Карта сайта

Вопросы и ответы

Рубрику ведет:

reanaaЗаслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук,

академик Российской Академии образования,

директор федерального проекта «Крепкая семья»,

председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства,

профессор Артур Александрович Реан

 

 

 

 

Укажите причины невротизации современных школьников. Как работать педагогу в таких условиях?

В одном психологическом исследовании было выявлено, что среди детских страхов первые три места занимают следующие: Страх смерти, страх темноты, школьные страхи. Заметим, что из этих трех страхов, два – вообще являются биологическими страхами. А из социальных страхов в этот список попали только школьные страхи. Вот вам и одна из причин невротизации современных школьников.

А одна из важных причин самих школьных страхов – это авторитарный стиль учителя, некорректное педагогическое общение. Не зря же, даже появился термин – дидактогении. Дидактогения – это причинение вреда нервно-психическому здоровью детей непрофессиональными воздействиями педагога.

Для любого ребенка, а в особенности для ребенка ранимого, крайне негативным фактором является и пребывание в ситуации неопределенности. И чем выше ситуация неопределенности, тем выше и степень тревожности. Страх наказания за проступок страшит меньше, если известно, какое оно. А вот туманные обещания наказания и угрозы типа «вот увидишь, что тебе за это будет» — невротизируют ребенка чрезвычайно сильно.

 

Каково влияние депривации  на личность ребенка, подростка? Формы и методы ее преодоления.

Эмоциональная депривация – это не полное блокирование, но явно недостаточное удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте.

Эмоциональная депривация негативно влияет на все: на интеллектуальное развитие, самооценку, особенности характера. Диапазон последствий различный: замкнутость, недоверие, агрессивность, заниженная самооценка, неразвитость эмоциональной сферы и т.д.

Детдом – это практически всегда эмоциональная депривация.

Один известный общественный деятель, писатель, сам воспитанник детдома, рассказывал: «У меня всего одна детдомовская фотография. И все. Почему? – Я не хочу это вспоминать».

Формы и методы преодоления эмоциональной депривации: здесь нет ничего нового – эмоциональный контакт, эмоциональное тепло, эмоционально позитивное общение, забота и внимание, эмпатия. Термином «эмпатия» обычно обозначают способность к сочувствию и сопереживанию, а также само активное проявление сочувствия и сопереживания.

 

Как самооценка влияет на успешность личности?

Самооценка влияет на успешность личности очень сильно и напрямую.

Самооценку можно рассматривать в ракурсе «позитивная — негативная». Личность с позитивной самооценкой отличают уверенность в себе, достаточно высокая устойчивость к переживанию неудач, а главное, позитивный, конструктивный подход к их преодолению. Человек с позитивной самооценкой, как правило, более доброжелателен к окружающим, а потому является и более успешным в социальных взаимодействиях. Эти и многие другие особенности человека с позитивной самооценкой непосредственно влияют на его социальную успешность.

Напротив человек с негативной самооценкой отличается неуверенностью в себе, в случае неудач имеет склонность сразу, даже без серьезного анализа ситуации, винить во всем самого себя. Неверие в свои силы блокирует, или сильно снижает возможности преодоления этих неудач.

Самооценку также можно рассматривать и в ином ракурсе – «завышенная, заниженная, адекватная». Наиболее благоприятной, с точки зрения успешности личности, конечно, является адекватная самооценка. Завышенная самооценка также может обусловливать успешность личности. Однако зачастую она сопряжена с высоким риском социальных конфликтов, неприятием личности другими членами социума. А это, естественно, всегда чревато риском социального провала. Человек с заниженной самооценкой, как правило, отличается неуверенностью в своих силах, высоким уровнем тревожности, зачастую застенчивостью, проблемами в установлении контактов и вообще в общении. Нередко человек с заниженной самооценкой имеет и повышенные показатели аутоагрессии, то есть агрессии, направленной на самого себя. Все это, конечно, не может не влиять негативно на успешность такой личности.

 

Укажите, пожалуйста, причины повышенной склонности к агрессии современных подростков. На что, в первую очередь, необходимо обращать внимание родителям и педагогам?

Не факт, что уровень агрессии у современных подростков растет, и что он существенно выше, чем у их сверстников в предыдущие годы. Вот 90-е годы – это другое дело. Тогда, действительно, в исследованиях фиксировалось повышение уровня агрессии подростков.

Что касается причин агрессии у подростков, то здесь можно назвать несколько причин. Одна из них – невозможность реализации важных потребностей личности. Условия, при которых блокируется или существенно затрудняется реализация актуальных потребностей подростка, становится невозможным достижение им важных для него целей, — объективно создают благоприятные условия для повышения уровня агрессии. Есть даже специальная психологическая теория, описывающая это явление – она получила название «фрустрационная теория агрессии».

Другая причина – особенности отношений в семье, особенности стилей семейного воспитания. Агрессивность ребенка, подростка во многом формируется по механизму подражания. Не важно, какие правильные слова говорят родители, но если ребенок видит в семье общение, основанное на крике, унижении, подавлении, психическом или физическом насилии, то вероятность усвоения агрессии, как формы поведения, становится очень высокой.

Еще одна причина – это, конечно, современные средства массовой информации и, в первую очередь, ТВ. Сценами насилия изобилует экран. Каждая третья-четвертая сцена на экране заканчивается убийством,  а каждая двенадцатая – жестоким избиением. По представленности сцен насилия и эротики на экране     первое место занимают художественные фильмы – на их долю приходится 57%  таких трансляций. Второе место принадлежит рекламе – 23,3% трансляций сцен насилия и эротики приходится на ее долю. Третье место занимает хроника – 12,6%. Однако современная психология исходит из того, что одним из центральных механизмов формирования асоциального и агрессивного поведения является именно механизм наблюдения.

Количество постепенно перерастает в качество.   А именно, в качественные изменения в личности подростка. Насильственное поведение начинает восприниматься, как обычное, нормальное, типичное. Здесь также работает и механизм подражания. А действует он особенно сильно, когда образцы агрессии демонстрирует с экрана не какая-то омерзительная, отталкивающая личность, а сильный «герой», успешный, популярный, внешне привлекательный.

Ну и, наконец, нельзя не назвать еще одну причину агрессивности подростков. И эта причина – микросоциум, ближайшее окружение, группа сверстников. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Если в группе сверстников, в которую включен подросток, доминируют агрессия, насилие – то, конечно, такое поведение усваивается. Более того, зачастую подросток вынужден сам проявлять такое поведение уже для того даже, чтобы оставаться членом такой группы.

 

Расскажите о специфике ценностных ориентаций делинквентных  подростков.

Делинквентный подросток – это подросток с асоциальным, противоправным поведением. Но при этом его противоправность носит относительно легкий характер, не достигая уровня, за которым уже следует уголовное наказание.

Было бы упрощением думать, что все эти подростки похожи, как братья-близнецы, имеют одинаковую систему ценностей, одинаковые черты характера и т.д. Делинквентные подростки также разнообразны, как обычные. И даже еще больше.

Если все-таки определять некоторые тенденции, то можно сказать о следующем.

Для большинства делинквентных подростков характерно отрицание просоциальных ценностей. Важно, что они не просто игнорируют эти ценности в своем поведении, но отрицают их на уровня своего сознания. Ведь одно дело, поступать неподобающим образом, но при этом понимать, что это плохо. Испытывать в связи с этим, если уж не муки совести, то хотя бы переживания той или иной степени. И совсем другое дело, даже не понимать, что это плохое поведение. Делинквентные подростки часто считают, что так хотели бы себя вести все (или большинство), но они просто боятся.

Для очень многих делинквентных подростков также характерна низкая толерантность, низкая социальная терпимость во взаимоотношениях с другими.

Другой важной и достаточно распространенной особенностью этой группы подростков является негативизм, отрицание авторитетов. Отрицание авторитетов в первую очередь распространяется на мир взрослых – родители, учителя и т.д.

Еще одна важная особенность делинквентных подростков — сверхвысокая ценность группы, к которой он принадлежит. Прежде всего, это касается, так называемых, «закрытых» подростковых групп с асоциальным поведением. Для того, чтобы сохранить свое членство в такой группе, подросток может идти на различные правонарушения, если того требует группа или ее лидер. Парадокс состоит в том, что членством в группе сильно дорожат даже и те подростки, которые имеют в самой группе очень низкий статус. И даже более того, часто именно такие подростки ценят группу и дорожат своим членством в асоциальной группе больше всех других.

Хотя, конечно, при более глубоком рассмотрении, никакого парадокса здесь не обнаруживается. Дело в том, что у подростков с низким социальным статусом в группе, как правило, и личностный потенциал не велик, и характер не очень сильный, и собственная самооценка также не высока. Но принадлежность к «закрытой» для других ребят подростковой асоциальной группе, поднимает его авторитет и значимость в глазах других сверстников, которые к этой «авторитетной» группе не принадлежат. Кстати, именно поэтому зачастую терпят провал отчаянные попытки родителей и учителей, вырвать такого подростка из его асоциальной группы. Ему там хорошо, престижно, есть реальный шанс повысить свое самоуважение и самооценку.