Где стоит памятник петру i в москве

Где стоит памятник петру i в москве

Памятник Петру I

Как добраться до памятнику Петру I : ст. метро Октябрьская или Парк Культуры.

Памятник Петру I в Москве носит официальное название «Памятник в ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

История возникновения памятника Петру I довольно курьезна. Вначале это была статуя Колумба, которую скульптор изготовил в начале 90-х годов 20-го столетия к 500-летнему юбилею открытия Америки. Автор предлагал приобрести памятник Испании, США, а также странам Латинской Америки, но желающих не нашлось, после чего грандиозный монумент переделали, и он превратился в статую российскому императору.

Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб, установленный на гранитном основании, держит корабль, в котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, а на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно, и монтировались вместе уже в готовом виде.

Из нержавеющей стали изготовлены и ванты корабля. Подвесные ванты сплетены из нескольких тросов и прочно закреплены. Для уменьшения веса паруса создали не цельнолитыми, внутри полостей установлен металлический каркас, а изготовлены паруса из меди. Облицовка постамента, корабля и статуи выполнена из бронзы высокого качества. Вначале металл обработали пескоструйным аппаратом, затем патинировали. Чтобы предохранить бронзу от окисления и разрушительного действия окружающей среды, ее покрыли специальными защитными воском и лаком.

В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках, и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. Как и во многих крупных монументах, внутри памятника Петру I имеется лестница, для того, чтобы можно было следить за состоянием объекта. В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом «Вас здесь не стояло» против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». С нарушением исторических традиций выполнены ростры памятника. Обычно, их украшали трофейными флагами с поверженных кораблей. В случае монумента Церетели, растры увенчаны Андреевскими флагами, т.е. согласно историческим и военным канонам, получается, что русский император воевал против флота своей страны.

Памятник Петру I в Москве по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» в 2008 году вошел в перечень самых уродливых архитектурных объектов мира, оказавшись на 10 месте.

Памятник Петру I работы Церетели

Памятник Петру I

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, — самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов. По итогам голосования активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, — памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше — в октябре 1996 года. Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I — выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки.

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991–1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом, а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» — в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника — устроить на нем смотровую площадку. С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы — хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник Петру I в Москве — описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки — из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием. Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка. Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки. Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью. Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

Памятник Петру I

Памятник Петру I

Памятник Петру I — «В ознаменование 300-летия российского флота» — невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 — 1725) — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника — 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и Покорителям космоса (107 метров).

Автор скульптуры: скульптор Зураб Церетели.

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года — в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы «Реввоенсовет» заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

«Вас здесь не стояло»: критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан — слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника — дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги — символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: «Пётр Христофорович», «Кинг-Конг», «Колумб с головой Петра», «Гулливер» и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия российского флота» находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики «Красный Октябрь». Добраться до него можно пешком от станций метро «Парк Культуры» Сокольнической и Кольцевой линий, «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской и «Октябрьская» Калужско-Рижской.

Зураб Церетели: Мне жаль тех, кто врал и врет о памятнике Петру

Зураб Церетели: Мне жаль тех, кто врал и врет о памятнике Петру

5 сентября отмечает свой 20-летний юбилей один из самых известных и заметных памятников Москвы. В этот день в 1997 году состоялось открытие памятника Петру Великому работы скульптора Зураба Церетели. Это событие было приурочено к празднованию 850-летия столицы.

В свое время вокруг этой работы Церетели сложилось множество легенд, у статуи было довольно много противников. Кому-то не понравилось слишком не классическое одеяние Петра, его чрезмерная монументальность, а некоторые и вовсе утверждали, будто это изначально был памятник Христофору Колумбу, которому скульптор просто переставил голову российского императора.

Портал «История.РФ» лично пообщался с создателем знаменитой статуи и узнал, как все было на самом деле.

– Зураб Константинович, cколько времени заняло создание памятника?

Около трех лет. Это действительно очень сложный, долгий процесс. Высота композиции – 96 метров, фигура Петра возвышается на 19 метров, вес бронзы достигает 600 тонн, примерно на столько же тонн – металлокаркас. В фундамент уложено 2000 метров железобетона, вбиты сваи на 20 метров вглубь дна, до известняков… Это что касается характеристик и некоторых особенностей конструкции.

Зураб Церетели: Мне жаль тех, кто врал и врет о памятнике Петру

До этого был сложный процесс отливки, там несколько стадий. Например, в обязательном порядке модель монумента проверяли на ветровую нагрузку – в аэродинамической трубе в знаменитом ЦАГИ ( Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского. – Прим. ред.) . Исходя из результатов, после делают расчеты силовой конструкции. Еще сложно и очень важно – начальная стадия монтажа композиции, фаза начальной сборки. Если нарушится геометрия при сборке бронзовых элементов, малейшее отклонение на первом ярусе наверху дает потом большие расхождения. Много всего, это большой труд, и, когда говорят «искусство – это наука», это не просто так, такие проекты это полностью подтверждают.

Вокруг этого памятника сложилось множество мифов. Одним из самых распространенных, пожалуй, является та версия, что изначально это был памятник Колумбу.

Да, это изначально было враньем, и мне очень жаль тех людей, которые до сих пор озвучивают эту версию. У меня в галерее, на Пречистенке, 21, есть модели обоих памятников – и Петру, и Колумбу, который установлен в Пуэрто-Рико. В них есть сходство – как одна идея открывателей новых миров, новых возможностей, и они оба на пьедесталах-кораблях. Вот и все сходство. Любой профессионал, кто хоть немножко понимает, как создается монументальная скульптура, как идет отливка формы, какой процесс от модели до конечной стадии, скажет вам, что невозможно бронзу взять и переделать, надо все переплавить, это не пластилин. Нельзя, как писали некоторые, приделать одну голову, руку, ногу… Плохо, когда судят об искусстве люди, которые ничего не знают и имеют только личные амбиции, занимаются саморекламой.

Также до сих пор много пишут, что статуя Петра предназначалась в качестве подарка морякам к 300-летию Российского флота, но есть и опровержения. Так ли это?

Этот монумент, «300 лет Российскому флоту», посвящен императору Петру Великому – флотоводцу, создателю отечественного флота. В скульптуре есть даже документальное посвящение – в руке Петр держит золотой свиток, там как раз реальный текст указа о создании Российского флота.

Зураб Церетели: Мне жаль тех, кто врал и врет о памятнике Петру

Памятник Христофору Колумбу в Пуэрто-Рико

Насколько я знаю, вопрос об установке памятника был непростым делом. Кроме того, московским властям не понравилось, что Петр был одет не в традиционный военный мундир. Это правда, что развернулась целая кампания против установки статуи?

Вообще, это была заказная вещь, но я, конечно, очень переживал и до сих пор переживаю. Тогда даже Борису Николаевичу Ельцину докладывали: мол, не согласовали, надо сносить. Он никому не сказал, приехал посмотреть. Мои рабочие-монтажники ему показывали процесс, меня не было. И ему понравилось. Мне кажется, для него личность Петра, его реформы вообще где-то были созвучны. Я позже много чего узнал, ко мне люди приходили, извинялись. Там студентам, пенсионерам деньги давали, чтобы на митинги выходили. Много всего. Не хочу сейчас о тех людях плохо говорить… Некоторых уже нет в живых. Бог им судья. Вообще, когда политика в творчество вмешивается, никто об искусстве уже не говорит.

Много дискуссий в свое время вызвал наряд Петра: его сравнивали с одеждой римского воителя и даже традиционным облачением испанских грандов. Что же это за одеяние и что оно означает?

В монументе присутствуют все важнейшие флотоводческие символы, рулевой – карта – руль, которые исчерпывающе характеризуют суть деятельности флотоводца. Но император Петр не являлся лишь флотоводцем, он был руководителем и преобразователем великой империи. Поэтому я его показал императором, привнес этот дух античности: фигура Петра «одета» в римские доспехи, я как бы поднял его над всем, это не только портретный образ, но и символ России, для меня это не была просто реалистическая скульптура. Я не мог и не хотел повторять существующие приемы, но я много смотрел, думал и создал такой обобщенный образ.

Зураб Церетели: Мне жаль тех, кто врал и врет о памятнике Петру

Спустя 20 лет как вы оцениваете эту свою работу? Хотели бы изменить что-то в этом памятнике или оставили все как есть?

Вы знаете, с одной стороны, я поставил перед собой в этом монументе очень сложные задачи и, я считаю, и в этом меня поддерживают многие коллеги, с ними справился. Это завершенная монументальная композиция, так что прибавить или убавить здесь ничего нельзя. И это одна из моих любимых работ. Но жизнь продолжается, я всегда говорю: «Я – человек ищущий», я еще не сделал той работы, которая бы заставила меня сказать: «Вот это – лучшая моя скульптура или живопись».

Памятник Петру I в Москве

Памятник Петру I был воздвигнут по заказу Правительства Москвы, в ознаменование 300-летия Российского флота. Является одним из самых высоких памятников страны. Монумент установлен на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Автором проекта стал известный скульптор Зураб Церетели.

Монументальная композиция представляет собой столб на гранитном основании, который венчает бронзовая ладья, а на ней установлена скульптура Петра I. Лицо императора выполнено с портретным сходством. Он облачен в древнеримские доспехи и плащ, левой рукой удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. На палубе судна стоят городские здания. Мачта отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами.

В техническом плане монумент представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал. Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый сплетен из нескольких тросов и закреплен так, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют пространственный металлический каркас, для уменьшения веса, они изготовлены из меди методом выколотки. Высота памятника 98 метров.

Для монумента использовалась бронза высокого качества; предварительно она подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия погодных явлений. Свиток, который держит Петр, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлен фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Инициаторами установки в Москве памятника к юбилею российского флота выступили военные моряки. Первоначально предполагалось установить статую Петра I работы Льва Кербеля, но мэр Москвы Юрий Лужков поручил его создание «Международному центру дизайна» Зураба Церетели. Проект был утвержден худсоветом Москомархитектуры и комитетом по культуре правительства Москвы, одобрен президиумом Российской академии художеств.

5 сентября 1997 года В Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника Петру I «В ознаменование 300-летия Российского флота». Мероприятие, при участии мэра города Юрия Лужкова, прошло в дни празднования 850-летия столицы. Монумент расположился на стрелке Москвы-реки недалеко от кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Крымской набережной. Его общая высота составила 98 метров, что делает его одним из самых высоких монументов в России и одним из самых внушительных в мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector