Группы инструментов симфонического оркестра

Группы инструментов симфонического оркестра

Группы инструментов симфонического оркестра

Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

Музыкальная симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка. С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя — струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка — флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна. После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.

Сергей Прокофьев: «Петя и волк»

Смычковые струнные инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов — самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

Скрипка — 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

Альт — по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына — два умных, а третий — альтист. P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман «Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано»

Виолончель — большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

kontrabass.jpgКонтрабас — самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

Деревянные духовые инструменты.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

гобойГобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

Фагот — самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов — «нажимай да дуй». Каждый инструмент играет свою сольную линию — материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

ВалторнаВалторна (рожок) — изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

ТрубаТруба — инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

Тромбон — исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки — кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют «кухней» оркестра, а исполнителей называют «мастером на все руки». С ударными инструментами музыканты обходятся довольно «жестко»: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут — и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

ЛитаврыЛитавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

тарелки Тарелки (парные) — выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

СкрипкаНежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
АльтМатовый, мягкий
ВиолончельНасыщенный, густой
КонтрабасГлуховатый, суровый, мрачный, густой
ФлейтаСвистящий, холодный
ГобойНосовой, гнусавый
КларнетМатовый, носовой
ФаготСдавленный, густой
ТрубаБлестящий, яркий, светлый, металлический
ВалторнаОкруглый, мягкий
ТромбонМеталлический, резкий, мощный
ТубаСуровый, густой, тяжёлый

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
    • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы

      Духовой оркестр

      Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
      По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
      Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
      С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

      Эстрадный оркестр

      В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

      Джазовый оркестр (джаз-бенд)

      В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

      В работе были использованы материалы:

      1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
      2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
      3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
      4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

      Инструменты симфонического оркестра для дошкольников

      ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

      Дирижер рукой взмахнул, Взмах рукой – поет валторна,

      И раздался странный гул, Взмах – мы слышим звуки горна,

      А за ним протяжный звон,

      Грохот, гул со всех сторон. Где-то арфы перезвон,

      Взмах еще — и тишина, И трубы призывный стон

      И струна звучит одна, Звуки все наперебой,

      Это скрипочка запела, Но не хаос здесь, не сбой.

      Неуверенно, несмело. Здесь звучит произведенье-

      А затем раздались трели,

      Это звук виолончелей. Оркестровое творенье.

      Снова взмах — и скрипок море

      Забурлило в дружном хоре.

      Как заставить ребенка-дошкольника слушать классическую и современную музыку в исполнении симфонического оркестра? Как рассказать? Как увлечь ребенка в этот мир звуков? Как вызвать желание полюбить звуки симфонического оркестра?Ведь этих звуков так много: от звуков красавицы скрипки до волшебных звуков флейты, от блестящего и металлического звука трубы до шумного и величественного барабана. Каждый инструмент говорит на своем языке, имеет определенную форму и сделан из разного материала. А руководит музыкантами ДИРИЖЕР – самый главный человек в оркестре. Волшебная палочка в руках дирижера помогает музыкантам вовремя начинать и заканчивать свою партию. Дирижер и музыканты — это большая семья, которая называется ОРКЕСТР. А что такое симфонический оркестр? Это большой состав музыкантов для исполнения академической музыки. Он состоит из нескольких групп. И самая большая группа это СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ инструменты.

      Начинаем наше знакомство с любимицей, королевой оркестра. Это — СКРИПКА. Изящная, грациозная по форме она издает теплые, нежные, певучие звуки. Братом скрипки по праву можно считать АЛЬТ, со своим матовым мягким звуком…он обладатель такой же формы,но чуть большего размера. Продолжим наше знакомство с инструментами струнно-смычковой группы. Это –ВИОЛОНЧЕЛЬ. По форме напоминает скрипку, но сильно увеличенной в размере. Если звук скрипки очень похож на женский голос, то звук виолончели можно сравнить с низким мужским голосом. Инструмент тяжелый, поэтому его ставят на пол и музыкант играет на нем сидя. А завершается знакомство самым высоким инструментом скрипичной группы. Это – КОНТРАБАС, его размер 2 метра. Самый низкий, глуховато суровый по звучанию, играют на нем стоя или сидя на высоком табурете, ставя инструмент перед собой.

      Благодаря чудесной коллекции мини инструментов симфонического оркестра, которая есть в нашем саду, каждый ребенок может подержать на ладошке все эти инструменты, посчитать сколько струн у каждого, посмотреть как выглядит СМЫЧОК и с удовольствием послушать как звучат эти инструменты. А дополняют знания о симфоническом оркестре видео презентации: «Инструменты симфонического оркестра», «Угадай инструмент», «Лесной оркестр» и музыкально-дидактический игры «Угадай, на чем играю?», «Музыкальное лото» и др.

      Продолжаем наше знакомство.Следующая группа: деревянно-духовая, к ней относятся ФЛЕЙТА, ГОБОЙ, КЛАРНЕТ, ФАГОТ.

      Не все из дерева они, инструменты эти странные.

      Но зовутся тем не менее, духовыми деревянными.

      Звук флейты свистящий, холодный. Слово «флейта» очень древнее, так называли все духовые инструменты. Принято считать, что прототипами флейты были примитивные духовые инструменты: свистульки. ГОБОЙ ведет свое происхождение от пастушьей свирели. Тембр гобоя нежный, несколько «гнусавый по звучанию». В знаменитой симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева, роль утки изображает гобой, а птички- флейта, роль кошки исполняет КЛАРНЕТ. Звук ясный, светлый, очень выразительный. А роль дедушки исполняет ФАГОТ, инструмент обладает самым низким звуком из своей группы. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева очень нравится ребятам. С каким удовольствием они узнают звуки знакомых инструментов.

      Самая громкая группа – это медные духовые инструменты. ТРУБА – инструмент с высоким, чистым звуком, очень подходит для фанфар. ТРОМБОН –исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. ВАЛТОРНА – изначально произошла от охотничьего рожка, звук ее может быть мягким и выразительным или резким и скрипучим. ТУБА — является самой низкой по звучанию инструментом медной группы. Все эти инструменты есть в нашей коллекции и ребята с удовольствием их рассматривают.

      И завершает наше знакомство группа ударных инструментов. Это — БАРАБАН, ЛИТАВРЫ, МЕТАЛЛОФОН, ТРЕУГОЛЬНИК, КАСТАНЬЕТЫ. Эта одна из любимых групп симфонического оркестра для наших воспитанников. Все эти инструменты стоят в музыкальном зале, на них можно поиграть, почувствовать звук, ритм и поиграть с этими инструментами в любимую игру «Дирижер».

      Знать название инструментов нашим детям помогает сделанный мною ЛЭПБУК «Инструменты симфонического оркестра», где изображены все инструменты и их расположение в оркестре.Дети с легкостью отвечают на такие вопросы: как называется музыкант, который играет на скрипке (скрипач, на валторне (валторнист, на контрабасе (контрабасист, на барабанах (барабанщик, на альте (альтист, на трубе (трубач, на флейте (флейтист….Даже слово виолончель ребята научились хорошо произносить.

      Знакомство дошкольников с инструментами симфонического оркестра — это радость в глазах детей, это настроение, это расширение их музыкального кругозора. Но путь к этому постепенный, не спешный, долгий, но очень увлекательный, который мы завершаем муз. дидактической игрой «Инструменты оркестровой ямы» по сказке П. И. Чайковского «Щелкунчик».И в конце на экране звучат такие слова: Ребята, вы – МОЛОДЦЫ! Вы справились с заданиями! Браво!

      Дидактическая игра «Парочки» для дошкольников среднестаршего возраста с ОВЗ «Бытовые приборы. Профессии. Инструменты» Дидактическая игра для дошкольников среднестаршего возраста с ограниченными возможностями здоровья «Парочки» лексические темы: «Бытовые.

      Фотоотчёт о том, как мы с ребятами ходили на концерт народного оркестраФотоотчёт о том, как мы с ребятами ходили на концерт народного оркестра Не так давно мы с ребятами старшей и подготовительной группы ходили в Миасский Государственный колледж искусства и культуры (МГКИиК). Для.

      Игрушка для шумового оркестра из бросового материала «Грохотун»Игрушка для шумового оркестра из бросового материала «Грохотун» Однажды Валя увидев, как дети выступали на выпускном утреннике в детском саду. Исполняли под шумовой оркестр веселую песню «Барыня, барыня.

      «Музыкальные инструменты русского народного оркестра» Конспект музыкальной деятельности по слушанию музыки для детей подготовительной группы на тему: «Музыкальные инструменты русского народного.

      Музыкально-дидактическая игра «Инструменты все важны, инструменты все нужны» Музыка окружает нас с самого детства, окутывая своим волшебством с рождения. Это и колыбельная мамы и первые музыкальные инструменты. Помните.

      Презентация для детей «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» Слайд № 1 .Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов.

      Организация детского оркестра в рамках кружковой работы в ДОУ Есть внутренняя музыка души. Она как память о полузабытом, Она как дальний шум. Не заглуши Ее с годами буднями и бытом! Она таится, в глубине.

      Посещение Калининградского симфонического оркестраПосещение Калининградского симфонического оркестра В воскресенье 3 марта к нам в город во Дворец культуры «Неман» приехал симфонический оркестр из г. Калининграда под управлением заслуженного.

      Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.

      Материал для презентации детского оркестра Материал может быть использован для презентации детского оркестра или на любом празднике перед выступлением оркестра. Дети с инструментами.

      Модель урока «Симфонический оркестр и его инструменты»

      Модель урока «Симфонический оркестр и его инструменты»

      Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

      Тип урока: комбинированный.

      Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

      Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

      Ход урока

      Актуализация опорных знаний

      Что такое сонатная форма?

      Какие разделы ее составляют?

      Сколько составляющих в классической сонате?

      Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

      Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

      3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

      У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

      1.Изучение нового материала

      Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

      Историческая справка

      Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

      Классификация инструментов симфонического оркестра

      Доклады сопровождаются показом схемы.

      Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

      В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

      Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

      Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

      Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

      Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

      Работа в парах

      Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

      Задание:

      — Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

      — Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

      — К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

      — В каком оркестре их используют?

      — Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

      Работа в группах

      У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

      Задача группы No 1

      1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
      2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

      звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

      Задача группы No 2

      1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
      2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

      Задача группы No 3

      1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
      2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

      Задача группы No 4

      1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
      2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

      Задача группы No 5

      1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
      2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

      Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

      Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

      Рассказ учителя:

      Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

      Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

      Слушание произведения.

      Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

      Рефлексия

      С каким музыкальным произведением мы познакомились?

      Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

      Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

      В чем заключается это управление?

      В какой форме написан «Путеводитель ..»?

      О какой новой музыкальной форме мы узнали?

      Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

      Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

      Домашнее задание

      Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

      Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

      Основы музыкальной теории

      У каждого симфонического инструмента есть свои особенности и своя роль в оркестре. В этой части систематизируем знания об инструментах.

      Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

      Поговорим о музыкальных инструментах.

      Начнем с простого и знакомого — инструментов симфонического оркестра. В эту категорию попадает большая часть инструментов, которые мы привыкли ассоциировать с классической музыкой.

      Инструменты симфонического оркестра делятся на 4 основные группы:
      — Струнные
      — Деревянные духовые
      — Медные духовые
      — Ударные

      Есть еще пятая и шестая группы, они необязательные:
      — Клавишные
      — Дополнительные

      К струнной группе относятся 4 инструмента — скрипка, альт, виолончель и контрабас. Точнее назвать их струнно-смычковыми инструментами, потому что главный способ игры на них — смычком.

      Скрипка давно завоевала репутацию одного из самых благородных, блестящих, концертных инструментов, но она имеет народное происхождение. Предки скрипки — виела и фидель — были очень популярны в Средневековье, на них играли трубадуры, труверы и бродячие музыканты. К 16 веку сложилось семейство виол, где были представлены четыре инструмента разного размера и диапазона — ближайшие родственники наших современных струнных.

      Современная скрипка имеет 4 струны, настроенные по квинтам, акустически совершенному интервалу: соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы.

      Альт настраивается на квинту ниже скрипки: до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы.

      Виолончель настраивается тоже по квинтам, ровно на октаву ниже альта. А вот контрабас — по квартам: ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы.

      Скрипка первая утвердилась как виртуозный сольный инструмент. Не без труда, но ко второй половине 19 века отвоевала себе место солиста виолончель. Весь 20 век за право называться солистом боролся — и успешно — альт. Контрабас тоже боролся, но все-таки не так успешно, главной его ролью по-прежнему остается функция баса — будь то в симфоническом оркестре или в джаз-бэнде.

      Хотя в 19 веке для контрабаса уже писали виртуозную музыку.

      Но чаще он использовался классиками с комическим эффектом, как в пьесе «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса.

      В симфоническом оркестре струнные — самая многочисленная группа. Струнников считают по пультам, то есть по парам: у них одни ноты на двоих. Для исполнения симфоний венских классиков сейчас обычно берут по 3-4 пульта первых и вторых скрипок, 2 пульта альтов, 2 пульта виолончелей и 2-3 контрабаса.

      🤏 Основной прием игры на струнных — смычком. Но есть и другие, например, игра щипком — пиццикато (pizzicato). Композиторы применяют его как особую краску, но иногда пиццикато может исполняться большой раздел, как крайние части в Скерцо из Четвертой симфонии Чайковского.

      Или целая пьеса, как «Полька-пиццикато» Штрауса.

      🎼 Деревянные духовые — вторая по удаленности от дирижера группа инструментов оркестра. В нее входят флейта, гобой, кларнет и фагот.

      🗿 Флейта — один из древнейших и универсальных инструментов. На полых трубках с отверстиями играли во всех древних странах, самой старой найденной костяной флейте около 3 000 лет. Множество упоминаний о них содержится в древних мифах и на древних изображениях.

      🎎 Ранние флейты были продольными, их держат не параллельно полу, как современные оркестровые, а как детские флейточки, на которых наверняка многие из вас хоть раз в жизни играли. Продольные флейты до сих пор существуют практически во всех национальных культурах — от русской до китайской и японской.

      ⚪️ Поперечные флейты тоже были в ходу издревле, но в профессиональную музыку вошли к концу 17 века. В первой половине 19 века Теобальд Бём усовершенствовал устройство поперечной флейты, которое стало близким современной — с множеством отверстий и сложно устроенной системой клапанов. Еще Бём открыл, что наиболее чистое звучание имеют серебряные флейты, поэтому серебро входит в состав сплавов, из которых делают флейты, даже в состав золотых и платиновых.

      🏡 Главное амплуа флейты — пастораль, причем в самых разных проявлениях.

      Танец блаженных теней в «Орфее и Эвридике» Глюка

      Пейзажный антракт к третьему действию «Кармен» Бизе

      «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси

      🏛 Гобой тоже древний инструмент, его дальний родственник — древнегреческий авлос. Ближайшие родственники гобоя до сих пор распространены в народных культурах, например, дудук. Средневековые предки гобоя — шалмеи и крумхорны.

      ◼️ Техническое усовершенствование гобоя началось в середине 17 века. Люлли первым включил его в состав оркестра. Современный вид гобой приобрел в середине 19 века, с тех пор этот инструмент изготавливают из необычайно прочного черного дерева. Гобой прекрасно держит строй, по его тону настраивается весь оркестр. Тембр гобоя чуть гнусавый и меланхоличный, звук — достаточно громкий, чтобы выделяться на фоне всего оркестра. Ему часто поручают лирические соло — как, например, в начале второй части Четвертой симфонии Чайковского.

      Однако лирика — далеко не все, на что способен гобой. Если есть пара минут, познакомьтесь с сочинением гениального гобоиста наших дней Ханса Холлигера.

      🎶 Кларнет — самый молодой инструмент группы. Он изобретен лишь в 1700 году в Германии, а в оркестр медленно входил с середины 18 века. Моцарт большую часть жизни в симфонической музыке обходился без кларнетов, они появляются только в поздних симфониях. Зато благодаря дружбе с кларнетистом Антоном Штадлером Моцарт написал несколько гениальных сочинений для кларнета. Но чтобы оценить виртуозность и выразительность инструмента того времени, мы послушаем арию с солирующим кларнетом из оперы «Милосердие Тита».

      🔩 Современный кларнет — сложный механизм, имеющий около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Изготовители кларнетов до сих пор работают над его усовершенствованием.

      🌳 Фагот возник в 16 веке и выполнял роль поддержки баса. Его название с итальянского переводится «вязанка [дров]», на которую он действительно похож в разобранном виде. Несмотря на характерный «ворчащий» тембр и кажущуюся неповоротливость, для фагота писали много и охотно уже в 18 веке, в эпоху барокко он был незаменимым участником ансамбля в группе basso continuo, ему поручали соло, а Вивальди написал для фагота 39 концертов!

      Давайте послушаем фрагмент

      😡 Композиторы всегда ценили фагот, но всех перещеголял Стравинский, поручив ему первые мотивы «Весны священной». Рассказывают, присутствовавший на репетиции премьеры Сен-Санс спросил, что это за инструмент играет. Ему ответили «фагот» — и обалдевший, оскорбленный Сен-Санс вышел из зала.

      🎺 Медные духовые инструменты исторически связаны с военными инструментами и оркестрами. Они громкие и в современном симфоническом оркестре сидят далеко от дирижера и слушателей, за «деревяшками». В группе медных тоже четыре инструмента, которые вместе охватывают все регистры: валторна, труба, тромбон и туба.

      «Валторна» переводится как «лесной рог», объясняя происхождение инструмента от сигнального охотничьего рога. У нее громкий звук, который может менять окраску от необычайно мягкого до резкого. До второй четверти 19 века валторна, как и другие медные инструменты, была натуральной — на ней спокойно можно было извлекать звуки только натурального обертонового ряда.

      🎵 Все остальные звуки стоили исполнителям большого труда, и чем дальше от основного ряда, тем сложнее их было извлекать, подчас просто невозможно. Композиторы зависели от инструментов и должны были выбирать тональность и звуки, которые валторнист может играть чисто. Сегодня аутентичные оркестры играют на натуральных валторнах — как это непросто, легко убедиться на живых концертах или записях.

      🔩 С 1830-х годов валторну оснастили системой вентилей: вентиль перекрывает часть трубки инструмента, укорачивает ее и тем самым меняет строй. Постепенно система вентилей сделала валторну универсальным инструментом.

      🦌 У валторны несколько важных амплуа. Во-первых, она изображает саму себя и часто используется в музыке, связанной с охотой, как в арии из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте».

      👥 Валторны в оркестре — парный инструмент, их две или четыре, вместе они выполняют функцию гармонической подушки, которая мягко окрашивает звучание оркестра. Иногда валторнам поручают соло, чаще — короткие, реже — длинные, как в медленной части Пятой симфонии Чайковского. Для солиста это серьезное испытание, одно неверное движение — и будет «кикс», фальшивая или некрасивая нота.

      🏰 Труба — еще один древний инструмент, долгое время она была не столько музыкальным, сколько утилитарным сигнальным инструментом. Трубачи входили в состав войска, в Средневековье и позднее в городах и крепостях существовала штатная должность трубача, который сигналами оповещал население с городской стены.

      ⚔️ В состав оркестра труба вошла в 17 веке, она тоже часто играла роль самой себя, так как военная тематика была очень популярна. Как и валторна, сначала труба была натуральной, и лишь в середине 19 века с помощью вентилей получила полный хроматический звукоряд.

      Вот труба в роли сигнального инструмента открывает известный финал увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль».

      Одно из самых известных и сложных соло трубы в оркестровой музыке — «Неаполитанский танец» из «Лебединого озера» Чайковского.

      ⛪️ Тромбон — не солист, но необычайно важный инструмент. Он известен в Европе с 15 века, к началу барокко за ним закрепилось амплуа церковного инструмента, а в театральной музыке — голоса загробного мира.

      👻 В этой роли тромбоны постоянно звучат, начиная с «Орфея» Монтеверди. Спустя 150 лет тромбоны будут сопровождать в аду Орфея в опере Глюка, потом прозвучат у Моцарта в Реквиеме и в сцене встречи Дон Жуана и Командора.

      🌬 От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет длину трубки и объем воздуха, таким образом имея возможность исполнять всю хроматическую гамму.

      ⬇️ Туба — самый низкий инструмент группы медных духовых и один из самых молодых инструментов симфонического оркестра. Он был изобретен в 1835 году. Впервые в составе оркестра зазвучал на премьере «Летучего голландца» Вагнера. Роль тубы — играть бас. Их партии часто очень простые, в них мало нот. Но среди тубистов тоже есть настоящие виртуозы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector