Карта сайта

Это Вам не сказка о любви

Зачем современным школьникам «Семьеведение»?

«В своё время Сократ мне сказал: «Женись непременно. Попадётся хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом». Не знаю, что лучше», — рассуждал непревзойдённый Олег Янковский в роли Мюнхгаузена. Интересно, чтобы он ответил, узнав, что за вечные вопросы возьмутся на уроках семейного счастья в школах.

Семьеведение 2

Идею введения в образовательных организациях уроков семейного счастья, как назвала этот предмет детский омбудсмен Анна Кузнецова, или курса «Семьеведения», год назад поддержало федеральное Минобрнауки. Хотя вопросы построения ячейки общества изучались в ряде субъектов до того: где-то разработаны региональные программы, где-то отдельные школы ввели факультативы. Как основного обязательного предмета в федеральном государственном образовательном стандарте его нет. Как не существовало до недавнего времени и примерной программы преподавания. Её разработали в Российской академии образования (РАО).

Идём туда, не Знаем куда

- В структуре жизненных ценностей молодёжи семья занимает первое место. Кроме того, подавляющее число респондентов, участвовавших в нашем опросе, считает наличие семьи обязательным условием счастья, — рассказал о результатах масштабного исследования, проведённого в восьми регионах разных федеральных округов России, Председатель научного Совета РАО по вопросам семьи и детства, профессор, академик РАО Артур Реан на VI форуме программы «Святость материнства».

Реалии жизни, однако, говорят об обратном. Да, семья у молодых россиян по-прежнему в приоритете, но тогда почему процент разводов такой высокий? Откуда все эти истории про «попробовали — не получилось»? По данным Росстата, с 2010 года число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50%. Основная масса расторгнутых браков приходится на первые годы семейной жизни. Такая же тенденция, как подчёркивает Артур Реан, характерна для многих стран.

- У молодёжи отсутствуют навыки и знания в построении семьи, констатировал академик РАО.

Конечно, идеальный способ получить эти знания — видеть перед глазами пример собственных мамы и папы. Но данные упомянутого исследования ошеломляют. Более половины опрошенных отметили, что их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом.

Заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Костромина пояснила: на трансляции семейных ценностей сказывается такой показатель, как семейная близость. Стоит ли продолжать и говорить, сколько мальчишек и девчонок ответили, что свободное время члены семьи проводят за уборкой, стиркой, готовкой или перед телевизором… Их подавляющее большинство.

- Мы можем наблюдать разрыв между поколениями даже внутри одной семьи, — отметила Светлана Костромина. — Он связан с изменениями в обществе. Современное общество транзитивное: мы переходим туда, куда сами не знаем. Меняется и сущность самих изменений.

Семейный классный час

Восполнить пробел в «семейном» образовании, как считают в РАО, поможет 50-часовая программа, рассчитанная на учеников 9 — 11-х классов. Эксперты добавляют, что можно вводить предмет и раньше. Программа базовая, так что каждый российский регион может и должен учитывать свою специфику.

- Программа не является догмой и директивой к неукоснительному исполнению, — добавил Артур Реан. — В перспективе хотелось бы увидеть «Семьеведение» в основной сетке часов образовательной программы, но это нелегкая задача. Учебные планы и так переполнены, однако предмет может стать факультативом, включаться в другие курсы.

Почему бы не воспользоваться классными часами и, к примеру, приглашать на них успешные пары, которые рассказывали бы о трудностях и о том, как они их преодолевали? Вредно формировать у молодежи представление о семье исключительно как о сказке о любви.

Вопрос с кадрами в академии непреодолимым тоже не считают. Артур Реан предложил создавать тематические кафедры в региональных вузах.

Официально по информации Министерства образования и науки Ульяновской области, в настоящее время 30 педагогов из 28 школ апробировали отдельные темы курса «Семьеведение». Программы внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год утверждены руководителями образовательных организаций. Внедрение самой программы планируется с нового 2019-2020 учебного года. Программы внеурочной деятельности в школах выбираются родителями учеников.

Справка «Новой Газеты»: VI Международный форум программы «Святость материнства» проходил в Минске 14-15 ноября. В нём участвовали более 500 общественных и государственных деятелей, бизнесменов, учёных, духовных лидеров, молодёжных активистов и журналистов из 11 стран мира (Беларусь, Россия, Сербия, Грузия, Израиль, Иран, Казахстан, Китай, Польша, Республика Македония, США).

Автор: Каманина Валентина

Источник: «Народная газета»