Коррекционные школы i, ii, iii, iv, v, vi, vii и viii видов.

Коррекционные школы i, ii, iii, iv, v, vi, vii и viii видов.

Скош 8 вида. Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? Согласно Конституции РФ все равны

В специальных коррекционных школах VIII типа обучаются и воспитываются дети с отставанием в умственном развитии. Главные цели этих учебных учреждений – научить детей читать, считать, писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. Усилия педагогов направлены на коррекцию и компенсирование отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки. Немалое значение придаётся также социально-психологической реабилитации, для последующей интеграции в общество.

Составленные профессиональными педагогами конспекты уроков, классных часов и дополнительных занятий; успешно применяемые ими программы и проекты для умственно отсталых детей собраны в данном разделе.

Конкретные пути работы в коррекционных классах VIII типа.

Показаны публикации 1-10 из 278 .
Все разделы | Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)

Интегрированное занятие психолога и логопеда «Дружба крепнет с каждым днем» в 3 классе школы 8 вида Интегрированное занятие психолога и логопеда. 3 класс (1 вариант) школа 8 вида Тема «Дружба крепнет с каждым днем!» (психология, логопедия, урок чтения) Цель : формирование дружеских взаимоотношений в классе, сплочение детского коллектива. Задачи : 1. Обобщить и расширить знания.

Урок СБО «Виды одежды. Одежда по назначению» в 7 классе коррекционной школы 8 вида Урок СБО в 7 классе коррекционной школы 8 вида . Тема : «Виды одежды. Одежда по назначению» Цель : формировать представление у учащихся о видах и назначениях одежды. Задачи : — коррекционно-образовательная : сформировать у учащихся знания о видах одежды , в зависимости от их.

Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид) — Беседа «Самомассаж» для детей 1–3 классов коррекционной школы 8 вида

Публикация «Беседа «Самомассаж» для детей 1–3 классов коррекционной школы 8. » Самомассаж. Цель: создать у детей мотивацию на потребность быть здоровым. Ребята, кто из вас редко болеет, поднимите руку. А кто часто болеет, тоже поднимите руку. Что вы чувствуете, когда болеете? (Болит голова, горло, болят уши, поднимается температура) Кому из вас нравится.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект урока по математике в 8 классе коррекционной школы VIII вида КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа — интернат» Тема: «Построение симметричных фигур отно-сительно оси симметрии». Конспект урока по математике в 8 классе коррекционной школы VIII вида Подготовила: Никулина Светлана Николаевна Р.п. Благовещенка 2018 Конспект урока по.

Конспект урока логопедической ритмики в 3-м классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока логопедической ритмики в 3-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, психогимнастики учитель- логопед: Солодухина С.Н. Тема: «День весеннего равноденствия. Жаворонки. Автоматизация звуков (Р) — (Рь)». Цель: Автоматизировать звуки Р; Рь в.

5 класс Тема: «Действия с целыми числам и» — приключения в мире Нескучной математи ки. Цели: 1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с целыми числами»; закрепление умений работать с геометрическими фигурами. 2. Развитие переключаемости и концентрации внимания. 3.

Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид) — Внеклассное мероприятие «Новогодняя сказка» для учеников 2 класса школы 8 вида

Сценарий внеклассного мероприятия «Новогодняя сказка» для учеников 2 класса школы 8 вида, 2 вариант. Цель: создать праздничную атмосферу, учить выступать перед зрителями. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать стихи, двигаться в такт музыке, учить выступать в сценках и.

Конспект урока в 1 классе школы 8 вида Разработала: учитель начальных классов Бушина Елена Леонидовна Тема: « Число и цифра 5» Цель: Познакомить с числом и цифрой 5. Формировать умение сравнивать числа в пределах 5. Задачи: Образовательные: Научить считать в пределах 5.

Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения , имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии , имеющих нарушения . В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

Коррекционные школы 5-го вида предназначены , имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Коррекционные школы 8-го вида

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

Для того чтобы понять, что значит термин «коррекционная школа», нужно вспомнить определенные факты. К сожалению, часть детей отстает в развитии от своих ровесников, и не может обучаться наравне со всеми. Причин у такой проблемы может быть несколько, например:

  • заболевания нервной системы;
  • врожденные аномалии;
  • последствия плохих социально-бытовых условий;
  • различные психические расстройства.

Поэтому наравне с учебными заведениями для детей без отклонений, существует специальная коррекционная общеобразовательная школа. В ней занимаются обучением с учетом особенностей развития и ряда диагнозов.

Количество таких образовательных учреждений ограничено, а в некоторых городах они вообще отсутствуют. Потому существует еще один вид — специальная коррекционная школа-интернат. В ней обеспечивают не только обучение и воспитание детей, но и проживание, питание, досуг.

Коррекционная школа-интернат – это хороший выход, когда тяжело решить проблему поездок. В этих заведениях работают квалифицированные специалисты, умеющие найти общий язык к особым детям, потому проживание вне дома будет безопасным.

Виды коррекционных школ

Каждая из патологий развития требует собственных методов исправления. Потому различают несколько типов коррекционных школ. Дети с нарушениями слуха учатся в школах I вида . Для глухонемых предназначены отдельные заведения II вида . Слепые, а также слабовидящие посещают школы III и IV вида . Если есть нарушения речи, можно посещать V вид таких заведений.

При неврологических и психиатрических больницах иногда функционируют образовательные учреждения VI вида . Они созданы для тех ребят, у которых наблюдаются разные формы , в анамнезе были черепно-мозговые травмы.

В школы VII вида принимают учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также тех, у кого выявлена задержка психического развития (ЗПР).

Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с . Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы человек в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом (столярное дело, шитье).

В специальную коррекционную школу всех видов можно попасть только на основании медицинского заключения.

Отличия от массовой школы

Нужно понимать, что коррекционная школа — это возможность такого образования, которое будет посильным ребенку с отклонениями в развитии, так как программа полностью адаптирована к контингенту. Можно выделить основные особенности:

Специальные учреждения имеют полноценные условия для обучения особых детей. В ряде случаев для такого учащегося обучение в коррекционной школе будет комфортнее и эффективнее. Но даже дети, имеющие медицинские заключения, позволяющие обучаться в таких заведениях, могут нормально успевать в массовой школе. Потому решение должно приниматься в каждой ситуации индивидуально.

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Особенные дети в обычной школе

К сожалению, бывают дети, чьи глаза не видят, уши не слышат, ноги не ходят… Перечислять можно долго, но любые обстоятельства не должны лишать таких детей прав, присущих остальным. Сюда же относится и право на образование. Очевидно, что методика обучения незрячего или глухого ребенка должна в корне отличаться от общепринятой. В связи с этим в зависимости от вида патологии в нашей стране была выстроена система специального обучения, включающая в себя восемь видов, где в зависимости от диагноза различаются методики и образовательные программы:

— I вид — для слабослышащих и глухих детей;

— II вид- для глухонемых;

— III и IV виды — для слепых и слабовидящих;

— V вид — для детей с существенными дефектами речи;

— VI вид– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— VII вид– для детей с задержкой психического развития (ЗПР);

— VIII вид — для умственно отсталых.

Диагностика первых шести видов не составляет труда в виду очевидности имеющихся отклонений. Соответственно у родителей и специалиста, установившего факт наличия отклонения, как правило, не возникает разногласий. Таким образом ребенок получает квалифицированные образовательные услуги, необходимые для социальной адаптации и интеграции в общество.

Последние же два вида отклонений на первый взгляд не очевидны и проявляют себя лишь в процессе взаимодействия с окружающими. Родители зачастую готовы списать странности в поведении ребенка на кого и что угодно, только не на особенности психического развития.

Например, родители других детей в детском саду жалуются на ребенка, который проявляет агрессию, бьет и кусает сверстников. По мнению родителей этого ребенка, виноваты сверстники. Это они задираются и не умеют общаться с их чадом. Далее воспитатели жалуются на то, что ребенок на занятиях в группе невнимателен, раздражителен, быстро утомляется, медленнее всех справляется с заданиями или вовсе с трудом держит в руках карандаш. В этом будут виноваты воспитатели, которые непрофессионально выполняют свои обязанности, не умеют заинтересовать ребенка и найти к нему подход.

Время, проведенное в детском саду, проходит быстро, и наступает пора идти в школу. Процедура приема в общеобразовательную школу весьма формальна: здесь важнее регистрация будущего ученика в районе, приписанному к определенному образовательному учреждению, справки о прививках и отсутствии заразных болезней, чем заключение психолога и врача- невролога.

И вот первого сентября новый первый класс садится за парты. Воспитатели детского сада радуются тому, что проблемный ребенок более не в поле их ответственности, а вот учитель начинает быть тревогу.

Первоклассники усердно заполняют прописи и решают первые примеры, а один из учеников сидит под партой и катает машинки. На замечания реагирует остро и может по старой памяти, как в детском саду, укусить или ударить одноклассника.

В данном случае логично направить такого ученика на Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию (ПМПК), состоящую из специалистов, уполномоченных выдать заключение об объективном состоянии психического развития ребенка. В дальнейшем по результатам такого заключения подбирается необходимая форма и программа обучения.

Проблема заключается лишь в том, что на сегодняшний день в соответствии с действующим положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013 г., обследование ребенка данной комиссией возможно только с письменного согласия его родителей, а заключение комиссии носит рекомендательный характер.

Теперь представим себя на месте родителей, для которых их ребенок самый лучший. Чужие, ничего не понимающие тети и дяди говорят, что он отстает в развитии. Для родителей это всегда шок. Они не могут поверить в происходящее и испытывают желание швырнуть заключение комиссии в урну, а после забыть обо всем.

В таком случае их чадо до пятнадцати лет может катать машинки под партой, пока его не отчислят из школы за неуспеваемость.

Если же родители внемлют голосу разума и прислушаются к заключению ПМПК, то, в зависимости от диагноза, их ребенок начнет обучение по специальным коррекционным программам.

Дети VIII вида продолжают обучение в специальных коррекционных школах, где упор делается на трудовое обучение и интеграцию в общество. После обучения в таких школах они не сдают выпускных экзаменов и получают аттестаты особого образца.

Дети VII вида продолжают обучение как в специальных коррекционных школах, так и в общеобразовательных школах по облегченным программам. После курса обучения они получают обычные аттестаты, но сдают не ОГЭ/ЕГЭ, а облегченный экзамен.

Если ученик VII вида поступает в специальную коррекционную школу, то потенциальные возможности его интеллектуального развития превращаются в реальные. Слабость памяти и внимания, недостаточная скорость темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности и эмоциональная неустойчивость корректируются специальным содержанием учебной программы, индивидуальным подходом и особыми условиями образовательного учреждения. Педагоги, работающие в таких учреждениях, прошли специальную подготовку. В результате ученик либо возвращается в общеобразовательную школу, поскольку от прежних проблем не осталось и следа, либо доучивается в специализированной школе, четко усваивая программу. В дальнейшем это позволяет ему беспрепятственно поступить в СУЗы, получить профессию и далее вполне самостоятельно влиться во взрослую жизнь полноценным членом общества.

Также ученик может быть переведен в коррекционный класс общеобразовательной школы, где обстановка и условия будут теми же, что и в специальной коррекционной школе. По численности такие классы не могут превышать 12-ти человек.

Однако сейчас, в связи с недостатком учебных аудиторий, популярным стало совместное (инклюзивное) обучение детей седьмого вида с детьми без патологий. Подобное явление снижает эффективность обучения и тех, и других. Даже если обычный учитель-предметник пройдет специальные курсы коррекционной педагогики, то в течение одного урока он не сможет сочетать общеобразовательную и коррекционную программу. Это невозможно. Если контрольные работы и домашние задания можно дифференцировать в зависимости от способностей учащихся, то объяснять новый материал раздельно нельзя. Остается два варианта. Первый: снижать уровень подачи материала для того, чтобы он был понят учащимися седьмого вида. В таком случае страдают другие ученики, поскольку получают минимум возможных знаний, позволяющих сдать выпускной экзамен на оценку не выше тройки. Второй вариант: ничего не менять в программе. Тогда дети с проблемами в восприятии начинают испытывать трудности в учебе и как следствие теряют к ней интерес, тем самым усугубляя свое положение.

Какие в таком случае рекомендации можно дать родителям, чьи дети, не имеющие патологий, учатся вместе со сверстниками с ЗПР? Меняйте класс или школу, поскольку дети с ЗПР будут якорем для всех остальных.

Если же вам пришлось пережить поход на ПМПК с ребенком, то следует понимать, что задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода признаки недоразвития психических функций сохранились, то можно говорить об устойчивой умственной отсталости. Станет ли ваш ребенок полноценным членом общества — зависит только от Вас. Вам придется строго соблюдать рекомендации комиссии и педагогов, но результат, безусловно, того стоит.

В связи с чем актуально ввести не рекомендательный а обязательный характер заключений ПМПК в области определения образовательной траектории проблемного учащегося. Как и обаятельность, а не добровольность в обследовании ребенка данной комиссией по инициативе школы или садика, разуметься с возможностью прохождения ПМПК на альтернативной основе.

Коррекционные школы i, ii, iii, iv, v, vi, vii и viii видов.

Думаю, любой родитель согласится, что словосочетание «коррекционная школа» звучит несколько устрашающе. Сразу же воображение рисует образы детей с «букетом» физических недостатков, безумными взглядами и неадекватным поведением. Наверное, именно поэтому многие мамы и папы сразу же отказываются от предоставления детям возможности получить качественную коррекционную помощь, предпочитая оставить всё так, как есть, надеясь на чудо. Хотя в такой ситуации надо как следует разобраться и только потом принимать обдуманное решение. Кстати, большая часть обучающихся специальных школ внешне ничем не отличается от остальных детей. Поэтому наравне с учебными заведениями для ребят без отклонений, существуют специальные коррекционные общеобразовательные школы. В них занимаются обучением детей с учетом особенностей развития и ряда диагнозов. В этих заведениях работают квалифицированные специалисты, умеющие найти общий язык к особым детям.

Какие же бывают виды коррекционных школ?

Каждая из патологий развития требует специальных методов исправления. Потому различают несколько типов коррекционных школ. Дети с нарушениями слуха учатся в школах I вида. Для глухонемых предназначены отдельные заведения II вида. Слепые, а также слабовидящие детки посещают школы III и IV вида. Если есть нарушения речи, можно посещать V вид таких заведений.

При неврологических и психиатрических больницах иногда функционируют образовательные учреждения VI вида. Они созданы для тех ребят, у которых наблюдаются разные формы ДЦП, а в анамнезе были черепно-мозговые травмы.

В школы VII вида принимают учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также тех, у кого выявлена задержка психического развития (ЗПР).

Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с умственно отсталыми детьми. Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы ребенок в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом, например столярное дело или шитье.

Конечно же, учиться ребенку в коррекционной школе или нет, решение должно приниматься в каждой ситуации индивидуально.
Посоветуйтесь с членами комиссии в Бюро медицинской социальной экспертизы, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, может, там помогут советом. Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже там учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно с будущими одноклассниками. Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений, ведь в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе, поверьте!

Коррекционные школы i, ii, iii, iv, v, vi, vii и viii видов.

Одной из актуальных проблем современной педагогики является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, общественно-полезной деятельности вне школы.

Обучение данной категории детей реализуется как в специальных образовательных учреждениях, так и в коррекционных классах общеобразовательных школ, а также через индивидуальное обучение на дому. Коррекционные школы в зависимости от психо-физической патологии ребенка подразделяются на 8 видов (рис. 1).

Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями имеет свою специфику (табл. 1). В основном это школы интернатного типа, срок обучения в которых, как правило, составляет 1 2 лет.

В Нижегородской области образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья включают:

  • 50 специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, в которых обучаются 5511 обучающихся.
  • 514 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах, в которых обучаются 3233 обучающихся.

pach1.tif

Рис. 1. Классификация коррекционных школ

Классификация коррекционных школ

Какие дети обучаются

Основные задачи работы школы

Коррекционные школы I вида

Дети с глубокими нарушениями слуха (глухота).

Научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, тактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы II вида

Дети слабослышащие или поздноглохшие.

Восстановление утраченных слуховых способностей, организация активной речевой практики, обучение коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы III вида

Незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте.

Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы IV вида

Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции.

Коррекционные школы V вида

Дети, имеющее общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию.

Коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы VI вида

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционные школы VII вида

Дети с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития.

В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы VIII вида

Дети с умственной отсталостью.

Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Особого внимания требуют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом в результате перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. При этом страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие [1].

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании окружающего мира [2]. Им характерны трудности восприятия пространства и времени, недостаток внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость [3]. Отличительной чертой их мышления является некритичность, неумение самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий; им свойственны подражание и импульсивные поступки. Эти особенности психических процессов оказывают влияние на характер их учебной деятельности [9].

Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что она не поддается коррекции. Так, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др. [4] отмечают значительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии на них в условиях специальных учреждений, в частности, коррекционных школ.

Значительная роль в решении этой проблемы отводится трудовому обучению данной категории детей и, в первую очередь, в начальных классах. От уровня организации трудового обучения в коррекционных школах зависит развитие у этих детей самостоятельности, организованности, умения работать в коллективе, освоение доступной трудовой деятельности.

Методика и результаты исследования. В данной работе рассматриваются особенности организации трудового обучения умственно отсталых детей 2 класса коррекционной школы VIII вида Нижегородской области.

В соответствии с Уставом школы целями образовательного процесса является коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами коррекционного образования и трудовой подготовки, их социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.

Организация обучения и воспитания в школе строится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В таких школах существуют классы с различной степенью умственной отсталости, в зависимости от которой установлена предельная наполняемость классов: для умственно отсталых – 12 человек; для глубоко умственно отсталых – 10 человек; для имеющих сложные дефекты – 5 человек.

В школах этого типа значительное внимание уделяется трудовой предпрофессиональной подготовке воспитанников. Трудовое обучение и трудовое воспитание во вспомогательной школе представляет собой единую систему. Первый ее этап – трудовое обучение в первых – третьих классах, второй – общетехнический труд в четвертом классе на базе школьных мастерских, третий – профессионально-трудовое обучение в пятых – девятых классах. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно полезным и производительным трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.

Одной из важнейших в учебном плане является образовательная область «Технология», включающая в себя следующие учебные дисциплины (рис. 2):

  1. 1 – 4 классы – трудовое обучение;
  2. 5 – 9 классы – профессионально – трудовое обучение, которое в 6-9 классах осуществляется по профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд»; в 5 классе – «Цветоводство и декоративное садоводство»;
  3. 10 класс – производственное обучение.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, среди них встречаются и такие, которых необходимо учить элементарным правилам личной гигиены, как пользоваться ложкой, вилкой и т.п. Период адаптации к школьной жизни, учебной и трудовой деятельности протекает очень медленно и у каждого по-разному. На начальном этапе обучения всем школьникам свойственен очень низкий уровень самостоятельности, каждый нуждается в помощи учителя. Обучение первоклассников трудовым умениям, наблюдение за ними в течение года дают педагогу возможность составить полное и четкое представление о развитии каждого ученика, об испытываемых им трудностях, его возможностях и в результате наметить пути дальнейшей работы с ним.

К окончанию первого класса обучающихся можно условно разделить на три группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растет число детей, сравнительно успешно занимающихся на уроках трудового обучения, а также и по другим учебным дисциплинам [5, 10].

pach2.tif

Рис. 2. Содержание образовательной области «Технология» в коррекционной школе VIII вида

Учебный материал 2 класса распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены такие виды труда как [8, 11]:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами.

Содержание учебного материала, предусмотренного программой 2-го класса, направлено на расширение и закрепление полученных в l-м классе знаний и умений учащихся, способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек.

Как правило, в работе с умственно отсталыми учащимися используются уроки комбинированного типа, включающие в свою структуру повторение ранее пройденного, ознакомление с новым материалом и его закрепление, прежде всего в процессе практической работы, которая занимает на уроке большую часть времени. Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги.

Типологические и личностные особенности школьников с недостатком интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода, что отражено в содержании программы по трудовому обучению, в частности, в разработке трудовых заданий различных уровней сложности при выполнении программных изделий.

Неустойчивое внимание детей этого возраста требует подбора более интересного материала, использования на уроках игр и игровых ситуаций. Одним из наиболее перспективных способов решения этой проблемы является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это всегда познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию знаний, воспитание познавательных процессов, умственное развитие; способствует развитию сенсорных способностей, пополнению и активизации словарного запаса, закреплению норм и правил поведения [6].

С целью выяснения эффективности влияния дидактической игры на развитие обучающихся второго класса школы – интерната VIII вида было разработано два вида урока: традиционный комбинированный урок по теме: «Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок», и урок в виде дидактической игры: «Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями» (игра-путешествие со сказочным героем, например, Карлсоном).

Диагностика уровня сформированности учебных умений и навыков обучающихся проводилась по методике М. Ступницкой (табл. 2, [7]).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector