Как называется синтаксическое средство

Как называется синтаксическое средство

Средства речевой выразительности

Тропы – слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет – прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).
Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт – эхо мира.

2. Сравнительный оборот – есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).
Он, как слон в посудной лавке.

3. Метафора — есть то, с чем сравнивается, но нет того что сравнивается.
Ожог на земле. Ситец неба голубой.

4. Олицетворение – явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.
Время бежит. Угрюмый лес.

5. Метонимия — замена содежащего — содержимым; вещь — материал.
Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).
Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

7. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Хитрость – в образе лисицы, мужество и сила – в образе Ильи Муромца, красота – в образе Аполлона.

8. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.
Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

9. Литота — преуменьшение свойств, качеств.
В двух шагах отсюда.

10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, назаваются свойства или схожие значения указывающие на предмет).
Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

12. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель – тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии – сарказм .
Мы- умы, а вы- увы;между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

13. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.
Тише едешь — дальше будешь.

Лексические средства (не являются тропами) наверх↑

1. Фразеологизм устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.
Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.
Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению
Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.
Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению
Черный — белый, горячий — холодный, высокий — низкий.

6. Омонимы слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению
Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства наверх↑

Синтаксические средства – обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Эллипсис – пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

2. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.
Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

3. Вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

4. Ряды однородных членов предложения перечисление однородных понятий.
Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

5. Цитирование передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.
Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

6. Анафора повтор начальных слов.
Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

7. Эпифора повтор конечных слов.

8.Антитеза сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.
Глупый осудит, а умный рассудит.

9. Инверсия изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.
Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

10. Параллелизмы сходное расположение элементов, однотипное построение.
Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

11. Градация «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.
Женщины плачьте :ручьями, озёрами, океанами слёз!

12. Парцелляция разделение предложения на несколько.
Ночь. Улица. Фонарь.

Синтаксические средства выразительности

в зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изобража­емого, отношение автора к изображаемому и проч. выражают оценочные зна­чения

Героиней этого романа,
само собой разумеется, была
Маша
(Л. Толстой).

Он, стало быть, бережёт
себя.

Вопросно-от­ветная форма изложения

диалогизирует речь, дела­ет адресата собеседником говорящего, активирует его внимание

оживляет повествование, придаёт ему динамику и вы­разительность

позволяет автору привлечь читателя к совместному раз­мышлению

«Но что я такое сделал ? — спрашивал он себя с тоской. — Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху».

«Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. Всё, что есть хо­рошего на свете, было для тебя, а ты для кого был ?»

Воскли­цательные предложения

дают эмоциональную оценку сообщения

выражают эмоциональ­ное состояние героя

Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Гранин

Инверсия

способствует выражению мысли, акцентируя вни­мание на важных, с точки зрения говорящего, словах фразы

усиливает действенность речи

усиливает экспрессив­ность речи

Улица пустая вообще про­изводит ужасное впечатле­ние (Булгаков).

Обращения

являются средством рече­вого этикета)

организуют текст, помогают понять, с кем разговаривает герой

выражают характер об­щения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.)

выражают отношение го­ворящего к собеседнику

являются средством рече­вой характеристики говоря­щего

риторические обращения усиливают выразительность текста

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас

Что же ты, моя старушка,
приумолкла у окна ?
(Пушкин)

Откуда, умная, бредёшь
ты, голова?
(Крылов)

Однородные члены

важнейшее средство под­робного описания предме­тов, их свойств, а также раз­личных явлений, процессов конкретизируют изобра­жаемое

придают динамику и экс­прессивность сообщаемому

лежат в основе такого средства изобразительно­сти, как градация

За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов).

Синтаксический параллелизм — повтор синтаксических конструкций с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом.

Парцелляция

Придаёт особый смысл высказыванию: точка после слова… — знак конца повествования , и поэтому смысловой центр сосредоточен на фразе…

создаёт экспрессивность текста

Этот человек снискал себе всеобщее уважение не толь­ко умением побеждать. Бла­городством. Скромностью.

Риторическое обращение или восклицание

Риторический вопрос не требует ответа, т.к. ответ содержится в самом вопросе.

используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания.

привлекает внимание к проблеме

содержит авторскую позицию

Русь! Русь! Куда стремишься ты?

Что такое культура, нужна ли она сегодня?

Полисиндетон — многосоюзие.

Асиндетон — бессоюзие.

риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения

Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Безличные предложения

Выражают психофизическое состояние, возникающее по какой-то причине

Неопределённо-личные предложения

В них автор обращает внимание на сам факт ,событие или действие, а не на того, кто действует.

Бессоюзные предложения

  • БСП с пояснительными отношениями помогают понять, почему…

Словосочетание — смысловое и грамматическое объединение двух слов, выраженное с помощью подчинительной связи.

Правила сочетаемости слов в словосочетании.

1 правило.

Необходимо учитывать предметно-смысловые связи слов.

Соединяться могут слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

*озеро не может быть сильным и высоким, т.к. эти слова взаимно не сочетаются.

2 правило.

Объединяя слова, нужно думать о лексических особенностях слов, иначе появятся речевые ошибки.

нельзя

*причинить радость, большая половина, табун девушек, оглянуться вперёд

3 правило.

Объединяя слова, нужно думать об их грамматических свойствах, иначе появятся ошибки.

не сочетаются

*прилагательные с глаголом

4 правило.

Объединяя слова, нужно думать об их стилистической принадлежности, иначе появятся ошибки.

14. Теория Читать 0 мин.

1. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Убитый немцами вечер…

Скрипка немножко нервно пела…

Лес ласково шептал…

Забормотал спросонок гром.

3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)

Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)

4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.

В саду горит костер рябины красной.

Сыплет черёмуха снегом…

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Научитесь отличать метафору от сравнения .

Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)

Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)

Различайте метафору и фразеологизм . Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Фразеологизм не выделяется запятыми. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.

5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал.

6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.

Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).

Ликует буйный Рим (город = жители города).

И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).

7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!

8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).

9. Синекдоха — стилистический приём — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот.

«Всё спит — и человек, и зверь, и птица».

«Германия избежала поражения в матче с Австралией».

Лексические средства выразительности.

1. Антонимы. Контекстные антонимы.

И не друг , и не враг , а так…

У планеты есть как друзья , так и паразиты . (противопоставлены только в контексте, поэтому антонимы являются контекстными).

2. Синонимы. Контекстные синонимы ― это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.

Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

3. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать.

4. Разговорные слова.

5. Просторечные слова.

6. Неологизмы – новые слова в языке.

7. Термины ― слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.

Катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол и т.д.

8. Устаревшие слова (архаизмы)

ежели — если («ежели вы вежливы»)

живо́т — в значении «жизнь»

9. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности:

стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.

Синтаксические средства

Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.

1. Лексический повтор.

Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

2. Вопросно-ответная форма изложения.

Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.

3. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

4. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.

5. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:

Давай не ссориться. Не забывайте меня.

6. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.

Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)

7. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)

8. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.

9. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.

Приемы (стилистические фигуры)

1. Парцелляция намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания/убывания смыслового и эмоционального значения.

4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

5. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.

Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.

6. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе.

Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.

7. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.

Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…

8. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

Внимание!

Не путать сравнение (троп) и сравнительный оборот (синт.средство).

Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются – выделяются запятыми, часто начинаются сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, чем, нежели, как будто и др.).

Не путать сравнительные обороты (синт.средство) и фразеологизмы (лекс.средство)!

В её глазах, как вспышка молнии, мелькнула ярость. (обособляется – сравнительный оборот)

Чего ты ходишь как в воду опущенный? (не обособляется – фразеологизм)

Синтаксические средства выразительности

Синтаксические средства выразительности

Для создания художественных образов применяются различные средства выразительности, относящиеся ко всем уровням русского языка.

Синтаксические конструкции, применяемые для образности, обеспечивают эмоциональность речи. Наиболее часто используемыми являются повторы и пропуски позиций, благодаря которым тексту придается особая ритмичность.

Синтаксические приемы, основанные на повторах

Повторы являются распространенными средствами выразительности, используемыми в поэтических произведениях. Они помогают создавать рифмы и упорядочить звуковую организацию стихов. Синтаксические приемы, основанные на повторении, классифицируются в зависимости от расположения повторяющихся частей.

Если повторяющимися являются начальные части предложений или стихотворных строк, синтаксический прием называют анафорой:

Приходит осень, птицы улетают.

Приходит осень, пусто на полях…

Эпифора схожа по принципу с анафорой, однако, повторяющимися при данном приеме выразительности являются конечные части отдельных строк:

Настанет утро, встанет солнце, птицы запоют,

Взойдет заря на небосводе, и птицы запоют.

Распространенными синтаксическими средствами выразительности также являются лексические повторы, которые предполагают многократное использование слов с целью акцентирования внимания на более важных смысловых аспектах:

Она уже давно устала от его лживых слов, лживых поступков, лживых взглядов.

Риторические вопросы и восклицания

В текстах некоторых произведений используются обособленные вопросы, не требующие ответных реплик. Подобные вопросы называются риторическими. Они не предполагают ответов и выражают позицию автора. Риторические вопросы часто используются писателями для выделения основных проблем произведения. Примеры:

И стоит ли вообще беспокоиться о том, что нельзя изменить?

Почему каждый мечтает о несбыточном, упуская свое тихое и умеренное счастье?

Когда же наконец люди станут добрее? Когда начнут относиться к другим с пониманием и уважением?

Риторические восклицания также имеют акцентирующее и подчёркивающее значение. При помощи восклицательных предложений выражается эмоциональная и экспрессивная сторона содержания текста. Например:

Как можно забыть о чести и порядочности в погоне за материальными благами!

До чего могут довести человека алчность и жажда наживы!

Недосказанность и пропуски

Намеренное прерывание высказывания и пропуски слов также могут иметь значение в создании художественных образов и выражении авторского замысла. Синтаксический прием, при котором автор оставляет мысль недосказанной, называется умолчанием. Умолчание применяется для того, чтобы придать высказыванию глубину, предоставить читателю шанс догадаться о мыслях героев:

Оказывается, он даже не вспоминал обо мне, а я… Впрочем, все уже в прошлом.

Пропуски слов в предложениях нацелены на создание лаконичной и выразительной формулировки. Синтаксические конструкции с пропущенными словами, подлежащими восстановлению из общего контекста, называются эллипсисом:

Он это не со зла (Он сделал это не со зла.)

Многосоюзие и бессоюзие

Наличие или отсутствие в предложении союзов также может являться средством создания художественных словесных образов. Использование в рамках одного предложения множества повторяющихся союзов помогает подчеркнуть смысл перечисляемых слов. Пример:

Алексей и уговаривал, и просил, и злился, и огорчался, но никак не мог уговорить Николая.

Бессоюзие чаще всего используется для создания впечатления стремительности действий, быстрой смены картин:

Ночь, темный переулок, осторожные шаги, тихий шепот…

Использование особых синтаксических конструкций не только помогает создавать рифмы, но и делает речь живой и образной.

Как называется синтаксическое средство

Задание 26 № 2807

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа» отличается доверительной простотой и непритязательностью, которые сочетаются со стилистическим богатством и изысканной поэтичностью авторского языка. Этому способствует такой стилистический приём, как (А)_____ (предложения 36, 37), а также такое синтаксическое средство выразительности, как (Б)_____ (предложения 35, 51). В тексте применяются и лексические средства, в частности, (В)_____: «помоложе» в предложении 1, «шатается» в предложении 44. Из тропов автор достаточно широко использует (Г)_____: «по просторной русской земле» в предложении 29, «с влажными, просящими глазами» в предложении 49.

1) книжная лексика

4) разговорная лексика

6) вопросительные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2)Тогда я нередко оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на рыбалку. (3)Целые дни до позднего вечера я проводил на реке, а спать заходил к крестьянам или на мельницу. (4)Именно в то время я впервые познакомился с одним из загадочных явлений нашей жизни, которое приоткрыло мне некоторые тайны русской души, — бродяжничеством по-русски, или странничеством.

(5)Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека. (6)В потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя было это летом, он лежал прямо на голом полу. (7)Он спал с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (8)Я лёг против двери на разостланном для меня сене. (9)Не спалось. (10)Волновала будущая заря. (11)Хотелось зари. (12)Утром рыба хорошо клюёт. (13)Но в летнюю пору зари долго ждать не приходится. (14)Скоро начало светать. (15)И с первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошёл прямо в дверь. (16)На крыльце он подошел к рукомойнику, висевшему на верёвочке. (17)С моего ложа я с любопытством наблюдал за тем, как он полил воды на руки, как он смочил ею свою седую бороду, растёр её, вытерся рукавом своей хламиды, взял в руки посох, перекрестился, поклонился на три стороны и пошёл.

(18)Я было собирался со стариком заговорить, да не успел — он ушёл. (19)Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него ещё один раз. (20)Чем-то старик меня к себе привлёк. (21)Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (22)Старик уходил вдаль. (23)Долго смотрел я ему вслед. (24)Фигура старика, по мере того как он удалялся, делалась всё меньше и наконец вовсе растворилась в утреннем тумане. (25)Но в глазах и в мозгу моём его образ остался навсегда, живой.

(26)Это и был бродяга-странник. (27)В России испокон веков были такие люди, у которых не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (28)Не будучи цыганами, они вели цыганский образ жизни. (29)Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (30)Блуждали по подворьям, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. (31)Жили подаянием. (32)Отдыхали и спали где попало. (33)Цель их странствований всегда определялась по-разному и весьма расплывчато — «ко святым местам», «пострадать», «грехи искупить», найти место, «где дышать легче». (34)Я, честно говоря, убеждён, что если каждого из них в отдельности спросить, куда и с какой целью он идёт, то он не ответит. (35)3ачем ему об этом думать?

(36)Кажется, они чего-то ищут. (37)Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. (38)Но ещё вернее будет сказать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(40)В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России — Варлаам. (41)Мусоргский с несравненным искусством и мощью передал мироощущение этого бродяги — не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. (42)Тоска в Варлааме бездонная, как океан. (43)Куда бы этот бродяга ни пошёл, он идёт с готовым сознанием своей абсолютной ненужности. (44)Вот и ходит Варлаам из монастыря в монастырь, шатается из города в город за чудотворной иконой по церковным приходам. (45)В горсточке держит свечку восковую, чтобы её не задуло, и орёт сиплым басом, подражая протодиаконам: (46)«Сокрушите змия лютого со два на десятью крылами хоботы».

(47)У него спутана и всклокочена седая борода, расходящаяся на конце надвое наподобие штопора. (48)Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он ходит по городам, весь поношенный и помятый, в своей стёганной на вате шапке, схожей с камилавкой. (49)Таких, как он, сторонятся, не желая встречаться взглядом с влажными, просящими глазами, которые видят человека насквозь.

(50). Не знаю, конечно, нужны ли такие люди. (51)Надо ли устроить так, чтобы они стали иными, или не надо? (52)Одно только я скажу: эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных красок русской жизни. (53)Нет, сами они не праведники, но каким-то чудесным образом делают нас чище и лучше. (54)Если бы не было таких бродяг-странников, «калик перехожих», жить всем нам было бы труднее.

(*По Ф. И. Шаляпину)

*Фёдор Иванович Шаляпин (1873 — 1938) — знаменитый русский оперный и камерный певец.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector