Коробка передач зил 131 расположение

Коробка передач зил 131 расположение

Коробка передач зил 131 расположение

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле ЗИЛ -131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2—3-й, 4—5-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 7,44; на второй 4,10; на третьей 2,99; на четвертой 1,43; на пятой 1,00; на передаче заднего хода 7,09.

Картер пробки имеет пробку контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку, выведенную на заднюю стенку кабины.

Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рис. 1. Коробка передач автомобиля ЗИЛ -131:
1, 14 — первичный и вторичный валы; 2— шестерня первичного вала; 3 — шток включения первой передачи и передачи заднего хода; 4 — крышка картера; 5 — рычаг: 6 — фиксатор; 7—шток включения четвертой и пятой передач; 8 — шток включения второй и третьей передач: 9 — синхронизатор второй и третьей передач; 10 — шестерня второй передачи вторичного вала; 11 — вилка; 12 — шестерня первой передачи и передачи заднего хода вторичного вала; 13—вентиляционная трубка; 15 — маслоотражатель; 16, 18 — шестерни первой и второй передач; 17 — сливная пробка; 19 — шестерня отбора мощности; 20, 21 — шестерни третьей и четвертой передач промежуточного вала; 22 — промежуточный вал; 23 — шестерня привода промежуточного вала; 24— картер; 25 — ось блока шестерен передачи заднего хода; 26 — блок шестерен передачи заднего хода; 27— пробка контрольно-заливного отверстия; 28 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода; 29 — промежуточный рычаг; 30, 31 — шестерни третьей и четвертой передач вторичного вала; 22 — синхронизатор четвертой и пятой передач: 33 — шарики замкового устройства; 34 — штифт

Шестерня первой передачи промежуточного вала изготовлена заодно с валом, остальные шестерни этого вала установлены на шпонках. Шестерня вторичного вала установлена на шлицах, шестерня второй передачи и шестерня третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на валу. При вращении шестерен относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала работают с трением — сталь по стали. Поэтому шейки вала и наружная поверхность втулки под шестерню имеют специальную поверхность в виде чередующихся выступов и впадин для лучшего удержания смазки. Шестерени имеют конусы и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.

Синхронизаторы коробки передач инерционные, с блокировочными пальцами. Синхронизатор включает вторую и третью передачи, синхронизатор — четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.

Синхронизатор состоит из каретки, двух конусных бронзовых колец, трех блокирующих пальцев, трех фиксаторов. Каретка имеет два зубчатых венца, в ее фланце выполнены отверстия со скосами (фасками) под блокирующие пальцы. Бронзовые кольца соединяются между собой блокировочными пальцами, в средней части каждого пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров и двух пружин.

При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону включаемой шестерни. Это движение через фиксаторы передается конусным пальцам. При соприкосновении конических поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни из-за разности их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает бронзовое кольцо и вместе с ним блокировочные пальцы до упора их в края отверстий во фланце каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещению каретки. После выравнивания угловых скоростей силы трения исчезают, каретка перемещается дальше, ее зубчатый венец и венец включаемой шестерни соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемещает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.

Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликовых подшипниках. От передней шестерни блока производится отбор мощности при установке коробки отбора мощности.

Замковое устройство состоит из четырех шариков и штифта.

При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага соединяется с промежуточным рычагом, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя, что не допускает случайного включения этих передач.

Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ -131:
1 — конусное кольцо; 2 — блокировочный палец; 3 — пружина фиксатора; 4 — полуцилиндры фиксатора; 5 — зубчатый венец каретки; 6 — каретка

На первой передаче соединяются между собой шестерни, на второй — синхронизатор соединяет шестерню с вторичным валом, на третьей — этот же синхронизатор соединяет шестерню с валом, на четвертой — синхронизатор соединяет с валом шестерню.

На всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал и далее через шестерни включенной передачи на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный валы. На передаче заднего хода шестерня соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерен заднего хода; крутящий момент от шестерни передается на передний зубчатый венец блока и далее на вторичный вал.

Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием. В картер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла.

На автомобиле ЗИЛ -130 коробка передач такая же, как и на ЗИЛ -131. Отличие состоит в том, что в крышке заднего подшипника ведомого вала установлен привод спидометра.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Компоненты коробки переключения передач ЗИЛ-131

Пятиступенчатая коробка передач ЗИЛ-131 является трехходовой с пятью передачами вперед и одной назад.

Передаточные числа первой передачи 7,44, второй — 4,10, третьей—2,29, четвертой — 1,47, пятой—1,00, передачи заднего хода —7,09.

КПП ЗИЛ-131 (рис.4, а) включает в себя картер, крышку с рычагом и механизмом переключения передач, ведущий вал, ведомый вал, расположенный на одной оси с ведущим валом, синхронизаторы, промежуточный вал и блок зубчатых колес заднего хода (рис.5, б), установленный на оси 25.

С обеих сторон в картере имеются люки с фланцами для крепления коробок отбора мощности, а также пробки (см. рис. 4, а), первая из которых служит для заливки и контроля уровня масла, а вторая—для его слива.

Коробка передач ЗИЛ-131 герметична, что необходимо для преодоления автомобилем бродов. К крышке заднего подшипника ведомого вала присоединена трубка вентиляции картера, выведенная на заднюю стенку кабины.

Ведущий КПП, изготовленный за одно целое с шестерней установлен на двух шарикоподшипниках.

Передний шарикоподшипник расположен в гнезде фланца коленчатого вала, а задний— в передней стенке картера.

Ведомый вал КПП ЗИЛ-131 передним концом опирается на роликовый подшипник, расположенный в выточке ведущего вала, а задним — на шарикоподшипник, закрепленный в картере крышкой, внутри которой установлен маслоотражатель.

На шлицах этого вала установлено зубчатое колесо первой передачи и передача заднего хода, которое перемещается посредством вилки.

Промежуточный вал коробки передач передним концом опирается на роликовый подшипник, расположенный в передней стенке картера, а задним — на шарикоподшипник.

Шестерня изготовлена за одно целое с промежуточным валом, а шестерни и зубчатые колеса установлены на нем на шпонках.

Шестерня и зубчатое колесо, шестерня и зубчатое колесо четвертой передачи, зубчатое колесо и шестерня третьей передачи, зубчатое колесо и шестерня второй передачи находятся в постоянном зацеплении.

Рис.4. Коробка переключения передач КПП ЗИЛ-131

а —общий вид; б — включение заднего хода; в — механизм переключения передач; г — блокирующее устройство; д — схема переключения передач; Н — нейтральное положение рычага 5; 1—5— положения рычага, соответствующие передачам переднего хода; 3. X.— положение рычага при передаче заднего хода

Шестерни, зубчатые колеса свободно вращаются на ведомом валу коробки передач ЗИЛ-131. Они имеют выступающие конические поверхности (конусы) и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами 9 и 33.

Синхронизатор служит для безударного включения зубчатых колес в коробке передач ЗИЛ-131. Синхронизатор инерционного типа включает вторую и третью передачи, синхронизатор — четвертую и пятую передачи.

Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.

Синхронизатор КПП ЗИЛ-131 (рис.5, а) представляет собой передвижную муфту с зубчатыми венцами, и диском, на который воздействует вилка механизма переключения передач.

Диск имеет по три отверстия для блокирующих пальцев, жестко связывающих бронзовые конусные кольца, и по три отверстия для пальцев фиксаторов, которые состоят из двух полуцилиндров и двух пружин.

Работа синхронизатора коробки передач (см. рис.4, а) выглядит следующим образом. В нейтральном положении (рис.5, б) муфта 8 синхронизатора расположена посередине между шестернями.

При включении передачи (рис.5, в) она, перемещая пальцы фиксаторов, прижимает конусное кольцо к конусу шестерни ведущего вала.

Муфта, соединенная с ведомым валом, и шестерня ведущего вала имеют разные частоты вращения.

Из-за трения между коническими поверхностями кольцо (см. рис.5, а) поворачивается относительно диска муфты до соприкосновения конусных фасок отверстий диска с блокирующими пальцами. При этом происходит блокировка конусных колец 1 и муфты 8.

При выравнивании частот вращения шестерни 9 и ведомого вала муфта перемещается дальше по полуцилиндрам фиксаторов, сжимая их пружины (рис.5,г). При этом зубчатый венец муфты бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни 9 пятой передачи.

Механизм переключения передач КПП ЗИЛ-131 (рис.4, в) состоит из рычага и трех ползунов. На ползуне установлена вилка включения первой передачи и заднего хода, на ползуне— вилка включения четвертой и пятой передач, на ползуне — вилка второй и третьей передач.

Р ис.5. Синхронизатор (а) коробки передач КПП ЗИЛ-131 (б — г) его включения

Для предотвращения возможности включения двух передач одновременно между ползунами установлено блокирующее устройство, состоящее из четырех шариков, штифта и фиксаторов.

На схеме показано положение рычага переключения передач КПП ЗИЛ-131 на различные передачи.

Работа коробки передач ЗИЛ-131 происходит следующим образом. При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага (см. рис.6, в) соединяется с промежуточным рычагом, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя, что не допускает случайного включения этих передач.

Рис.6. Схема включения передач и направления крутящего момента (показаны стрелками) на различных передачах в пятиступенчатых коробках передач ЗИЛ-131

а — первая передача; б — вторая; в — третья; г — четвёртая; д — пятая; е — задний ход

В передачу заднего хода входит шестерня (см. рис.6), установленная на промежуточном валу КПП ЗИЛ-131. При перемещении зубчатого колеса назад до его зацепления с малой шестерней блока (см. рис.6, б) включается задний ход.

В этом случае крутящий момент через шестерню (см. рис.6, а), зубчатое колесо, шестерню, блок (см. рис.6, б) шестерен и зубчатое колесо передается ведомому валу, который начинает вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения при включении других передач.

На всех передачах крутящий момент передается через шестерню ведущего вала и зубчатое колесо ведомого вала и далее через синхронизаторы и зубчатые колеса включенной передачи на ведомый вал.

Особенности коробки передач на ЗИЛ-131

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 — это надежный автотранспорт, который выпускался Московским автозаводом имени Лихачева. Машина отличается повышенной степенью проходимости. Полная масса ЗИЛ превышает 10 тонн. Можно установить тяговую лебедку.

Особенности двигателя и системы трансмиссии

Автомобиль комплектуется V-образным 8-цилиндровым двигателем (карбюраторный), который выдает мощность в 150 лошадиных сил. Машина оснащена 3-мя ведущими мостами, при этом передний мост имеет электропневматическое управление. Машина не отличается экономичностью в плане расхода топлива, которое залито в двигатель. Подходит использование АИ-76,при этом тратится около 40 литров на 100 км. На показатель расхода горючего влияет то, в каких условиях ЗИЛ совершает передвижение. В целях экономии горючего вместо бензина на 131-ую модель можно установить дизельный мотор, объем которого равен 4.7 литров, при мощности 109 л.с.

Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).

Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.

Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C). В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10. В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.

Состав раздаточной коробки передач

Что входит в состав раздатки на ЗИЛ 131? По стандарту, раздаточная коробка включает: валы, картер, шестерни, муфты, шток, пневмокамеры, клапаны, тяги. Схема переключения передач отражает, что в картере на подшипниках имеется ведущий вал с шестерней, зубчатым венцом. Последний расходный элемент предназначен для активации пятой скорости. Установленный картер выполнен из серого чугуна. Имеется системная вентиляция закрытого типа.

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Благодаря этому они отлично переносят возникающие нагрузки.

Включение моста на передней передаче – это необходимое действие, когда передвижение машины осуществляется по гололедице. Если не включается передний мост, нужно проверить идет ли питание на выключатель, состояние клапанов.

В верхней крышке имеется сапун, а в задней крышке – сливное и контрольно-заливное отверстие. На передней стенке картера надежно зафиксирована пневмокамера. Сальники встречаются в крышках подшип­ников валов.

Во внутренней части картера производителем грузового авто был установлен механизм для осуществления переключения скоростных режимов.

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума;
  • самопроизвольная активизация передач;
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач. Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

Профилактика возникновения поломок с КПП

Чтобы избежать возникновения серьезных поломок, автотранспорт следует диагностировать. При замене масла в коробке передач, следует использовать горючее, которое соответствует автомобильной системе. Когда происходит слив КПП, нужно очищать магнит, который имеется на пробке. Доливается новая жидкость до контрольного отверстия. Очистке подлежит сапун, который имеется на крышке люка картера.

Таким образом, периодически КПП на ЗИЛ 131 должен подаваться обслуживанию. Это будет являться гарантией, что автотранспорт не утратит быстро своих рабочих свойств.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130: схема переключения

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениямиОбозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссии

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Схема переключения передач ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 — грузовое авто, которое до сих пор сохраняет свою актуальность благодаря высокой степени надежности. За выпуск этого транспорта отвечал завод Лихачева, расположенный на территории Москвы. Повышенная степень проходимости — главное преимущество машины, но далеко не единственное. К ним относится и схема переключения передач ЗИЛ 131.

Силовой агрегат и трансмиссия

Описание ЗИЛа 131 подтверждает его роль в качестве трехосной машины-грузовика, способной проходить везде. На момент создания в то время применили решения технического плана, ставшие новыми и нестандартными.

Цилиндры: в каком порядке работают?

Для двигателя на этом транспорте были характерны следующие показатели:

  1. Восемь цилиндров.
  2. Форма буквы V.
  3. Зажигание на основе электронного коммутатора.

Цилиндры ЗИЛ работали в порядке, который обеспечивался зажигательной системой и валом двигателя по распределению. Порядок описывался так: 1-5-4-2-6-3-7-8. Двигатель давал 120 лошадиных сил мощности, обороты составили при этом 3200 в минуту. Далее рассматривается коробка ЗИЛ 131, схема переключения передач у которой нестандартная.

Коробка передач: описание схемы переключения

Перемена передач работает за счет пятискоростной механической коробки, которой снабжен каждый автомобиль этой серии. Синхронизаторы добавлялись ко всем скоростям за исключением пятой. Местом расположения рычага, корректирующего показатели по необходимости, стала крышка наверху.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

1 — ведущий вал; 2, 18, 24, 34, 35 и 37 — подшипники; 3 — крышка подшипника ведущего вала; 4 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 5 и 31 — шестерни четвертой передачи; 6 и 29 — шестерни третьей передачи; 7 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 8 — вилка переключения второй и третьей передач; 9 — шарик фиксатора; 10 — пружина фиксатора; 11 — штифт замка; 12 — шарик замка; 13 — синхронизатор второй и третьей передач; 14 и 27 — шестерни второй передачи; 15 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 16 — шестерня первой передачи и заднего хода; 17 — вентиляционная трубка; 19 — распорное кольцо; 20 — фланец; 21 — гайка фланца; 22 — крышка подшипника промежуточного вала; 23 — гайка крепления подшипника; 25 — картер коробки передач; 26 — ведомый вал; 28 — шестерня заднего хода; 30 — втулка шестерни четвертой передачи; 32 — промежуточный вал; 33 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 36 — гайка крепления подшипника ведущего вала; 38 — распорная втулка; 39 — ось блока шестерен заднего хода; 40 — блок шестерен заднего хода; 41 — пробка наливного отверстия; 42 — пробка спускного отверстия; 43 — крышка коробки передач; 44 — картер рычага; 45 — пружина рычага; 46 — рычаг; 47 — упор предохранителя.

Для такой КПП ЗИЛ 131 в соответствии со схемой с передаточными числами выглядит так:

  • Для заднего хода — 7,09.
  • У пятой — 1,00.
  • Четвёртая на 1,47.
  • Третья — 2,29.
  • Вторая — 4,10.
  • Первая — 7,44.

Передача №1 связана с движением по полному бездорожью. Характерно расположение «на одном плече» с задним ходом. Цель — увеличение скорости раскачивания. Например, если грязь и снег рыхлого типа располагаются повсюду. Чтобы выбраться из сложившейся ситуации, достаточно, чтобы 1-ая и задняя передача включались попеременно. Ознакомиться со списком деталей для нее и, в частности, с промежуточными кольцами С/И игольчатого подшипника шестерни для первой передачи можно в каталоге сайта.

Коробка отличается сухим весом в сто грамм. Для КПП ЗИЛ 131 схема переключения работает достаточно быстро.

Сцепление

Следующим образом описывают сцепление ЗИЛ 131:

  1. Броды преодолеваются с максимальной надежностью.
  2. Герметизация полного объема.
  3. Сухого типа.
  4. 1 диск.

Привод управления раздаточной коробкой автомобиля ЗИЛ-131

1 — рычаг переключения передач; 2 — электропневматический клапан; 3 — трубка сапуна; 4 — раздаточная коробка; 5 — шланг подвода воздуха к воздушно-диафрагменной камере; 6 — вилка тяги; 7 — возддушно-диафрагменная камера; 8 — контргайка; 9 — фланец вала привода переднего моста; 10 — продольная балка; 11 — болт крепления раздаточной коробки; 12 — шток включения первой передачи; 13 — шток включения второй передачи; 14 — трубка подвода воздуха к электропневматическому клапану; 15 — тяга включения первой передачи; 16 — тяга включения второй передачи; 17 — оттяжная пружина; 18 — коробка передач; 19 — серьга рычага.

Отличается система наличием механических приводов, которые отвечают за включение и выключение. Есть рычажный механизм, который приходит в действие внутри водительской кабины при помощи педали сцепления.

Получение нужных мощностных показателей обеспечивается за счет передачи энергии в направлении раздаточной коробки за счет присутствия КПП в трансмиссии, через карданный вал. Есть термин «раздатки» в соответствии с профессиональным сленгом.

Принцип работы и устройство раздаточной коробки

От КПП идет крутящий момент, который за счёт коробки преобразуется и передается дальше. В конечном итоге, он доходит до колес и мостов, расположенных сзади грузовых автомобилей. Привод переднего типа активируют автоматически, либо вручную. Раздатка поддерживает пониженную передачу, коэффициент которой составляет 2.08. Актуальность решения возрастает при наличии следующих усложненных для передвижения условий:

  • Бездорожье.
  • Почва, которая раскисла.
  • Рыхлая консистенция снега. В таких условиях часто работает любая коробка передач ЗИЛ 131, схема которой тоже описана.

Все это приводит к возрастания крутящего момента минимум в 2 раза. Он передается раздаткой на приводы колёс. Благодаря такому подходу мотор не начинает перегреваться, что обеспечивает отсутствие преждевременного выхода агрегатов из строя.

Раздаточные коробки характеризуются двухвальным типом, косозубыми шестернями. Основа для раздатки — корпус, отлитый на чугунной основе. Крышка сзади и спереди тоже дополняют общую конструкцию.

В плоскость раздатки сверху монтируют КОМ — коробку по отбору мощности. От автомобильного мотора мощность передается к другим агрегатам с устройствами в системах.

Следующие нюансы выделяют внешность раздатки ЗИЛ 131:

  1. Сверху находится крышка, с 8-гаечным креплением на корпусе. Такой подход обеспечивает полную герметичность места посадки для КОМа.
  2. Центр — место монтажа фланца ведущего раздаточного вала.
  3. Приводной фланец переднего моста идет справа.
  4. С левой стороны, тоже внизу, расположена пневмокамера, активирующая передний привод.
  5. На одном уровне с ведущим фланцем размещают штоки, управляющие пониженной передачей (заднего типа).

Сзади внешний вид тоже имеет ряд отличительных особенностей:

  • На левой стороне сверху монтируют штоки, отвечающие за скорость пониженного и прямого типа.
  • Справа в этой же части находятся 8 гаек, которые отвечают за придерживание крышки. Такая схема закрывает часть фланца, чтобы коробка, отвечающая за увеличение мощности, была подключена.
  • Справа внизу монтируют барабан тормоза стояночных типов. Его совмещают с фланцем, который крепит кардан привода для мостов сзади.
  • Левая сторона — место расположения маслозаливного отверстия. Дополнительно есть четырехгранная резьбовая пробка. Это и есть коробка передач ЗИЛ 131, схема переключения передач неизменна.

Ремонт и обслуживание раздаточной коробки

Раздатку не так сложно обслуживать, действий тоже требуется выполнять не так много:

  1. Сезонное обслуживание.
  2. Регламентные процедуры, предусмотренные производителем.
  3. Ежедневные действия.

Последний вариант предполагает предрейсовый осмотр основных агрегатов, которые входят в состав грузовика. Земля под такими деталями изучается на предмет смазочных пятен:

  • Двигатель.
  • Коробка скоростей.
  • Раздатка.
  • Мост спереди, сзади.

ЗИЛ 131 передачи согласует быстро. Прочистка и проверка надежности крепления проводят при процедуре, которая обозначается как ТО-2. Она предусмотрена производителем изначально.

Есть специальная карта смазки, где отдельно указывают периодичность и порядок замены. ТСп-15 — всесезонное масло, которое лучше всего работает на данном агрегате. ТСп-10 — актуальный вариант для температур до –10 градусов. При сливе жидкости надо вывернуть резьбовую пробку. И через специальное отверстие снова всё залить внутрь.

Сама по себе раздаточная коробка относится к надежным и стабильным агрегатам. Но следует снимать его с автомобиля, как только появляются первые признаки неисправности:

  1. Смазочная смесь вытекает.
  2. «Выбивание скоростей».
  3. Режимы переключаются со скрежетом.
  4. Повышенный шум.

Тщательное изучение внешнего вида вместе с содержимым удобнее организовать при разборе, когда применяют ремонтный участок, специально для этого оборудованный. Замена на новые аналоги обязательна при выявлении неисправных частей. Потом происходит сборка в обратном порядке при выполнении монтажных работ грузовика. Заливают новую жидкость и проводят пробную поездку, чтобы испытать детали на неисправность.

Отдельно изучается при необходимости схема переключения общей коробки передач на ЗИЛ 131.

Дополнительная информация

По канавкам колесо с зубцами начинает двигаться, как только первую передачу активируют. Потом с помощью вала промежуточных разновидностей происходит зацепление между конструкцией и карданом от 1-ого режима в КПП. По шестеренкам и другим вспомогательным частям движется крутящий момент, за счет первичного шкива. Тогда передаточное число равно 7.44.

При включении соответствующей функции работа становится актуальной для зубчиков шестерни второй передачи. Это происходит за счёт муфты на соответствующем синхронизаторе.

Зубчатое колесо промежуточной разновидности отчасти уже функционирует вместе со всей системой. Результат — передача крутящего момента к вторичным элементам, от первичных. Сам показатель по передаточному числу доходит до 4.1.

Третья передача активируется с прекращением воздействия синхронизирующего диска на элементы второй. Шлицы передают муфту, которая потом соединяется с соответствующими элементами в КПП. И здесь крутящий момент переходит в сторону вспомогательных элементов.

Начало действия четвертой передачи приводит к активации соответствующего синхронизатора. То же самое касается задних передач, но механизмы работают здесь в обратном порядке. Только крутящий момент переходит к вторичным элементам через все шесть шестерен. Так и работает коробка ЗИЛ 131, схема у машины почти не менялась.

Заключение

ЗИЛ 131 будет работать долгое время, если грамотно следить за состоянием коробки передач и всех ее составляющих компонентов. Главное — своевременно менять детали и изучать конструкцию на предмет неисправности. Машины выпускались еще во времена СССР, но до сих пор считаются одними из наиболее надежных. По этой причине достаточно немного обновить технику, чтобы она продолжала функционировать и справляться со своими задачами. Осмотры допускают как самостоятельную организацию процедуры, так и участие приглашенных специалистов. Они учтут особенности эксплуатации в каждом конкретном случае, чтобы дать свое заключение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector