Как называется прием синтаксически сходного

Как называется прием синтаксически сходного

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Роман «Отцы и дети» (1862) Конфликты романа Внешний

В6. Установите соответствие между тремя репликами Базарова и словами, которые в них пропущены (они даны в именительном падеже). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле или ^ Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? )?
С1. Что, по-вашему, дает возможность для сближения приведенного отрывка со стихотворением в прозе?
С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаемся с философскими размышлениями о жизни и смерти и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)?
B1 роман

B7 параллелизм; синтаксический параллелизм
При перечислении признаков, сближающих этот фрагмент со стихотворением в прозе, ученик может указать на способы ритмизации прозы, среди которых и синтаксический параллелизм, и анафоры, и особый порядок слов в предложениях. Можно заметить обилие тропов. Можно сосредоточиться на сгущенном лиризме, «небытовом» тоне высказывания или на лейтмотивности развития образов (это сложнее, но вполне по силам продвинутым учащимся).

Отвечая на вопрос С2, ученик может обратиться к таким произведениям, как «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (финалы 2 и 6 глав), «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, и другим программным произведениям. Интересным будет ход в продолжение ответа на вопрос №1: сопоставить фрагмент с собственно лирическими произведениями (например, тем же стихотворением А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», из которого и пришла цитата о «равнодушной» природе).

^ ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ

В1. В какой части романа И.С.Тургенева находится данное описание?

В2. Как называется описание природы, имеющее в произведении важное художественное значение?

В3. Какой приём использует автор в описании: «Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде…»?

В4. Как называется чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой? К примеру, в отрывке: «Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле» — такое чередование создают паузы ( в предложении обозначены точкой с запятой и двоеточием).

^ В5. Как называется вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа?

В6. Выпишите из текста приведённого отрывка словосочетание, представляющее собой скрытую цитату из стихотворения А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

В7. Какой знак препинания в приведённом отрывке из романа «Отцы и дети» помогает передать раздумье, то, что невозможно с нужной глубиной высказать словами?

С1. Как вы понимаете тему приведённого отрывка и как различные средства художественной выразительности помогают её раскрытию?

С2. Приведённый отрывок из финала романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в жанровом отношении близок к его «Стихотворениям в прозе», В чём проявляется эта близость? В каких произведениях русской литературы имеются лирические отступления, передающие авторские чувства, отношение к происходящему, размышления о мире? Каким именно вопросам эти отступления посвящены?

В1. Последняя глава, финал

В5. Риторический вопрос

В6. Равнодушная природа

^ ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ

В1. Как называлось направление философской мысли, приверженце которого был Евгений Базаров?

В2. Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника.

В3. Как называется средство художественной выразительности, использованное Тургеневым («два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»)?

В4. Назовите изобразительно-выразительное средство, которым И.С.Тургенев воспользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу».

В5. Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позволивший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы: «цветы… безмятежно глядят… невинными глазами», «немой камень» и др.

В6. Прочитайте отрывок со слов «Неужели их молитвы..» до конца фрагмента. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, дважды встретился в нём?

В7. Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце..»?

В6. Риторический вопрос

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались

огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых.

Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; «мужья» пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам. Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: «Вы меня извините, я не виновата». И не она одна — другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович

успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу.

– Ты нас покидаешь. ты нас покидаешь, милый брат, – начал он, – конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я. что мы. сколь я. сколь мы. Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты.

– Нет, папаша, я не приготовлялся.

– А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее!

Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: «Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!» <Прощайте! (англ.).>Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты.

– В память ____________, – шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.

^ И.С. Тургенев «Отцы и дети� �
В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?
В2. В главе, из которой взят отрывок, рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как называется такая итоговая, заключительная часть художественного произведения, его финал?
В3. Запишите фамилию героя (в именительном падеже), которую нужно вставить вместо пропуска.
В4. Выпишите из текста слово, которым, наряду со словом «тост», обозначают короткую застольную речь приветственного характера.
В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

экземпляра, чтобы судить обо всех других.

^ В7. Как называется описание природы в художественном произведении (с такого описания начинается приведенный отрывок)?
С1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?
С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в

B7 пейзаж
Отвечая на вопрос С1, ученики могут рассказать о «столкновениях» Базарова с каждым из присутствующих за столом, вспомнить историю с Фенечкой и дуэль. Аркадия и самому может быть неловко произносить имя Базарова (а не только из-за дяди или Фенечки): слишком быстро он забыл своего друга, на которого когда-то почти молился. Да и тост за него сам он произнести не догадается — это сделает Катя, которая, кстати, сразу поняла и определила для себя Базарова («мы с вами ручные, а он хищный»). Таким

образом, выполняя это задание, мы даем возможность ученику продемонстрировать знание текста и связать воедино некоторые его нити (что не позволяет делать форма теста).

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем. Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В1.К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

В2.Приведенный отрывок представляет собой описание природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В3.Приведенный отрывок взят из финальной части произведения, в которой рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как по-другому называется такой финал художественного

В4.Слово «равнодушная» (природа) взято в приведенном отрывке в кавычки. Это цитата: здесь Тургенев обращается к стихотворению поэта, который много раз упоминается и цитируется на страницах «Отцов и детей». Запишите фамилию этого поэта.

В5.Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их высказываниями о главном герое отрывка — Базарове. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПерсонажиВысказывания
А)Павел Петрович1)Базаров умен и знающ.
Б)Катя2)гордец, циник, нахал; самолюбие какое противное
В)Николай Петрович3)он хищный, а мы с вами ручные
4)Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался.

В6.Установите соответствие между тремя репликами Базарова и словами, которые в них пропущены (они даны в именительном падеже). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

РепликиПропущенные слова
А)Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого______ .1)Рафаэль
Б)Природа не храм, а мастерская, и человек в ней .___2)аристократишко
В)_________ гроша медного не стоит.3)поэт
4)работник

В7.Как называется прием синтаксически сходного расположения элементов речи в соседних предложениях или частях предложений (например, Железная ограда ее окружает; две молодые елки

посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле или Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?)?

С1.Что, по-вашему, дает возможность для сближения приведенного отрывка со стихотворением в прозе?

С2.В каких еще произведениях литературы мы встречаемся с философскими размышлениями о жизни и смерти и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)?

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались

огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых.

Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; «мужья» пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам. Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: «Вы меня извините, я не виновата». И не она одна — другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович

успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу.

– Ты нас покидаешь. ты нас покидаешь, милый брат, – начал он, – конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я. что мы. сколь я. сколь мы. Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты.

– Нет, папаша, я не приготовлялся.

– А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее!

Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: «Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!» <Прощайте! (англ.).>Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты.

– В память ____________, – шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В1.К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

В2.В главе, из которой взят отрывок, рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как называется такая итоговая, заключительная часть художественного произведения, его финал?

В3.Запишите фамилию героя (в именительном падеже), которую нужно вставить вместо пропуска.

В4.Выпишите из текста слово, которым, наряду со словом «тост», обозначают короткую застольную речь приветственного характера.

В5.Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Евгений Базаров1) отправляется по делам в Москву
Б) Павел Петрович2) женится на Кате
В) Николай Петрович3) умирает от заражения крови
4) женится на Фенечке

В6.Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПерсонажиРеплики
А)Николай Петрович1)Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу.
Б)Базаров2)Пилюля горька — а проглотить ее нужно. Вот теперь наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю
В)Анна Сергеевна3)Посмотри, сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым.
4)Я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие, как знаете.

В7.Как называется описание природы в художественном произведении (с такого описания начинается приведенный отрывок)?

С1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?

С2.В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)?

Готовимся к экзаменам

из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.

Читает книгу «Роковая любовь»

Называет себя рабочим человеком,

мечтает вырваться из ночлежки

Торгует пельменями на рынке

4 Сначала не может вспомнить люби-

мые стихи, а потом их вспоминает

В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.

1 «Я всю жизнь только переодевался –

2 «Ушей вовсе нет у верблюда. он –

3 «Мне вредно дышать пылью. Мой

организм отравлен алкоголем. »

4 «Люблю непонятные, редкие сло-

В7. Как называется небольшое высказывание персонажа в пьесе?

С1. Как бы вы объяснили реакцию персонажей на слова Сатина, выраженную в самой большой ремарке отрывка?

С2. В каких ещё произведениях так или иначе звучит вопрос «Зачем вы живёте? Зачем?» и как эти произведения перекликаются с пьесой М.Горького «На дне»?

Ответы и комментарии

B1 драма; к драме

B3 диалог; полилог

Отвечая на вопрос С1 , ученики должны истолковать ремарку «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестаёт работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьёт пальцами по столу. Актёр, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Здесь можно заметить, что для всех персонажей слова Сатина-Луки очень важны, каждый по-своему сосредоточен на них, в каждом они «запускают» собственную мысль. Возможно, эти слова о значимости и важности каждого человека, согретые любо-

вью, напоминают этим отчаявшимся людям об их собственной значимости и уникальности, о жизни, прожитой не напрасно. Хорошо, если учащиеся в ответе коротко расскажут о судьбах персонажей, названных в ремарке.

Для ответа на вопрос С2 ученики могут вспомнить практически любое произведение школьной программы, потому что в каждом так или иначе решается вопрос о смысле человеческой жизни. На первый план могут выйти для них «Герой нашего времени» (размышления Печорина о своём предназначении), «Обломов» (спор между Обломовым и Штольцем о смысле жизни), «Отцы и дети» (сцена разговора Аркадия и Базарова о жизни, «ничтожной перед вечностью»), «Война и мир» (поиски смысла жизни Андреем и Пьером).

С а т и н. Когда я пьян. мне всё нравится. Н-да.

Он – молится? Прекрасно! Человек может верить

и не верить. это его дело! Человек – свободен. он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен. Человек – вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы. Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.

уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встаёт.) Хорошо это. чувствовать себя человеком. Я – арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются. и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости.

Б а р о н (качая головой) . Ты – рассуждаешь. Это – хорошо. это, должно быть, греет сердце. У меня – нет этого. я – не умею! (Оглядывается и – тихо, осторожно.) Я, брат, боюсь. иногда. Понимаешь? Трушу. Потому – что же дальше?

Сатин (уходит) . Пустяки! Кого бояться человеку?

Б а р о н. Знаешь. с той поры, как я помню себя.

у меня в башке стоит какой-то туман. Никогда и ничего не понимал я. Мне. как-то неловко. мне кажется, что я всю жизнь только переодевался. а зачем? Не понимаю! Учился – носил мундир дворянского института. а чему учился? Не помню. Женился – одел фрак, потом – халат. а жену взял скверную

и – зачем? Не понимаю. Прожил всё, что было, – носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки.

а как разорился? Не заметил. Служил в казённой палате. мундир, фуражка с кокардой. растратил

казённые деньги, – надели на меня арестантский

халат. потом – одел вот это. И всё. как во сне.

С а т и н. Не очень. скорее – глупо.

Б а р о н. Да. и я думаю, что глупо. А. ведь зачемнибудь я родился. а?

С а т и н (смеясь) . Вероятно. Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так. хорошо!

Б а р о н. Эта. Настька. Убежала. куда? Пойду, посмотрю. где она? Все-таки. она. (Уходит.)

Татарин поворачивает голову

За меня. помолись.

Т а т а р и н. Чего?

(тише). Помолись. за меня. Т а т а р и н (помолчав) . Сам молись.

(быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьёт и – почти бежит –

С а т и н. Эй ты, сикамбр! Куда? (Свистит.)

М.Горький «На дне»

В1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

В2. Как называют в пьесе героя, чьё «имя» три раза обозначено пропусками?

В3. Реплика Сатина о «человеке» большая по объёму. Как называется такое развёрнутое высказывание персонажа в литературном произведении?

В4. Как называется приём синтаксически сходного расположения элементов речи (его использует, например, Барон: «Учился – носил мундир дворянского института. а чему учился? Не помню. Женился – одел фрак, потом – халат. а жену взял скверную и – зачем? Не понимаю. Прожил всё, что было, – носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки. а как разорился? Не заметил. » )?

В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их профессиями (занятиями). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.

К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят приведенный отрывок?

B1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят приведенный отрывок?
B2. Запишите фамилию героя, о котором идет речь.
B3. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят этого героя романа?

B4. Выпишите из третьего абзаца слово, обозначающее болезненно-угнетенное состояние, мнительность (запишите его в именительном падеже).
B5. Как называется обращенное к себе и произносимое «про себя» высказывание героя, с помощью которого писатели изображают психологический процесс, имитируют «поток сознания» (с таким высказыванием мы сталкиваемся, например, в пятом абзаце)?
B6. В размышлениях героя автор особо выделяет слово это, на письме отмечая его курсивом: « Разве я способен на это? Разве это серьезно?». Какое слово скрывает от самого себя герой этим местоимением?

B7. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (с таким кратким, но емким изображением мы сталкиваемся в последнем абзаце)?

C1. Какую роль в приведенном фрагменте играет время и место действия?
C2. В каких еще произведениях русской литературы город, изображенный у Достоевского, становится не просто фоном событий, а действующим лицом? Как эти произведения перекликаются с «Преступлением и наказанием»?

Прочтите текст и выполните задания B8 – B12; C3, C4.

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, —

Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило.

Оно сокрылось, изменило.

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

А.C. Пушкин

B8. К какому роду литературы относится это произведение?

B9. Автор обращается к талисману (в реальности – к кольцу, которое было дано ему возлюбленной при расставании) как к живому существу, верному другу. Как называется такое перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы?
B10. Как называются образные определения предметов и явлений «валы ревучи», «пламенный бой», «священный сладостный обман», «волшебное светило»?

B11. В строках «Когда подымет океан // Вокруг меня валы ревучи, // Когда грозою грянут тучи» звуки подобраны так, чтобы мы не только увидели, но и услышали эту картину. Как называется такой прием?

B12. В стихотворении неоднократно встречается прием синтаксически сходного расположения элементов речи (например, «В уединеньи чуждых стран . В тревоге пламенного боя»; «Прощай, надежда; спи, желанье; // Храни меня, мой талисман»). Как называется такой прием?

C3. Одной из ярких особенностей этого стихотворения становится повтор строки «Храни меня, мой талисман» в конце каждой строфы. Какой эффект и с какой целью достигается, с вашей точки зрения, таким повтором?
C4. В каких еще произведениях русской литературы мы встречаемся с темой разлуки, расставания с любимой женщиной и как эти произведения перекликаются со стихотворением А.С.Пушкина?

При выполнении задания выберите один из трех

предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).

C5.1. В чем состоит роль эпизода «Сон Татьяны» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

C5.2. Какие способы раскрытия характера героя использует Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector