Вот какой рассеянный
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
«Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?»
Вожатый удивился —
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном..
«Это что за полустанок?» —
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Почесался и сказал:
«Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
«Что за станция такая —
Дибуны или Ямская?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!»
Маршак вот какой рассеянный с улицы бассейной для
Страницы из книги
Вот какой рассеянный
История в стихах «Вот какой рассеянный» увидела свет в 1930 году. По количеству переизданий это самое популярное произведение Самуила Маршака. Выражение «рассеянный с Бассейной» сразу стало крылатым и остается таковым до сих пор, хотя Бассейной улицы уже давно нет в Санк-Петербурге (ее переименовали в улицу Некрасова).
Прототипом главного персонажа был советский физикохимик И. А. Каблуков, который славился своей непрактичностью и рассеянностью. Но некоторые современники Маршака видели в «рассеянном» черты самого автора.
Сюжет книги хорошо известен: рассеянный человек с ленинградской улицы Бассейной надевает на себя совершенно неподходящие вещи, затем едет на вокзал и двое суток сидит в отцепленном вагоне, полагая, что поезд везет его в Москву. В отличие от других героев Маршака, которые строгают, пилят, разносят почту, тушат пожары, этот не приставлен ни к какому делу.
Образ «рассеянного» скорее сатирический, но благодаря иллюстрациям Аминадава Каневского он выглядит милым и обаятельным чудаком. К тому же его «рассеянный» герой очень похож на автора – именно так выглядел Маршак в тридцатые годы прошлого века; именно с таким портфелем, набитым рукописями, он ходил на работу.
Познавательная ценность книги несомненна. Преднамеренное искажение действий героя, «перевертыш» веселят маленького читателя. Ведь у него уже есть скромный житейский опыт, и он знает, что сковорода – не одежда, а перчатки на ноги не надевают. По сути «Рассеянный с улицы Бассейной» закрепляет у ребенка правильное представление о норме, учит собранности, спокойствию, рассудительности, иначе можно совершить сотню глупых поступков. А еще важно прислушиваться к окружающим, иногда можно и посоветоваться с кем-то. Ведь главному герою отвечали на его вопросы, но он слышал только себя.
Рекомендуется для чтения взрослыми детям.
«Формула «рассеянный с улицы Бассейной» зажила своей, отдельной от маршаковского стихотворения жизнью, вошла в речь разных общественных слоев, в сознание многих поколений, стала частью русского языка. А нелепые выходки чудаковатого героя продолжают радовать нынешних детей, как они радовали своих первых читателей – детей 1930 года. Иные литературные герои той поры – в автомобилях, в поездах и на самолетах – так и не смогли выбраться за пределы своей эпохи, а «рассеянный» Маршака в своем отцепленном вагоне добрался до нашего времени и благополучно катит дальше.
Петровский М.С. Книги нашего детства.
СПб., 2006
Человек Рассеянный. Самуил Маршак
На этой странице читайте текст Самуила Маршака, написанный в 1928 году.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто —
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
— Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Вожатый удивился —
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…
— Это что за полустанок? —
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
— Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
— Что за станция такая —
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
Закричал он: -Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Впервые стихотворение «Вот какой рассеянный» под заглавием «Случай в трамвае» опубликовано в журнале «Ерш» в 1928 году, ноябрь. Полный текст впервые опубликовался в 1930 году.
.
В письме А. И. Кузнецову от 23 марта 1960 года С. Я. Маршак рассказывает:
«Очень многие читатели спрашивали меня, не изобразил ли я в своем «Рассеянном» профессора И. А. Каблукова. Тот же вопрос задал моему брату — писателю М. Ильину — и сам И. А. Каблуков. Когда же брат ответил ему, что мой «Рассеянный» представляет собой собирательный образ, профессор лукаво погрозил ему пальцем и сказал:
— Э, нет, батенька, Ваш брат, конечно, метил в меня!
В этом была доля правды. Когда я писал свою шутливую поэму, я отчасти имел в виду обаятельного и — неподражаемого в своей рассеянности — замечательного ученого и превосходного человека — И. А. Каблукова».
Кто был реальным прообразом «Рассеянного с улицы Бассейной» ?
© Общественное достояние
В начале XX века по Москве и Петербургу ходили анекдотичные истории о профессоре МГУ и известном физикохимике, мимо которых не смог пройти поэт Самуил Маршак.
Робинзон Крузо, три мушкетера, Мюнхгаузен, кукла Суок из «Трех Толстяков», герои «Республики ШКИД» и многие другие персонажи популярных литературных произведений имели в качестве прототипов конкретных исторических личностей, вдохновлявших писателей на создание того или иного образа. Одним из них был Иван Каблуков.
Как это иногда случается с фанатично увлеченными своим делом людьми, ученый был настолько занят идеями, что ничего не замечал вокруг, путал слова и попадал в нелепые ситуации.
Например, Иван Каблуков мог запросто подписаться или представиться Каблуком Ивановым. Студенты составляли именной словарь оговорок. Химия и физика регулярно превращались в «физию» и «химику». В ходе лекции профессор объединял фамилии известных химиков Менделеева и Меншуткина в «Мендельшуткин», а среди великих русских писателей, сыскавших славу в Америке, называл «Толстоевского».
© Общественное достояние
Самуил Яковлевич хоть и не знал лично ученого, но курьезные истории о нем слышал и использовал в своем творчестве. Биографы говорят, что в черновых набросках стихотворения поэт даже «примерял» своему герою «обувную» фамилию. Например, сохранился такой вариант:
На свете жил да поживал
Иван Иваныч Башмаков.
А сам себя он называл
Башмак Иваныч Иванов.
И хотя в результате литератор полностью убрал из произведения имя и фамилию «рассеянного», когда в 1930 году шутливое произведение опубликовали, Каблуков узнал себя в главном герое. Обладая отличным чувством юмора и здоровой самоиронией, он не обиделся и от души посмеялся. В беседе с братом поэта Ильей, погрозив пальцем, сказал: «Ваш брат, конечно, метил в меня!»
Однако никакие чудаковатости профессора не сказывались на результатах его научной деятельности. Он считался авторитетнейшим ученым, чьи работы посвящены органической, физической и технической химии. Почетный член Академии наук СССР не разделял науку на теоретическую и прикладную, логично полагая, что каждое открытие по возможности должно находить применение в производстве.
В органической химии к его заслугам можно отнести разработку способа получения формальдегида. К слову, официально этот газ был впервые синтезирован Бутлеровым, но Александр Михайлович разглядел в молодом сотруднике собственной лаборатории при Петербургском университете талантливого исследователя и предложил ему попробовать разработать новый, более эффективный, способ получения. Задача была успешно выполнена в 1881 году — путём пропускания паров метилового спирта через платинированный асбест. Именно вариация Каблукова в результате положила начало техническому получению этого продукта, являющегося сегодня важнейшим «строительным блоком» при производстве различных химикатов — красителей, лекарств, отдушек, парфюмерии, дубящих средств и других химикатов.
© Общественное достояние, Каблуков в кругу коллег, известных ученых
Исследования природных солевых растворов и процессов переработки минерального сырья привели Ивана Алексеевича в Крым, где в 1911 году он познакомился с соляным промыслом на Сакском озере и Сиваше. Вернувшись в Москву, на базе Московского сельскохозяйственного института профессор изучил и проанализировал условия получения калийных солей и брома из маточных растворов при добывании поваренной соли. Результаты этих работ стали основой для организации российского производства минеральных удобрений: в Крыму был открыт бромный завод, началась добыча калийных солей из морской воды. Сегодня броморганические соединения эффективно применяются как инсектициды и пестициды, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, а калийные удобрения позволяют не только увеличить урожайность, но и улучшить качественные характеристики выращиваемой продукции. Кроме того, Каблуков занимался исследованиями фосфоритов, вопросами получения окислов азота из воздуха, известковой селитры и цианистого кальция.
Однако основные научные работы ученого относились к области теории растворов и их теплопроводности, а также термохимии. На рубеже XIX и XX веков эти темы занимали умы крупнейших химиков по всему миру.
© Общественное достояние
Иван Алексеевич открыл явление аномальной электропроводности неводных растворов электролитов и увеличение ее при добавлении воды к спиртовым растворам. Исходя из этих наблюдений, в 1889-1891 годах ученый предположил химическое взаимодействие между растворителем и растворяемым веществом, а также ввел в научный оборот представление о сольватации ионов. В результате его работы положили начало сближению физической и химической теорий растворов. Каблуков издал одни из первых учебников по дисциплинам «Основные начала физической химии» и «Основные начала неорганической химии».
Будучи теоретиком науки, большое значение академик придавал и подготовке квалифицированных кадров в высших учебных заведениях. Он читал курсы лекций в МГУ, Московском сельскохозяйственном институте и Московском инженерном училище, и сегодня по праву считается создателем школы физикохимиков в СССР.
По причине рассеянности и специфической манере общения профессора в студенческой памяти прижилось бесчисленное множество «каблуковских комментариев» и «каблуковских шуток», которые впоследствии превратились в анекдоты. Вот лишь некоторые из них:
«Другая фамилия». На химфаке МГУ — вечер выпускников вместе с преподавателями. К Каблукову подходит молодая женщина: «Здравствуйте, Иван Алексеевич! Вы меня не узнаёте?» — «Нет. Ведь у меня много было студентов. А как вы живёте?» — «Да вот работаю, замуж вышла» — «Наверное, и фамилию сменили?» — «Да, у меня теперь фамилия мужа» — «Ну, вот поэтому я вас и не узнал!».
«Экзамен». Однажды, экзаменуя студента и убедившись в его слабых знаниях, Каблуков спросил:
— Хотели на тройке прокатиться?
— Да, — ответил студент.
— Идите пешком, — и поставил двойку.
«Менингит». Профессор, узнав, что один из его студентов лежит в больнице с менингитом, сказал аудитории: «Менингит — опасная болезнь. Человек умирает или после излечения навсегда остается дураком. Я, например, в молодые годы тоже болел этой болезнью».
«В С Н X». Понадобилось Каблукову в Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Узнал, что это где-то на Варварской площади. Приехал туда, а точно дома не знает. Подходит к постовому милиционеру посреди площади: «Молодой человек, где здесь Вэ Эс Эн Ха?». Тот козырнул и показывает: «Вот это серое здание на углу и есть ВСНХ». Каблуков со своей палкой поковылял туда, постоял перед дверью и сердитый возвращается обратно: «Что же вы, молодой человек, мне неправильно сказали?!» — «Да я тут второй год стою и точно знаю, что это ВСНХ». – «Извините, но я человек грамотный. Там на двери написано не ВэЭсЭнХа, аВэХаОДэ!».
«Пришлите некролог». В начале войны Каблуков был эвакуирован в Самарканд. И вот до Казани, куда была эвакуирована Академия наук, дошел слух, что Иван Алексеевич скончался. Собрали, как положено, траурное заседание и направили в журнал «Известия Академии наук» некролог. А спустя пару дней от него самого пришла телеграмма с просьбой выслать протокол казанского заседания, посвященного его памяти. Химик хотел узнать, что будут о нём говорить после его смерти.
Сегодня только специалисты знают о научных заслугах Ивана Каблукова, ведь чаще всего он упоминается как герой многочисленных шуток и одного сатирического стихотворения.
© Общественное достояние
Вот какой Рассеянный с улицы Бассейной!
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Правила безопасного поведения для рассеянного, с улицы Бассейнной».
Воспитательные задачи: воспитать у детей бережное отношение к себе и окружающим людям, чувство взаимопомощи.
Образовательные задачи: продолжать знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на дороге, в природе, быту, с незнакомыми людьми, формировать умение ориентироваться в опасных для жизни ситуациях.
Развивающие задачи: развивать память, коммуникативные способности, способность анализировать проблемные ситуации, расширять словарный запас.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникационное, познавательное, художественно-эстетическое.
Предварительная работа: чтение, обсуждение стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассеинной».
1. Мотивация к деятельности:
Воспитатель: Ребята, помните, мы читали стихотворение «Вот какой рассеянный» Самуила Яковлевича Маршака (ответы детей). Вечно у него какие-то проблемы, может быть, пойдем его проведаем, узнаем, все ли у Рассеянного с улицы Бассеинной в порядке?
2. «Правила безопасного перехода через дорогу для Рассеянного»
Воспитатель: Ребята, да вот же он!
Идут, подходят к перекрестку. Наблюдают, как рассеянный переходит дорогу в неположенном месте.
Переходят дорогу по пешеходному переходу, здороваются с рассеянным.
Воспитатель: Ребята правильно ли перешел дорогу Рассеянный? (ответы детей) .Рассеянный, хочешь, мы тебя научим правильно переходить дорогу?
Рассеянный: А в каком месте можно переходить дорогу? (где стоит светофор или знак «Пешеходный переход» с разметкой «зебра» на дороге).
Ой, у светофора такие яркие огоньки, а что они означают?
Воспитатель: Ребята, что могло случиться с Рассеянным, ведь он переходил дорогу в неположенном месте (ответы детей).
Рассеянный: Ой, ребята, а я даже не подумал, что может случится со мной, если не соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: Запомни, Рассеянным на дороге быть нельзя! Ребята, расскажите стихотворение о правилах перехода через дорогу.
- Если свет зажёгся красный-
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
- Полосатая дорожка
Безопасный наш маршрут
Ту дорогу не напрасно «Зеброю» зовут.
Рассеянный: Спасибо вам большое, больше не буду таким Рассеянным, буду переходить дорогу по правилам! А пойдемте ко мне в гости, я всех приглашаю!
2. В гостях у рассеянного:
«Правила осторожного обращения с незнакомыми растениями».
Воспитатель: Рассеянный, а что у тебя в корзине?
Рассеянный : Да я же шел из леса, когда встретился с вами на дороге! Вот, смотрите, сколько грибов собрал! Красотища, вкуснотища!
Воспитатель: Рассеянный, покажешь, какие грибы ты собрал в лесу?
3. В гостях у Рассеянного:
«Правила осторожного обращения с пожароопасными предметами».
Воспитатель: Ой-ой-ой, Рассеянный, посмотри, какой ты невнимательный, не выключил утюг и прожог одежду.
Ребята, разве можно оставлять включенными электроприборы? (ответы детей)
Какая беда может случиться? (ответы детей)
Поможем Рассеянному разобраться, какие предметы могут вызвать пожар?
Игра «Опасно – не опасно».
Детям предлагаются предметные картинки. Задача – выбрать предметы, из-за которых может случиться пожар, разместить на мольберте со знаком «огонь».
Воспитатель: Рассеянный, если, вдруг, случится пожар, по какому номеру телефона ты позвонишь?
Воспитатель: Рассеянный пойдем, присядем. Внимательно послушай правила поведения при пожаре и запомни их.
Дети читают стихи:
- Утюг нельзя включать,
Это строго надо знать.
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил проверь.
- Если вдруг пожар возник,
Ты звонить обязан в миг.
Знает каждый гражданин,
Часть пожарных «01»
- Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость.
Срочно «01» звоните,
точно адрес назовите.
Что горит, давно ли где,
И пожарный поможет в беде.
Воспитатель: Рассеянный, если, вдруг, случится пожар, по какому номеру телефона ты позвонишь?
Рассеянный: Какой же я Рассеянный. Ну, конечно 01! Спасибо, буду осторожно обращаться с электроприборами и предметами, которые могут вызвать пожар!
4. В гостях у Рассеянного.
«Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми».
Рассеянный: Иду, иду, открываю!
Воспитатель: Рассеянный, ты собираешься открывать дверь не спросив и не узнав кто там?
Рассеянный: Конечно, а в чем проблема?
Воспитатель: Ребята, разве можно открывать дверь незнакомым людям, не спросив, кто там? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Рассеянный: А если к вам подойдет незнакомый человек и скажет: «Пойдем со мной я тебе конфетку дам», поедете или нет? (ответы детей).
Ребенок: Если дядя незнакомый,
Хочет проводить до дома.
Или дать тебе конфетку,
Ты ответить должен «НЕТ».
Рассеянный: Понял – незнакомым людям дверь не открывать, не разговаривать, а если позовут с собой – не ходить!
Воспитатель: В гости принято ходить с угощениями, подарками. А, что если мы подарим Рассеянному правила «Как избежать неприятностей», согласны? Чтобы ты, наш друг, не рассеивался и не терялся, запомни правила:
- Не высовывайся из открытого окна – можешь… из него выпасть;
- Не играй с острыми предметами – можешь …пораниться;
- Не ешь грязными руками – можешь… заболеть;
- Не играй со спичками – можешь – сгореть;
- Не выбегай на проезжую часть дороги – можешь… попасть в аварию.
Воспитатель: Ребята, напомним рассеянному правила поведения на улице .
Игра « Кто быстрее и правильно соберет знаки светофора.»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, помогли мы сегодня Рассеянному в опасных ситуациях?
Рассеянный: Спасибо, вы мне очень помогли, я много нового и интересного сегодня узнал, вы – настоящие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника ко дню Смеха «Рассеянный с улицы Бассейной. «
Данный сценарий предназначен для воспитателей ДОУ. Проводится 1 Апреля в средней или во второй младшей группах.
Буклет «История создания книги С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Выпуск буклета «История книги» приурочен к Международному дню музеев 18.05.2015г.
сценарий-конспект по ПДД для детей средней группы «Человек рассеянный с улицы Бассейной»
Познавательно-развлекательное мероприятие по правилам дорожного вдижения для детей 4-7 лет подготовлено с детьми средней группы. Такие мероприятия всегда очень актуальны , — всё больше машин на улицах.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»Задачи НОД:1. Развивать визуальную, аудиальную память, произвольное внимание, мыслительные проц.
Конспект литературного досуга по произведению С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной» для детей подготовительной группы
Конспект литературного досуга по произведению С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной» для детей подготовительной группыдетского сада.
Интегрированное занятие «Рассеянный с улицы Бассейной»
Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с ЗПР МДОУ- детский сад компенсирующего вида г.о. Жуковский.. Подготовили и провели: педаго-психолог Колосова Ю.Н., учитель-логопед Попова О.
Развлечение «Рассеянный с улицы Бассейной в гостях у ребят» в старшей логопедической группе.
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и закрепление словаря по темам: “Одежда. Обувь. Головные уборы”. Закрепление обобщающих понятий по данным темам. Учить согласовывать име.