Карта сайта

Роль и значение родительского просвещения обсудили в Москве

IMG_6002

В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» и Российской академии образования.

Заседание прошло под председательством Президента Российской академии образования, академика РАО Людмилы Вербицкой и заместителя председателя совета федерального проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия», председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, Заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО Артура Реана.

В своем выступлении Артур Реан подчеркнул актуальность и важность темы родительского просвещения. «Основная социализация ребенка проходит в семье, поэтому важно, чтобы родители обладали хорошей компетенцией по вопросам психологии и педагогики воспитания. Очень важным является налаживание взаимодействия между семьей и школой, а наиболее эффективно будет родительское просвещение, когда контакт семьи и школы будет прочным, а также когда в этой работе будет задействована психологическая служба системы образования.» — отметил Артур Реан.

В своем докладе директор Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики» Катерина Поливанова рассказала о социальной ситуации, в которой родители воспитывают детей сегодня: о малодетности и повторнобрачных семьях, а также о появлении разнообразных теоретически фундированных моделей родительства, дающих основания для различных и порой крайне противоречивых практических рекомендаций.

Было отмечено, что запрос родителей на дополнительную информацию о воспитании детей проявляется не только в появлении новых журналов и порталов в интернете, ориентированных именно на родителей, но и в появлении новых областей экспертизы (например, консультантов по грудному вскармливанию или слингоношению), а также в недоверии традиционным источникам знаний о родительстве – прародителям, врачам, педагогам. Все это характеризует современную ситуацию, в которой образовательные программы для родителей продолжают активно развиваться, подстраиваясь под изменившиеся нужды родителей.

IMG_5972

Выступление Елизаветы Сивак, научного сотрудника Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики», было посвящено результатам серии исследований, включавших как серию глубинных интервью, так и анкетирование более 2000 матерей и отцов, проживающих в городской местности (опрос был проведен в 2016 году и включал жителей городов-миллионников, средних и малых городов РФ).По результатам исследований можно говорить о том, что в целом городские родители довольно хорошо информированы о воспитании детей: они используют различные источники информации, часто обсуждают возникающие проблемы с родными и близкими, активно общаются в интернете. Однако ряд сложностей не удается решить лишь при помощи получения знаний и информации о воспитании. Так, родители беспокоятся о правильности выбранных методов воспитания и особенно остро переживают невозможность проследить долгосрочный эффект от своих действий и понять, как именно то или иное событие повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Такой эффект был назван исследователями эффектом «несомасштабности», так как конкретные, повседневные действия по воспитанию ребенка здесь и сейчас практически невозможно соотнести с масштабными и отсроченными эффектами в будущем, о которых тревожатся родители. Все это приводит к тому, что по результатам анкетирования, около 20% опрошенных респондентов чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания и заинтересованы в поддержке в данных вопросах.

Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики» в заключение рассказала о важных принципах выстраивания психологической работы с родительской аудиторией. Во-первых, учитывая довольно высокий уровень информированности и образованности родителей, необходимо уделять особое внимание их личностной позиции и личностным ресурсам (переживаниям, связанным с включением родительской роли в свою жизнь, самоэффективности – вере в то, что родитель сможет справиться с возможными сложностями, ответственности и т.д.).

Во-вторых, важно помнить, что при разработке образовательных программ для родителей речь идет об образовании взрослых людей. Такая ситуация предполагает выстраивание взаимоотношений «на равных», когда ведущий занятий, курсов и тренингов выстраивает отношения сотворчества и взаимного обмена успешным опытом.

После основного доклада состоялась дискуссия, в ходе которой члены Совета поддержали важность как проведения научных исследований педагогической культуры и практики родителей, так и разработку образовательных программ для родителей как перспективной формы поддержки семьи.

Заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, Член-корреспондент РАО, профессор Владислав Сериков обратил внимание на то, что достоинством представленного исследования является внимание к месту семьи в развитии и образовании ребенка. Без учета этих представлений и сотрудничества школы с семьей педагогическая деятельность сегодня не может быть эффективной.

IMG_5993

Председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике, депутат Самарской Губернской Думы , региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» в Самарской области Марина Сидухина подчеркнула, что невозможно представить воспитанного ребенка без воспитанного взрослого. Она указала, что при построении систем поддержки родителей необходимо учитывать вероисповедание,национальные особенности семей и различный менталитет территории субъектов РФ, а также разные возрасты детей с учетом «критических сроков взросления». Также Марина Геннадьевна предложила ввести раздел, посвященный образованию родителей в концепцию, разрабатываемую в рамках стратегической программы «Десятилетие детства».

Декан факультета журналистики МГУ, Член-корреспондент РАО, профессор Елена Вартанова, положительно оценила исследование и предложила обратить внимание на такую важную составляющую родительских компетенций как медиаграмотность.

Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Орловского областного Совета народных депутатов, региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» в Орловской области Елена Астахова в своем выступлении затронула тему влияния СМИ на формирование представлений о семье в небольших городах. Понимая,что каждая семья,это своеобразный мир,в котором есть свои нормы,традиции,ценности,коллектив «Радио-Ливны»делает многое для формирования семейных ценностей,рассказывая положительные примеры из повседневной жизни людей,о том,как они справляются с трудностями,как помогают друг другу в семье,как проживают радостные и грустные события вместе,трудятся,отдыхают,что способствует укреплению семейных отношений.Как воспитывать детей?Как помочь семьям и детям,попавшим в трудную жизненную ситуацию?Мы работаем на один результат- чтобы в Ливнах было комфортно жить,чтобы дети,которые родились и выросли в городе хотели остаться в нем,рожать детей и строить будущее для себя и новых поколений.

Представитель Южного федерального университета Екатерина Ковш представила созвучный опыт организации Детского и Родительского университетов, осуществленные под руководством Донского Государственного технического университета. Данная практика позволяет привлекать специалистов из различных университетов региона для образовательной работы с детьми разного возраста. Одновременно осуществляется просвещение родителей «маленьких студентов». В будущем году планируется расширение работы, в том числе и за счет внедрения инклюзивного компонента.

Президент РАО Людмила Вербицкая также положительно отозвалась о представленном исследовании, обратив внимание на значение общего культурного развития современных родителей, в том числе и в сфере лингвистики.

В заседании также приняли участие: региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» в Кировской области, председатель «Благотворительного фонда имени Иоанна Богослова» Сусанна Аникитина-Юнгблюд, директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Лариса Цветкова, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья» в Волгоградской области, депутат Волгоградской городской думы Иосиф Ефремов, представители федерального проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» и др.

Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства призван осуществлять координацию усилий науки и практики в решении актуальных вопросов семьи и детства в нашей стране. Совет должен позволить, с одной стороны, оперативно транслировать запросы практики к науке, а с другой стороны, оперативно внедрять новейшие научные разработки по проблемам семьи и детства в практику работы регионов.