Действующие монастыри нижегородской области

Действующие монастыри нижегородской области

Информация о деятельности общественных, национально-культурных и религиозных организаций

В настоящее время на территории Нижегородской области зарегистрировано 4948 организаций, в том числе: 2452 общественных объединений, из которых 1128 – профсоюзы, 1123 – общественные организации, 11 – общественные учреждения, 126 – общественные фонды, 36 – общественные движения, 12 – национально-культурные автономии, 9 – союзы (ассоциации) общественных объединений; 1910 некоммерческих организаций; 575 религиозных организаций; 10 региональных отделений политических партий. Порядка 100 организаций на сегодняшний день находятся в стадии ликвидации. [1]

Направления деятельности общественных и некоммерческих организаций разнообразны. Среди целого спектра социально значимых объединений особенно стоит отметить следующие:
— Профсоюзы
— Военно-патриотические и организации гражданской инициативы
— Инвалидные организации
— Ветеранские организации
— Спортивные
— Молодежные и детские организации
— Экологические организации
— Политические партии и движения
— Правозащитные
— Женские организации
— Национально-культурные организации
— Социально-реабилитационные организации
— Творческие
— Казачьи организации. [2]

Направления деятельности общественных объединений, %
* – в категорию «другие» вошли общественные объединения, представленность которых менее 2% в общей доле подобных организаций, среди них: политические партии и движения, национально-культурные, казачьи организации, женские организации, социально-реабилитационные организации, творческие организации.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Нижегородская область принадлежит к числу регионов с поликонфессиональным составом населения. На территории Нижнего Новгорода и области проживают представители как традиционных религиозных конфессий (православие, ислам, старообрядчество, иудаизм), так и новых религиозных объединений и групп.
Количество зарегистрированных религиозных объединений на территории Нижегородской области заметно превышает аналогичные показатели в большинстве других субъектов Российской Федерации со сравнимой численностью населения.

Численность зарегистрированных религиозных организаций,
в абсолютных значениях [3]

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Преобладающее большинство религиозных организаций, зарегистрированных в Нижегородской области, относится к Московскому Патриархату Русской Православной Церкви. По количеству действующих храмов епархия занимает третье место в России (после двух столичных регионов).
В епархии насчитывается более 700 церковных зданий, большинство из которых – действующие храмы. В стадии строительства – 53 церковных здания и сооружения, в том числе находящиеся в 4 исправительных учреждениях, расположенных в Нижегородской области.
Управляющий Нижегородской епархии – архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Общины Русской Православной Церкви представлены во всех районах области. На территории Нижегородской епархии зарегистрировано 14 монастырей – 7 мужских и 7 женских, 3 православных братства, духовный реабилитационный центр для онкологических больных при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.
В ведении Нижегородской епархии находится целый ряд печатных изданий, а также телевизионный и радийный каналы. Работу в них осуществляет учрежденное Нижегородской епархией Некоммерческое партнерство просветительский центр «Глагол». Особо необходимо выделить такие информационные источники, как:

— Газета «Нижегородские епархиальные ведомости»
— Журнал для детей «Саша и Даша»
— Телеканал «Образ»
— Радио «Образ»
— Радиоканал «Преображение»
— Сайт Нижегородской епархии (www.nne.ru).

Кроме того, отдельные благочиния, храмы и монастыри Нижегородской области выпускают свои газеты или размещают информацию на страницах местных СМИ.
При Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода действует издательский отдел Нижегородской епархии, выпускающий исторический журнал «Нижегородская старина», а также издания, посвященные вопросам и персоналиям отечественной истории.
При поддержке Правительства Нижегородской области Нижегородская епархия традиционно проводит следующие мероприятия:

— Международная выставка-ярмарка «Нижегородский край – земля Серафима Саровского»;
— Торжества, посвященные памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского;
— Серафимо-Дивеевские торжества;
— Празднование Дня народного единства.

Старообрядческие Церкви

Традиционной для области религией является старообрядчество. В настоящее время действует около 20 зарегистрированных приходов, 6 старообрядческих толков и согласий: Русская Православная Старообрядческая Церковь (Митрополии), Русская Древлеправославная Церковь (Патриархии, центр которой расположен в г. Новозыбков Брянской области), Древлеправославная Поморская Церковь, федосеевский толк, спасовский толк, филипповцы. На территории Нижегородской области проживает несколько десятков тысяч сторонников древлеправославия поповских и беспоповских упований, в основном в северных районах области.
В настоящее время наблюдается тенденция к более открытой политике по отношению к органам власти, обществу и другим конфессиям.
Всероссийскую известность получили выступления старообрядческого хора храма Успения Пресвятой Богородицы Н.Новгорода.

Ислам является одной из традиционных религий для Поволжья. В 1988 году верующим было возвращено здание нижегородской Соборной мечети, на базе которой с 1991 года ведет свою работу Нижегородский мухтасибат. В 1993 году было создано Духовное Управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНиНО). С 2008 года председатель ДУМНиНО — Гаяз-хазрат (Закиров).
ДУМНиНО является крупной религиозной организацией, объединяющей 56 мечетей области. Кроме татарского населения, Ислам исповедуют представители азербайджанцев, чеченцев, ингушей, дагестанцев, узбеков и других этнических групп, проживающих постоянно на территории области и вновь прибывающих из стран ближнего и дальнего зарубежья в результате миграционных процессов.
С 2004 года периодически издаётся газета «Медина аль Ислам» на русском языке. Выходят журналы «Ислам на нижегородчине», а также научно-богословский журнал «Минарет». Подробная информация о деятельности духовного управления мусульман размещена на сайте www.islamnn.ru.
Ежегодно ДУМНиНО проводит научно-практические конференции, среди которых особенно стоит выделить «Фаизхановские чтения». ДУМНиНО проводит активную благотворительную деятельность. С 2004 года действует движение мусульманской молодёжи «Яшьляр», которое в 2006 году было переименовано в «Нур».

Иудаизм представлен в области одной общиной хасидского направления. Председатель религиозной организации «Еврейская община Нижегородской синагоги» – Чапрак Эдуард Михайлович, раввин Нижегородской синагоги – Шимон Бергман.
Общине было передано здание закрытой в 1938 году синагоги в Нижнем Новгороде. При синагоге активно действует несколько молодежных объединений. В настоящее время при синагоге ведётся строительство еврейского культурного центра за счёт внутренних финансовых возможностей.

Римско-Католическая Церковь и Протестантские общины

В Нижнем Новгороде действует приход Римско-Католической Церкви, насчитывающий около 200 человек, а также община лютеран, объединяющая около 1000 прихожан. Членами данных общин являются, как правило, выходцы из семей, где эти религии были традиционными (нижегородцы польского, западно-украинского, прибалтийского происхождения, российские немцы, иностранные студенты).
Католические богослужения ведет священнослужитель отец Марио Бевератти. Общее количество прихожан составляет около 200 человек, значительную часть из которых составляют студенты нижегородских ВУЗов, в том числе и иностранного происхождения.
Протестантизм в регионе представляют следующие течения:
— евангельские христиане-баптисты;
— христиане адвентисты седьмого дня;
— пятидесятники традиционного и «харизматического» направлений.

В настоящее время в области действует 51 община ЕХБ, в которых насчитывается около пяти тысяч верующих.
В области действуют 20 общин ХАСД, насчитывающие около пяти тысяч сторонников. В Н.Новгороде находится Совет Волго-Вятского объединения местных Церквей Христиан ХАСД, на Комсомольском шоссе разместился большой «Христианский культурный центр». Христиане Веры Евангельской (пятидесятники) представлены в области 23 общинами различной направленности.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

На протяжении последних десятилетий в Нижегородской области в целом сохраняется спокойная и толерантная обстановка в сфере межнациональных отношений. Устойчивое положение в области межнациональных отношений во многом определяется сложившимся соотношением этнического состава населения Нижегородской области. Нижегородская область относится к регионам с ярко выраженным преобладанием численности русского населения. По данным Нижегородского областного комитета государственной статистики за 2002 год русские составляют 94,6% от общего этнического состава населения области. К числу коренных национальностей, проживающих на территории Нижегородской области, относятся татары – 1,4%, мордва – 0,7%, чуваши – 0,3%, марийцы – 0,2%.

Исключительное влияние на национальный состав населения области оказывают миграционные процессы. Наблюдается увеличение численности представителей народов Кавказа и Средней Азии: численность армянского населения против данных переписи 1989 года увеличилось в 6 раз, численность азербайджанского населения увеличилась в 2,6 раза, таджиков – в 2 раза, грузин – в 1,8 раза.
Основываясь на принципах, закрепленных в Концепции государственной и национальной политики Российской Федерации, органы государственной власти Нижегородской области поддерживают такую форму самоопределения народов как национально-культурные общества и автономии. На сегодняшний день Управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области зарегистрировано 32 национально-культурных общества, в том числе 12 национально-культурных автономий.
Многие национально-культурные организации имеют творческие коллективы и активно участвуют в областных и городских мероприятиях, пользуются заслуженным авторитетом, как у представителей своих этносов, так и у людей других национальностей.
В целях развития межкультурного диалога в регионе между указанными организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области налажено конструктивное взаимодействие.
Ежегодно при поддержке Правительства Нижегородской области на территории региона реализуется цикл мероприятий, направленных на сохранение, развитие и популяризацию культуры и традиций народов, проживающих на территории Нижегородской области, а именно:
— Дни национальных культур на Нижегородской земле;
— Праздничные мероприятия, приуроченные к традиционным национальным праздникам (Ханука, Соллаль, Новруз-байрам, Пурим и др.).

Организация и проведение традиционных национальных праздников дает прекрасную возможность на деле глубже постигать национальную культуру других народов.
Для обсуждения этнокультурных вопросов, повышения эффективности форм и механизмов сотрудничества национально-культурных обществ и органов власти проводятся научно-практические конференции с участием представителей органов власти, национально-культурных обществ, ведущих ученых, известных общественных деятелей. Рекомендации, выработанные в ходе дискуссий, позволяют органам власти корректировать и уточнять направления деятельности по поддержанию стабильности и мира в сфере этноконфессиональных отношений.

[1] Данные по состоянию на 1 апреля 2009 г . Источник: Ведомственный реестр Управления Минюста России по Нижегородской области

[2] Список ранжирован в соответствии с представленным количеством в общей совокупности организаций

Монастыри Нижегородской области. В какие обители едут со всей России?

За исцелением тела и душевным спокойствием страждущие едут в монастырь.

Село Дивеево на всю Россию прославил святой Серафим Саровский. Нынешний год для Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря — дважды юбилейный: 25 лет назад мощи батюшки Серафима перенесли в Дивеевскую обитель и столько же лет назад здесь возобновилась монашеская жизнь.

Удел Богородицы

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

«Много говорят о чудесах, которые совершал преподобный Серафим при жизни. Но и последние 20 лет явили нам чудеса, происходящие по его молитвам, — рассказал святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди в Дивеево на торжествах 1 августа. — В то время как многие святыни уничтожались, мощи святого исчезли. В 1990-е годы бросили все силы, чтобы обрести их. Святыня нашлась случайно — в Санкт-Петербургском музее истории, религии и атеизма, который размещался в здании Казанского собора. Поискать святыню в запасниках посоветовали техники музея».

Исследования подтвердили: это мощи именно батюшки Серафима. И прежде чем вернуться на нижегородскую землю, святыня прошла через многие регионы страны. Примечательно, что в этом году в Сарове начали восстанавливать Успенский собор, где когда-то хранились мощи Серафима Саровского. Но в советское время храм взорвали.

Дивеевскую обитель называют четвёртым земным уделом Богородицы. Многие годы сюда стекаются верующие со всей страны.

Обитель — по камню

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь.

В России всего несколько монастырей, расположенных на островах: Соловецкий в Белом море, Валаамский и Коневский — на Ладоге, «Спас Каменный» на Кубенском озере под Вологдой.

На нижегородской Тосканке, красивейшем озере под Ворсмой, живут на острове монахини Свято-Троицкой Ворсменской Островоезерской обители. Для региона это уникальный монастырь. Его порой называют «нижегородским Афоном». История обители начинается со второй половины XVI века. Монастырь действовал до 1927 года. А затем его разобрали местные жители.

В последние десятилетия обитель восстанавливают, с 1990-х годов территория острова получила статус земель историко-культурного значения со специальным режимом содержания. Остатки монастырских построек и сам остров взяли под охрану государства. Активно начали возрождать обитель в 2008 году.

В восстановлении обители принимают участие и местные жители — стар и млад. Проводят регулярные субботники. Сегодня возрождается собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Это третий храм монастыря.

Паломников просят принести кирпич для возведения стен. Разместили здесь табличку: «Добрый человек! Ты направляешься вглубь острова? Донеси до Троицкой обители хотя бы один кирпич, это будет твоя лепта в восстановлении святого монастыря».

Сегодня остров с большой землёй соединяет пешеходный мостик. Идя по нему, как будто отрываешься от земли, паря над водной гладью.

Спасла икона

Мужской монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери (село Оранки)

За утешением и исцелением отправляются верующие не только в Дивеево, но и в село Оранки Богородского района, что в часе езды от Нижнего. Здесь хранится чудотворная Оранская Владимирская икона Божией Матери. Это одна из самых главных святынь нижегородской земли, копия иконы Владимирской Божией Матери в Успенском соборе. Именно после молитвы перед святым образом исцелился тяжело больной дворянин Пётр Глядков. Он (в схиме Павел) и стал первым монахом будущей обители, основанной в 1634 году. Однажды настоятеля убили разбойники, напавшие на монастырь.

Икона начала исцелять уже в первые годы существования монастыря. Прозревали слепые, не видевшие белого света 20 лет, больные горячкой, страдавшие болезнями рук и ног, немые, глухие, бесноватые. По преданию, в 1771 году, когда в губернии свирепствовала чума, чудотворный образ обнесли с крестным ходом вокруг Нижегородского кремля. И страшная болезнь отступила…

Революция 1917 года фактически уничтожила монастырь — расстреляли настоятеля, обитель закрыли. Здесь открыли дом для престарелых, затем бывший монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, в годы Великой Отечественной войны здесь организовали лагерь для немецких военнопленных, затем — трудовую колонию для подростков.

И только в 1998 году святой образ Божией Матери вернулся в возрождающуюся обитель.

В храм за малышом

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

В Городце буквально из руин восстановлен Феодоровский монастырь, где в 1263 году принял постриг и скончался князь Александр Невский. Основал обитель князь Юрий Долгорукий в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. Кстати, здесь хранится образ с частицей мощей благоверного князя. Бывали здесь российские самодержцы Пётр I и Екатерина II.

Монастырь трижды разграбляли, его сжигали кочевники, в 1940-е годы храмы взорвали по решению властей.

Сегодня за исцелением и успокоением сюда приходят многие верующие. Находят помощь у Феодоровской иконы Божией Матери женщины, потерявшие надежду на материнство.

В дремучем лесу

Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь

Есть в регионе монастыри, спрятавшиеся в лесах, куда не каждый паломник доберётся. На высоком берегу Оки в Богородском районе возвышается Дудин Амвросиев Николаевский монастырь. Первые упоминания о нём относятся к 1403 году, но, скорее всего, обитель была основана ранее — в конце XIV века. Здесь, на горе, было явление чудотворной иконы святого Николая Чудотворца. Когда-то оби-тель была одним из богатейших монастырей края. За последние 10 лет монастырь почти восстановили из небытия. Добраться к нему можно пешком (к обители ведёт лестница) или на лодке.

В дремучих сосновых лесах Володарского района живёт Флорищева пустынь. Издревле, проходя мимо места, где нынче расположен монастырь, путники слышали звон и ощущали благоухание. Сюда отправляются за уединением и духовной гармонией. Чтобы попасть в монастырь, нужно проехать не один десяток километров по разбитой дороге среди заброшенных военных полигонов.

Монастыри Нижнего Новгорода – христианские святыни города

Нижний Новгород расположен не так далеко от Москвы, и поэтому его обители всегда испытывали сильное влияние Московской патриархии и получали значительную поддержку из царской казны. Эти монастыри были основаны много веков назад, и на своем веку пережили и набеги вражеских войск, и опустошительные пожары, и принесения со стороны государства. На сегодняшний день в пределах городской застройки сохранилось три обители – две мужских и одна женская. Все они входят в состав Нижегородской епархии.

Содержание:

Истоки монашеского подвижничества

В 1221 году воины Владимирского князя завоевали крепость Обран Ош, располагавшуюся в устье Оки. Она была форпостом и таможней средневекового мордовского государства Эрзянь Мастор. Придя в эти места, русские основали здесь собственное укрепление, положившее начало Нижнему Новгороду.

Монастыри Нижнего Новгорода

Благовещенский монастырь с высоты птичьего полёта

В те времена православная вера уже достаточно широко распространилась по русским селам и городам. И, естественно, что на новых землях поселенцы стали обращать местных жителей в христианство. К тому времени у эрзя сложились представления о мироустройстве, сходные со многими другими народами.

Они верили, что душа является носительницей жизни, и были убеждены, что после смерти она отправляется в загробный мир – «тоначи». Поэтому, во многом, привитие христианских ценностей на Нижегородских землях происходило естественно, ненасильственным путем. Хотя нередки были и военные столкновения между русскими и мордвой за обладание теми или иными территориями.

Монастыри Нижнего Новгорода

Вид на Благовещенский монастырь от отеля AZIMUT

На начальном этапе развития православия на Руси странствующие иноки были обычным явлением. По дорогам ходили те, кто в прямом смысле искал веру «в миру» и проповедовал, как мог, основы христианства. В некоторых местах они объединялись в монашеские общины. Так началась история мужского Печерского монастыря.

Но чаще всего православные обители основывали местные князья. Их использовали как крепости, которые бы могли помочь обороне новых городов от набегов неприятелей, и одновременно как центры по распространению христианской веры. Так появился Благовещенский монастырь, построенный, прежде всего для того, чтобы укрепить оборону города со стороны реки.

Благовещенский мужской монастырь

Монастыри Нижнего Новгорода

Церковь Алексия, митрополита Московского Благовещенского монастыря

История создания обители тесно переплетена с основанием города. Они появились практически одновременно – в 1221 году. Поэтому Благовещенский монастырь по праву считается старейшей христианской обителью Нижнего Новгорода. Инициаторами возведения монастыря-крепости стало и духовенство, в частности глава Владимирской епархии – епископ Симон, и князь Юрий Всеволодович, на чьи плечи лег непростой труд обустройства нового русского поселения в устье реки Оки.

Христианизация окрестных земель происходила непросто. Мордовский князь Пургас никак не хотел мириться с потерей принадлежавших ему обширных территорий и обращением местных жителей в православную веру. В 1229 году в ответ на вторжение русских войск он совершил набег на город и дотла сжег новый монастырь.

Монастыри Нижнего Новгорода

Вид на Благовещенский монастырь с Канавинского моста

В XIV веке обитель получила покровительство Московского митрополита и быстро стала превращаться в крупное феодальное хозяйство. Ей помогали не только из московской казны. На монастырские нужды жертвовали нижегородские торговые люди, ремесленники и простые горожане. Одни привозили для монахов еду. Другие снабжали обитель нужными строительными материалами и ремонтировали ветхие строения.

Новую жизнь в Благовещенский монастырь вдохнуло строительство Нижегородской (Макарьевской) ярмарки. Обитель располагалась прямо напротив входа в ярмарку и привлекала много паломников и жертвователей.

Монастыри Нижнего Новгорода

Вид Благовещенского монастыря

В наши дни на территории возрожденного мужского монастыря можно увидеть Благовещенский собор и Успенскую церковь, построенные в XVII веке, а также Алексеевский храм, в котором в годы советской власти размещался планетарий. Здесь также находятся восстановленная совсем недавно маленькая церковь Сергия Радонежского и источник Гремячий ключ, к которому ходят очень многие нижегородцы.

Расположен монастырь неподалеку от Канавинского моста, в доме 8 по Мельничному переулку.

Крестовоздвиженский женский монастырь

Монастыри Нижнего Новгорода

Общий вид Крестовоздвиженского монастыря

Первый женский монастырь появился возле устья Почайны в XIV веке. Его основала вдова нижегородского князя Анастасия. Несмотря на высокий титул и богатства, этой женщине не суждено было познать радости материнства. Когда ее мужа не стало, княгиня прожила миру четыре года, а потом приняла монашеский постриг под именем Феодора и стала жить в новом Зачатьевском монастыре.

Обитель была небольшой и деревянной и часто горела на пожарах. Кроме того, возле устья Почайны било много ключей, и подземные воды разрушали основания монастырских построек. Наконец, в середине XVIII века монахиням разрешено было переехать ближе к Нижегородскому кремлю . Монастырь стали называть Георгиевским, так как он стоял близко от Георгиевской башни .

В 1764 году, после масштабной церковной реформы, затронувшей практически все российские храмы и монастыри, в одну обитель объединили сразу несколько малочисленных нижегородских женских монастырей. Новую монашескую общину стали называть Крестовоздвиженской.

Монастыри Нижнего Новгорода

Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря

В начале XIX века монастырь переехал от кремля на новое, более удобное место, располагавшееся неподалеку от Казанского кладбища. Городские власти позаботились и о том, чтобы старую монастырскую церковь разобрали, перевезли к новому месту и возвели заново. В течение двух лет здесь построили еще несколько каменных зданий, где стали жить насельницы и их игуменья. После того, как основное обустройство было завершено, в монастыре возвели красивый собор, напоминающий знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Возрождение женской обители началось в начале 2000-х годов. Сегодня здесь проходят ежедневные богослужения, работает воскресная школа и пункт медицинской помощи для монахинь, священнослужителей и местных жителей.

Расположен монастырь в доме 2 по Окскому съезду.

Печерский Вознесенский мужской монастырь

Монастыри Нижнего Новгорода

Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Почти семь веков на крутом правобережье Волги стоит Вознесенский Печерский монастырь. Первоначально он располагался в полутора километрах отсюда и начался с пещеры, вырытой на берегу святым Дионисием Суздальским. Инок пришел в эти места из Киева и поселился на подходе к Нижнему Новгороду. Он вел уединенный образ жизни, мало общался с людьми и, в основном проводил время в молитвах в пещере. Однако, вскоре возле Дионисия стали селиться другие православные странники, и в конце 1320-х годов здесь образовалась монашеская община.

В конце XIV века ордынские войска неоднократно жгли монастырь. Однако, всякий раз он восстанавливался. Но в 1597 году произошли такие разрушения, после которых решено было перенесли обитель на другое место. Вызваны они были ни пожаром или неприятелем, а природной стихией — гигантским оползнем. За неделю до обвала, грунт вокруг обители начал частично рушиться, и настоятель монастыря понял, что беды не избежать. Благодаря ему, ни один монах не погиб, и загодя удалось вынести из построек все иконы и ценную утварь. Прошедший потом оползень был настолько силен, что даже Волга частично изменила свое русло.

Монастыри Нижнего Новгорода

Вид на постройки Печерского монастыря

Сегодня память о старых пещерах, с которых началась обитель, осталась только в названиях «слобода Печеры» и «Старые Печеры». На месте, где монастырь стоял прежде, возвышается Спасо-Преображенский храм, построенный в 1794 году.

Современный монастырь начал возрождаться в 1990-е годы, когда отношение государства к церкви изменилось. Сегодня на его территории можно увидеть Вознесенский собор, высокую трехярусную колокольню, Успенский храм и надвратную церковь святого Евфимия Суздальского. Все эти постройки появились в обители в 1640-е годы.

Монастыри Нижнего Новгорода

Внутренняя дорога монастыря

Многие приезжают сюда специально, чтобы побывать в интересном церковно-археологическом музее, где собраны уникальные материалы, рассказывающие об истории храмов и монастырей на Нижегородской земле. В залах этого музея экспонируются редкие рукописи и первые печатные книги, старинная керамика и кованные кресты.

Монастырь расположен между набережной Гребного канала и улицей Родионова, по адресу Приволжская слобода, 108.

Высоковский Успенский монастырь

Высоковский Успенский монастырь — расположен в заволжских лесах на высоком берегу реки Утрус в двух километрах от села Высоково Ковернинского района, в 160 км от Нижнего Новгорода [1] . Основан в 1784 году монахом Герасимом (в миру Григорий Иванов, выходец из Екатеринославского Донского казачьего войска). [2]

Содержание

История монастыря

Казак Григорий Иванов в возрасте 38 лет ушёл в старообрядческий Комаровский скит, где он принял иноческий постриг и прожил 10 лет. [2] Затем он вместе с иноком Паисием, удалился в более уединенное место в «Рымовских» лесах Макарьевского уезда Костромской губернии к двум инокам, жившим на высоком правом берегу лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково. [2]

Новое поселение получило название Высоковский скит. [2] Пополнение происходило за счёт новых беглецов-старообрядцев. Было получено разрешение светских властей на строительство деревянного молитвенного дома.

Монастырские летописи хранят признание инока Герасима, согласно которому [2] он 15 лет хранил «спокойствие совести», но затем он стал сомневаться в выбранном пути. Герасим решил «понудить себя на молитву ко Господу Богу». Совершая при особом воздержании молитвенные подвиги, Герасим получил от Бога внушение самому изучить старопечатные книги, Священное Писание и учения Святых Отцов об архиерействе и священстве.

Герасим убедил других иноков последовать его примеру. 8 октября 1801 года был составлен письменный «приговор» 22 насельников и обращение с прошением в Священный Синод. [2]

13 августа 1807 года состоялось освящение первого деревянного храма, перед освящением над каждым переходящим в единоверие иноком была прочтена разрешительная молитва. [2] В течение 12 лет более 500 проживающих в округе раскольников присоединилось к единоверческой церкви, став прихожанами Успенской церкви. [2]

13 июля 1820 года Александр I переименовал Высоковский скит в «общежительную для монашествующих пустынь», с названием Высоковской Успенской. [2]

В монастыре сохранились: [2]

  • пятиглавый Успенский собор с четырьмя античными портиками [1] (1834),
  • Трехсвятительская церковь с трапезной (1835),
  • Никольский храм (1827),
  • корпуса настоятеля и келейный (1860—1870 [1] ),
  • четырёхъярусная «падающая» [3] колокольня высотой 75 м [1] , смотровая площадка — 60 м [3] (1800—1830 [1] ),
  • юго-западная башня ограды (1820—1830 [1] ).

Особенность планировки заключается в размещении зданий на трех террасах. [2]

До 1917 года монастырь относился к Костромской епархии. [4]

Советское время

В 1929 году монастырь был закрыт, по его территории проложена асфальтовая дорога, а на площади выстроены магазины. [2] Монастырские здания были переданы колхозу: в Успенском соборе хранилось сено, в церкви Трех Святителей находились деревообрабатывающие мастерские, в настоятельском корпусе — колхозная контора и жилые квартиры. [2] Рядом появилась небольшая деревня Выселки. После переезда колхоза бывшие монастырские здания остались заброшенными.

Возрождение монастыря

Монастырь возрождён в 1996 году [4] . В 1999 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) сохранившиеся постройки Высоковского монастыря были переданы Церкви. 19-20 апреля 2000 года по представлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая Священный Синод принял решение о возрождении монашеской жизни. [1]

После назначения в 2002 году настоятелем игумена Александра (Лукина), началось активное восстановление монастыря: за 2,5 года под его руководством все здания монастыря были покрыты кровлей, восстановлены купола и установлены кресты. В колокольне восстановлены лестничные марши, оборудован для летних служб храм Трех Святителей, под братский корпус отремонтирована бывшая монастырская больница. [2] В 2005 году братский корпус являлся единственным жилым помещением, в нём размещалась храм-часовня в честь святителя Николая, в которой совершались зимние службы. Также в братском корпусе находились трапезная, котельная и склады. [2]

В 2005 году в обители проживало два человека: иеромонах Паисий и инок Андрей, а в Балахне находилось подворье с деревянным храмом-часовней. [2] Бригадой строителей производилась реконструкция настоятельского корпуса, велись отделочные работы в колокольне и Никольской церкви.

Примечания

  1. 1234567Подростки помогают восстанавливать монастырь, Нижегородская епархия, 20 июля 2004 года
  2. 12345678910111213141516В Ковернинском районе восстанавливается Высоковский Успенский мужской монастырь, Нижегородская епархия, 2 сентября 2005 года
  3. 12Святыни земли Нижегородской, Нижегородская епархия
  4. 12Действующие монастыри, Нижегородская епархия

Литература

О. В. Дёгтева (директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии) Высоковский Успенский мужской монастырь. — Нижний Новгород, 2007. — 41 с. — (Святыни Нижегородской епархии).

ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В начале XV века преподобный Макарий Желтоводский, бывший насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, пришел на озеро Желтое, что неподалеку от левого берегу Волги, в семи верстах от Лысковской крепости. Ища уединения ради Христа, святой Макарий выкопал себе пещеру и начал продолжать свой подвиг отшельника. Однако Богу было угодно, чтобы 90-летний старец проповедовал Слово Божие местным жителям: мордве, марийцам, чувашам и татарам. Так и появилась братия в числе сорока человек. Первыми монахами и были представители коренных народностей Поволжья. Годом основания монастыря считается 1435 г. [1]

Однако в 1439 году отряды татарского хана Улу-Махмета уничтожили молодую обитель, братию убили, а преподобного Макария взяли в плен. Однако когда с ним познакомился сам Улу-Махмет, то последний отпустил старца, вверив ему еще сорок «мужей разве жен и детей», но с условием, что преподобный оставит берега Желтого озера (это озеро после многочисленных крещений стало именоваться святым). Тогда преподобный Макарий с людьми (в количестве около 200-300 человек) ушел на Север, на Унжу. Зайдя в свою прежнюю обитель в честь Пресвятой Троицы, дабы по чину похоронить своию убиенную братию.

В 1620 году Желтоводскую обитель возобновляет старец Аврамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преподобный Макарий, прося Аврамия устроить некогда разоренный монастырь. Старец сначала пришел на Святое (Желтое) озеро, а затем направился на Унжу, где в то время находился царь Михаил Федорович, который как и многие князья-Рюриковичи, почитал преподобного Макария как своего небесного покровителя. После этой встречи старец Аврамий приступил к возобновлению обители. При этом цари из рода Романовых помогали и средствами и издавали указы, дабы земное устроение обители шло и благодаря местной «ярмонке», которая впоследствие прославилась на весь мир как Макарьевская.

С XVII столетия монастырь Желтоводский дал нашей Церкви выдающихся архипастырей: патриарха Никона и первого Нижегородского митрополита Филарета, который был родом, по всей вероятности, из Лыскова.

К 1700 году монастырь окреп так, что царь Петр I уже издал о том, чтобы средства с «ярмонки» шли в государственную казну. Однако помощь по-прежнему оказываалась. Желтоводский монастырь был самым крупным из всех обителей Нижегородской епархии. Количество братии к середине XVIII века, по некоторым источникам, достигала нескольких сотен.

С началом XIX века мощь и красота монастыря «малится». В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка была переведена из-под стен монастыря в Нижний Новгород. К 1860-ым годам остается в обители один иеромонах и несколько братий. Решено было монастырь закрыть, после пожара в 1868 году он был упразднен. Часть икон было перенесено в строившийся Нижегородский Александро-Невский собор.

Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь

Женский монастырь

Лысковские и макарьевские купцы вступились за обитель. В своих прошениях они дошли до императора. Однако дальнейшая судьба обители была в большей мере под опекой императрицы Марии Александровны, которая и предложила монастырь сделать женским.

В 1882 году по указу императора Александра III монастырь был возобновлен как женский. Первыми насельницами стали сестры Лысковской богадельни. Они много положили трудов для восстановления обители.

В 1920-1922 годах монастырь был местом пребывания Васильсурского викария.

В 1927 году монастырь вновь был закрыт.

Третье возобновление монастыря преподобного Макария началось в 1991 году, но официально обитель была передана Русской Православной Церкви весной 1992 года. Первые насельницы были из разных монастырей, но преимущественно жительницы Нижегородской области и Чувашии. В августе 1992 года был освящен храм в честь Собора Архангела Михаила.

В настоящее время жизнь в монастыре продолжается, уже насчитывается более 20 насельниц; освящены 5 храмов из 7(в том числе и главный Троицкий собор).

У монастыря также имеются два подворья: в поселке Макарьево (храм Казанской иконы Божией Матери) и в городе Лыскове (Преображенский собор).

Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, собор Троицы Живоначальной, 2014 г. Фото: Ю.Булкин
Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, собор Троицы Живоначальной, 2014 г. Фото: Ю.Булкин

Храмы монастыря

  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней
  • Церковь Михаила Архангела
  • Церковь Макария Желтоводского
  • Церковь Григория Пельшемского

Настоятели

  • Авраамий (? — 5 апреля 1640 года)
    • Арсений (1628 — 13 ноября 1630) [2]
    • Тихон (1631 — 1635)
    • Серапион (1635 — 1636) [3]
    • Сергий (14 августа 1752 — 1755) настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, в/у

    Литература

    • Макарий (Миролюбов), архим., Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии. СПб., 1857, С. 232:
      • http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13120#mode/inspect/page/271/zoom/4

      Использованные материалы

      • Страница «Действующие монастыри» на сайте Нижегородской епархии
        • http://www.nne.ru/monasteries.php

        [1] На сайте Нижегородской епархии ошибочно указан годом основания — 1415 г.

        [2] скончался 13 ноября 1630 в Московском Заиконоспасском монастыре

        [3] управлял монастырем один год, затем переселился в монастырь Казанской Божией Матери в село Лысково, где и погребен в 1636 г; у Строева показан архимандритом с 1635 по 1640 год

        [4] из игуменов Макарьевского монастыря

        [5] перешел в Московский Чудов монастырь, где и скончался в 1647 году

        [6] ушел в безмолвие в Ниловый скит

        [7] по двухлетнем управлении переселился в пустыню Модиолан где и скончался в 1662 году, погребен в Желтоводском монастыре

        [8] первый настоятель монастыря в сане архимандрита (с 1666 года)

        [9] с 19 января 1680 года был определен келарем в Саввин-Сторожевский монастырь

        [10] из игуменов Оранской пустыни, управлял монастырем 23 года и 2 с половиной месяца

        [11] из келарей Владимирского Рождественского монастыря, управлял 8 месяцев и 7 дней; переведен в Нижегородский Печерский монастырь

        [12] из протопопов Нижегородского кафедрального собора

        [13] переведен из Оранскаго монастыря, затем назначен настоятелем Нижегородского Благовещенского монастыря

        [14] переведен в Нижегородский Печерский монастырь

        [15] переведен в Переславль-Залесский Данилов монастырь

        [16] переведен из Арзамасского Спасскаго монастыря, управлял Желтоводским монастырем 13 лет и 7 месяцев

        [17] определен из полковых протоиереев, переведен в Грузию в Кваб-Тахевский монастырь

        [18] переведен из Пензенского Нижеломовскаго монастыря; управлял Желтоводским монастырем 3 года и 7 месяцев, в 1818 году был назначен в Новоторжский Бориеоглебский монастырь, но на пути туда, по преклонности лет, скончался, где и погребен в Арзамасском Спасском монастыре

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector