Карта сайта

В российских школах планируется внедрить курс семьеведения

 Председатель научного Совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства, Зам.Председателя общественного совета проекта «Крепкая семья», академик РАО Артур Реан на круглом столе VI форума программы «Святость материнства» рассказал об опыте и перспективах преподавания учебного курса «Семьеведение» («Основы семейной жизни»), который в течение многих лет разрабатывается в России и уже преподается в ряде регионов, но пока в качестве факультатива или классных часов.Артур Реан Фото: Илья Сергеев/РГ

По его словам, необходимость преподавания этого курса для старшеклассников российских школ вызвана печальной ситуацией в обществе: кризисом института семьи и увеличением количества разводов. К слову, в мире, в абсолютном большинстве стран, наблюдается та же тенденция.

- Мы провели исследование среди семи тысячи старшеклассников разных федеральных округов страны и выяснили, что в сознании молодежи семья занимает лидирующие позиции и даже выходит на первое место среди других ценностей, — сказал Артур Реан. — Большинство на вопрос «Кто такой счастливый человек?» ответили, что это тот, кто имеет семью и детей. Тогда почему в стране такой большой процент разводов? Молодежи нужны навыки и знания в построении семьи.
 Как рассказал эксперт, лучше всего получить навыки и знания в своей родительской семье. Правда, более половины опрошенных российских учеников не видят свою семью похожей на родительскую. Получается, если собственных знаний не хватает, а пример близких не кажется идеалом для подражания, на помощь должны прийти специализированные образовательные курсы семьеведения.

- Артур Конан Дойл в частном письме своему знакомому писал: «Ни семья является основой общества, а счастливая семья», — продолжил Артур Реан. — Надо понимать, что курс «Семьеведение», конечно, не решит проблему, а подскажет, как действовать в трудной ситуации. Это, скорее, просветительская работа по подготовке к семейной жизни.

50-часовой курс ориентирован на школьников с 9 по 11 классы, хотя специалисты считают, что нужно привлекать и учеников начальной школы, и даже детсадовцев.

Также стоит проблема и с наличием компетентных кадров, которых нужно набирать, безусловно, из числа педагогов с приличным стажем и жизненным опытом.

По мнению Артура Реана, вредно формировать у молодежи представление о семье исключительно как о сказке о любви. Обязательно стоит рассказывать о трудностях семейной жизни. Лучше всего это делать на живых примерах, например, приглашая на уроки семейные пары с полувековым стажем.

- Важно, чтобы курс «Семьеведение» стал личностно значимым для детей, — объяснила заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Костромина. — Это значит, что они должны ориентироваться на проблемы здесь и сейчас. Урок должен отвечать на вопросы: как знакомиться? как ухаживать? что делать, если тебе отказали?

Светлана Костромина предложила обучать основам семейной жизни в рамках других дисциплин, например литературы.

- Рассказывая о «Слове о полку Игореве», учитель параллельно может затронуть темы: как жена ждала главного героя? как хранила ему верность? что делали дети в это время? — отметила завкафедрой психологии личности.

Заместитель начальника управления образования администрации Владимира Дмитрий Лавров поделился опытом аналогичного урока в школах своего региона.

- С 1996 годы во владимирских школах в рамках классных часов преподается курс «Семья, нравственность, культура, здоровье», разработанный детским социально-педагогическим центром и НИРО, — отметил Дмитрий Лавров. — Но этого, по мнению большинства специалистов, оказалось недостаточно. Курс, который должен быть межпредметным, необходимо вводить в основную программу, преподавателям которой важна мощная методическая поддержка.