Государственный музей архитектуры имени а.в. щусева

Государственный музей архитектуры имени а.в. щусева

Музей архитектуры имени Щусева

В музее собраны уникальные документы, чертежи, фотографии и модели, которые дают возможность составить представление не только об особенностях исторических зданий, находящихся на территории России, но и о специфике зодчества многих стран мира.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан в 1934 году и стал первым специализированным музеем архитектуры в Европе. Его главная задача — коллекционирование и представление широкой публике образцов архитектуры всего мира от древнейших времен до современности. В музее собраны чертежи, фотографии и модели не только архитектурных сооружений, расположенных на территории России, но и старинных византийских храмов, ближневосточных культовых сооружений, образцов европейского зодчества и даже полинезийских хижин.

Особой популярностью музей стал пользоваться в послевоенные годы. Значительная часть зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, оказалась разрушенной во время боевых действий, и нередко оказывалось, что документы, которые помогут восстановить строение в первозданном облике, можно найти только в архитектурном музее. Именно благодаря этому учреждению многие уникальные здания и храмы, являющиеся частью русского культурного наследия, удалось воссоздать практически из руин.

Обширность и богатство фондов Музея архитектуры впечатляют, в их каталогах более миллиона единиц хранения. В экспозиции собраны уникальные документы, имеющие отношение к памятникам зодчества – чертежи, замеры зданий, негативы, фотографии. Кроме того, в залах музея представлены многочисленные коллекции произведений искусства: гравюры, скульптуры, архитектурные модели, гобелены, предметы мебели, фрагменты зданий, старинные надгробия и даже строительные материалы.

Сами здания музея, находящиеся в центре Москвы, также являются историческими и архитектурными памятниками. Музей располагается в старинной усадьбе Талызиных, на территории которой находится палата Аптекарского приказа, сохранившаяся с XVII века. Анфилада бывшего господского дома и флигель во дворе усадьбы используются как выставочное пространство и лекционный зал.

Музей проводит многочисленные выездные выставки. В экскурсионную программу входит не только осмотр экспозиции музея, но и прогулки по столичным улицам. Во время экскурсий по городу особенности архитектурного направления, доминировавшего при застройке городского района, можно изучить на примере реальных зданий. Кроме лекционного зала, в музее есть библиотека и фототека, в которых хранятся тематическая литература и богатейшая коллекция материалов по градостроительной тематике. Посетить их можно по предварительной записи.

Стоимость посещения музея: 250 рублей (взрослые), 100 рублей (льготный). Дети до 18 лет могут посетить музей бесплатно.

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева — единственный национальный музей истории русской архитектуры в России. Находится он в Москве, на улице Воздвиженка. Был основан в 1934 году. Название свое получил в честь известного русского и советского архитектора Алексея Щусева. На сегодняшний день музейные коллекции состоят из более чем 1 миллиона экспонатов, включают в себя подлинные чертежи, фотографии, документы и модели домов.

В качестве самостоятельной административной структуры он начал свою деятельность в 1964 году, после слияния музея Академии архитектуры Советского Союза и Государственного музея русской архитектуры. До начала 1990-х годов музейные пространства располагались в Донском монастыре. Нынешнее здание музея — комплекс дворянских усадеб Талызиных, построено в конце XVIII века в стиле русского классицизма. Является памятником архитектуры и истории, а также объектом культурного наследия федерального уровня.

Музей также является исследовательским центром по изучению и популяризации архитектурного и городского наследия. Ведет активную деятельность, направленную на реставрацию памятников архитектуры по всей стране. Музей состоит из нескольких отделов: научной библиотеки, архива, реставрационных мастерских и частного архитектурного бюро. Директором музея является Елизавета Лихачева.

Экспозиции и выставки музея архитектуры имени Щусева

Коллекции музея отражают богатую историю архитектуры в России. Наиболее ценными экспонатами являются фрески Троицкого монастыря XVII века, коллекция мебели XIX века, авторские макеты и модели архитектурных сооружений. Среди экспонатов выделяются своей исторической важностью личные архивы известных архитекторов, большая коллекция строительных материалов, авторская графика архитектурных объектов XVIII–XX веков.

Выставочные пространства музея архитектуры имени Щусева расположены в доме усадьбы Талызиных-Устиновых, в трапезной палате XVII века, где раньше располагался Аптекарский приказ, и в реконструированном Флигеле «Руина».

Постоянные экспозиции

Во внутреннем дворике расположена экспозиция, которая открыта для посещения в часы работы музея, «Барельефы Триумфальной арки Осипа Бове». Сами Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте были воссозданы в 1962 году. Некоторые подлинные детали барельефов не стали использовать в реконструкции, теперь они доступны для посетителей на территории Скульптурного дворика музея. Здесь же выставлены садово-парковые скульптуры, а также решетки оград, созданные с XVIII до XX веков.

Еще одна постоянная экспозиция музея знакомит гостей с одной из самых масштабных в мире архитектурных моделей — Большого Кремлевского дворца. Она была выполнена в конце 1770-х годов выдающимся русским архитектором Василием Баженовым. Представляет собой модель грандиозного дворца, который должен был быть построен на территории Московского Кремля. Является одним из ценнейших памятников русского классицизма XVIII века. Строительство дворца началось 1 июня 1773 года, однако через два года, по приказу Екатерины II, строительство было прекращено, так и не осуществившись.

Выставки

В течение года музей архитектуры организует выставки, посвященные истории мировой и отечественной архитектуры. Проходят выставки, посвященные новым тенденциям современной архитектуры, живописи, искусства и другим смежным дисциплинам.

Одна из них, «Эпоха модерна», открывает посетителям многочисленные предметы из музейного фонда, созданные в конце XIX — начале XX веков. Это рисунки и чертежи знаменитых столичных зданий, таких как Московская Городская Дума, ГУМ, а также оригинальный макет куполов Храма Христа Спасителя. Гости узнают, какие строительные материалы были использованы при возведении этих зданий, а также осуществленные инженерные приемы.

Стоимость билетов и экскурсий

Музей работает во вторник и четверг: с 13:00 до 21:00, в остальные дни недели: с 11:00 до 20:00. Выходной день — понедельник. Касса закрывается за полчаса до конца рабочего дня. Стоимость входных билетов:

  • Для взрослых — 300 рублей.
  • Для пенсионеров, школьников, студентов — 150 рублей.
  • Бесплатные входные билеты предоставляются льготным категориям граждан и детям до 16 лет при предъявлении соответствующих документов. Бесплатно также можно посетить Скульптурный дворик музея.

Экскурсионное обслуживание

В музее есть коллективные и индивидуальные экскурсии, которые проводятся по предварительной записи. Тематическая экскурсия «Эпоха модерна» расскажет про необычные архитектурные решения этого исторического периода русского искусства. Посетители увидят подлинные предметы декоративного-прикладного искусства, архитектурные проекты, узнают об особенностях инженерных конструкций того периода.

Вторая тематическая экскурсия познакомит гостей с моделью Василия Баженова — Большого Кремлевского дворца. Также в ходе этой экскурсии экскурсовод рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского архитектора. Экскурсия, организованная для детей в возрасте от 5 лет, «Основы архитектуры» расскажет маленьким посетителям про науку и искусство строительства. Дети узнают о значении специализированных терминов в архитектуре, смогут увидеть, какие существуют виды конструкций, как оформляются фасады и интерьеры зданий.

Стоимость экскурсий:

  • Взрослый билет — 300 рублей.
  • Детский билет — 200 рублей.
  • Групповая экскурсия до 20 человека — от 5000 до 10000 рублей.

Детский центр при музее архитектуры имени Щусева

Детский центр при музее начал свою работу в 2014 году. Основной задачей центра является популяризация профессии архитектора для подрастающего поколения. Дети создают при помощи наставников собственные авторские проекты, изучают ремесло реставрации. Проходят тематические занятия, посвященные академическому рисунку, монументальной живописи, столярному делу, резьбе по камню, искусству мозаики.

В начале лета здесь проводится ежегодный Детский АРХИлагерь. Школьники изучают архитектурные памятники Москвы и Подмосковья, на практике применяют навыки реставрационного мастерства, вместе создают большой архитектурный проект.

Как добраться

Музей архитектуры имени А. В. Щусева находится по адресу: улица Воздвиженка, дом 5/25. В непосредственной близости от него расположены три станции московского метрополитена: «Александровский сад» (96 метров) Филёвской линии, «Арбатская» (160 метров) Арбатско-Покровской линии, «Библиотека им. Ленина» (210 метров) Сокольнической линии.

До музея также удобно доехать на наземном общественном транспорте. Список ближайших остановок:

  • «Метро Библиотека имени Ленина» — автобусы № м2, м27, н2. Пройтись пешком 160 метров.
  • «Манежная площадь» — автобусы № 144, С43, м1, м2, м3, м27, н2, н11. Идти пешком чуть более 500 метров.
  • «Моховая улица» — автобусы № С43, м6. Пешком пройти около 550 метров.
  • «Арбатские Ворота» — автобусы № 39, м2, м27, н2. Пешком до музея пройтись около 650 метров.

Чтобы заказать в Москве такси, проще всего воспользоваться мобильными приложения следующих операторов: Ситимобил, Максим, Яндекс.Такси, Uber, Ё-такси, Везёт, Gett, Такси Дешево.

Видео о Государственном Музее архитектуры имени Алексея Щусева

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Муар (так по-свойски в Москве называют музей архитектуры имени А. В. Щусева) сложно назвать музеем в привычном значении слова. Разве возможно в стенах одного здания собрать и сохранить улицы городов и фасады домов? На чертежах – наверное. В этом и состоит уникальность Муара: он является не только музеем истории архитектуры, хотя исторические документы в его архивах (макеты, обмеры, чертежи) исчисляются десятками тысяч, и не просто хранителем старины, который находится в историческом особняке. Нет другого государственного музея, где экспозиции сменялись бы так же часто, как здесь. Причин такой динамичности несколько.

Во-первых, фонд музея настолько велик и разнообразен, что выставляют его понемногу, частями и не во всех залах, создавая из каждой выставки отдельный информационный повод. В один сезон показывают все конкурсные варианты Мавзолея Ленина, в другой – донаполеоновский макет Кремлевского дворца. Всю зиму могут выставлять работы студентов ВХУТЕМАСа, а после – современное австрийское искусство. Казалось бы, такая политика не может быть долгосрочной, но музей придерживается ее уже больше пятидесяти лет и пока ни разу не повторялся.

А. В. Щусев (1873 – 1949) – знаменитый российский архитектор, основатель Музея русской архитектуры. Среди его творений мирового значения – мавзолей В. И. Ленина, Казанский вокзал, гостиница «Москва».

Во-вторых, поскольку архитектура стремится идти в ногу со временем, этому направлению должен следовать и архитектурный музей. Исполнять роль исследовательского центра, устраивать диспуты, встречи, исторические лекции по архитектуре особенно важно в Москве, городе, где один архитектурный стиль громоздится над другим и сменяется следующим. У Муара есть счастливая возможность благодаря своей специализации не ограничиваться встречами в лектории, а устраивать живые прогулки по городу.

В-третьих, все больше утверждаясь как центр сети профильных музеев, объединенных общими культурными задачами, Муар активно разъезжает с выставками, показывая, как легко умеет приспосабливаться к любым пространствам залов и галерей. Самое начало своей выставочной деятельности музей связывает с открытием экспозиции в Верхней галерее Большого собора Донского монастыря в 1936-м. Выставка была посвящена русскому классицизму в архитектуре и длилась до конца 30-х годов. Музей организовывал выставки под открытым небом в том же Донском монастыре, вся территория которого была занята скульптурами, фрагментами разрушенных зданий и старинными барельефами. В послевоенные годы музей продолжал устраивать выставки под открытым небом, например, в московском парке «Сокольники», направляя полученные средства на восстановление разрушенных за время войны городов. Реконструкторская деятельность стала основным направлением архитектурного музея в послевоенное время.

Выставочные залы музея: Анфилада, Флигель «Руина», Аптекарский приказ.

Муар продолжает устраивать популярные выставки в разных городах и странах. В собственных залах Муар не ограничивается возможностями запасников. Каждый сезон в музее бывают представлены российские и зарубежные художники и архитекторы, как легендарные, так и совсем молодые. Только за последнее время здесь побывали работы Оскара Нимейера, Алессандро Папетти, Александра Бродского, Тонино Гуэрры. Совсем недавно здесь же, в зале «Руина», проходила знаменитая выставка Николая Левочкина, которая наглядно демонстрирует политику Музея архитектуры по поддержанию и открытию новых и нестандартных явлений. Николай Левочкин, гениальный русский самоучка, большую часть жизни работавший машинистом в московском метрополитене, прославился только после смерти, когда семья открыла для мира его наследство. В квартире бывшего машиниста родственники, к удивлению своему, нашли целый микрогородок, собранный из различных материалов. Стилизованные древнерусские храмы и домики собирались чудо-архитектором из фрагментов мебели, бутылок, досок или обрезков рельсов. Находка была передана в музей и затем сразу же представлена публике.

Особого разговора заслуживает место на Воздвиженке, где сегодня расположен музей. Дело не только в том, что из его торцовых окон открывается чудесный вид на Кремль, в частности, на Троицкую башню и колокольню Ивана Великого, хотя во многом непосредственная близость к Кремлю и сделала это место уникальным. История этой земли говорит сама за себя.

В начале XVII века здесь находилось подворье Псково – Печерского монастыря, но уже к середине столетия земли перешли во владение боярина И. Д. Милославского, ближайшего родственника царя Алексея Михайловича. В подражание царю Милославский разбил ботанический сад и аптекарский огород между Боровицкими воротами и берегом реки Москвы – то есть там, где сегодня начало Большого Каменного моста и правительственный въезд в Кремль. Аптекарское дело у Милославского заладилось и значительно пополняло царскую казну, так что к 1660-м годам был построен целый комплекс хозяйственных сооружений Аптекарского двора вместо тех, что до этого ютились возле Троицкой башни. От тех времен сохранилась «палата для кормления» – трапезная на трех погребах, адаптированная под выставочное пространство.

В конце XVIII века Аптекарский приказ перенесли в другое место, а освободившаяся лакомая земля переходила от одного богатого владельца к другому. Известно, что одно время эта территория принадлежала князю В. Л. Долгорукому, затем грузинскому царевичу Вахтангу. С конца XVIII века здесь оседает дворянский род Талызиных, при которых и сложился архитектурный ансамбль усадьбы, до сих пор носящей имя этого рода.

Кабинеты Сталина и Молотова

Такой, какой мы видим усадьбу сейчас, она стала во второй половине XIX века, после того, как была продана Казенной палате. После революции все владения Казенной палаты были национализированы, в 1920 году так удачно расположенную усадьбу на четыре года занял партийный аппарат – Секретариат ЦК РКП(б). Кабинеты секретарей ЦК И. В. Сталина и В. М. Молотова находились в главном здании усадьбы. Там же, на втором этаже, в зале с колоннами, хранились секретные документы.

В 1930 году особняк был отдан под общежитие, в котором проживало более 800 человек. Просторные залы разделялись фанерными стенками на жилые комнаты. Перепланировка под «общагу» и 15 лет ее существования нанесли непоправимый ущерб усадьбе. После войны, когда здание перешло в распоряжение музея, началась масштабная, занявшая почти 20 лет, реставрация.

В 1934 году по инициативе А. В. Щусева и его соратников у музея появился официальный статус: он стал одним из подразделений Академии архитектуры. Через год под нужды нового музея был отдан Донской монастырь, благодаря этому спасенный от сноса и сохранившийся до сегодняшнего дня. В 1930-е годы на территорию монастыря свозились уцелевшие фрагменты разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы храма Христа Спасителя, фрагмент Сухаревой башни, а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.

В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви, а фонд Муара полностью перевезли на Воздвиженку. Но знаменитые скульптуры так и остались в стенах монастыря и выставляются под открытым небом.

А. В. Щусев и создание музея

Выдающийся архитектор на протяжении всей жизни боролся за возможность создания универсального музея архитектуры. Первые попытки были сделаны еще в начале 1920-х годов, когда возникла необходимость сохранения и реставрации уцелевших художественных фрагментов старого зодчества. Щусев понимал задачи шире и вместе с коллегами разработал «Положение о музее», по которому Музей архитектуры должен был выполнять еще и образовательную функцию и предоставлять помещение «для занятий всех, интересующихся архитектурой». Собственное здание удалось получить только в 1935 году.

После войны стала очевидна необходимость расширения деятельности музея по сохранению и реставрации национального наследия. Инициатива по возрождению архитектурного облика городов была поддержана правительством, и в 1945 году усадьба Талызиных была отдана под организацию нового Музея русской архитектуры.

В 1963 году, уже после смерти Щусева, произошло объединение двух музеев: Научно-исследовательского музея академии архитектуры (Донской монастырь) и Государственного музея русской архитектуры (усадьба Талызиных).

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Пешеходные экскурсии сравнить с другими Возраст: 17+. 18+
400 руб/взрослый билет
Лекции сравнить с другими Возраст: 17+. 18+
300 руб/взрослый билет
Выставки сравнить с другими Возраст: 17+. 18+

150 руб/взрослый билет
Экскурсии по музею сравнить с другими Возраст: 5+
3 000 руб/группа

Музей для детей:
1. Экскурсия для детей от 5 лет: Основы архитектуры | Что такое искусство? А что такое архитектура? Как архитектура взаимодействует с другими объектами, созданными человеком или природой, каковы основные характеристики архитектуры как вида искусства и какие элементы чаще всего встречаются в архитектурных памятниках? Все это дети узнают на экскурсии, которая будет проходить на территории музея, населенной самыми разными примерами архитектурных построек. Дети научаться разбираться в видах конструкций и декоративном оформлении фасадов, познакомятся со многими специализированными терминами, а после экскурсии смогут применить полученные знания не только на уроках МХК, но и просто прогуливаясь по улицам города
2. Экскурсия для детей от 12 лет: Неслучившееся будущее: Большой Кремлёвский дворец Василия Баженова | В ходе экскурсии группа познакомиться с Москвой эпохи Екатерины II, одним из самых важных архитекторов России – Василием Баженовым и ролью Кремлевского Дворца в Московском Кремле и в самом городе

Экскурсии для взрослых:
1. Экскурсия: Архитектура стадионов | Что такое стадион? Когда он появился и как менялся с течением времени? Как назначение стадиона влияет на его внешний облик? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете узнать на экскурсии по выставке «Архитектура стадионов», в ходе которой не только будет рассмотрена история развития спортивных арен в эпоху античности, но история легендарных советских стадионов: московского «Динамо», ансамбля в Лужниках, Ленинградского «Стадиона имени Кирова», спортивных арен в Минске, Ереване, Киеве и даже современных арен
2. Экскурсия: Модель Большого Кремлевского дворца работы Василия Баженова | В ходе экскурсии можно будет узнать, какое место традиционно занимал Кремлевский Дворец в Московском Кремле, почему молодой архитектор Василий Баженов закончил вновь созданную Академию Художеств всего за 3 года, в то время как обучение длилось более 15 лет и какую роль в его судьбе сыграл создатель МГУ — граф Шувалов
3. Экскурсия: История усадьбы Талызиных | Ансамбль усадьбы тайного советника Александра Федоровича Талызина — уникальный памятник архитектуры, объединивший строения XVII, XVIII и XIX веков. В ходе экскурсии участники увидят интерьеры трапезной палаты XVII века, так называемый «Аптекарский приказ», руинированное здание конюшен XVIII–XIX века, полукруглый фасад Домика Садовника и, безусловно, главный дом усадьбы

Стоимость экскурсионной путёвки для организованных групп:
Для группы до 20 человек — 3000 рублей | на иностранном языке для группы до 20 человек — 5000 рублей
Заказать экскурсионную путевку по выставке на любое удобное для вас время, можно, обратившись по телефону 8 (495) 690-05-51 Скрыть

Научно-исследовательская деятельность сравнить с другими Возраст: 18+
бесплатно
Стоимость посещения сравнить с другими Возраст: 17+
300 руб/взрослый билет
Льготные билеты сравнить с другими Возраст: 7+

culton

На выходных я увидел по одному из Московских каналов сюжет про ул.Воздвиженка, в котором упоминалось и про музей архитектуры, почему собственно я и решил его посетить.

Итак, государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, именуемый сейчас в основном как МА. Основан музей был 1 января 1934 года и изначально располагался на территории Донского монастыря и лишь 12 октября 1945 под нужды музея была выделена Городская Усадьба Талызиных на Воздвиженке, где, собственно, он и расположен по сегодняшний день.

На сегодняшний день музей находится в довольно плачевном состоянии в виду того, что последняя реконструкция проводилась в нем в далеких 60-х годах. Одно из зданий так и называется флигель «Руина», но обо всем по порядку.

На сегодняшний день в музее представлено 3 экспозиции: «Москва: сценарии развития», «кабинет Давида» и «Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков».

Первая экспозиция, расположенная в основном здании музея: Москва:сценарии развития:

Абсолютно неинтересная и бесполезная экспозиция. На плакатах располагаются уже просто заезженные идеи о том, что автомобильные дороги необходимо располагать совместно с железнодорожными путями; о том, что необходимо создавать центры внутри районов, чтобы люди каждый день не перемещались в центр и из центра; о том, что необходимы скоростные магистрали без светофоров и все в этом духе. Данную экспозицию я даже не стал фотографировать, так ничего нового и интересного из нее почерпнуть невозможно — интересны, пожалуй, лишь сами интерьеры, в которых данная экспозиция расположена:

Следующая постоянная экспозиция — кабинет Давида, создана в память о Давиде Саркисяне, который руководил музеем в период с 2000 по 2009 год. Экспозиция представляет собой рабочий кабинет Давида Саркисяна, населенный огромным множеством разнообразных необычных предметов, которые действительно наполняли его реальный кабинет.
Данная экспозиция расположена в флигеле Руина:


Попадая внутрь, сразу упираешься в модель дома жилого комплекса «Английский квартал»:

Далее предстоит путь на второй этаж по полуразрушенной лестнице:

Оказавшись на втором этаже, начинаешь понимать всю суть названия флигеля — «Руина»:

За шторой справа как раз и притаился тот самый кабинет:

Вот собственно и сам кабинет, который расположился на площади буквально в несколько квадратных метров:

И осталась последняя экспозиция — «Под сводами русского храма». Находится она в палатах аптекарского приказа:

Данная выставка интересна тем, что с церковной тематикой, в первую очередь, всегда ассоциируется икона, скульптура же находится в некоторой сфере отчуждения, это объясняется тем, что скульптура, ранее распространенная повсеместно, была практически изъята из культурного пространства в 1920-е годы. Большая ее часть погибла, естественно, вместе с интерьерами храмов и лишь малое количество дожило до наших дней:

Царские врата 1729 года:

А вот дарохранительница XIX века, внутри которой ранее помещались Святые Дары:

Апостол XVIII века:

Ангелы — пожалуй, одна из самых больших групп в скульптуре православного храма:

Фигуры Предстоящих распятию Марии и Иоанна:

Ну вот, пожалуй, и все.

Конечно, идя в музей, я надеялся увидеть более интересные образцы архитектурного наследия, но увы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector