Коробка передач зил-130 и ее свойства

Коробка передач зил-130 и ее свойства

Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130

Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130 — механическая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы и кольца синхронизатора изменены. Фиксаторы состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по две цилиндрических пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к внутренней поверхности отверстия.

Синхронизаторы в сборе старой и новой конструкции взаимозаменяемы.

blank

Рис. Коробка передач ЗИЛ-130: 1 — первичный вал; 2, 22, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника первичного вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передачи: 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7, 41 — шестерни четвертой передачи; 8 и 39 — шестерни третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач, 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка, 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — шестерня второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и заднего хода, 20 — шестерня первой передачи и заднего хода; 21 — сапун; 23 — кронштейн стояночного тормоза; 24 — червяк привода спидометра; 25 — барабан стояночного тормоза; 26 фланец с отражателем; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 — сальник; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — шестерня привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — резиновое кольцо; 50 — блокирующим палец; 51 — роликоподшипник; 52 — гайка первичного вала; 53 — установочная втулка; 55 — распорная втулка; 56 — ось блока шестерен заднего хода; 57 — блок шестерен заднего хода; 58 — крышка люка коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-наливного отверстия; 60 — шестерня привода спидометра; 61 — сливная пробка с магнитом; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — крышка коробки передач; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71 — стержень переключения первой передачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач, 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра; 75 — передний подшипник первичного вала. Примечание — с декабря 1972 г. маслосгонная канавка первичного вала 1 заменена сальником.

Коробка передач автомобиля прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала.

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое коробку передач заправляют маслом при отсутствии коробки отбора мощности. В левой стенке картера, внизу, имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 61, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. От коробки передач допускается отбор мощности до 30 л.с.

Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 24 и шестерни 60, имеющей 17 зубьев (передаточное число червячной пары привода спидометра 3, 4).

Работа синхронизаторов

При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 синхронизатора вместе с вилкой 9 или 10 перемещается в сторону включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передается конусным кольцам 3, которые жестко связаны между собой с помощью трех блокирующих пальцев 1, до упора в конус шестерни.

blank

Рис. Устройство синхронизатора:
1 — блокирующий палец; 2 — каретка; 3 — конусное кольцо; 4 — фиксатор; 5 — пружина; 6 — конус шестерни

Из-за разности окружных скоростей включаемых элементов (шестерня и каретка синхронизатора) и осевого давления, передаваемого через фиксаторы, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конических поверхностях возникает момент трения. Под действием момента трения происходит смещение каретки относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхность пальцев 1, которая препятствует свободному осевому движению каретки. Вследствие этого происходит выравнивание окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация).

После выравнивая окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев не будут препятствовать осевому перемещению каретки и произойдет включение выбранной передачи без шума и удара.

Для нормальной работы синхронизаторов ЗИЛ-130 и предупреждения и преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление «ведет», переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее.

Уход за коробкой передач

При смене масла, а также при разборке коробки передач не допускать попадания в нее грязи, песка, которые могут вызвать заедание шестерен, вращающихся на вторичном валу. Надо очищать магнит сливной пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввернутого в установочный болт крепления крышки. Засорение этих каналов вызывает повышение давления в картере коробки, что приводит к течи масла.

При разборке коробки передач нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек 27, 30 и 32; момент затяжки должен быть не менее 25 кгс*м. Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала. Вдавливание надо производить бородком с закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв края гайки. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.

Коробка передач на зил 130 схема переключения

korobka peredach na zil 130 shema pereklyucheniya

Блог

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный, вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

Для нормальной работы синхронизаторов ЗИЛ-130 и предупреждения и преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление «ведет», переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее.

Работа синхронизаторов

При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 синхронизатора вместе с вилкой 9 или 10 перемещается в сторону включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передается конусным кольцам 3, которые жестко связаны между собой с помощью трех блокирующих пальцев 1, до упора в конус шестерни.

Рис. Устройство синхронизатора:
1 — блокирующий палец; 2 — каретка; 3 — конусное кольцо; 4 — фиксатор; 5 — пружина; 6 — конус шестерни

Из-за разности окружных скоростей включаемых элементов (шестерня и каретка синхронизатора) и осевого давления, передаваемого через фиксаторы, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конических поверхностях возникает момент трения. Под действием момента трения происходит смещение каретки относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхность пальцев 1, которая препятствует свободному осевому движению каретки. Вследствие этого происходит выравнивание окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация).

После выравнивая окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев не будут препятствовать осевому перемещению каретки и произойдет включение выбранной передачи без шума и удара.

Для нормальной работы синхронизаторов ЗИЛ-130 и предупреждения и преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление «ведет», переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее.

В состав КПП на авто ЗИЛ 130 входят два синхронизатора. Они обеспечивают выравнивание возникающих угловых скоростей соединяемых зубьев. В их основу легли: муфта, конусное кольцо, блокирующий и фиксирующий палец, пружина. Роликовые подшипники отлично переносят приходящиеся нагрузки. На них установлен блок реверсивного движения. Машина поддерживает установку первичного вала на 24 зуба.

Необходимость ремонта трансмиссии

Все составляющие узлы системы трансмиссии подвергаются естественному износу. Доверять ремонт коробки передач на ЗИЛ 130 следует профессионалам, работающим в автосервисе, который предлагает данные услуги, где можно заказать, например, ремонт редуктора.

Признаки поломки коробки ЗИЛ 130:

  • появление характерного гула во время езды. При этом нужно осмотреть состояние подшипников, шестерни передач;
  • слышны посторонние звуки из МКПП. Как правило, из-за износа стопорных колец;
  • отмечается затрудненное переключение передач. Данное проявление может указывать на пониженное количество трансмиссионного масла.
  • отказ включения передачи. При этом нужно проверить состояние сцепления, шестеренки;
  • стала чувствоваться вибрация на конкретной скорости (целесообразно проверить крепление КПП, кардана, осмотреть подшипник).

Следует отметить, что помимо естественного износа отдельных комплектующих деталей трансмиссии, преждевременно данная система может дать сбой из-за того, что владелец ЗИЛа использует некачественную трансмиссионную жидкость.

Рабочая жидкость заливается во внутреннюю часть картера. Когда происходит разборка коробки передач важно не допускать попадания в нее грязи. В противном случае может появиться заедание зубчатых колес, относящихся к ведомому валу.

Проверку уровня масла и его доливку следует во время прохождения ТО-2. Для промывки КПП нельзя применять керосин, следует использовать специальную промывочную жидкость. Только после этого в картер заливается свежее масло

Расчет коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Расчет коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Коробка передач предназначена для преобразования крутящего момента и частоты вращения, развиваемых коленчатым валом двигателя для получения различных тяговых усилий на ведущих колесах при трогании автомобиля с места и его разгоне, при движении автомобиля и преодоления различных дорожных препятствий. Необходимость преобразования определяется характером изменения крутящего момента ДВС, особенностью которого является относительно малая приспосабливаемость к изменениям внешней нагрузки.

Коробки передач по способу изменения передаточного числа под-разделяют на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные.

Ступенчатые коробки передач по числу ступеней переднего хода делятся на трех-, четырех-, пяти- и многоступенчатые, а по положению осей, на коробки передач с неподвижными осями валов с вращающимися осями валов (планетарные) и комбинированные. Коробки передач с неподвижными осями валов подразделяют на двух-, трех- и многовальные. По способу управления коробки передач могут быть с автоматическим, полуавтоматическим, преселекторным, командным и непосредственным управлением.

Ступенчатые коробки передач имеют высокий КПД и при передачи полной мощности . Ступенчатые коробки передач отличаются простотой конструкции меньшей стоимостью по сравнению с бесступенчатыми. Поэтому они получили широкое применение на автомобилях раз-личных типов

Расчёт кпп автомобиля

3.1 Выбор кинематической схемы и материала деталей КПП

На первом этапе проектирования механической КПП необходимо выбрать тип коробки и определиться с её кинематической схемой. На автомобилях с передним расположением двигателя и с задней ведущей осью применяются, как правило, трехвальные коробки передач, на автомобилях с задним расположением двигателя и на переднеприводных автомобилях – двухвальные. При наличии автомобиля–аналога для проектируемого автомобиля следует выбрать коробку передач того же типа, что и у аналога

. Существенно упростится задача разработчика, если и кинематическая схема проектируемой КПП будет аналогична схеме коробки–аналога. Кинематические схемы механических коробок передач отечественных легковых и грузовых автомобилей приведены в источнике [1].Выбранную кинематическую схему КПП необходимо привести в данном подразделе и проставить на ней номера зубчатых колес КПП, соответствующих номеру передачи (со знаком ‘- для ведущих колес и со знаком “ – для ведомых). Здесь же необходимо описать способ реализации передач и дать характеристику зубчатых колес, участвующих в реализации каждой передачи КПП. Например:

1-я передача-первичный вал КПП пара косозубых зубчатых колес постоянного зацепления (пз’,пз”)-

пара прямозубых зубчатых колес первой передачи(1’,1”)- вторичный вал КПП; и т.д.

Существенное влияние на габариты КПП и её долговечность оказывают материалы, из которых изготовлены зубчатые колеса и валы КПП. Зубчатые колеса коробок передач легковых автомобилей (модуль 3. 3,75), как правило, изготавливают из хромистых сталей марок 35Х,40Х и подвергают цианированию, при этом они имеют удовлетворительную прокаливаемость и хорошие прочностные показатели. Хромомарганцевотитановые стали марок 18ХГТ, 25ХГТ,30ХГТ рекомендуются для среднемодульных зубчатых передач грузовых автомобилей средней грузоподъемности. Для крупномодульных зубчатых колес рекомендуется применять стали 25ХГМ,20ХНМ, 12Х3А с последующей цементацией и закалкой. Твердость рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес при этом превышает 56HRC. Выше перечисленные марки легированных сталей применяются и для изготовления валов КПП, причем с целью сокращения номенклатуры применяемых материалов, выбираются одинаковые марки материалов зубчатых колес и валов КПП.

Характеристика коробки передач ЗИЛ

В процессе эксплуатации разные узлы и детали имеют свойство выходить из строя. На поломки влияет интенсивность работы, а также нагрузки. Коробка передач ЗИЛ 130 постепенно изнашивается. Это надежный силовой агрегат, который выполняет одну из главных функций, а именно переключение скоростей.

Особенности устройства

ЗИЛ – это грузовой автомобиль, который оснащен пятиступенчатой коробкой переключения передач. Производитель оснащает транспортное средство трехкодовой механической трансмиссией. Здесь применяется синхронизирующее устройство, которое имеет инерционный тип.

Чтобы понять принцип работы, необходимо знать тип коробки и устройство. Конструкция также оснащена подшипниковым устройством цилиндрического типа. Ниже представлена схема и чертеж расположения.

Здесь можно посмотреть расположение косозубых шестеренок, вторичного вала, зубчатых кареток, промежуточного шкива. На основном блоке расположена большая шестеренка. Коробка переключения передач оснащается внутренним картером, куда требуется периодически заливать расходные материалы. Для поддержания нормального состояния требуется трансмиссионная смазка. Картер закрывается крышкой. Она выполняет функцию защиты. Сюда крепят механизм, который переключает скорости. На рисунке: а – устройство передачи; б – первая; в – вторая; г – третья; д – четвертая; е – пятая; ж – задний ход.

Как выглядит схема переключения скоростей на грузовике?

Схема КПП, которая поможет разобраться, как переключать и выполнять регулировку скорости в автомобиле. Ниже представлен подробный чертеж:

Признаки поломки

Существует несколько признаков износа синхронизатора и других внутренних деталей. Можно выделить следующие:

  • передача самостоятельно выключается в процессе движения транспортного средства;
  • возникновение резкого шума, когда происходит переключение;
  • водителю приходится прикладывать усилие, чтобы включать передачу.

Многие люди жалуются, что слышат посторонний шум, когда работает коробка передач и автомобиль находится в движении. Этот признак указывает на износ или поломку конуса. При повышенных нагрузках может произойти искривление, деформация блокирующего кольца.

Существует еще одна серьезная проблема, при которой требуется в срочном порядке выполнить ремонт. Она заключается в самопроизвольном включении передачи. Эта проблема может быть связана с износом муфты, шестерни. Если передача включается с усилием, необходимо проверить работоспособность синхронизатора. Механизм имеет упрощенную конструкцию, поэтому его можно ремонтировать и восстановить. Но для обеспечения безопасности рекомендуется установить новый синхронизатор.

Чтобы продлить срок эксплуатации синхронизатора, необходимо выполнить следующие действия:

  • уменьшить количество резких стартов;
  • отказ от агрессивного стиля вождения;
  • водителю нужно своевременно и в установленные сроки выполнять замену трансмиссионного масла;
  • перед переключением передачи нужно до конца выжимать сцепление;
  • транспортное средство нуждается в регулярном техническом обслуживании.

Синхронизатор КПП ЗИЛ 130 не часто выходит из строя, потому что механическое устройство имеет простую конструкцию. В процессе эксплуатации металл начинает стареть, поэтому для обеспечения нормального функционирования требуется менять старую деталь на новую.

Как выполнить ремонт и осмотр синхронизатора?

Чтобы демонтировать синхронизатор, с коробки переключения передач, необходимо снять коробку передач с транспортного средства. Этот процесс требует затрат и усилий. Демонтажные работы выполняются по следующему принципу:

  • сначала требуется снять коробку с транспортного средства;
  • далее происходит демонтаж кронштейна, который фиксирует трос сцепления (для этого требуется аккуратно открутить все имеющиеся болты, снять крышку);
  • болт, который крепит вилку к конструкции, также выкручивают, не нарушая резьбу;
  • муфта синхронизатора перемещается в нижнее положение;
  • гайки крепления и фиксации первичного, вторичного вала нужно выкрутить;
  • шестерня, которая находится рядом с передачей, необходимо слегка приподнять.

После этого можно демонтировать синхронизатор, отправить его на диагностику или заменить на новую деталь. Для его осмотра нужно сделать отметку расположения муфты. Рекомендуется использовать маркер или мелок. Расположение отмечают по отношению к ступице.

Все детали тщательно промывают при помощи керосина. После этого можно выполнить осмотр ступицы, муфты, шлиц. Если детали не изношены, на их поверхности не будет заусенцев, сколов и трещин. Отдельное внимание нужно уделить пружинам, сухарям. Детали, которые пришли в негодность или оказались дефектными, необходимо заменить для восстановления работоспособности синхронизатора.

Отдельные составляющие и комплектующие не всегда есть в продаже, выпускаются изготовителями. Можно обратиться к разборщикам. Новые детали перед установкой тщательно смазывают при помощи моторного масла.

Сборка осуществляется согласно сделанных меток. Когда положение совпадает, на муфту сойдется с пазами ступицы. Для установки сухарей используют отвертку для облегчения работы. После этого можно приступить к завершающей установке синхронизатора, сборке коробки передач. Важно своевременно выполнять осмотр, диагностику и ремонт, потому что неисправности приводят к изменению передаточного числа КПП ЗИЛ.

Особенности правильной проверки функционирования КПП

Чтобы предотвратить серьезные поломки, после разбора требуется проверить функционирование коробки переключения передач ЗИЛ. В процессе ремонта требуется покупать оригинальные запчасти и комплектующие, которые имеют аналогические характеристики, размер. Обязательно требуется руководствоваться схемой передач.

Для проверки работоспособности КПП применяют специальный стенд, который имеется на профессиональных станциях технического обслуживания. В нем есть специальное отверстие с приводом. Устройство обеспечивает аналогичную нагрузку, чтобы проверить работоспособность внутренних деталей, проанализировать состояние емкости для трансмиссионной жидкости.

На крышку устанавливается гидравлический регулятор. Он позволяет выполнить точные замеры параметров текущего уровня нагрузки. При помощи 5 кронштейнов осуществляется установка коробки к кронштейну. С использованием муфты происходит присоединение ведущего вала к электрическому мотору. В нагнетательном трубопроводе подключают регуляторное устройство. В результате на специальный прибор выводятся характеристики и параметры. Они позволяют выполнить контроль уровня нагрузки, которая возникает в результате функционирования гидравлического мотора.

Проверить работоспособность коробки можно только на специальном стенде. Перед выполнением процедуры требуется сделать замену рабочего масла в силовом агрегате, чтобы получить точные результаты. Стенд позволит определить узлы и детали, которые вышли из строя или нуждаются в срочной замене. Все работы по сборке и ремонту нужно выполнять в чистых условиях. Внутрь не должна попадать грязь, пыль, мелкие частицы, которые могут стать причиной заедания шестеренок.

Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

Зил -130

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный, вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

КПП ЗИЛ-130

КПП ЗИЛ-130

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:

Схема переключения передач

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

Схема КПП

Схема КПП

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор ЗИЛ-130

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Схема включения передач

Схема передач

Схема передач

Первичный вал

Первичный вал ЗИЛ-130

Первичный вал ЗИЛ-130

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал

Вторичный вал ЗИЛ-130

Вторичный вал ЗИЛ-130

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного зацепления четвертой передачи — 47,003…47,020

Диаметр шейки под косозубую шестерню постоянного зацепления второй передачи — 60,920…60,940

Толщина зуба шлицевой части вала под синхронизатор:

второй и третьей передач — 8,88…8,94

четвертой и пятой передач — 10,90…10,95

Толщина зуба шлицевой части вала под шестерню первой передачи — 10,88…10,94

Толщина зуба шлицевой части вала под фланец — 5,99…5,94

Промежуточный вал

Промежуточный вал ЗИЛ-130

Промежуточный вал ЗИЛ-130

Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 58…61, твердость сердцевины HRCэ 35…45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм. Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Вес коробки ЗИЛ-130 равен -98кг

Размеры сальников: 1 Первичного вала сальник 42х62х10 2 Вторичного вала сальник 58х8х16

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector