Карта сайта

Психология девиантности. Суицид

Новость о смерти Честера Беннингтона, солиста группы Linkin Park, получила широкий охват интернет-аудитории: опубликованный в день его суицида клип «Talking To Myself» в течение трех дней был просмотрен более 25,5 млн. раз…

Ввиду того, что поклонниками группы в основном являются молодые люди и подростки, предлагаем вернуться к обсуждению проблем психологического консультирования в случаях суицидально-ориентированного поведения подростков.

_______________________

Прим. ред.: Данная статья также также посвящена острой проблеме, возникшей в связи с действиями «Синего кита» или, как их еще называют «Море китов», «f57», «Тихий Дом» «Разбуди меня в 4.20» – все это небольшая часть групп смерти.Группы смерти в социальных сетях уже давно не новость. Это «молодежное» движение продолжается не первый год, а количество погибших детей перевалило за сотни.

_______________________

В книге «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОСТИ. Дети. Общество. Закон» под редакцией А. А. Реана (Книга года по психологии по итогам XVIII Национального конкурса «Золотая Психея») суициду посвящена отдельная глава «Суицид как проявление подростковой деструктивности». Приводим ее краткий обзор.

Авторы книги описывают основные характеристики суицида как вида социально-негативного поведения. «Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей.» Данное определение отсылает читателя к Методическим рекомендациям для руководителей подразделений органов внутренних дел (Москва, 2001). Авторы добавляют: «На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.»

Авторы приводят три основных психологических признака надвигающегося суицида:

  • скрытый гнев – гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие можно заметить;
  • тяжелая потеря – положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды;
  • человек охвачен чувством беспомощности.

Описывая многочисленные и сложные причины суицидов, авторы выделяют 3 группы причин: наряду с психологическими, описывают биологические и социальные причины.

В подтверждение значения биологических факторов суицида авторы приводят следующие наблюдения. Среди одной общины баптистов в Пенсильвании почти три четверти всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в 4 семьях. Если один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства резко повышается.

Важность социальных факторов суицида авторы описывают с опорой на работы французского социолога Э. Дюркгейма (1998): «рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека, т.е. степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений. Рейтинг суицида среди взрослых ниже у женатых, чем у разведенных, вдовых или одиноких людей.»

Более подробно авторы описывают психологические причины суицидов. Психологические теории суицидального поведения берут начало в работах основоположника психоанализа З. Фрейда (1989), подчеркнувшего роль агрессии человека, направленной на самого себя. Детальное развитие эти идеи получили в работах американского психиатра К. Меннингера, который предположил, что «все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанные бессознательные причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).»

Ссылаясь на работы пионера современной теории суицида американского психолога Э. Шнейдмана (2001) авторы приводят «несколько наиболее серьезных характеристик суицида: чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы.» Авторы добавляют, что психотерапевты когнитивного направления подчеркивают роль негибкого мышления(«жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть»), такое мыслительное застревание приводит человека к невозможности найти решение своих проблем. Авторы признают, что суициды часто «символизируют крик о помощи».

Далее авторы описывают возможности оказания психологической помощи в случаях суицидально-ориентированного поведения: приводят методику проведения профилактической беседы, предлагают ряд диагностических методик, дают рекомендации о прогнозировании суицидальной активности.

В ходе оказания психологической помощи авторы рекомендуют уделить достаточно внимания активному выслушиванию и соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь,
  • будьте терпеливы,
  • не старайтесь шокировать или угрожать, говоря: «Пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому…»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить;
  • делайте всё от вас зависящее, но не берите на себя ответственность за чужую жизнь;
  • набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации.

В качестве подсказки для консультантов авторы приводят таблицу
«Контроль за своими высказываниями в ходе профилактической беседы»

Если вы слышите Обязательно скажите Не говорите
«Ненавижу учебу, класс…» «Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был в твоем возрасте…Да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным…» «Иногда мы все чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них нужно решить в первую очередь» «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи, что происходит» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» «Кто же поймет эту сегодняшнюю молодежь?»
«Я совершил ужасный поступок…» «Давай сядем и поговорим» «Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получится, — значит, ты недостаточно старался!»

Источник: Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / под ред. А.А. Реана. -М., 2016

Источник новости: http://psy.su/feed/6233/