Карта сайта

В Москве обсудили роль психологической службы образования в работе с семьей

Мероприятие прошло в стенах Российской академии образования и было посвящено обсуждению перспектив, опыта психологической службы, ее роли в работе с семьей.

Заседание прошло под председательством президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой и Председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, директора федерального проекта «Крепкая семья» ВПП «Единая Россия» Артура Реана.

Артур Реан  обратился со вступительным словом к участникам заседания и рассказал о предварительных итогах реализации проекта по мониторингу образовательной деятельности по тематике семьеведения в регионах Российской Федерации.

Артур Реан в частности отметил: «Необходимо организовать и провести масштабную работу по экспертизе, разработке, апробации и внедрению в практику специального учебного курса и программы по психологии семьи и семейной жизни («семьеведение», «этика и психология семейной жизни», «основы семейной жизни», «фамилистика» и пр.). Тем более что, осознание такой необходимости присуще самим старшеклассникам. По данным широкомасштабного исследования, проведенного под эгидой РАО, 66% старшеклассников полагают, что к созданию семьи нужно готовить путём обучения. Актуальность этого направления подчеркивает и колоссальное число разводов в стране, особенно среди молодежи – в первые пять лет брака»

С докладом «Удовлетворенность родителей условиями учебного процесса и их оценка распространенности конфликтных ситуаций в школе» выступил руководитель центра социологии образования РАО, академик РАО Владимир Собкин. Он также представил результаты опроса 3000 родителей Ленинградской области.

Региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья», Секретарь Общественной палаты Свердловской области Лариса Докучаева рассказала про работу служб медиации Свердловской области и предложила создать единый информационно-методический электронный портал в области деятельности психологических служб на федеральном уровне; разработать концепцию развития психологической службы в Российской Федерации, включающую модели психологического сопровождения семьи и детей.

«Необходимо также организовать проведение всероссийских научно-практических форумов и конференций по проблемам развития психологической службы в сфере образования, актуальным вопросам развития психологической науки и практики с участием общественных некоммерческих организаций, родительской общественности»,- отметила в своем выступлении Лариса Докучаева

Первый проректор, проректор по научной работе Института специальной педагогике и психологии им. Рауля Валленберга Роман Демьянчук вынес на обсуждение вопрос о возможности расширения профессиональных компетенций педагогов-психологов, приобретаемых в ходе профессиональной подготовки, позволяющих получать более глубокие знания в области сопровождения родителей (конституционно обязанных обеспечивать воспитание своих детей) и семей в целом, а также иметь более сформированные практические навыки в работе с семьями.

«Возможности работы психологической службы образования в настоящее время сравнительно нешироки. Это связано, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами: недостаточной представленностью штатных единиц психологов в структуре штатного расписания образовательных организаций;   особенностями профессиональной подготовки психологов образования (преимущественно ориентированной на подготовку к работе с детьми при недостаточной подготовке к работе со взрослыми участниками образовательного процесса – родителями (законными представителями ребенка) и педагогами). Эта ситуация не является уникальной. Анализ современной зарубежной научной литературы показывает, что психологи образования в разных странах мира настолько обременены решением задач работы с детьми, что не имеют возможности способствовать решению задач работы со взрослыми. В этой связи представляется важным отметить, что работа с семьей ребенка остается преимущественной прерогативой педагогов, которые сами чрезвычайно нуждаются в психологическом сопровождении», — подчеркнул Роман Демьянчук

В заседании также приняли участие член рабочей группы проекта «Крепкая семья», Заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОУ «Лицей №9 имени заслуженного учителя РФ А.Н.Неверова» г. Волгограда Ирина Жигульская, директор института педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор Виктор Семикин, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья», начальник управления образования  администрации города Владимир Татьяна Ковалькова, региональный руководитель Федерального проекта «Крепкая семья», заместитель начальника управления образования  администрации города Владимир Дмитрий Лавров, заместитель Председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Елена Куприянова, старший научный сотрудник психологического института РАО, доктор психологических наук Татьяна Тихомирова, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья», заместитель Председателя Законодательного Собрания ЯНАО, председатель комитета по социальной политике Елена Зленко и др.

В частности, Елена Зленко отметила: «Необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение неблагополучных семей, где не выполняются  воспитательные функции: успешная социализация детей, обеспечение психологического комфорта, эмоциональное благополучие ребенка»

Все участники заседания в ходе мероприятия выступили с предложениями по тематике заседания. Прозвучали и обсуждались такие предложения как: необходимость проведения с семьей досуговых мероприятий, в целях коррекции и улучшения взаимопонимания, взаимоуважения и доверительного отношения к семье; организация широкомасштабных психологических исследований по проблемам семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье ; необходимость решения на федеральном уровне вопроса организации системы государственных специализированных психологических семейных консультаций; усилить информационные компании, направленные на формирование в обществе представлений о ценности семейного воспитания, ориентированного на уважительное отношение к согражданам из всех слоев общества; необходимость разработки и издание учебно-методических пособий по вопросам семьи, детства, а также методического обеспечения деятельности специалистов психологических семейных  консультаций и др.

В Заключении Председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, директор федерального проекта «Крепкая семья» ВПП «Единая Россия» Артур Реан поблагодарил всех участников заседания и отметил продуктивность обсуждения данной темы. При этом он подчеркнул, что было бы целесообразно усилить ориентации в деятельности психологов системы образования на работу с учителями и педагогическим коллективом в целом.

«Учитель должен рассматриваться, как эффективный проводник и транслятор психологического знания в педагогическом процессе. Учитель должен быть включен, в рамках своих воспитательных и образовательных компетенций, в деятельность психологической службы образования. Сама психологическая служба системы образования является фактором развития института семьи в социализации личности»,- отметил Артур Реан.

Он также отметил, что материалы заседания будут доложены в конце ноября на специальном совещании у министра образования РФ Ольги Васильевой, которое как раз и будет посвящено обсуждению концепции психологической службы в системе образования России.