разбил фамильную усыпальницу. Место его упокоения стало впоследствии родовой усыпальницей для нескольких поколений Пушкиных-Ганнибалов: здесь также находятся могилы супруги Осипа и бабушки поэта, Марии Алексеевны, его матери, Надежды Осиповны и отца – Сергея Львовича, а также умершего в младенчестве брата Платона.

Впервые родовое имение Пушкин посетил только в 1817 году. По собственным словам поэта, в тот раз был «очарован сельской жизнью, русской баней, клубникой и пр.», однако вскоре ему это наскучило, и он вернулся в столицу. Всего в материнском имении он за свою жизнь бывал всего 4 раза и задержался в нем только однажды – в годы михайловской ссылки 1824-1826гг. Михайловская пора была плодотворным периодом для Пушкина. Работая над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич нередко посещал Святогорский монастырь, где много времени проводил в архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Он посещал знаменитые монастырские ярмарки, наблюдая за жизнью обывателей и слушая их речь, а также тесно сдружился с настоятелем обители, игуменом Ионой.

Даже после окончания ссылки он не раз приезжал в Свято-Успенский монастырь. В последний раз он побывал на Святых горах в 1836 году, предав земле на территории фамильной усыпальницы свою мать, Надежду Осиповну. Тогда же он заплатил и за собственное погребение, которому было суждено состояться всего годом позднее.

Похороны Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля по новому стилю), через два дня после его печально известной дуэли с кавалергардом Жоржем Дантесом. Приводя в порядок свои дела, он обратился к Николаю I с просьбой позаботиться о его семье – в последние годы Пушкины переживали не лучшие времена и испытывали немалые финансовые трудности. Свое обещание император исполнил сполна: он позаботился о списании семейных долгов, распорядился выделить Наталье Николаевне и их детям внушительное денежное пособие, а также зачислить его сыновей в престижный Пажеский корпус. Однако в его глазах даже после смерти поэт оставался «опасным вождем вольнодумцев». Опасаясь волнений и беспорядков, Николай I повелел провести прощание и церемонию погребения в обстановке секретности и с соблюдением всех мер предосторожности.

Отпевание назначили в Исаакиевском соборе, однако глубокой ночью тело поэта перенесли в Спасо-Конюшенную церковь. Незадолго до начала церемонии его ближайшим друзьям и придворной знати было разослано ограниченное число пригласительный писем, которые уведомляли их об изменении места проведения церемонии. Эти приглашения были также и пропуском, по которому полиция пропускала участников в храм.

Утром пришедших проститься с Пушкиным встретили закрытые двери, но несмотря на все попытки скрыть место организации отпевания властям не удалось: вскоре на Конюшенной площади собрался едва ли не весь Петербург. Однако проститься с поэтом народу не дали. После отпевания гроб с телом поэта спустили в заупокойный подвал церкви Спаса, где он пролежал еще три дня. В ночь с 3 на 4 февраля небольшой траурный кортеж тайно вывез его из Москвы, направившись в сторону Святогорского монастыря.

Могила Пушкина

В Святые Горы процессия прибыла глубоким вечером 5-го февраля. Согласно воспоминаниям Екатерины Осиповой, дочери хорошей подруги поэта, в то время на дворе стояли сильнейшие морозы, и земля промерзла насквозь. Копать могилу в таких условиях было почти невозможно. Поэтому ночью крепостные выдолбили на кладбище небольшое углубление, куда на рассвете на скромной церемонии и опустили ящик с гробом. В надлежащий вид могилу Пушкина привели только весной. По распоряжению хозяйки Тригорского имения, под землей рядом с захоронением Надежды Осиповны был обустроен кирпичный склеп, где и нашел свое последнее упокоение писатель. Сверху был насыпали могильный холм, на котором разбили небольшой цветник, и установили простой черный деревянный крест с фамилией поэта.

Хотя об установке памятника на могилу Пушкина его современники заговорили еще в феврале, вплотную к этому делу Наталья Николаевна приступила только в 1840 году. Договор на изготовление был заключен с каменным дел мастером Александром Пермагоновым. В качестве материала скульптор взял гранит и итальянский мрамор. В мае 1841 года над склепом поэта были в форме пирамиды установлены 3 гранитные четырехугольные плиты, а сверху – белый мраморный обелиск с шестиконечной звездой, заключенный в лавровый венок, и крест. На его основании были высечены скрещенные факелы, а в нише под ним помещена композиция в виде урны, закрытой покрывалом. На гранитном цоколе мастер выгравировал слова: «Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве 26-го мая 1799 года. Скончался в С.-Петербурге 29-го января 1837 года». Впоследствии благодаря этому заказу имя Пермагонова заработало большую известность, заработав ему множество заказов.

Неизвестная в то время публике могила Пушкина постепенно пришла в запустение и обветшала. Внимание на это губернские власти обратили только в 1880-х, когда в Москве вовсю шла подготовка к открытию памятника поэту. Восстановление взял на себя В.Л. Назимов. Осмотрев памятник, он обнаружил, что с западной стороны могилы просела земля, позволяя увидеть гроб писателя, а деформированные временем кирпичные стены и свод склепа грозили обвалиться под весом монумента. Под его руководством под старый кирпичный цоколь установили гранитный под железным карнизом, а свод укреплен новым цементным раствором. Была обновлена обрушившаяся железная ограда.

Могила Пушкина сильно пострадала в военные годы. Взорвав Успенский собор и монастырские постройки, немецкие саперы вырыли под могильным холмом и дороги к захоронению Пушкиных-Ганнибалов туннель, куда поместили большое количество взрывчатки. После освобождения Пушкинских гор захоронение было разминировано, однако в ходе работ выяснился что из-за туннеля памятник опять начал проседать и накренился на несколько градусов.

Реставрацией руководила группа под руководством инженера М. Никифорова и известного советского археолога П.Н. Шульца. Разобрав монумент, реставраторы восстановили стены склеп, заменив гранитный цоколь бетонной плитой, а над ним установили железобетонную арматуру, укрепленную железными балками. После этого они приступили к сборке каменных деталей. Работы длились 8 лет и были завершены к 1953 году. В таком виде могила Пушкина сохранилась до наших дней.

Что обнаружили советские учёные, когда вскрыли могилу Пушкина

Казалось бы, о жизни, смерти и уж тем паче о захоронении великого русского поэта давно известно абсолютно все. Однако, как выясняется, даже могила Александра Сергеевича Пушкина таит в своих недрах немало загадок. И многие из них, видимо, откроются для широкой публики еще нескоро.

Не зря же перед реставрацией надгробного памятника в 1953 году все, кто участвовал в этом событии, подписали документ о неразглашении информации.

Одной из главных тайн захоронения известного поэта многие считают собственно сам процесс погребения Пушкина. Ссылаясь на свидетельства очевидцев этого странного действа, некоторые исследователи склоняются к тому, что в гробу вместо тела Александра Сергеевича упокоилось тело совсем другого человека. Дело в том, что поначалу отпевание Пушкина планировалось в Исаакиевском соборе. Однако ночью 31 января усопшего «по указанию высшего руководства» переместили в Конюшенную церковь.

Жуковский писал об этом инциденте так: «…тело перенесли с какой-то тайною, всех поразившей, без факелов и без проводников».

После отпевания загадки не закончились. Согласно желанию самого Пушкина, его решено было похоронить в Святогорском монастыре, расположенном на Псковской земле. Прежде чем тело поэта прибыло на место его упокоения, псковский губернатор Пещуров получил письмо от чиновника Мордвинова. Тот от имени императора требовал, чтобы «не было никакой встречи» и «никаких церемоний». Тело поэта перевозили опять-таки под покровом ночи.

Примечательно, что всеми этапами похорон занимался непосредственно царь, а также граф Бенкендорф, еще при жизни которого ходили слухи о его участии в организации убийства Пушкина.

А если это так, то графу необходимо было избавиться от главной улики – тела Александра Сергеевича или же подменить его на другое. Отсюда перемена церквей, ночь, секретность и другие подозрительные действия и обстоятельства.

Между тем покойник в могиле все-таки есть. И в этом смогли убедиться ученые, которые занимались реставрацией надгробного памятника Пушкина в 1953 году. Все они подписали документ о неразглашении информации.

Директор пушкинского заповедника Семен Гейченко, руководивший работами, писал о том, что когда рабочие разобрали наземную часть захоронения, они отпрянули от удивления: склеп Александра Сергеевича оказался двухэтажным.

В верхней квадратной камере могилы, по словам Гейченко, были найдены два человеческих черепа и кости.

Эксперты установили, что останки принадлежали пожилым мужчине и женщине, но ничего более специалисты сказать не могли.

В частности, многие не могли предположить, как чужие кости вообще могли очутиться в могиле Пушкина да и еще и в будто специально отведенном для них помещении.

Однако некоторые пушкиноведы до сих пор уверены в том, что великий поэт принадлежал к масонской ложе. А черепа и другие останки в захоронении Пушкина очень напоминают масонский обряд под названием «Мертвая голова».

На тот факт, что Пушкин являлся масоном, указывают и действия его товарищей после похорон: они оставили в гробу поэта белые перчатки. Это традиционный для масонов ритуал, означающий, что «братьев» не сможет разлучить даже смерть.

Но самое интересное, что реставрация места погребения Александра Сергеевича была произведена и в 1902 году. И тогда ни о каких камерах с черепами никто из участников работ даже не заикнулся.

Даже архитектор Назимов, который руководил всеми действиями, ни словом ни о чем таком не обмолвился.

Таким образом выходит, что соорудить «второй ярус» и заложить туда останки неизвестных людей могли только те, кто занимался восстановлением надгробного памятника Пушкина в том самом 1902 году.

Известный исследователь Владимир Новиков считает, что это вполне возможно, так как именно в то время масонские ложи особенно активизировались в России.

Как и прежде, костяком масонов были образованные личности, так называемые люди искусства: литераторы, художники, архитекторы. Так что устроить ритуальное захоронение мог как сам Назимов, руководивший работами, так и его подчиненные.

Кроме того, по свидетельствам очевидцев, реставрационные работы особенно никем не контролировались, поэтому заподозрить в данной провокации можно любого участника реставрационного процесса.

Святогорский монастырь – могила Пушкина

Святогорский монастырь был основан по велению Ивана Грозного в 1569 году. На этом месте вороническому юродивому пастуху Тимофею было несколько явлений чудотворной иконы Божией Матери, и когда весть об этом дошла до царя, здесь, на Синичьей горе, переименованной в Святую, и был устроен монастырь. На самом верху горы стоит мощный каменный собор Успения Божией Матери (1569).

Толщина стен собора – 1,5-2 метра, своды подпирают массивные столпы. Во время Великой Отечественной войны фашисты, отступая, попытались взорвать храм, но ничего не получилось – взрыв повредил кровлю, древние же стены устояли. Другие постройки монастыря пострадали намного сильнее.

После войны монастырь был восстановлен и передан Пушкиногорскому музею.

Известен всей стране Святогорский монастырь не только и не столько своей древней историей и легендами, сколько тем, что здесь находится могила А.С.Пушкина. Небольшой фамильный некрополь Пушкиных-Ганнибалов у апсиды Успенского собора появился, когда дед поэта, Иосиф (Осип) Абрамович откупил землю у монастыря и сам был погребен здесь в 1806 году.

Здесь же лежат родители Пушкина, а в соборе был похоронен его маленький брат Платон.

29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин умер.

После прощания с ним на его петербургской квартире траурный поезд отправился в Михайловское. Стояли сильнейшие морозы, но несмотря на это от Петербурга доехали за трое суток. В Острове траурный поезд останавливался на почтовой станции. А.И.Тургенев, не совсем хорошо знавший дорогу, сопровождал возок с гробом, и вместо монастыря сначала заехал в Тригорское. Дочь П.А. Осиповой вспоминала: “Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтобы не проститься с Тригорским и с нами”.

Наутро поехали в Святые Горы, в соборе настоятель архимандрит Геннадий совершил заупокойную службу. Земля промерзла до состояния льда, поэтому пришлось выкопать неглубокую яму, где гроб с телом поэта пролежал до весны. Только весной яму углубили и опустили туда гроб окончательно…

Сначала на могиле стоял простой черный крест с одним словом – “Пушкин”.

В 1840 году Наталья Николаевна вместе с опекой заказала надгробный памятник мужу. Зимой 1840 года могила Пушкина приняла свой законченный вид.

Сейчас, конечно, эти места выглядят намного более ухоженными. Долгое время кладбище было полузаброшенным, заросшим деревьями, каменные плиты вросли в землю, а могила Пушкина с оградой оказалась на краю обрыва. В 1902 году площадка была обнесена мраморной балюстрадой.

Во время Великой Отечественной войны фашисты не только взорвали собор, но и заминировали могилу Пушкина. Саперы Рижской саперно-инженерной бригады под командованием капитана Казакова, рискуя жизнью, в первую очередь разминировали именно могилу.

Сейчас сюда приходят и группы туристов, и просто посетители, приносят цветы…

Как хоронили Пушкина. Жена поэта приехала на могилу спустя два года

Дуэль Пушкина с Дантесом. Художник А. Наумов 1884 год

День смерти Пушкина, 10 февраля, отмечается в стране как день памяти поэта. О трагических событиях дуэли и смерти в квартире на Мойке, 12, известно досконально. А вот дальнейшая история — отпевания и особенно похорон в Святых Горах — уже не так знакома.

Под стражей

Пушкин скончался 29 января (по старому стилю) в 2 часа 45 минут пополудни. Отпевание было назначено на 1 февраля в Исаакиевском соборе, были даже выданы специальные «билеты». Однако накануне ночью тело из квартиры перенесли в Конюшенную церковь — Пушкин был её прихожанином. Как вспоминал Жуковский: «В минуту выноса, на который собрались не более десяти ближайших друзей, жандармы заполнили ту горницу, где мы молились об умершем. Нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей, проводили тело до церкви».
Пришедшие к Исаакиевскому собору люди нашли его запертым, но молва быстро распространила известие о том, где будет отпевание. Вскоре площадь вокруг Конюшенной церкви «представляла собой сплошной ковёр из человеческих голов», мужчины стояли без шапок.

В храм пускали только по «билетам». Когда кончилось отпевание, гроб вынесли из храма, перетащили через соседние ворота в заупокойный подвал. «Всё мелькнуло перед нами на один только миг», — писал студент-очевидец. Студентам, кстати, строго запретили в этот день покидать занятия.

Гроб поставили «в особо устроенной комнате, где в ту пору хранилась погребальная колесница, на которой привезено было из Таганрога тело покойного императора Александра I».

Последние спутники

3 февраля ночью тело Пушкина тайно увезли в Псковскую губернию, где находилось родовое имение семьи — Михайловское. За год до смерти Пушкин похоронил в этих местах, в Святогорском монастыре, мать и купил место для себя. Гроб в специальном ящике обернули рогожей, поставили в простую телегу без кузова, называемую дроги, и завалили соломой.

Сопровождать тело поэта Николай Первый повелел Александру Тургеневу, приятелю Александра Сергеевича. Единственным по-настоящему близким к Пушкину человеком оказался его слуга Никита Козлов — «дядька», который был приставлен ещё к мальчику Саше и находился рядом с барином всю жизнь. Тургенев так описал процессию: «Я с почтальоном — в кибитке позади тела. Жандармский капитан впереди покойного. Дядька стал на дрогах и не покидал его до самой могилы. Морозы в тот год стояли лютые. А Никита как встал на задок возка, припав головой к гробу, так и застыл». Жандарм Ракеев вспоминал: «Смотреть было больно, так убивался. Не отходил почти от гроба, не ест, не пьёт».

До Святых Гор домчались всего за 19 часов, благодаря подорожной, выданной самим императором: кортеж мог не останавливаться на каждой станции, а ехать «поспешно». 5 февраля вечером прибыли в Святогорский монастырь. Похороны состоялись 6 февраля в 6 часов утра. Тургенев вспоминал: «Немногие плакали.
Я бросил горсть земли, выронил несколько слёз. Предложили мне поехать в Михайловское. Мы вошли в домик поэта… Всё пусто. Дворник, жена его плакали».

Более подробные воспоминания оставила Екатерина Осипова — дочь приятельницы Пушкина, хозяйки Тригорского, Прасковьи Александровны, которая в те дни была нездорова. «Мы обе — сестра Маша и я — поехали, чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких. Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни похоронили Александра Сергеевича в присутствии Тургенева и нас, двух барышень. Уже весной, когда начало таять, распорядился настоятель монастыря отец Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно». Действительно, поначалу в промёрзшей земле выдолбили лишь небольшое углубление и закидали гроб снегом.

Кирпичный склеп в земле для «окончательных похорон» был сделан на средства Прасковьи Александровны Осиповой. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приехала только через два года, в 1839-м.
Памятник она установила в 1841 году.

Где находится могила Пушкина? Тайны могилы Пушкина

Морозной февральской ночью 1837 года, в полночь, из Петербурга тронулись в путь дроги, увозившие в Псковскую губернию гроб, надёжно скрытый от посторонних глаз. Впереди, ссутулившись в седле, ехал верхом жандармский офицер, а сзади в кибитке немолодой уже человек с измятым от горя лицом. Кроме этих двух людей да старого слуги, не пожелавшего покинуть останки барина, только снег и метель провожали в последний путь великого русского поэта — Александра Сергеевича Пушкина. Страх перед убитым поэтом После отпевания в Конюшенной церкви его тело было отправлено к месту погребения в обстановке величайшей секретности. Чего боялись власти и почему они хотели скрыть от народа, где могила Пушкина — поэта, которого к тому времени знала вся Россия? Ведь известие о его смерти уже успело облететь Петербург, и тысячи людей приходили к дому на Фонтанке проститься с ним. Вероятно, понимали, что в тот день сознание масс было парализовано общим для всех горем, и потому толпа оставалась безмолвной. Но какие в дальнейшем формы могло принять возмущение убийством поэта, было неизвестно, и власти опасались народных волнений. Поэтому высочайшим указом повелевалось, дабы избежать ненужных проблем, отправить гроб к месту захоронения тайно, с соблюдением всех мер предосторожности. Что и было в точности исполнено. До последнего момента друг поэта — А. И. Тургенев, провожавший его в последний путь (именно он находился в той памятной кибитке), не знал, куда они едут и где будет могила Пушкина. Таким образом, с первых дней тайна окутывала всё, что связано с кончиной российского гения, и все последующие годы её тень не покинет могилы в Святогорском монастыре. Исполнение последней воли поэта Александр Сергеевич ещё за год до смерти выразил желание, когда придёт его час, быть похороненным вблизи Михайловского — близко «к милому пределу», как написал он в одном из своих стихотворений. Известно, что в 1836 году Пушкин привёз в Святогорский монастырь тело умершей матери и тогда же откупил для себя место рядом с её могилой. Во исполнение этой его воли и направились поздней петербургской ночью дроги с телом поэта в Псковскую губернию, где находилось его родовое село, а рядом с ним — место будущего упокоения. Вначале могила Пушкина была отмечена лишь скромным деревянным крестом, каких много возвышается на российских погостах. Но через два года вдова поэта — Наталья Николаевна, несмотря на крайнюю нужду, в которой оказалась после смерти мужа, заказала мраморный обелиск. Ещё через год памятник был установлен. По мнению исследователей, тогда же был сооружён и склеп, в котором навечно упокоились останки Александра Сергеевича и его матери. В 1848 году там же был похоронен и отец поэта — Сергей Львович. Древняя обитель в Псковской губернии Но чтобы продолжить дальнейший рассказ, следует подробнее описать Святогорский монастырь, который среди всех российских обителей заслужил известность тем, что у его стен находится могила Пушкина. Фото этого священного для каждого россиянина места приводится в начале статьи. От родового поместья Пушкина — села Михайловского — монастырь отделяют пять километров. Расположен он возле села, носившего когда-то название Святые Горы, что и дало ему имя. Из архивных документов известно, что основан он был в 1569 году по личному повелению государя Ивана Грозного. Исполняя высочайший указ, царский наместник — князь Юрий Токмаков — начал строительство монастыря, которому предназначалось стать не только религиозным центром, но и форпостом на пути возможного неприятеля к городу Вороничу, расположенному поблизости. Жизнь монастыря во времена Пушкина Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов. Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы. Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах. Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки. Создание могильного обелиска В этом соборе в феврале 1837 года была отслужена заупокойная панихида, после которой тело Пушкина было похоронено у алтарной стены. На могиле, как было сказано выше, установили обычный деревянный крест. Вскоре с инициативой создания памятника выступил известный литературный критик тех лет Н. А. Полевой. Он даже пытался организовать для этого сбор средств, но по ряду причин планы так и не были осуществлены. Появился памятник лишь в 1841 году. Выполнен он был в мастерской петербургского мастера Пермагонова, которому помогали кроме его родного брата ещё трое помощников. В целом вид некрополя с тех давних пор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Как выглядит могила Пушкина, где находится и какие события связаны с последними днями поэта, известно всем со школьной скамьи. Многие из тех, кому не довелось побывать в Святогорском монастыре, знакомы с её изображением, растиражированным в средствах массовой информации. Секрет масонских символов Но тут начинаются загадки. Памятник Пушкину на могиле — стела и вся траурная композиция — представляет собой сочетание различных символов, имеющих как общепринятое толкование, так и тайное, относящееся к разряду масонских знаков. Например, урна и два горящих факела, обращённых вниз, — это весьма распространённые символы скорби. Однако нужно учесть, что согласно православной традиции усопших предавали земле, а не кремировали, и их прах не помещали в урны. Это характерно именно для масонов. Кроме того, урна изображена с накинутым сверху ритуальным плащом, что, по признанию самих «вольных каменщиков», является их знаком. Далее направленные вниз факелы во многих ложах являются символом борьбы и мести за те гонения, которым подвергалось масонство. Также двояко может быть истолковано и изображение шестиконечной звезды. В православии она трактуется как символ ветхозаветных времён и на могиле может символизировать божественный дар, полученный поэтом, тогда как в масонстве этот знак носит название тетраграммы и печати Соломона. Он означает мистическое предназначение человека. Десять таких символов на своде арки — жизненный путь того, кто здесь погребён. И ещё две эмблемы «вольных каменщиков» мы видим на могиле Пушкина: лавровый венок — благотворение, верёвочная петля — символ тайного союза. Великий поэт и «вольные каменщики» Какое, казалось бы, отношение к масонам имел Александр Сергеевич? Оказывается, самое прямое. Находясь в 1829 году в кишинёвской ссылке, он вступил в местную ложу, называвшуюся «Овидий», о чём писал своему другу Жуковскому, также члену союза «вольных каменщиков». Очень возможно, что те символы, о которых шла речь выше, связаны с этим и несут в себе некую закодированную информацию. Однако главная загадка, которую хранит в себе могила Пушкина, взволновала исследователей и всех, кому близко имя поэта, в 1953 году, во время реставрационных работ, проводившихся на месте его захоронения. Таинственная находка Дело в том, что вся Псковская область в период Великой Отечественной войны оказалась в зоне оккупации, и в 1944 году при отступлении немцы пытались взорвать многие исторические памятники, расположенные на её территории. К счастью, сделать этого им не удалось, но всё же могила Пушкина в Святогорском монастыре была повреждена, и требовалась её реставрация. В первые послевоенные годы осуществить её не было возможности, и только в 1953 году начались работы. Вначале не планировалось вскрытие могилы Пушкина, предполагалось лишь восстановление внешнего облика некрополя. Но когда приступили к демонтажу покосившейся от удара взрывной волны стелы, то оказалось, что грунт, на котором она находилась, просел и видны уходящие вглубь трещины. Было ясно, что повреждён и требует замены цоколь, возведённый над склепом во время последних реставрационных работ, проводившихся в 1902 году. Приступили к разборке надгробия. Когда был демонтирован достаточно большой его участок, то взорам присутствующих открылась картина, повергшая всех в изумление: кроме останков поэта в могиле находились ещё два черепа. Как показала последующая экспертиза, они принадлежали мужчине и женщине пожилого возраста. Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года. Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием? Гипотеза о конкретном исполнителе акции По этому поводу своё предположение высказал историк В. Новиков. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза. Следует также учесть, что в 1902 году, в преддверии первой русской революции, деятельность масонов достигла максимальной активности. Не исключено, что они могли совершить провокацию, подбросив в склеп черепа, доказывающие причастность Пушкина к их союзу. С какой целью? Очевидно, чтобы поднять авторитет масонства. Что же касается конкретного исполнителя этой акции, то, учитывая, что в их рядах состояли в те годы многие люди творческих профессий, невольно подозрение падает на главного руководителя работ — архитектора В. Н. Назимова. Это, разумеется, лишь предположение. Туда, где могила Пушкина Местонахождение некрополя, где погребён величайший русский поэт, хорошо известно большинству россиян. В наши дни посёлок, давший название монастырю, переименован в Пушкинские Горы. Так было увековечено имя поэта. Связав воедино обширный музей-заповедник, он живёт богатой духовной жизнью. Главной достопримечательностью здесь является могила Пушкина (где находится она, мы вам уже рассказали). Сюда ежедневно устремляется нескончаемый поток туристов, приезжающих со всех концов страны, чтобы почтить память поэта и узнать новые факты о его жизни и творчестве. Воистину прозорлив был Александр Сергеевич, когда писал своё знаменитое пророчество о «незарастающей народной тропе». — Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/201987/new_gde-nahoditsya-mogila-pushkina-taynyi-mogilyi-pushkina

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector