Храм в клённиках святителя николая чудотворца

Храм в клённиках святителя николая чудотворца

Храм Николая Чудотворца в Клённиках

Храм Николая Чудотворца в Клённиках

Храм Николая Чудотворца в Клённиках — православная церковь, расположенная на улице Маросейка в историческом Белом городе рядом с одним из выходов со станции метро «Китай-город».

Современное здание храма состоит из нескольких частей разных лет постройки, в его основе — каменный храм, построенный в 1657 году.

Однокупольное двухъярусное здание церкви с подклетом и пристроенными апсидой и притвором включает также двухъярусную трапезную и трёхъярусную колокольню. Фасады здания выполнены в красном цвете и декорированы в духе нарышкинского барокко: на них ярко выделяются наличники с разорванным фронтоном и гребнем и рустованная арка внизу колокольни. Церковь находится на склоне улицы и любопытно вписана в рельеф.

Происхождение названия

В названии церкви присутствует неоднозначное определение «в Клённиках», впервые появившееся на рубеже 18-19 веков. Согласно устным преданиям, в прошлом на месте храма существовала кленовая роща, однако, в наши дни эта версия считается несостоятельной, так как она ничем не подтверждена.

Впервые прибавление к названию храма с указанием местности появляется в 1657 году, когда его отстраивают в камне: церковь Николы Чудотворца, что на Покровке. В 1689 году она же упоминается как «в Блинниках», а в 1701 — «в Клинниках».

Вероятнее всего, «в Клённиках» — искажение изначальной формы названия «в Блинниках», что косвенно подтверждается тем, что у Ильинских ворот в прошлом торговали блинами и селились пекари. Однако, это тоже не факт, и действительная причина такого названия храма на сегодняшний день неизвестна.

История храма

По мнению русского и советского историка Петра Сытина, первая церковь на этом месте могла появиться ещё в 1468 году: по указу Ивана III была построена «обетная» церковь Симеона Дивногорца, возведённая в благодарность за то, что сильный пожар в Белом городе не дошёл до Кремля. Эта церковь упомянута в летописях, однако, ни в одном источнике не указано, где именно она была построена.

Впервые деревянный храм на этом месте обозначается на Сигизмундовом плане Москвы 1610 года; в Окладной книге за 1625 год он упомянут как церковь Пресвятой Богородицы Казанския. В 1657 году вплотную к старому деревянному храму возводят новый каменный, а в 1690 обустраивается новый престол, и он становится известен как храм Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках. После большого пожара в 1701 году здание перестраивается: церковь становится двухъярусной, нижняя её часть превращается в подклет, пристраиваются апсида и притвор. В 1749 году — опять же, после пожара — возводится колокольня и несколько перестраиваются фасады. В дальнейшем церковь ещё несколько раз реконструировалась, но радикальных перестроек больше не было.

Известно, что в 1910 году при храме работала церковно-приходская школа.

В начале 20 века настоятелем храма был широко известный священник Алексей Мечёв (1859 — 1923), в 2000 году прославленный в лике святых Русской православной церкви. Он получил известность, как добрый пастырь, проповеди которого были искренни и просты; в советские годы его дважды вызывали в ОГПУ и запрещали принимать верующих, однако, не подвергли репрессиям по состоянию здоровья. После смерти священника настоятелем храма стал его сын Сергей Мечёв (1892 — 1942), позже обвинённый в создании антисоветской группы, отправленный в ссылку, а затем и расстрелянный якобы за создание подпольных «катакомбных» церквей и насаждение тайного монашества по типу иезуитских орденов для борьбы с Советской властью. В 2000 году он также был канонизирован и причислен к лику священномучеников.

Из-за многократных ремонтов облик церкви исказился, и к 1920-м ряд декоративных элементов, включая пышные наличники, был утрачен. В 1927 году храм отреставрировали по проекту архитектора Дмитрия Сухова, но уже в 1931 он был закрыт и впоследствии обезглавлен. Сначала в здании храма разместили склад, затем — бухгалтерию ЦК ВЛКСМ.

18 июля 1990 года здание вернули Русской православной церкви. В нём были возобновлены регулярные богослужения, впоследствии восстановлены внутреннее и внешнее убранство, демонтированные главы и кресты.

Церковь Святителя Николая — далеко не самый большой и не самый известный храм Москвы, но точно один из самых примечательных: хотя окружающая застройка превосходит его по размерам и этажности, красные фасады храма с колокольней очень эффектно выделяются на фоне серых оттенков зданий в начале Маросейки.

Храм Николая Чудотворца в Клённиках расположен на улице Маросейка, дом 5. Добраться до него можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках (или в Блинниках [1] ) — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Содержание

История [ править ]

Происхождение названия [ править ]

В Строельной книге 1657 года было указано — «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки»; в 1689 году уже указывается — «в Блинниках», в 1698 году — «церковь Пр. Богородицы, да в приделе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», а уже в 1701 году — «в Клинниках». А в XVIII—XIX веках стало встречаться также «в Клённиках» [3] [Комм 1]

Ныне версия «Синодального справочника» (основанная на записанном устном предании [4] ), что название «в Кленниках» она получила от кленовой рощи, считается несостоятельной. Некоторые исследователи считают, что «верное название её в блинниках, а не в клённиках (от слова клён), потому, что клёнов у ворот Китай-города тогда быть не могло, а блинами здесь как раз торговали». М. М. Суханов считал вероятным происхождение названия, связанным от явления иконы Св. Николая в подмосковной деревне Кленники [5] .

Строительство храма [ править ]

П. В. Сытин указывал, что церковь здесь была построена ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль [6] . Действительно летописи, описывая пожар 1468 года, указывают, что «того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорец», но места её размещения не указывает ни один источник [7] .

На месте нынешней церкви изображений храма нет ни на «Петрове чертеже» (1597—1599), ни на «Годунове чертеже» (начало 1600-х) и обнаруживается только на «Сигизмундове плане» (1610). В Окладной книге за 1625 год она упоминалась как церковь «Пресвятой Богородицы Казанския» [3] . Храм упоминался Казанским Писцовой книге и делах Каменного приказа с 1620 года [4] .

В 1657 году была построена новая каменная церковь вплотную к старой деревянной церкви, чем объясняют перелом стены северного придела [1] .

В 1690-х годах, в связи с устроением нового престола, она стала называться Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках.

В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объемом с апсидой и притвором. Тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Церковь была освящена, позднее был надстроен второй этаж над приделом [1] . Тогда же, «августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках» [4] .

В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви. Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север — юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел [1] .

«Синодальный справочник» сообщал, что церковь «возобновлена после пожара в 1748 году, обновлялась в 1868 и 1894 годах» [8] .

Начало ХХ века [ править ]

В 1910-х годы при храме работала церковно-приходская школа [8] . В это время в церкви священствовал широко известный священник Алексий Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. У о. Алексея бывали о. Павел Флоренский, философ Н. А. Бердяев, профессор С. И. Кузнецов, поэт Г. И. Чулков, искусствовед С. Н. Дурылин, скульптор А. С. Голубкина, художники М. В. Нестеров и Л. А. Бруни. Ныне святые мощи старца Алексия Мечёва находятся в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня [9] .

В 1914—1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя И. Д. Сытина — в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма о. Алексеем Мечевым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне — Маросейка, №7/8) [4] .

После смерти о. Алексея Мечёва в 1923 году настоятелем стал его сын о. Сергий Мечёв (также был впоследствии канонизирован Русской православной церковью).

В 1920-х годах при духовном окормлении святого праведного Алексия Мечёва и его сына священномученика Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством М. Н. Соколовой [10] .

Перед закрытием [ править ]

Многократные ремонты и поновления сильно исказили фасад церкви. В 1927 году по проекту архитектора-реставратора Д. П. Сухова были восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера — нижней церкви. Внизу была устроена церковь Алексея Человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 года светского характера: орнамент и изображения деревьев [8] . Внутри церковь сохраняла некоторые древние иконы и книги.

Церковь была приходом «непоминающих» митрополита Сергия. Была закрыта на Благовещение в 1931 году. О. Сергий был арестован 24 ноября 1929 года и погиб мученически (расстрелян в Рождественский сочельник 1942 года). Церковь вместе с колокольней были обезглавлены. В ней разместили сначала склад, а позднее — кабинеты ЦК ВЛКСМ [11] (бухгалтерия [4] ).

Возрождение храма [ править ]

В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании (Соколовой) — Ирина Васильевна Ватагина — стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской маросейского храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) [12] .

18 июля 1990 года храм был возвращён Русской православной церкви [13] . Первым настоятелем после открытия храма стал о. Александр (Куликов). Освящение состоялось 17 декабря того же года. Были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках (или в Блинниках) — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом Городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (улица Маросейка д.5). Главный престол — Никольский; приделы: Казанский, Всех Святых, в земле Российской просиявших, праведного Алексия, старца Московского и священномученика Сергия.

Содержание

История

Происхождение названия

В XVII веке церковь называлась Никола в Блинниках. В то время здесь возможно жили пекари, славившиеся приготовлением блинов. В XVIII веке слово Блинники трансформировалось в Клённики.

Исследователи считают, что верное название её в блинниках, а не в клённиках (от слова клён), потому, что клёнов у ворот Китай-города тогда быть не могло, а блинами здесь как раз торговали.

Строительство храма

В 1468 году Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Китай-город и Кремль. Церковь была обыденной (так называли церкви, построенные за один день), и названа в честь святого Симеона Дивногорца, память которого отмечается 24 мая — в день построения церкви. Церковь упоминалась в 1625 году.

В 1657 году была построена новая каменная церковь вплотную к старой деревянной церкви, чем объясняют перелом стены северного придела.

В 1690 году, в связи с устроением нового престола, стала называться Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках.

В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объемом с апсидой и притвором: тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Церковь была освящена, а вскоре был надстроен второй этаж над приделом.

В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви. Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север — юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел. Обновлялась в 1853, 1868 и 1894 годах. В 1910-е годы при храме была церковно-приходская школа.

Царская Россия

В 1910-е годы в церкви священствовал широко известный о. Алексей Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. У о. Алексея бывали о. Павел Флоренский, философ Н. А. Бердяев, проф. С. И. Кузнецов, поэт Г. И. Чулков, искусствовед С. Н. Дурылин, скульптор А. С. Голубкина, художники М. Н. Нестеров и Л. А. Бруни, иконописец М. Н. Соколова (монахиня Иулиания).

В 1920-е годы при духовном окормлении святого праведного Алексия Мечёва и его сына священномученика Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством монахини Иулиании. После ее кончины в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством ее преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа.

Советский период

После смерти о. Алексея Мечёва (в г. Верее) в 1923 году настоятелем стал его сын о. Сергий Мечёв (также был впоследствии канонизирован Русской православной церковью).

В 1927 году по проекту реставратора Сухова были восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера — нижней церкви. Внизу была устроена церковь Алексея Человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 года светского характера: орнамент и изображения деревьев. Внутри церковь сохраняла некоторые древние иконы и книги.

Церковь была приходом «непоминающих» митрополита Сергия.

Закрыта в канун Благовещения в 1931 году. Отец Сергий был арестован 24 ноября 1929 года и погиб в лагерях. Церковь вместе с колокольней были обезглавлены. В ней разместили сначала склад, а позднее — кабинеты ЦК ВЛКСМ.

Возрождение храма

18 июля 1990 года храм был возвращён Русской православной церкви. Первым настоятелем после открытия храма стал о. Александр (Куликов). Освящение состоялось 17 декабря того же года. Были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.

В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании — Ирина Васильевна Ватагина — стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской маросейского храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). [1]

О храме

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать. — Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру. И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?— Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?— Как же,— говорит, — могу это сделать? Первое — это святотатство, а второе— как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?— А ты, — отвечает ему Святитель, — приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?— Не могу,— отвечает купец, — в ворах я никогда не был.?— Воровства тут, — говорит Святитель, — никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель. А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?— Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите. Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?— Ну, к чему ж такую же точно??— Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу. Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое — понять не могут. Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?— Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?— Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?— Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет. Что тогда в храме было. С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

?Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век.

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях : в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

Наступал 1937 год. Советская власть готовила беспощадную расправу с теми, кто не смирился с атеистической пропагандой. Прошедшие сквозь аресты и ссылки наши священники, о. Андрей и о. Петр, вместе с несколькими сестрами общины были вновь арестованы по делу бывшего настоятеля Чудова монастыря в Москве, архиепископа Арсения (Жадановского). Последовали семь месяцев заточения, допросов, пыток и . страшные рвы Бутовского полигона.

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках, Москва

Храм Николая Чудотворца в Кленниках — духовный центр одного из районов Москвы, берущий историческое начало с 15 века, поныне колокольным звоном созывает православных на богослужения. Эта старинная церковная постройка сразу видна при выходе из метро Москвы на станции «Китай-город».

За несколько столетий архитектура храмового комплекса менялась, но оставалась прежней духовная чистота и чудотворная сила святых образов, которая привлекает паломников всего мира.

История появления храма

Строельная книга 1657 года описывает старинную обитель, как храм Николы Чудотворца, расположенный на Покрове. О церкви Покрова Богородицы в 1698 году записано, что она является приделом этого храмового комплекса и находится в Блинниках, 1701 год сообщает, что это уже Клинники или Кленники.

По описанию Сигизмунда Кржижановского, сделанного в 1625 году, мы находим объяснение таким дивным названиям этой местности. Когда вокруг церквушки, зажатой высокими домами, росли клены, район называли Клённики.

Деревья срубили, но появились в этой местности мастер по изготовлению клинков, и появилось название Клинники, стал район привлекать горожан вкусными блинами, вот вам Блинники. К 15 столетию Москва представляла собой небольшое укрепление Боровицкого холма, вокруг которого лепились села и слободки.

При правлении Великого князя всея Руси Ивана Третьего возникает Кузнецкая слобода с Пушечным двором, возводится Златоустовская обитель, среди великокняжеских садов и усадеб появляются новые святые обители. Покровкой местное население называет улицу, берущую свое начало от Ильинских ворот Покровкой, по названию близлежащей церкви Покрова Богородицы, а близлежащие дома к Кремлю называли Малоросейкой или Маросейкой.

В исторической справке Петра Сытина указывается, что 1468 году по распоряжению Ивана Третьего была построен придел в честь Симеона Дивногорца, в знак благодарности Богу, что сохранил Кремль от пожара, бушевавшего в Белом городе.

В Писцовой книге 1620 года уже есть упоминания о деревянной храмовой постройке в Блинниках, около которого в 1657 году была построена каменная церковь. Записи 1690 года упоминают приделы Казанской Божьей Матери и Святителя Николая в Блинниках.

Частые ремонты и обновления привели к тому, что первоначальный лик церкви был утрачен, восстановить его взялся реставратор Дмитрий Сухов 1927 году, обновив не только наличники, но и нижний придел Алексия человека Божьего.

1931 год — время закрытия духовной святыни большевиками, ее священники были арестованы, среди них и сын Алексия Мечева, Сергий, расстрелянный в 1942 году. Власть устроила в церковном помещении офисы центрального комитета комсомола.

Период возрождения

Своими великолепными иконами, росписями стен и перекрытий храм Николая Чудотворца в Кленниках обязан работе иконописной школы, открытой при церкви.

В середине июля в 1990 года состоялось возвращение храма свт. Николая в Кленниках русскому православию, настоятелем церкви был назначен отец Александр (Куликов).

С 17 декабря 1990 г., после освящения и восстановления внутреннего убранства и крестов на главах русской святыни, богослужения проходят регулярно.

С 2011 года настоятелем храма святителя Николая назначен Николай Важнов.

Современное состояние

Уникальностью обители святого Угодника является его «зажатость» городскими стенами. Не всматриваясь в фасады домов, можно пройти мимо храмовой постройки, не заметив ее. Архитектура домов Маросейки относится к разному времени, отсутствие ограды, вход прямо с улицы — отличительные черты Никольской церкви в Кленниках.

Неоспорима гармония и пропорциональность абриса четверика и здания колокольни в череде городских фасадов.

Второй святыней церкви святителя Николая в Кленниках является светлый образ Божьей Матери «Феодоровская».

Молятся православные и у святого лика священномученика Сергия, умершего за православную веру.

Престольные праздники

Храмовый комплекс святителя Николая состоит из четырех приделов.

  • Храм Николая Чудотворца принимает гостей на престольный праздник 22 мая в память о перенесении святых мощей Мирликийского святителя. 19 декабря — память об уходе святого в мир Божий.
  • Престольный праздник придела Всех святых в земле Российской просиявших — 30 июня.
  • Церковь святого Алексия и священномученика Сергия почитает отца и сына — 22 июня — день преставления Алексия; 29 сентября — память о перенесении его святых мощей; 6 января — день преставления св. Сергия.
  • Казанская церковь наполняется цветами 21 июня, как благодарение Богу за явление святого лика в Казани;

Также отмечается дата 4 ноября — дата избавления Москвы от нашествия поляков при покровительстве Богородицы.

Паломникам и туристам

Храм святителя Николая Мирликийского, который является не только духовным центром, но и памятником архитектуры 17-18 веков, расположен по адресу: Москва, Кленники, улица Маросейка.

Храм открыт ежедневно. Расписание богослужений на каждый день следует уточнять на церковном сайте. Богослужения начинаются в 7.45 утром и 17.00 — вечерня.

Каждый вторник проходит служба у святой раки с мощами Алексия Московского, которому читается акафист во время богослужения.

Каждую среду, после вечерней службы, поется канон Богородице у иконы «Феодоровская» во время молебна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector