Государственный музей востока

Государственный музей востока

Музей Востока

Старинный дворец, наполненный произведениями искусства со всех концов Азии.

Здание в самом центре Москвы по праву считается выдающимся образцом русского классицизма первой четверти XIX века: «Дом Луниных» возведен по проекту видного итальянского зодчего Доменико Жилярди, который с 1810 по 1832 гг. работал в России.

Музей создавался на основе частных коллекций известных российских коллекционеров. Произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства более чем 100 стран ближнего и дальнего зарубежья, а также археологические экспонаты, найденные в ходе научных экспедиций сотрудников музея на Северном Кавказе, Средней Азии, Чукотке, в других регионах России. Крупнейшими музейными коллекциями являются произведения искусства Японии, Китая, Ирана, Индии, стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Искусство ближнего зарубежья представлено экспонатами Кавказа и Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения), Казахстана и Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан).

Ближайшие события

Отзывы о «Музей Востока»

Давайте сегодня заглянем в главное здание Музея Востока.

В этом музее мы можем увидеть уникальные памятники искусства и художественной культуры народов Дальнего и Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Дальнего Севера.

Мне очень нравится бродить по этому музею в одиночестве, рассматривать волшебные изделия из слоновой кости, невероятной красоты костюмы, удивительные статуэтки.

Здесь можно найти интересные картины: Павла Бенькова, Нико Пиросманашвили, Роберта Фалька.

Совсем недавно в музее открылся Мемориальный кабинет Николая Константиновича Рериха.

Здесь постоянно поводятся временные выставки. Хочу отметить, что сменяют они друг друга достаточно быстро. Также в музее проводятся экскурсии, лекции, концерты, кинопоказы. Можно посетить чайную комнату, записаться в Школу востоковеда, освоить искусство икебаны, посетить йога-студию, попробовать свои силы в игре «Го».

После долхих лет жизни за границей пошли в музей с ребенком 10 лет. Музей показалася тесноватым, много непонятных переходов с этажа на этаж в здании. Экспозиция хорошая и интересная, лучше ходить с экскурсией. Но, как уже было здесь написано, сотрудники музея — это что-то. Мы сдали верхнюю одежду в тесном гардеробе, где было 2 окошка, а когда пришли одеватья и протянули номерок, гардеробщица, принеся пальто, начала просто орать, что мы дали номерок не в то окошко, хотя от одного до другого окошка было не более 60 см! Женщина не унималась и пришлось позвать администратора,корорая рассказала, что должности гардеробщиц занимают сотрудники аутсорсингово агантсва, то есть музей к ним никакого отношения не имеет! И это учреждения культуры! Мы были, если честно, в грубоком шоке, женщина из гардероба продолжала орать нам вслед.Естествено, ни на какие экскурсии в такой музей мы не пойдем, и классу заказывать не будем, чтобы не столкнуться с хамством еще раз. Кстати, автомат по продаже снэков не додалсдачу и пришлось выпрашивать ее у того же администратора. Посмотрев на нас, как на воров, она выдала 10 рублей. Ужасный день и очень плохие впечатления. Жаль, что картины Рериха, подаренные его сыном России, невозможно посмотреть, не будучи обруганным и посланным. НИчего не меняется, а берут по 250 рублей уже!Больше не пойдем, спасибо за испорченный вечер.

Музей отличный, работники музея.

Обошли с невестой в Москве десяток музеев, но такого «чуда» как в Государственном Музее Искусства Народов Востока нигде не встречали. Музей работает до 20-00, касса до 19-00, мы пришли в музей в 18-40, 27 ноября 2011 года, думали времени больше часа.

На кассе нам забыли отдать 50 рублей, и отдали только после моего вопроса, где деньги. Как я сейчас понимаю, это была не случайность. Сразу после покупки билетов за 550 рублей (два билета по 200 рублей и съемка за 150 рублей) охранник сказал нам, что времени у нас двадцать минут. На вопрос почему, ответил, что скоро придет какая-то комиссия и надо уходить в 19-00. На мой вопрос, причем тут мы и, почему нам тогда продали билеты, внятного ответа я не получил. Я поинтересовался у девушки милиционера на входе, до какого времени работает музей, она ответила, что музей работает до 20-00.

Мы стали осматривать экспозицию, при этом постоянно то выключался, то включался свет, как я сейчас понимаю, это тоже была не случайность. И 19-10 все двери в залы были закрыты работниками музея. Я и невеста не посмотрели и трети экспозиции, и в какой атмосфере. На наше требование вернуть деньги, мы получили отказ от женщины, представившейся администратором. Хотя я не уверен, что она действительно была администратором. Взамен нам предложили бесплатные билеты, и прийти в другой день. Но кто же на такое согласиться, когда, во-первых, билеты явно идут мимо кассы, и это обман государства, а во-вторых, кто же захочет прийти во второй раз, когда с нами так обошлись при нашем первом посещении.

Я понимаю желание работников музея уйти домой пораньше, но не на 50 же минут. И не такими способами этого добиваться. Судя по тому, что мы увидели, в этом музее это не случайность, а система. Такого отношения мы явно не ожидали, тем более от работников музея.

Прошу принять меры: или изменить время работы музея, или потребовать от работников музея вести себя адекватно.

Музей Востока

В музее собраны образцы живописи, графики, скульптуры, ковроткачества, резьбы по дереву и других народных ремёсел Японии, Китая, Индии, Тибета, Центральной Азии, Кавказа, Сибири.

Музей Востока (другое официальное название — Государственный музей искусства народов Востока) — один из старейших музеев страны, в котором собрана самая крупная в России экспозиция произведений искусства восточных народов. Это не только музей, но и научно-культурный центр, в котором работают театры, школа танца, изостудия. Музей имеет официальный статус особо ценного объекта культурного наследия России.

Музей был открыт в 1918 году. В его экспозицию вошли собрания восточного искусства из фондов музейных учреждений иного профиля, частные коллекции, материалы этнографических экспедиций, которые изучали искусство народов Сибири и Центральной Азии. Музей не раз менял помещения, лишь в 1960 году для него было выделен старинный особняк на Никитском бульваре. Это историческое здание, известное с XVIII века, но позже перестроенное по проекту известного архитектора Доменико Жилярди в стиле русский ампир.

В музее собрано около 150 000 экспонатов из различных стран Востока. Здесь можно увидеть вееры, фонарики, резные шкатулки и мебель, образцы объёмной вышивки и старинной фарфоровой посуды из Китая, коллекцию самурайских мечей и кимоно из Японии, образцы скульптуры и боевые шлемы из Кореи. Индийское искусство представляют изысканные скульптуры богов, тончайшие муслиновые ткани и металлические изделия, выполненные в уникальной, не имеющей аналогов в мире технике бидри. Искусство северных народов представлено изделиями из моржового клыка, украшенного изящной резьбой, и традиционным охотничьим оружием. Чеканки по серебру и меди, кинжалы и богато украшенные пистолеты народов Кавказа соседствуют с произведениями прикладного искусства Центральной Азии, изготовленными из разноцветного войлока.

В музее представлены образцы национальных костюмов и украшений восточных народов, оружие, разнообразные бытовые предметы, предметы культа и живописи.

Многочисленные тематические экскурсии, рассчитанные на взрослую и детскую аудитории, знакомят с культурными традициями, бытом и искусством восточных народов. Для облегчения ориентирования в музее и возможности самостоятельного изучения экспозиции широко используются разнообразные технические средства — аудиогиды, фильмы в режиме нон-стоп и специальные мониторы, посвящённые истории того или иного экспоната.

При музее работают театр индийского танца, школа восточного танца, детская театральная студия и изостудия, в которой дети изучают искусство живописи, аппликации, лепки, оригами. Открыт также «Кружок юного востоковеда» для детей 7—10 лет. В учреждении проводятся выставки современных художников, работающих в традиционных восточных стилях, чайные церемонии.

Стоимость посещения музея — 300 рублей (взрослые), 150 рублей (школьники, студенты, пенсионеры). Для детей до 7 лет вход свободный. В четвёртый четверг каждого месяца дети до 18 лет и студенты могут знакомиться с экспозицией музея бесплатно.

Государственный музей искусства народов Востока

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Политехнический музей и другие.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии-пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось.

На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, посетитель заканчивает путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане.

В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было — императорскую семью представлял принц Саданару Фушима.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал — живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

Государственный музей Востока

Государственный музей Востока

Государственный музей Востока, занимающий «Дом Луниных», создан 30 октября 1918 г. и является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки и т.д. (всего147 500 музейных экспонатов).

Указом Президента РФ музей отнесен к «Особо ценным объектам культурного наследия России». В фондах музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Японии, Китая, Кореи, Ирана, Индии, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, Монголии и многих других стран (свыше 100). Восхищение вызывают уникальные образцы древней и средневековой скульптуры, в том числе буддийской, классической и современной живописи, в том числе на свитках, работы мастеров художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, резьба по дереву и кости, произведения миниатюрной скульптуры, оружие, различные предметы быта.

Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы выдающихся художников, мыслителей, ученых и просветителей — Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся выставки произведений видных отечественных и зарубежных деятелей культуры.

Музей Востока — это не только крупный выставочный комплекс, но и Научно-исследовательский институт, в котором успешно трудятся 2 доктора наук и 30 кандидатов наук.

В музее открыты постоянные экспозиции: «Искусство Кореи», «Искусство Китая», «Искусство Японии», «Искусство Юго-Восточной Азии» (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), «Искусство Кавказа» (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), «Искусство Ирана», «Искусство Индии», «Искусство Средней Азии и Казахстана», «Искусство Бурятии, Монголии и Тибета», «Искусство народов Севера», «Живопись Закавказья и Средней Азии (XIX в. – 1 пол. ХХ в)», «Творчество Н.К. и С.Н.Рерихов».

Музей готов предоставить свои площади для проведения выставок художников, скульпторов, графиков, а также встреч, аукционов, презентаций.

Задачи и деятельность

В разные моменты своей деятельности Музей решал различные задачи, диктуемые, прежде всего, общественно-политической конъюнктурой страны – годы поиски помещений, кадровые вопросы, собирание коллекций, устройство выставок, экскурсии, научная и лекционная работа, взаимоотношения с вышестоящими инстанциями и другими музеями и организациями, внутренние взаимоотношения – все эти известные общественности или скрытые от ее глаз, но очень важные для самого Музея проблемы решались в невероятно сложных условиях.

Основными задачами Государственного музея Востока являются собирание, учет, хранение и реставрация произведений искусства и материальной культуры, научная, просветительская и редакционно-издательская деятельность; пропаганда культурного наследия народов Азии и Африки.

В Государственном музее Востока, открыты и работают постоянно действующие экспозиции искусства Китая, Кореи, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и Казахстана, Закавказья, экспозиции Н.К. и С.Н. Рерихов, проводятся выставки российских и зарубежных художников. В 1998 году музей открыл третью очередь постоянной экспозиции — «Искусство Тибета», «Искусство Бурятии», «Искусство Монголии», весной 2001 года — четвертую очередь «Искусство Индии» и «Искусство Ирана». В 2007 году открылась экспозиция «Искусство Древнего Египта».

В музее на базе научно-исследовательских отделов ведется научная работа по комплексному изучению художественного наследия, современного состояния и перспектив развития искусства и культуры народов Востока; организуются и проводятся научные конференции и семинары, лекции и творческие сообщения, на которых выступают востоковеды, искусствоведы, историки и археологи. Среди сотрудников музея трудятся доктора наук, тридцать кандидатов наук, три Заслуженных деятеля искусств РФ, тридцать два Заслуженных работников культуры РФ, многие имеют ордена и медали. Только за последние пять лет состоялось свыше 80 выставок, экспонировавшихся в музейных залах, а также за рубежом и в различных городах Российской Федерации.. Каждая выставка широко освещается в прессе, на телевидении и радио. Традиционно выставки сопровождаются красочными афишами, каталогами и буклетами. По постоянным экспозициям и готовящимся выставкам изданы путеводители.

Особое внимание музеем уделяется творчеству Н.К. и С.Н. Рерихов. Работает научный мемориальный кабинет Рерихов, в котором проводятся встречи с российскими и зарубежными «рериховедами». Музей и издательство «Агни» полностью отсняли коллекцию картин Рерихов для Всемирного каталога, издали альбом «100 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в собрании Государственного музея Востока», CD-ROM и видеофильмы об их творчестве.

Детской аудитории уделяется пристальное внимание. Многие лекции читаются параллельно с учебными программами по истории, географии, истории культуры, во многом восполняя серьезнейший дефицит материала по изучению стран Востока в школьных программах. Для дошкольников и младших школьников в музее работает изостудия, подготавливающая детей к дальнейшему участию в кружках «Юный востоковед», «Юный искусствовед», «Юный археолог» и «Школа юного экскурсовода». Научно-просветительским отделом разрабатываются новые методики проведения тематических и обзорных экскурсий, а в настоящее время готовится специальная методика проведения экскурсий для детей-инвалидов.

С первых лет создания музея одним из основных направлений деятельности стала организация археологических экспедиций в Среднюю Азию и на Кавказ (1926-1928 гг.). Для изучения древних культур Востока в январе 1981 года в музее создан Отдел истории материальной культуры и древнего искусства, начали работать постоянно-действующие археологические экспедиции: Северо-Кавказская, Среднеазиатская и Чукотская.

Задачи, стоящие перед Музеем Востока на ближайшие годы, вряд ли изменятся коренным образом. Все виды его деятельности, обозначенные выше, составляют основу основ любого музея, но формы, в которых они осуществляются, необходимо менять и совершенствовать. Бывшая церковь Илии Пророка на ул. Воронцово Поле, 16, и подъезд в жилом доме на Никитском бульваре, 12, абсолютно непригодны для дальнейшего хранения десятков тысяч ценнейших произведений искусства и истории. Музею крайне необходимо оснащенное современным оборудованием новое большое здание для хранения экспонатов, библиотеки, архивов, размещения реставрационных мастерских, лектория, детских кружков, фотолаборатории и т.д.

Богатейший творческий потенциал Музея позволяет расширить горизонты его научной и экспозиционной деятельности, для чего необходимы лишь терпение, прилежание и достойное финансирование.

Главное здание Государственного музея Востока, известное под названием «Дом Луниных», расположено в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре. История этого здания прослеживается с начала XVIII в.

В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом.

В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома сохранилась только подвальная часть.

Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.

В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

Городская усадьба «Дом Луниных» является наиболее значительной жилой постройкой Жилярди и представляет выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в.

Усадьба имеет ассиметричную композицию, не встречающуюся более на других произведения архитектора. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения. Усадьба с самого начала задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора своими воротами.

Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию – колоннада поставлена в неглубокой эффектной лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный протяженным аттиком, венчает гладкое поле стены. В этом сооружении парадное оформление главного корпуса как бы противостоит простоте решения фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном так, как это делалось в XVIII веке, придавая правой части целостный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус был жилым. В правый двор существовал еще один с Калашного переулка. Во флигеле вдоль Калашного переулка располагались конюшни.

В «Доме Луниных» Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, а рога изобилия – символа торговли и богатства появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья.

В мае 1966 года по предложению ЦК КПСС начались поиски помещений для Государственного музея искусства народов Востока. В ходе рассмотрения различных вариантов было решено остановиться на здание городской усадьбы «Дом Луниных». 30 марта 1970 было вынесено решение Исполкома Моссовета №15/30 «О передаче ГМИНВ МК СССР помещений в доме №12 по Суворовскому бульвару» (городской усадьбы «Дом Луниных»). В начале 1970-х годов началась реставрация здания (главный архитектор проекта Н.В. Сибиряков). Во время реставрационных работ были восстановлены наружная и внутренняя отделка здания, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепные карнизы, мраморные лестницы, раскрыты анфилады больших нарядных залов. Для первых посетителей новое здание музея открылось в 1984 году. В настоящее время в здании расположены залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, лекторий, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала. Фондохранилище музея, реставрационные мастерские и научная библиотека располагаются в здание бывшей церкви Илии Пророка на ул. Воронцово Поле. Первая каменная церковь в селе Воронцово на этом месте, названня в честь Благовещения, была сооружена в 1514 г. по распоряжению Василия III, жившего здесь летом в великокняжских садах, известным архитектором Алевизом Фрязином. В 1629 г. к ней был пристроен придел во имя пророка Илии, который в 1654 г. заменил небольшой каменный двухшатровый Ильинский храм. В 1702 г. к нему примкнула поставленная на месте церкви 1515 г. большая пятиглавая церковь Ильи Пророка, выстроенная на средства князей И.П. и М.П. Гагариных (в Музее хранятся две литые чугунные плиты с их именами). В конце 1740-х гг. по линии улицы Воронцово Поле, против нынешнего Подсосенского переулка, была построена трехъярусная надвратная колокольня. По одной оси с ней стояли каменные богадельни и трапезные обеих церквей, которые около 1839 г. были объединены в одну обширную трапезную. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил ее вновь, надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом, а три арки проездов под ней и стену ограды XVIII в. декорировал в “псевдорусском” стиле. Тогда же были разобраны алтари двухшатровой церкви 1654 года.

Распоряжением Моссовета от 27 февраля 1930 г. за № 696 здание церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле было предано Государственному музею искусства народов Востока. В 1930-1931 гг. во время приспособления памятника для нужд Музея восточных культур были уничтожены шатры и главы обоих храмов, а в 1935 г. разобраны колокольня и ворота. В 1965 г. на месте разобранного трехапсидного алтаря большого храма была возведена 5-этажная пристройка, после чего здание окончательно потеряло свой первоначальный облик.

Государственный музей искусства народов Востока

Время работы: ежедневно, кроме понедельника с 11:00 до 20:00 (кассы работают до 19:00).

Как добраться до Государственного музея искусства народов Востока : ближайшая ст. метро Арбатская (Арбатско-Покровская линия).

Датой основания Государственного музея искусства народов Востока в Москве считается 30 октября 1918 года. На тот момент музей носил название «Искусство Азии». Основой коллекционного фонда музея стала частная коллекция восточных древностей П.И. Щукина, также из государственных фондов и других частных коллекций в музей были переданы произведения искусства. Помимо того, другим способом пополнения коллекции музея были предметы искусства, привезенные из археологических экспедиций. Для посетителей первая экспозиция музея была открыта в 1919 году, в нее вошли памятники искусства Китая, Японии, Индии и Ирана.

С 1934 года музей обосновался в некогда перестроенном из церкви здании, расположенном на улице Обуха, 16. Там музей обитал вплоть до 1985 года, после чего переехал в ампирный особняк М.П. Лунина на Никитском бульваре. История этого здания ведется с 18 века, оно является наиболее значительным жилым проектом архитектора Д.И. Жилярди. Реставрация этого особняка для музея происходила по проекту архитектора Н.В. Сибирякова. Чтобы воссоздать его первоначальный облик были восстановлены наружная и внутренняя отделка здания, росписи на стенах и плафонах, лепные карнизы и мраморные лестницы. Сейчас в этом здании располагаются не только залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, но и лекторий, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала. Что касается музейного фондохранилища, то оно находится в здании бывшей церкви Илии Пророка на улице Воронцово Поле. Там же размещены реставрационные мастерские и научная библиотека. Церковь утратила свой первоначальный облик в 1965 году, когда на месте разобранного алтаря большого храма была возведена 5-этажная пристройка.

За всю историю своего существования музей несколько раз переименовывали. В 1925 году он был Государственным музеем восточных культур, а в 1962 году получил свое нынешнее название — Государственный музей искусства народов Востока. Также официальными являются названия Государственный музей Востока и Музей Востока. В январе 1981 года в Государственном музее искусства народов Востока был создан Отдел истории материальной культуры и древнего искусства, целью которого стало изучение древних культур Востока. Также в это время здесь начали работать постоянно-действующие археологические экспедиции: Северо-Кавказская, Среднеазиатская и Чукотская. Указом Президента Российской Федерации, датируемым 18 декабря 1991 года, Государственный музей искусства народов Востока отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.

На сегодняшний день коллекция Государственного музея искусства народов Востока включает более чем 60 тысяч произведений искусства, в числе которых живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства стран Ближнего и Дальнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии, Казахстана, Закавказья, Африки. Общее число единиц хранения составляет около 160 тысяч. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся выставки произведений видных отечественных и зарубежных деятелей культуры. За последние пять лет музей организовал более чем 80 выставок в России и зарубежом.

В постоянную экспозицию входят «Искусство Кореи», «Искусство Китая», «Искусство Японии», «Искусство Юго-Восточной Азии» (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), «Искусство Кавказа» (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), «Искусство Ирана» (керамические изделия конца 2 — начала 1 тыс. до н.э., глиняные фигурки, оружие, украшения и детали конской упряжи из луристанской бронзы), «Искусство Индии» (собрание миниатюр, в основном работы Могольской школы), «Искусство Средней Азии и Казахстана», «Искусство Бурятии, Монголии и Тибета», «Искусство народов Севера», «Живопись Закавказья и Средней Азии (19-20 века)», «Творчество Н.К. и С.Н.Рерихов» (популяризация жизни и творчества членом семьи Рерихов).

Государственный музей искусства народов Востока также имеет в своих фондах несколько частных коллекций. Коллекция А.С. Коломиец посвящена японской гравюре 50-70-х годов 20 века. Гравюра классифицирована по различным художественным направлениями, среди основных: художники традиционного направления, «народная гравюра» и художники-декоративисты. Коллекция В.Г. Тардова рассказывает о Персии и ее культуре. В основном это произведения иранского искусства, но есть индийские, китайские и японские памятники. Жемчужинами коллекции являются фарфор 16-19 веков, керамика 12-14 веков. Вызывают интерес орнаментированные предметы с арабскими надписями и сюжетными композициями. Коллекция В.С. Калабушкина и О.М.Гурьян была передана в Государственный музей искусства народов Востока в 1975 году. Здесь представлены китайские предметы быта и произведения искусства, мебель, вазы, скульптура и декоративное панно. В коллекции есть несколько зеркал, которые датировы периодом Хань. Среди предметов, относящихся к периодам Средневековья и Нового времени, стоит выделить изделия из дерева, настольные украшения, декоративные коробки и небольшие деревянные скульптуры. Коллекция Д.М. Мельникова привлекает внимание своей уникальностью и многогранностью. Все собрание насчитывает около полутора тысяч произведений, среди которых каменная пластика, нефриты и керамика периода Хань, бронзовые сосуды периода Древнего Китая, скульптура, табакерки, лаки, эмали, слоновая кость, живопись, фарфор. В числе предметов декоративно-прикладного искусства 16-20 веков — расписные (кантонские) и перегородчатые эмали, несколько изделий, выполненных в технике резного и расписного лака. Основу всего музейного собрания Д.М.Мельникова составляет коллекция табакерок, в которой около 600 изящных флакончиков из слоновой кости, рога носорога, металла, лака, различных пород дерева.

Коллекция И.Э. Грабаря посвящена классической японской гравюре. В собрании представлены гравюры известных школ 18-19 веков Кацукава и Тории, работавших в жанре театральной гравюры. Ряд работ коллекции принадлежит прославленному Китагава Утамаро. К.Ф. Некрасов передал Государственному музею искусства народов Востока уникальную коллекцию произведений искусства: в основном памятники искусства Ирана, несколько индийских и турецких вещей, а также семь японских гравюр 18-19 веков. Основу музейной коллекции средневековой керамики Ирана составили редкие фаянсы 12-14 веков. Коллекция П.И. Щукина представлена европейскими и русскими произведениями искусства: редкими книгами и гравюрами, древнерусской иконописью, нумизматикой, изделиями из серебра, живописью, а также рукописными произведениями и миниатюрой Ирана и Индии 15-18 веков, шелковыми тканями, шитьем и коврами Ирана и Турции.

Государственный музей искусства народов Востока является не только центром культурной жизни страны, но и весомой научно-исследовательской единицей. В штате сотрудников 2 доктора и 30 кандидатов наук, 3 Заслуженных деятеля искусств РФ, 32 Заслуженных работников культуры РФ, многие имеют ордена и медали. Ученые всеми силами организуют и проводят научные конференции и семинары, лекции и творческие сообщения, на которых выступают востоковеды, искусствоведы, историки и археологи. Цель, которую преследует музей, заключается в собирании, учете, хранении и реставрации произведений искусства и материальной культуры. Помимо того, здесь ведется научная, просветительская и редакционно-издательская деятельность, имеет место пропаганда культурного наследия народов Азии и Африки, разрабатываются учебные программы по истории, географии, истории культуры. Так, тематика музейного лектория предусматривает синхронность с процессом обучения истории Востока в целом. Слушатели лекций знакомятся с основами востоковедения, искусствознания, археологии, изучают этнографию народов Востока.

Музей старается шагать в ногу со временем, охотно предоставляя свои площади для проведения выставок художников, скульпторов, графиков, а также встреч, аукционов, презентаций. Музей проводит кропотливую работу по воспитанию младшего поколения. Здесь на протяжении двадцати лет работает изостудия «Черепаха», где дети изучают живопись, рисунок, композицию, декоративно-прикладное искусство, все виды графики. Весьма популярны Театр индийского танца «Таранг» и Школа-студия восточного танца «Арабески». Успешно действует совместная программа Государственного музея искусства народов Востока и детской театральной студии «Золотой ключик», рассчитанная на самый разный возраст зрителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector